- Мощение по правилам: основные принципы укладки тротуарной плитки
- Содержание
- Подготовительный этап
- Нюансы устройства основания под мощение
- Устройство проницаемого основания под мощение плиткой
- Укладка вибропрессованной тротуарной плитки
- Подводим итоги
- Уладка тротуарной плитки простыми способами: как не потратить деньги на ветер!
- Виды и рекомендации по выбору тротуарной плитки
- Необходимые для укладки тротуарной плитки материалы
- Разметка будущих дорожек
- Земляные работы и защитный слой
- Устройство дренажа
- Размещение ограждающих бордюров
- Применяемые виды оснований
- Заливка бетонного основания
- Основание из песка и цемента
- Обработка плитки перед укладкой
- Укладка тротуарной плитки
Мощение по правилам: основные принципы укладки тротуарной плитки
Дорожки и другие зоны мощения являются атрибутом загородного участка независимо от его формы, площади, рельефа и стилистики оформления ландшафта. Но от типа материала мощения и конструктива дорожек, отмосток, парковок и въездных площадок, зависит и вид, и удобство двора. Неправильно подобранная или уложенная с нарушениями плитка буквально через один-два сезона утрачивает декоративность и практичная дорожка превращается в «холмогоры». В результате требуются новые вложения не только средств, но и сил, и времени. Чтобы мощение на участке служило и радовало глаз годами, со специалистом завода Steingot разберем основные принципы и нюансы укладки плитки.
Содержание
Подготовительный этап
Как правило, мощение выполняется на этапе благоустройства участка, по завершению строительства дома и других капитальных объектов. Учитывая, что отмостка, дорожки, зоны отдыха и парковка – это не только функциональные, но и декоративные элементы ландшафтного дизайна, подготовка к мощению выполняется еще на этапе проектирования. В идеале разрабатывается полноценный проект ландшафтного дизайна, основанный на особенностях участка (тип грунта, рельеф, УГВ и др.). И уже исходя из выбранной стилистики оформления двора, с учетом предполагаемых нагрузок и условий мощения, подбирается и толщина плитки, и конструктив дорожек, и форма, и «рисунок» укладки.
Как и при строительстве любых сооружений, будь это капитальный дом, сезонная дача, хозблок, гараж или беседка, при благоустройстве двора, в общем и мощении в частности – нужен проект, хотя бы на уровне визуализации в редакторе или эскиза от руки. Для тех, кто предпочитает обходиться собственными силами, производители предлагают универсальную «памятку».
Перед тем, как приступать к укладке плитки, обязательно проводится подготовка:
- Определяется геология участка: пучинистость и несущая способность грунта, глубина промерзания, высота грунтовых вод. По результатам подбирается оптимальный конструктив мощения (глубина заложения, состав пирога).
- Определяется нагрузка: толщина плитки, глубина заложения основания и состав слоев подготовки зависит от проходимости и предполагаемой нагрузки.
- Выполняется разметка мощения согласно проекту, для расчета количества расходников: квадратуры плитки с припуском 5 % на обрезки, объема щебня и песка, количество геотекстиля.
- Выполняются расчеты количества расходников для мощения, а также сопутствующих элементов: бордюры, лотки ливневой канализации и др.
Нюансы устройства основания под мощение
Вибропрессованная плитка считается оптимальным материалом для мощения, так как сочетает высокую декоративность с универсальностью, практичностью и долговечностью. Но даже самая прочная и надежная плитка будет «работать» без нареканий только при условии правильной подготовки основания. Существует две основных технологии мощения:
- На проницаемое основание – послойная «подушка» из песка и щебня с геотекстилем для разделения слоев.
- На непроницаемое основание – армированная бетонная подготовка.
В сегменте частного загородного домостроения, когда двор не является стоянкой для большегрузов и нагрузки исчерпываются пешеходами и легковым автотранспортом, чаше всего выполняется мощение на проницаемое основание. Технология позволяет обойтись без трудоемкого и дорогостоящего бетонирования с устройством арматурного каркаса и подходит даже для сложных грунтов.
Собираюсь планировать участок, ну и соответственно делать дорожки, подъездные пути и т. д. Грунт – глина, гуляет туда-сюда в зависимости от времени года. Подскажите, пожалуйста, на какие нюансы стоит строго обратить внимание при подготовке основания для дорожек, отмостки? Как правильно сделать основание при таких грунтах.
Основное правило – заместить пучинистый грунт непучинистыми материалами: щебнем и песком. Для правильного расчета основания и типа материалов нужно пригласить специалиста, который точно определит тип грунта на вашем участке и подготовит наиболее подходящее для ваших условий решение, в том числе и по устройству дренажной системы.
На пучинистых грунтах с высоким УГВ для эффективного отвода воды с участка и предотвращения застойных явлений и сезонных деформаций дорожек, ливневой канализации зачастую недостаточно. Требуется устройство не только прифундаментной, но и лучевой (для осушения участка) дренажной системы, в том числе с закладкой дрен в основание дорожек.
Что касается бетонной основы, некогда считавшейся единственно возможной, особенно, под мощение парковок, сегодня она практически не применяется.
Перелопатили кучу информации, но однозначного ответа не нашли. Вопрос следующий – на площади 35 кв. м нужно уложить тротуарную плитку под стоянку легкового авто (непостоянную, только на выходных). Какой лучше выбрать способ укладки плитки – на песок или на бетон? Слышали, что на песчаную подушку кладут плитку только под садовые дорожки, а с заливкой бетона – для авто. Так ли это? Сейчас этот участок – просто грунт. Буду признательна за ответ.
Сам по себе песок не может служить единственным слоем основания под тротуарную плитку – это самый верхний слой, под которым находятся другие: геотекстиль, щебень. Даже если уже есть готовое бетонное основание, то между ним и плиткой все равно должен быть утрамбованный песок. По всем действующим нормативам подстилающий слой под тротуарную плитку должен состоять из щебня и песка. В зависимости от типа грунта и нагрузок рассчитывается количество слоев, их толщина и состав. Важное требование – основание должно хорошо пропускать воду. Бетонное основание этому требованию не отвечает.
Тем не менее, многие до сих пор «по старинке» сначала бетонируют, а потом задаются вопросом, что дальше.
Подскажите, пожалуйста, как правильно уложить тротуарную плитку на бетонное основание? Так же нужен слой щебня\песка или можно обойтись без него? А если, нужен, то какой толщины?
Если у вас уже есть готовое основание и плитку придется укладывать на него, то щебень не нужен. Достаточно будет слоя песка не более 5 см. Важно предусмотреть эффективный отвод воды с бетонного основания: как минимум должен быть соблюден угол уклона не менее 1 см на каждый метр поверхности, а по-хорошему должны быть сделаны и дренажные отверстия до грунта в самом основании.
Устройство проницаемого основания под мощение плиткой
При устройстве проницаемого основания также не стоит «изобретать колесо», даже по совету «специалистов».
У меня такой вопрос. Собрался делать дорожки на участке. Обратился к специалистам. Один предлагает сделать по варианту: 30 см. ПГС, потом ПЦС и плитка. Второй предлагает такой же вариант, только слой ПЦС – смотреть по месту. Сосед прораб предлагает класть на сеяный песок 10-20 см. (у него лежит по такой технологии лет пять – хорошо, только трава кое-где прорастает). Несколько часов провел на форуме. Однако логику подушки под плитку до конца не понимаю:
- почему бы действительно не положить на сеяный песок 10-20 см. – это и защищает от вспучивания, и дренаж, и плитка не должна играть, так как песок утрамбован, а по бокам – бордюр?
- по идее, если класть просто на ПГС, то на гравии плитка будет играть;
- для чего ПЦС – неужели для схватывания плитки, есть отзывы на форуме, что и просто песка достаточно, для чего переплачивать? ПЦС со временем не разрушается?
Нашел на форуме ответ, что щебень направляет вертикальную нагрузку в горизонтальную. То есть надо понимать, что плитка не будет проседать со временем. ПГС выполняет схожую функцию, надо думать? Может для пешеходной дорожки достаточно просто песка сеяного, а для заезда машины?
Ни один из трех предложенных вариантов не соответствует рекомендациям производителей плитки и правилам мощения, зафиксированным в документе СТО 46505580-002-2020.
Состав материалов для основания простой: щебень, песок, геотекстиль. Фракции щебня и песка, количество и толщина слоев рассчитывается исходя из типа грунта на вашем участке и будущих нагрузок. Ни ПГС, ни тем более ПЦС не рекомендованы для устройства основания под плитку.
ПЦС в нашей стране все еще применяют скорее по традиции, чем по необходимости, так как каких-либо преимуществ по несущей способности, водопроницаемости и сроку службы у нее нет. Кроме того, запрещена посыпка швов цементно-песчаной смесью при укладке вибропрессованной плитки, так как это приводит к изменению цвета и провоцирует появление высолов.
При подготовке проницаемого основания основными параметрами является глубина выемки грунта и толщина слоев подготовки. Они подбираются исходя из геологии и нагрузок, но можно воспользоваться и наглядной инструкцией.
Подготавливая основание для мощения, необходимо четко соблюдать следующие рекомендации:
- Выдерживать уклон от 0,5 см/1 м поверхности при устройстве каждого слоя.
- Выполнять тщательную трамбовку каждого слоя основания с применением виброплиты, финишный слой (плитка) трамбуется виброплитой с резиновым амортизирующим покрытием, толщиной от 1 см.
Укладка вибропрессованной тротуарной плитки
Завершающим этапом мощения является укладка тротуарной плитки (брусчатки) на подготовленное основание по выбранной схеме. Будет ли это сложный геометрический узор или упор на саму плитку за счет оригинальной фактуры, формы и палитры, определяется при разработке проекта. Благо, практически на каждую коллекцию существует несколько схем выкладки, используемых при мощении различных зон участка.
Укладку желательно проводить в сухую, теплую погоду – осадки и заморозки не только усложняют работу, но и негативно влияют на ее качество. Стандартный алгоритм выглядит следующим образом.
- Плитка укладывается по направлению от себя, от бордюра или края, начиная от нижней точки, к высокой.
- Основная масса коллекций предполагают наличие на каждой плитке шовообразователей (русты), обеспечивающих ровный шов между элементами.
- При мощении плиткой из серии Color Mix камни используют одновременно из нескольких поддонов.
- В процессе укладки необходимо контролировать плоскость – с этой целью используют как простейший строительный уровень и шнурку на колышках, так и высокотехнологичные лазерные нивелиры. Для подравнивания применяют резиновые киянки.
- Швы после укладки просыпают мытым, или кварцевым песком, чередуя засыпку с уплотнением до полного заполнения.
- Для окончательного выравнивания после укладки используют виброплиту с резиновым амортизатором (до 200 кг, до 20 кН). Если площадь мощения небольшая, можно обойтись увесистой резиновой киянкой. Также виброплиту на киянку стоит заменить при выборе плитки без фасок, чтобы избежать возможного повреждения кромок.
Подводим итоги
Чтобы мощение получилось не только практичным и долговечным, но и эстетичным, необходимо тщательное планирование и дизайн-проект. Производители рекомендуют устраивать проницаемое основание не только для дорожек в пешеходных зонах, но и для въездных зон, и парковочных площадок. Это позволит сэкономить не только средства, но и время, и силы, без ухудшения технических и эксплуатационных характеристик покрытий.
Выдающиеся характеристики вибропрессованной плитки обусловлены особенностями производственного цикла. Про востребованные формы и схемы укладки – в предыдущем тематическом материале. В видео – планирование садового участка, советы от инженера-озеленителя, простым языком.
Источник статьи: http://www.forumhouse.ru/journal/articles/9729-moshenie-po-pravilam-osnovnye-principy-ukladki-trotuarnoi-plitki
Уладка тротуарной плитки простыми способами: как не потратить деньги на ветер!
Популярность Ф.Э.М. обусловлена малой себестоимостью, неприхотливостью, привлекательностью. Более того, технология укладки тротуарной плитки своими руками доступна для всех желающих. И если пользоваться рекомендациями, приведенным ниже, и пошаговой инструкции, вы без труда уложите парковку, подъезд, тротуар, дорожку или отмостку. При этом для выполнения работ не нужно никакого дорогостоящего оборудования.
Виды и рекомендации по выбору тротуарной плитки
Сейчас на рынке стройматериалов производители предлагают следующие типы ФЭМ, изготовленные из:
- Цельного натурального камня из твердых пород.
- Бутового камня мягкой породы (песчаники).
- Искусственного камня, керамогранита.
- Бетона с цветовыми пигментами или без них.
В процессе укладки тротуарной плитки своими руками лучше использовать различные цвета, чтобы выложить узоры и сделать дорожку более привлекательной. Есть три технологии ее изготовления из бетонной смеси на основе цемента: вибролитье, вибропрессование, штамповка.
Последний вариант дешевле, но такие элементы имеют меньшую прочность. Только вибрирование позволяет выгнать воздух из бетонной смеси. А значит, не образуются раковины, бетон распределяется равномерно по всему объему. При прессовании верхний защитный слой становится достаточно прочным, чтобы выдерживать механические воздействия.
При выборе обращают внимание на производителя. Кустарные изготовители не дают гарантию, и после первой зимы на поверхности возможно появление сколов, трещин, выщелачивания.
Необходимые для укладки тротуарной плитки материалы
Когда выбрана и куплена тротуарная плитка, к укладке приступают только после того, как под рукой будет:
- дорожный бордюр или поребрик из бетона или пластика;
- портландцемент марки ПЦ 400 или ПЦ 500 (не меньше);
- гранитный щебень фракции 5-20, 10-20 или 20-40;
- просеянный речной песок с любым модулем крупности.
Разметка будущих дорожек
Придется разработать проект. Пусть это будет эскиз или план приусадебного участка, где на бумагу нанесены все постройки и насаждения. Укажите, где будет находиться брусчатка. Это необходимо сделать до того, как класть тротуарную плитку.
Для нанесения разметки на грунте потребуются деревянные или металлические колышки, по которым натягивается шнур. Линии должны отступать от будущей дорожки на 10 см. Кстати, перед тем, как уложить тротуарную плитку, предусмотрите, что на дорожке должны свободно разойтись два человека, а значит, тротуар должен иметь ширину 1,0-1,2 метра. А если вымащивается парковочное место или подъездная площадка, планируют так, чтобы вокруг машины могли свободно перемещаться люди, не наступая на газон.
Земляные работы и защитный слой
Брусчатка не кладётся на открытый грунт или глину. Технология укладки предполагает снятие верхнего слоя земли до глубины 30-35 см. Это нужно сделать по всей размеченной площади. Дно траншеи засыпается щебенкой, поверх которого укладывается песок. Между слоями делают прослойку из геотекстиля.
Устройство дренажа
Дно траншеи трамбуется и накрывается первым слоем геотекстиля. Толщина щебеночного слоя порядка 18 см., песчаный – выравнивающий. Между прослойками укладывается специальная пленка, которая будет пропускать воду вниз, но не позволит грунтовой влаге подниматься на поверхность.
После отсыпки каждой прослойки по поверхности проходятся трамбовкой, чтобы после укладки тротуарной брусчатки поверхность всегда оставалась ровной, и защитный слой не проседал под действием влаги и механического воздействия.
Размещение ограждающих бордюров
Дорожку из брусчатки необходимо оградить с двух сторон, чтобы грунт с газонов не намывался в случае паводков. Даже с эстетической точки зрения это необходимо для придания завершенности внешнего вида. Бордюр может быть любым: каменным, бетонным, пластиковым.
Применяемые виды оснований
Существует несколько способов укладки: на песок, сухую смесь, железобетон. Последний вариант самый затратный, но самый надежный. Однако есть как плюсы, так и минусы такого основания. Неоспоримым достоинством является надежность и отсутствия риска просадки. Армокаркас не позволит просесть ни одному кирпичику. Однако, если когда-нибудь придется такую основу демонтировать, будут сложности.
Заливка бетонного основания
Перед тем, как укладывать тротуарную плитку, своими руками придется вырыть траншею на 15 см глубже. Отсыпка щебнем и песком нужна в любом случае. Дренажный слой обеспечит безопасность железобетона, избавив его от пагубного воздействия влаги, особенно в зимний период.
Добиваться большей марочности нецелесообразно, так как последует удорожание. Потребуется цемент М500 Д0 или Д20. Меньше также нежелательно. А затраты на такую основу оправданы, если мостится дорога, по которой будет ездить транспорт.
Соответственно и плитка нужна толщиной 60 или 80 мм. Причем ее прочность не может быть ниже М350. При покупке требуйте паспорт качества, где указана именно такая маркировка. А после заливки бетонной смеси приступайте к укладке тротуарной брусчатки на 7-е сутки, когда она наберет 60% прочности.
Уже уложенную можно нагружать только через 28 дней. Сейчас можно приобрести готовую сухую смесь, в состав которой сходит фракционный щебень, песок, цемент, активные добавки. Для затворения используется обычная вода. Пропорции указаны на упаковке.
Если же решено сделать все самостоятельно, важно выдержать правильное водоцементное соотношение. Для этого на одну долю портландцемента берут три доли песка, и пять щебня.
Все это замешивают с водой до достижения пластичности, но чтобы цементное молочко не отслаивалось от заполнителей. Будучи вымешанной, смесь остается пригодной для использования в течение часа, если используется мешалка. Не стоит пытаться «оживить» схватившийся бетон.
Придется списать материалы и замешать новую партию. Поэтому впрок этого не делают. А для армокаркаса берут прут сечением 5 мм. Ширина ячейки армосетки 100 на 100 мм. Арматуру связывают проволокой или прихватывают сваркой. Ржавчину счищают.
Основание из песка и цемента
Цементно-песчаная сухая смесь приготавливается в пропорциях 1:5. Ее насыпают поверх дренажного слоя по уровню, на который кладутся элементы ФЭМ. Толщина – от 10 до 15 сантиметров. Изначально на дно траншеи засыпается песок, затем щебень, потом еще раз песок. Каждая прослойка прокладывается пленкой, пропускающей воду. Слои трамбуют и дают просохнуть, так как цементная смесь должна быть сухой на момент отсыпки. Важно, чтобы в материалах не было пылевидных включений, глины, извести, мусора. Поэтому пользуются просеянными сыпучими.
Обработка плитки перед укладкой
Чтобы успешно выложить плитку самостоятельно, нужно покрыть каждый элемент гидрофобными составами, чтобы обезопасить их от грунтовой и паводковой влаги. Данная мера позволит добиться большего показателя морозостойкости, ведь разрушает бетон не холод, а вода, которая на морозе замерзает. Лед расширяется, заполняя поры и «рвет» монолит, что приводит к трещинам и сколам. Эти же препараты защитят брусчатку от плесени, грибка, мха и других паразитов. А значит, дорожка всегда будет привлекательной и прослужит дольше.
Сегодня продают уже готовые составы и сухие порошки, которые необходимо растворить в воде. В заполненную емкость погружают элементы ФЭМ, а затем дают им полностью просохнуть. При этом обращайте внимание на качество. Выбракованные кирпичики отложите. Они пригодятся для монтажа покрытия в местах, где дефектов не будет видно.
Также поврежденная плитка идет на доборы, когда приходится ее резать болгаркой. Тогда оставляют нетронутую часть, а остальное утилизируют. А раздробив отходы, их можно использоваться в качестве наполнителя или обратной засыпки при строительстве.
Укладка тротуарной плитки
Когда основа – песок или сухая смесь, укладку ведут по методу «на себя», когда мастер не находится на уложенной плитке. Простукивать необходимо каждый кирпичик, чтобы впоследствии он не шатался. При необходимости основу выравнивают, если после прикладывания уровня выяснится, что имеет место прогиб.
Швы засыпаются тем же материалом, на который она кладется. После укладки дорожку проливают водой, а через 2-3 дня повторяют процедуру. В остальном алгоритм действий такой, как описано выше.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/vodatyt/uladka-trotuarnoi-plitki-prostymi-sposobami-kak-ne-potratit-dengi-na-veter-5e959c1afaa668570a7a2989