Три_яруса_смешанных_лесов

Урок окружающего мира на тему «Смешанные леса» (программа Л.В. Занкова). 3-й класс

Цель: Познакомить с понятием «ярусы леса», уточнить представления детей о хвойном, лиственном и смешанных лесах; развивать речь, логическое мышление, воспитывать экологическую культуру младших школьников.

Оборудование: иллюстрации растений леса, макет многоэтажного дома.

Учебник: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008

1. Оргмомент.

  • 10 прыжков
  • 10 приседаний
  • 4 наклона в одну сторону
  • 4 наклона в другую сторону.

2. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

У. – Сегодня на уроке мы расширим свои представления о лесной зоне.

– А какие растения произрастают в лесах, сейчас мы узнаем.

Ничего, что плод мой мелок.

– Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница)

Учитель выставляет изображение называемых детьми деревьев.

Никто ее не пугает, а она все равно дрожит. (Осина)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо и расту
В высоту. (Сосна)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

На зеленом шнурочке белые звоночки. (Ландыш)

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке
В белом сарафане. (Береза)

Пока дети – каждый в берете,
Повзрослели – шляпы надели. (Грибы)

У. – Много растений растет в лесах. О каких из них вы можете рассказать?

Дети рассказывают о том растении, о котором готовили сообщение к уроку.

Читайте также:  Пессарий_грибовидный_доктор_арабин

Вспомним, благодаря чему в лесной зоне растут эти растения.

У. – Какие виды лесов вам известны?

Дети: Лиственные, смешенные и хвойные леса.

У. – Какие деревья из присутствующих на картинках к какой подзоне вы отнесете?

Учащиеся: Грибы и ландыш могут расти в любой из подзон.

У. – Скажите, в чем главная заслуга леса?

Дети: Снабжает нас кислородом.

3. Физминутка.

4. Изучение новой темы.

У. – Какие леса преобладают с Смоленской области.

У. – Какие растения вы встречали в наших лесах?

Дети называют типичные для смешанных лесов растения.

1. Возникновение проблемной ситуации.

У.– Скажите, чем схожи наш лес с этим макетом?

Учитель демонстрирует макет многоэтажного дома.

2. Осознание сущности затруднения и постановка проблемы.

3. Нахождение способа решения: путем догадки или выдвижения предположений.

  1. Такой же большой как лес
  2. Такой же высокий как лес
  3. В нем много этажей, как в лесу.

У. – Растения в любом лесу располагаются этажами– ярусами. Количество ярусов зависит от типа леса.

У. – Какие деревья наших лесов будут занимать самый верхний ярус?

У. – Какие деревья будут жить под ними?

У. – Они образуют второй ярус.

У. – Ниже деревьев располагается ярус кустарников.

Дети: Орешник, жимолость, малина, калина.

У. – Это третий ярус. А кто заселяет четвертый ярус?

У. – А самый нижний ярус что занимает? Это основание нашего дома.

У. – Забыли про организмы, населяющие ее.

Дети: Да, четвертый ярус занимает почва вместе со всеми населяющими ее живыми организмами.

5. Проверка правильности решения проблемы.

У. – В какой подзоне меньше будет ярусов?

Дети: В хвойном лесу, потому что там встречается меньше видов растений.

Читайте также:  Влажные_экваториальные_леса_амазонка

У. – В хвойном лесу гораздо меньше ярусов. В лучшем случае под высокими деревьями вырастают тенелюбивые кустарники черники и брусники, а также некоторые виды травянистых растений. В итоге, сколько ярусов в хвойном лесу?

Дети: Три яруса или даже два.

У. – Какой же закон соблюдают растения, живущие в лесу и люди, живущие в многоэтажном доме?

У. – Как же решила этот вопрос природа мы узнаем в учебнике на стр. 71.

5. Физминутка. Игра «День – ночь»

6. Работа с учебником.

У. – А теперь, ребята, прочитаем статью в учебнике о смешенном лесе. Отметьте ту информацию, которая для вас является новой, незнакомой или непонятной.

7. Итог урока.

У. – Почему на небольшом участке леса удается вырасти множеству разных растений?

Дети дают свои ответы, основанные на знаниях, полученных при изучении новой темы.

Источник

Ярусы леса

Если осмотреться в лесу, сразу заметно, что растения разной высоты, а в некоторых местах есть заросли кустарников. Есть затенённые места, солнечные поляны, участки с высокой травой или совсем тёмные уголки с хвоей под ногами. В статье объясним устройство леса, рассмотрим явление ярусности, приведём примеры лесных растений.

Что такое ярусность

Ярусностью называют разделение растительного сообщества по высоте надземной и глубине подземной части на отдельные уровни. Схема ярусов леса отражена в таблице.

Травяной — травы и кустарнички

Черника, ландыш, папоротник

Надземные ярусы

В верхнем ярусе располагаются деревья разной высоты. Самые высокие забирают большую часть света, так как их кроны касаются друг друга. Сомкнутые кроны высоких деревьев называют лесным пологом. Под ними растут деревья пониже, с разреженными кронами. К ним поступает рассеянный свет из-под полога.

Читайте также:  Сыроежка_гриб_рецепт_маринования

Кустарники часто окружают лесные поляны или занимают места, освещаемые время от времени, когда лесной полог колышется от ветра.

Поляна в лесу

В травяном ярусе часто встречаются кустарнички черники, брусники, разрастаются кислица, ландыши, купены. Летом здесь темно, но весной, пока не появились листья, достаточно солнечного света. Это время цветения лесных трав.

Наиболее теневыносливые растения представлены в нижнем ярусе. Это мхи, лишайники, среди них часто растут грибы.

Грибы в лесу

Покрывает почву лесная подстилка. Она состоит из лиственного опада, хвои, мелких веточек, кусочков коры, отмерших травы и мха. Это очень важный, сохраняющий влагу, слой, который даёт возможность грибам и плесени перерабатывать накопившийся материал и превращать его в перегной.

В разных лесах наблюдается разное число ярусов. В густых старых ельниках слишком темно, поэтому нет малых деревьев, кустарников, мало травы, но богатые мхи и лишайники.

Еловый лес

Подземные ярусы

Корни растений также расположены на разных «этажах». Корни высоких деревьев уходят на большую глубину. Травянистые растения занимают приповерхностный слой почвы, образуя плотный дёрн. В промежутке между этими горизонтами находятся корни остальных обитателей леса, занимая свои уровни. У травянистых лесных растений не всегда вызревают семена, поэтому они размножаются семенами и корневищами, которые могут распространяться далеко от хозяина. Например, корневища ландыша могут быть длиной до 1,5–2 м.

Ярусное расположение корней обеспечивает питание растений из разных почвенных горизонтов.

Что мы узнали?

Лесные растения образуют несколько ярусов на разной высоте. Больше всего света достаётся высоким деревьям, меньше всего — мхам и лишайникам. Корни занимают в почве разные уровни, что имеет большое значение для питания растений. О ярусах леса можно подготовить доклад для учеников 2 класса на урок по окружающему миру.

Источник

Оцените статью