9. Классификация способов трелевки древесины и трелевочных машин.
Трелевка — процесс перемещения заготовленной древесины (деревьев, хлыстов, сортиментов) от места заготовки к месту укладки ее в штабеля или погрузки на лесовозный транспорт. Если заготовленная древесина доставляется из лесосеки на верхний склад в погруженном положении, такую трелевку обычно называют подвозкой. Возможны различные виды и способы трелевки заготовленной древесины (рис. 10.1).
Механизированная трелевка древесины, кроме подвесной, производится по трелевочным волокам, прокладываемым по лесосеке.
Трелевочный волок — это простейший временный транспортный путь на лесосеке, по которому заготовленная древесина доставляется из лесосеки на погрузочный пункт или верхний склад.
Наибольшее применение получила тракторная трелевка древесины. В Беларуси почти вся заготовленная древесина трелюется тракторами.
На трелевке древесины используют различные машины и оборудование: тракторы, валочно-трелевочные машины, канатные трелевочные установки и др.
Вид трелевочного средства для конкретных природно-производственных условий выбирают, исходя из почвенно-грунтовых условий, рельефа местности и крупности лесонасаждений.
Рис. 10.1 Виды и способы трелевки древесины
10. Типы тракторов, применяемых на трелевке древесины.
Тракторы, применяемые на трелевке древесины, подразделяются на специализированные и общего назначения. У специализированных тракторов имеется специальное технологическое оборудование для сбора пачки деревьев, хлыстов или сортиментов и перемещения ее на погрузочный пункт и кабина расположена спереди для улучшения обзорности и упрощения управления трактором. Кроме того, специализированные трелевочные тракторы более приспособлены к лесной среде благодаря специальной конструкции ходовой части. Поэтому они получили широкое применение на трелевке древесины.
По конструкции ходовой части тракторы, применяемые на трелевке древесины, делятся на гусеничные и колесные. Причем в последнее время все шире начали применять специализированные колесные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой. Эти тракторы имеют высокую маневренность и энергонасыщенность, что позволяет им двигаться по волоку на высоких скоростях. Поэтому они более производительны, чем гусеничные тракторы. Однако проходимость колесных тракторов на лесосеках со слабой несущей способностью грунтов и при глубоком снеге хуже, чем у гусеничных.
В Беларуси на трелевке деревьев и хлыстов преобладают гусеничные трелевочные тракторы.
По конструкции технологического оборудования для набора пачки трелевочные тракторы делятся на четыре типа:
1. Трелевочные тракторы, оснащенные канатно-чокерным оборудованием;
2. Трелевочные тракторы, оснащенные гидроманипулятором с клещевым захватом для бссчокерной трелевки деревьев и хлыстов;
3. Трелевочные тракторы, оснащенные пачковым клещевым захватом для бесчокерной трелевки сформированных пачек деревьев и хлыстов (подборщики-трелевщики пачек);
4. Трелевочные тракторы, оснащенные гидроманипулятором с челюстным захватом для бесчокерной трелевки (подвозки) сортиментов (погрузочно-транспортные машины).
Из этих типов все большее применение получают трелевочные тракторы для бесчокерной трелевки древесины, так как они исключают ручной труд и значительно повышают производительность труда.
В последнее время в связи с постоянным подорожанием энергоносителей в некоторых зарубежных странах, в частности в Финляндии. Швеции, начали применять в опытном порядке на трелевке сортиментов мини-тракторы с прицепным трелевочным оборудованием.
Независимо от типа трелевочного трактора он состоит из базовой машины и навесного или прицепного трелевочного оборудования.
Трелевка древесины тракторами производится по специально подготовленным волокам, расположенным определенным образом на лесосеке. Производительность трелевочных машин во многом зависит от качества трелевочных волоков, которые должны прокладываться с соблюдением определенных требований и в период эксплуатации поддерживаться в надлежащем состоянии. Так, руководящий подъем на волоках не должен превышать 100-150‰, а уклоны на спусках — до 200‰. На кривых участках волок должен быть шире на 1 -2 м. Закругления на волоках необходимо устраивать с радиусом не менее 30 м. Магистральные волоки по возможности следует располагать по спускам в грузовом направлении.
Процесс трелевки древесины тракторами состоит из следующих основных операций: движения трактора без груза на лесосеку, формирования пачки, движения трактора с грузом на погрузочный пункт (верхний склад), разгрузки пачки и при необходимости выравнивания комлей.
Техника выполнения этих операций для различных типов трелевочных тракторов зависит от особенностей и кинематики навесного трелевочного оборудования.
Источник
Строй-справка.ру
Способы трелевки
Способы трелевки
Трелевкой называется перемещение древесины из лесосеки от мест валки деревьев до погрузочных пунктов. Трелевка является важнейшей операцией в лесозаготовительном процессе — на долю ее приходится 25-30% трудозатрат по лесосечным работам и 9- 11% всех трудозатрат по комплексу лесозаготовок.
Необходимость этой операции очевидна, так как с помощью лесовозных автомобилей или узкоколейного транспорта нельзя взять древесину непосредственно на лесосеке. Ее предварительно нужно собрать. Целью трелевки как раз и является сбор древесины с относительно большой площади на специально подготовленные погрузочные площадки у лесовозных дорог.
Трелевка является транспортной операцией, но она резко отличается от других видов транспорта. В силу того, что трелевочные средства перемещаются по обширной территории и работают на одной лесосеке в течение короткого периода, здесь не делается и не может быть сделано ‘никаких капитальных затрат на устройство пути. Поэтому трелевка проводится в исключительно трудных условиях-при полном бездорожье, на любых грунтах летом или по снежной целине зимой, с преодолением многочисленных препятствий в виде пней, валежника, валунов и т. д. Трелевочные машины работают на очень невысоких скоростях (1-1,5 м/сек), но развивают значительные тяговые усилия. Трелевка ведется на сравнительно небольшие расстояния: обычно до 300 м, иногда до 500-700 м и лишь в очень редких случаях — до 1 км.
Благодаря трелевке достигается концентрация древесины в определенных местах у лесовозных дорог, что позволяет применить в лесу современные технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев. Очевидно, что без трелевки (непосредственно у пня) все эти операции было бы очень трудно механизировать.
Существуют различные средства и способы трелевки. Их можно классифицировать следующим образом:
по виду перемещаемой древесины — трелевка деревьев, хлыстов, сортиментов;
по способу трелевки — комлями вперед, вершинами вперед; по техническим средствам — трелевка тракторами, колесными тягачами, лебедками, при помощи воздушно-трелевочных установок и гравитационных устройств; в некоторых случаях трелевка производится лошадьми; технически возможна трелевка с помощью вертолетов и аэростатных систем;
по характеру перемещения груза — трелевка волоком, в полупогруженном, погруженном, полуподвешенном и подвешенном состоянии.
Различие в видах трелевочных средств вызвано большим разнообразием производственных условий, в которых проводятся лесозаготовки. Технически и экономически обоснованный выбор трелевочных средств для тех или иных условий представляет достаточно сложную задачу, В качестве исходных моментов при этом принимаются почвенно-грунтовые условия и рельеф.
Трелевочные тракторы применяют в равнинной местности, а также на горных склонах крутизной до 22° (зимой и в сырую погоду -до 14°). Применение на трелевке леса тракторов в ряде случаев ограничивается несущей способностью грунтов там, где требуется выстилка волоков; использование тракторов связано с дополнительными затратами труда и денежных средств и иногда может оказаться менее эффективным, чем примене^е лебедок.
Трелевочные лебедки используют на лесосеках со слабыми грунтами.
В горных условиях используют специальные трелевочные средства. Известно много различных видов первичного лесотранслорта в горах: воздушно-трелевочные установки, канатные дороги, ка-натно-рельсовые дороги, лесоспуски, лотки.
Трелевку леса в сортиментах производят в горных условиях при применении воздушно-трелевочных и других установок.
В большинстве случаев лес трелюют в полупогруженном состоянии («полуволоком»), т.е. один конец трелюемой пачки погружен на трелевочный механизм, а другой конец волочится по земле или снегу. Этот способ применяют при работе специальных трелевочных тракторов. Тракторы, не имеющие специального оборудования (Т-100), трелюют лес волоком.
Трелевочные лебедки, работающие с мачтой, трелюют лес в полуподвешенном состоянии: передний конец трелюемой пачки несколько приподнимается за счет вертикальной составляющей от натяжения троса, что облегчает перемещение пачки, особенно на подходе к мачте.
В полностью подвешенном состоянии трелюемая древесина перемещается при трелевке лебедками с использованием несущих тросов, а также при работе воздушно-трелевочных установок.
Перемещение древесины в полностью погруженном состоянии возможно при использовании на трелевке транспортных средств (например, колесных тягачей) с прицепами.
В настоящее время более 90% всего объема работ по трелевке леса выполняется тракторами.
Навигация:
Главная → Все категории → Лесосечные работы
Статьи по теме:
Источник