Глава 10 технология перегрузки лесных и особых грузов
55. Транспортно-технологическая характеристика лесных грузов и особенности их перегрузки
Лесные грузы, которые перевозятся морским транспортом, можно разделить на круглый лес, пиломатериалы, изделия из дерева и технологическую щепу.
Круглый лес делят на: длинномерный (3 м и более) и короткомерный (до 3 м). К длинномерному относят: пиловочник, строительный лес, транспортируемый в виде бревен, сваи и кряжи ценных пород древесины. Короткомерный круглый лес включает: балансы и пропсы (рудничная стойка). Круглый лес перевозят с поштучной укладкой, в пучках и пакетах.
Пиломатериалы — это доски, брусья и шпалы. Длина их может быть разной, но чаще бывают длинномерные. Пакетирование досок, брусьев и шпал более распространено, чем круглого леса.
Круглый лес и пиломатериалы пакетируют в невозвратных и многооборотных пакетообразующих средствах. С этой целью применяют деревянные рамы, скрепленные проволочными хомутами или сварными трубчатыми угольниками; гибкие обвязки, обеспечивающие самороспуск пакета при установке в вагон, трюм или на склад, и полужесткие стропы.
Круглый лес и пиломатериалы в торговых портах чаще всего перегружают на универсальных комплексах с большими открытыми складскими площадками, обслуживаемыми поворотными портальными кранами. На тыловых складах можно использовать большепролетные козловые краны и комбинированные перегружатели, представляющие собой козловой кран, по верхнему поясу которого перемещается тележка с поворотной частью портального крана. Пиломатериалы и короткомерный лес можно также хранить и в складах-навесах.
Плитки кровельные и облицовочные, паркет, клепку бочковую и ящичную, фанеру, древесно-стружечные плиты и т.д. перевозят обычно в пачках, как некоторые генеральные грузы. Для некоторых изделий из дерева’ необходимо крытое хранение Перегрузку этих грузов в морских торговых портах, как правило, осуществляют вместе с генеральными на универсальных комплексах с открытыми и крытыми складами. Технология перегрузочных работ с изделиями из дерева имеет много общего с технологией перегрузки тарно-штучных грузов.
Щепа технологическая по своим свойствам, коренным образом отличается от остальных лесных грузов. Она является основным видим сырья из древесных отходов, используемых для целлюлозно-бумажного и гидролизного производства, а также для изготовления древесно-стружечных плит. Образуется щепа в результате дробления кусковых отходов лесозаготовок и лесопиления; имеет размеры до 35 мм. Специфические свойства щепы: небольшая плотность — 320—360 кг/м 3 при средней влажности 40%, смерзаемость в зимних условиях и склонность к уплотнению.
По железной дороге щепу перевозят в полувагонах, а по автодорогам — автопоездами из тягачей с прицепами и полуприцепами. Для того чтобы предотвратить сдувание щепы, во время перевозки используют сетки, которыми накрывают полувагоны и автоприцепы. Морем щепу перевозят на специальных судах — щеповозах. В портах ее перегружают, как правило, на специальных комплексах, но могут использоваться и универсальные.
56. Круглый пес
Круглый лес может прибывать в порт по железной дороге в полувагонах, по реке в баржах и на плаву в плотах, морем на лесовозах и универсальных сухогрузных судах.
Рис 66 Перегрузка круглого леса специальным грейфером через торцеватель бревен
Из полувагонов пакеты выгружают по ярусно краном со специальной крюковой подвеской — по одному пакету в подъеме. Застропку осуществляют за проушины пакетообразующих средств. Круглый лес россыпью выгружают краном с лесным грейфером (рис. 66), но верхний слой груза («шапку») снимают с помощью стропов. Застропку производят «в удав» роликовыми скобами. Стропы заводят под «шапку» с помощью проволочных крючьев.
При подъеме круглого леса из воды, если он поступил пучками с обвязкой, ее снимают после обжатия пучка грейфером
Пучок можно расформировывать и на плаву, бревна с помощью багров выравнивают в сторцованный ряд и захватывают грейфером.
На складе пакеты в ПС останавливают в четыре ряда с уступом по периметру штабеля в соответствии с ПБТП Формирование, и расформирование штабеля осуществляют поярусно. Штабель бревен россыпью крепят с двух сторон подпорными стенками. Формируют его краном с лесным грейфером, а при снятии «шапок» с полувагонов — стропами, расформировывают краном с грейфером.
Перед погрузкой в полувагон или на судно грейфером или стропами бревна, при необходимости, опускают краном в торцеватель, где торцы выравнивают (см. рис. 66) В подпалубное пространство груз перемещают с помощью судовой лебедки со шкентелем и канифас блоков Для этого груз краном с грейфером или со стропами подают на просвет люка и укладывают на шкентель До раскрытия грейфера или ослабления стропов шкентель заводят «в удав» и подтягивают лебедкой. Только после этого освобождают грейфер или стропы
Штабель на палубе и в трюме на просвете люка расформировывают краном с грейфером При глубине подпалубных пространств 3 м и более выгрузку производят с помощью стропов. Из подпалубного пространства груз доставляют судовой лебедкой со стропами. На просвете люка стропы перецепляют от лебедки к крану.
Рис 68 Прижимная подвеска для перегрузки пакетов балансов в полужестких стропах
Рис 67 Загрузка полувагона пакетами леса в полужестких стропах
Рис 69 Самозатягивающаяся подвеска
Бревна россыпью в полувагоны и на автомашины грузят краном с грейфером. «Шапку» формируют на причале и устанавливают в полувагон с помощью стропов.
Кряжи краны перегружают только двумя стропами по одному бревну в «подъеме» с застропкой «в удав». Заводку стропов под бревно производят с предварительным подрывом. С помощью вспомогательного стропа краном приподнимают один конец и под него заводят основные стропы баграми или проволочными крючьями. Далее кряж опускают и стропят основными стропами. Перевозят и хранят на складе кряжи только россыпью Производительность технологической линии при перегрузке кряжей в 1,1—1,5 раза ниже, чем при работе с круглым длинномерным лесом по соответствующим технологическим схемам (комплексно-механизированным)
Балансы и пропсы при перевозке пакетами в ПС (рис 67) без расформирования перегружают комплексно механизированным способом с использованием для застропки груза специальной подвески с прижимной рамкой (Рис. 68)
При перевозке россыпью перегрузка балансов и пропсов связана с применением тяжелого ручного труда по формированию и расформированию пакетов. В качестве пакетообразующих средств используют кроме полужестких стропов также увязочные пояса и стальные стропы. В мерных станках пакеты формируют на заранее уложенных стропах, которых может быть два (при длине балансов более 1,3 м) или один (при длине балансов менее 1,3 м). При поступлении груза россыпью в полувагонах станок устанавливают краном или погрузчиком непосредственно в полувагон Груз с помощью багров вручную укладывают в станок и после его заполнения стропят самозатягивающейся подвеской (рис. 69), затем выгружают краном из полувагона.
Штабелирование на складе осуществляют непосредственно краном или автопогрузчиком с безблочной стрелой. Груз хранят пакетами в ПС, увязочных поясах или стропах. Для погрузки на судно увязочные пояса снимают на причале; штабель в трюме и на палубе формируют послойно с поштучной укладкой груза.
Погрузку балансов и пропсов в полувагоны россыпью можно производить грейфером с разравниванием вручную с помощью багров.
Перспективы совершенствования технологии перегрузки круглого леса связаны с широким развитием перевозок в пакетах и блок-пакетах, прекращением использования судов с подпалубными пространствами и повсеместным применением грейферов при перевозке груза россыпью, а также укрупнением грузов в лихтерах для перевозки судами — лихтеровозами.
Источник
Транспортная характеристика лесных грузов
Все круглые лесоматериалы, получаемые после раскряжевки хлыстов, подразделяются на деловые сортименты и низкокачественную древесину. Деловые сортименты заготовляются согласно ГОСТ 9462-88 и ГОСТ 9463-88. По назначению они подразделяются на следующие группы:
- лесоматериалы для распиловки и строгания для выработки: пиломатериалов и заготовок (пиловочник); шпал железных дорог (шпальный кряж); клёпки сухотарных бочек и деталей ящиков (тарный кряж); клепки винных, пивных и заливных бочек (клепочный кряж);
- лесоматериалы для выработки целлюлозы и древесной массы — балансы;
- лесоматериалы для производства спичек — спичечный кряж;
- лесоматериалы для производства шпона — фанерный кряж;
- лесоматериалы для использования в круглом виде: крепления подземных горных выработок (рудничная стойка, рудничное долготье); мачт и судов; строительства; радиомачт, свай технических сооружений и элементов мостов, опор линий связи и электропередач (столбы различного назначения).
- Основным, преобладающим сортиментом на лесопромышленных предприятиях является пиловочник.
В зависимости от области применения различают пиломатериалы (ГОСТ 8486-86 и ГОСТ 2695-83) внутреннего потребления и пиломатериалы, поставляемые на экспорт. Пиломатериалы внутреннего потребления делятся на пиломатериалы общего назначения и специальные (авиационные, резонансные). В общем объеме перевозок лесоматериалов наибольшую долю составляют круглые (65%) и пиломатериалы (20%).
Технологические комплексы для лесозаготовительных работ
В настоящее время широко внедряется машинная валка леса. Получили распространение валочно-пакетирующие машины (ВПМ), оборудованные манипуляторами. ВПМ состоит из базового трактора и навесного технологического оборудования, осуществляющего срезание дерева, сталкивание (снятие) его с пня и доставку комлевой части дерева в пакетирующее устройство или укладку его на землю. Конструкцию ВПМ можно рассмотреть на примере машины ЛП-19А.
Валочно-пакетирующая машина ЛП-19А (рис. 15.3) предназначена для срезания деревьев и их пакетирования в процессе сплошных рубок в равнинной местности.
Рис.15.3.. Валочно-пакетирующая машина машина ЛП-19
1 — ходовая система; 2 — срезающее устройство; 3 — нижний захват; 4- верхний захват;5 — гидроцилиндры подъема и опускания стрелы и рукояти; 6 — гидроцилиндр поворота захватно-срезающего устройства; 7 — рукоять; 8 — стрела; 9 — поворотная
Рис. 15.4. Валочно-трелевочная машина ЛП-17
— срезающий механизм; 5 — гидроцилиндр поворота рукояти; 6 — стрела; 7 — пантографная система; 8 -гидроцилиндр поворота стрелы; 9 — колонна; 10 — коник; 11 — снегоочиститель
Валочно-трелевочные машины ЛП-17 (рис.15.4) предназначены для валки деревьев, формирования пакета и его трелевки.
Трелевка (перемещение деревьев, хлыстов или сортиментов от места валки до лесопогрузочного пункта или места складирования) является важнейшей операцией лесозаготовительного процесса. На ее долю приходится 25-30% трудозатрат по лесосечным работам и 10-12% всех трудозатрат по комплексу лесозаготовительного процесса.
Самыми распространенными машинами на трелевке леса являются трелевочные тракторы. На тракторах с канатной оснасткой ТТ-4 (рис.15.5а) установлены лебедка 1 для формирования и подтягивания пачки хлыстов (деревьев) и откидной погрузочный щит 2, на который посредством чокеров и тягового каната, натягиваемого на барабан лебедки.
Рис. 15.5. Трелевочные тракторы
а — гусеничный трелевочный трактор ТТ-4: 1-лебедка; 2 — откидной погрузочный щит;
б — трелевочный трактор с гидроманипулятором: 1 — поворотная колонка; 2 — стрела; 3 — рукоять; 4 — клещевой захват; 5 — коник; 6 — гидроцилиндры; 7- бульдозерный нож; 8 — цепная передача;
в — гусеничный трактор с клещевым захватом ЛТ-89: 1 — рама; 2 — лебедка; 3 — стрела (арка); 4- клещевой захват; 5 — гидроцилиндр
Тяговый канат длиной 40-50 м на конце имеет петлю, в которую вставляется стопорное разрезное кольцо. Чокер представляет собой отрезок каната длиной от 1,7 до 2,5 м и диаметром 12…16 мм, имеющего на одном конце кольцо, на другом — крюк. Чокер предназначен для зацепки деревьев, хлыстов или сортиментов. Для устранения ручного труда и механизации процесса формирования пачки на тракторе вместо погрузочного щита и лебедки установили гидроманипулятор и зажимной коник.
К тракторам с гидроманипуляторами относится ТБ-1 (рис.15.5б). Коник 5 на раме трактора ТБ-1 закреплен шарнирно и при движении может качаться и поворачиваться вместе с пачкой относительно продольной оси трактора, что обеспечивает его маневренность.
В настоящее время на лесосечных работах применяется машинная обрезка сучьев с помощью простых и эффективных самоходных машин ЛП-3ОБ. Самоходные сучкорезные машины должны эксплуатироваться совместно с другими лесосечными машинами, выполненными на однородной базе.
Челюстной лесопогрузчик ЛТ-65Б (рис.15.6) построен на базе трактора ТТ-4. Процесс погрузки челюстным лесопогрузчиком включает формирование пачки; перемещение пачки к месту погрузки; укладку пачки на подвижной состав. Челюстные лесопогрузчики имеют высокую производительность и мобильность, что обеспечивает возможность их работы в любом месте лесовозной дороги.
Рис. 15.6. Челюстной гусеничный лесопогрузчик ЛТ-65Б
1-стрела; 2 — поворотная челюсть; 3 — неподвижная стойка; 4 — поворотное основание; 5 — гидроцилиндр; 6 — рама; 7 — гидроцилиндр
Источник