pyshki_plyushki
«Etro»- итальянская марка одежды, сделавшая этно-мотивы своей визитной карточкой. На одной вещи может сочетается несколько сложных многоцветных узоров, каждый из которых хорош и ярок сам по себе. При этом впечатления чрезмерности не возникает. Как в нарядах индианок или китаянок — всего много, но всё абсолютно в тему. Эффект достигается за счёт лаконичных форм самой одежды и отсутствия прямого цитирования народного костюма. Особенное место среди узоров «Etro» занимает турецкий/индийский огурец или пейсли (paisley).
. .
Родиной «турецкого огурца» считается Иран. Однако, его английское название происходит от города Пейсли, что в центральной Шотландии. Узор, называемый на персидском Boteh Jegheh, используется в Иране со времён правления Сасанидской династии в 224-651 годах н.э. Позднее он становится основным текстильным узором, украшающим как царские одежды, так и одежды простых людей. И сейчас «турецкий огурец» популярен в современном Иране и странах центральной Азии. Он прядётся золотой или серебряной нитью на шёлке и других высококачественных тканях, появляется на картинах, украшениях, коврах и пр. Его употребление давно вышло за рамки одежды.
В Европе орнамент появился в первой половине 17-го века, благодаря Ост-Индийской Компании, имевшей монополию на поставку предметов роскоши с Востока, в том числе индийских шалей. Спрос на них был такой высокий, что Компания была не в состоянии удовлетворить его. К делу подключились местные мастера, начавшие массово воспроизводить заморский орнамент, сначала Марсель в 1640-ых годах, потом за ним последовали Англия в 1670-ых, и Голландия в 1678 году. Это, в свою очередь, усилило конкуренцию между ткачами Европы до такой степени, что во Франции с 1686 по 1759 год королевским указом был запрещен импорт ткани с узором «турецкий огурец».
Вначале орнамент выглядел натуралистично. Позднее, с началом экспорта кашмирских шалей в Европу и на Средний Восток, изображение стало более геометрическим, под влиянием исламских традиций, согласно которых изображения предметов и людей нежелательны. На Западе были свои эстетические требования — экзотика. Имитации кашмирских шалей, произведённые в Европе, выглядели очень экзотическими, компенсируя своим невообразимо фанастическим рисунком недостаток качества.
справа ткань , произведённая в Европе, около 1840
Служащие Ост-Индийской компании, возвращаясь со службы в заморских колониях, привозили домой кашемировые индийские шали, быстро ставшие для знати желанной вещью. Официально модным аксессуаром шаль с узором «пейсли» стала, когда императрица Жозефина начала носить её как дополнение к своим платьям в «античном стиле». Говорят, она владела около сотней шалей. В то время цена в Англии на кашмирскую шаль достигала 200-300 фунтов, непомерной цены для обыкновенных людей.
Европейские производители преодолели множество трудностей на пути изготовления шалей. Самым трудным в воспроизведении был сам кашемир, делавшийся из подшёрстка гималайских коз (пашмина). Подшёрсток состригали каждое лето или собирали с колючих кустов. Разведение домашних коз для пополнения этого ценного ресурса не было эффективным. Около восьмиста грамм, производимых одной козой в год, хватало для изготовления шали длиной всего лишь в 1.2 м и шириной в 15 см. Поэтому ранние британские имитации стоили 20 фунтов и были выполнены из шёлка. Была ещё одна интересная история с попыткой разведения гималайских коз непосредственно в Англии. На туманный Альбион должны были доставить коз и козлов, которые неосмотрительно были погружены по отдельности на корабли. Корабль с самками затонул, а из самцов выжило только четверо, и те вскоре сдохли вскоре после прибытия. Козы из других поставок благополучно перенесли путешествие, но оказалось, что их шерсть не того же качества, что у коз в Гималаях. Так и пришлось английским ткачам продолжать свои эксперименты с комбинацией шёлка, шерсти и хлопка, чтобы получить подходящую имитацию кашемира.
С орнаментом было проще. Он копировался с дорогих шёлковых и шерстяных шалей из Кашмира и адаптировался для домашних ткацких станков. В 1800-1850-ых годах ведущими производителями шалей стали ткачи из города Пейсли в Шотландии. Усовершенствования, внесённые в их станки, позволили им работать с пятью цветами вместо двух, как у других ткачей. К 1860-му году они смогли производить шали с пятнадцатью цветами, что по-прежнему составляло всего лишь четверть от многоцветия изделий, импортировавшихся из Кашмира. Орнамент стали известен как «пейсли».
К 19-му веку городок Пейсли стал основным центром по производству хлопковых и шерстяных тканей с печатным узором. Чаще орнамент «пейсли» печатался на ткани, а не ткался, что снизило стоимость такой ткани, а вместе с ней и популярность оной. Основными центрами печатных тканей в турецкие огурцы были Великобритания и область Эльзас во Франции.
Дизайн шалей зависел от моды. Если до начала 19-го века шаль имела прямоугольную форму и широкие узорчатые полосы, в основном, по краям, центр оставался бледного натруального цвета. То с середины 19-го века шаль существенно увеличилась в размере. Форма приблизилась к вадрату. Узор стал ярче и зполнил всё пространство шали.
слева направо: Milton W. Hopkins — Unknown Lady with Book & Shawl / Eduard Friedrich Leybold — painted Portrait of a young lady in a red dress with a paisley shawl in 1824/ Alfred Stevens — Will You Go Out With Me?
К 1880-м годам царствование шалей, а вместе с ними и орнамента «турецкий огурец», окончилось. До 1960-х годов узор был забыт. Он возродился с появлением радикально настроенной молодёжи, хиппи, интересующихся Востоком, бунтарей с особой гражданской позицией.
Некоторые учёные, исследующие историю текстильного дизайна, считают «турецкий огурец» стилизованным изображением цветущей ветви или кипарисового дерева, зороастрийского символа жизни и вечности. В современном французском языке узор «турецкий огурец» называется «boteh» или «palme». В Пакистане — «кери», слово на урду, означающее косточку манго. В Пенджабе — «Ambi», происходящем от слова «Amb», также означающем манговое косточку.
Именно «турецкий огурец» во время посещения Индии и вдохновил Джироламо Этро, основателя марки «Etro» и большого коллекционера тканей. С тех самых пор «огурец» присутствует во всех коллекциях марки, начиная с 1984 года. Дизайнеры модного дома постоянно экспериментируют с цветом и местами размещения фирменного орнамента. Купальники, платья, пальто, пиджаки, сумки, шали, галстуки и пр. Список можно продолжать и продолжать. Сам узор раскрашивается в яркие цвета, распыляется по вышивке кристаллами, разделяется на небольшие фрагменты и закатывается в пластик для прозрачных сумок. Всё это прекрасно иллюстрирует общую концепцию дома, «новую традицию»: использование традиционных технологий и мотивов в производстве современной одежды.
. .
Источник
Узор пейсли: как носить знаменитый «огуречный» принт
Пейсли , он же турецкий огурец , можно смело назвать одним из самых древних и при этом весьма популярных и в наши дни орнаментов!
Пейсли — один из тех восточных орнаментов, которые не кажутся слишком вычурными или экзотичными, легко адаптируются к любой цветовой гамме и никогда не выходят из моды. Он не связан сезонными условностями и органично смотрится и в летней одежде, и в более теплой, но, надо признать, в нежной весенней палитре нашей новой коллекции «Приметы весны» пейсли смотрится особенно эффектно!
Предлагаем вам поближе познакомиться с историей давно знакомого орнамента, а главное, с тонкостями его использования в создании образа.
Гид по клетке: самые знаменитые узоры
Восточные огурцы и где они произрастают
У орнамента, впоследствии украсившего собой психоделические платья 60-х, рубашки «битлов», русские платки, британские обои и наряды от кутюр, невероятно древняя история: он был распространен в Персии и Иране нашей эры! В то же время он начал постепенное завоевание многих других восточных стран, поэтому сегодня можно встретить и такие названия как «турецкие огурцы» или «индийские огурцы», хотя изначально он назывался «бута» (с ударением на последнюю гласную).
Любопытный факт: растение индийский огурец, момордика, действительно существует и даже по своему окрасу и форме отдаленно напоминает об узоре пейсли, однако в действительности узор был в стародавние времена вдохновлен вовсе не огурцами. Чем именно, большой вопрос, но есть несколько версий: египетский пшеничный колос, бутоны хлопка, слеза Аллаха, листья пальмы, а кроме того, на санскрите «бута» означает «огонь».
Гид по полоске: самые знаменитые узоры
Что касается названия «пейсли», то оно появилось намного позже: в XVII в. спрос на индийские ткани, в том числе с этим орнаментом, пользовались невероятным спросом, но их дороговизна вынуждала торговцев искать способы отказаться от иностранных закупок и наладить производство популярного товара на родине. Небольшой шотландский город Пейсли и вовсе превратился в одну огромную фабрику по производству тканей в индийском стиле, и так заслужил свое место в истории.
До начала XIХ века пейсли ассоциировался с чем-то статусным, в частности, из-за дорогих индийских кашемировых шалей, украшенных этим узором. В течение XIХ века узор становился все более массовым, особенно, когда его начали набивать на дешевых хлопковых тканях, что и привело в итоге к закату его популярности.
Вторую жизнь пейсли обрел уже во второй половине прошлого века, когда он вдруг стал важным культурным символом движения хиппи! В те годы от «огурцов» буквально некуда было деваться: детские коляски, ремни, банданы, галстуки, брюки и даже Роллс-Ройс Джона Леннона. Ну, а в 1980-ых итальянский дом моды Etro сделал «огурец» своим фирменным знаком, открыв ему дорогу на подиумы.
Как носить орнамент пейсли сегодня?
Пейсли бывает очень разным: размашисто-грубоватым и ярким, деликатным и детализированным, активным и фоновым. Поэтому многое будет зависеть от того, какого эффекта вы хотите добиться. Однако стоит учитывать, что женщинам крупного телосложения больше подходят мелкие или средние «огурцы» в спокойной цветовой гамме, иначе фигура может казаться тяжелее, чем на самом деле. Хрупкие и стройные могут смело поэкспериментировать и со сложными детализированными мотивами, и с яркой цветовой гаммой.
Даже в относительно мягкой палитре пейсли остается достаточно броским орнаментом, что, как правило, затрудняет возможность его комбинирования с другими принтами. Если вы не хотите перегружать образ, то, безусловно, лучше дополнять его однотонными тканями, но в рамках стиля бохо и этнических мотивов в целом, можно пойти и в сторону усложнения! Пейсли можно комбинировать c цветочными рисунками, геометрическими элементами, например, с горохом или полоской.
В наступившем году пейсли появляется как в коллекциях весна-лето’2020, так и в осенне-зимних, причем не только Etro, для которого пейсли остается знаковым, но и, например, у Max Mara в нежнейшем пастельном исполнении или в круизной коллекции Isabel Marant в холодном и строгом монохроме.
Интересная интерпретация пейсли встречается в осенней коллекции Tory Burch, а Alice + Olivia на осень предлагает настоящую бохо-классику этого узора.
Сомнений быть не может, в этом году пейсли действительно на волне! Напоследок предлагаем вам полюбоваться на нежнейшее ажурное платье от Zimmerman, которое буквально завораживает, воспевая красоту этого древнего узора.
Стильные хитрости: как сочетать несколько принтов в одном образе
Источник