Типы ландшафтов тульской области

Сценарий урока географии «Ландшафты Тульской области»
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Урок разработан в форме научно – практической конференции. Цель урока – сформировать представление о ландшафтной сфере на примере регионального и локального участков земной поверхности. Цели и задачи урока направлены на формирование личности учащегося в опоре на использование всех компонентов содержания образования.

Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим смыслом: удивление – восприятие – осмысление – запоминание – применение по образцу в новой ситуации – обобщение — систематизация. Особое место занимает система методов проблемно-развивающего обучения, ориентированная на субъективную новизну и оригинальность; на побуждение учащихся к активной деятельности.

На уроке-конференции реализуется краеведческий принцип обучения, экологическая направленность; развиваются способности учащихся к самостоятельным действиям, решению учебных проблем.

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_uroka_geografii.docx 13.59 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ УРОКА-КОНФЕРЕНЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ

«ЛАНДШАФТЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ» (8 класс)

Макарова А.Ф., учитель географии высшей категории

МБОУСОШ №19, г. Тулы

Цель: Сформировать представление о ландшафтной сфере на примере регионального и локального участков земной поверхности.

— познакомить: 1) с понятием «ландшафт»; 2) с различными типами ландшафтов на территории Тульской области;

— обобщить наблюдения за природными компонентами окружающей среды на примере музея-заповедника «Куликово поле» и выявить характерные особенности природного комплекса типичной лесостепи на территории юго-востока Тульской области;

— выявить факторы, обуславливающие формирование современных ландшафтов;

— определить физико-географические районы Тульской области, критерии их выделения.

— продолжить работу по развитию: познавательных процессов личности школьников – памяти, географического мышления, речи, пространственного воображения; картографических навыков; познавательного интереса к предмету; исследовательских навыков.

— продолжить работу по патриотическому, геоэкологическому воспитанию школьников; по формированию чувства коллективизма, ответственности за порученное дело.

Оборудование: карта природных зон Тульской области, карта ландшафтов музея-заповедника «Куликово поле», картосхема физико-географического районирования края, учебные материалы по географии Тульской области 8-9 класс (УМ), учебные принадлежности, материалы полевых исследований, мультимедиа установка.

Тип урока, продолжительность: научно-практическая конференция, 45 минут.

  • Организационный момент. Урок начинается с регистрации, в которой отмечаются учащиеся класса, приглашённый сотрудник музея-заповедника «Куликово поле». Учащиеся рассаживаются полукругом, придерживаясь секторов: ландшафтоведы-экологи, геологогеоморфологи, гидроклиматологи, биологопочвоведы. На партах лежат программы конференции, учебные принадлежности и рабочие материалы по географии Тульской области, исследовательской деятельности на территории музея-заповедника «Куликово поле».
  • Начало конференции.

А) Учитель начинает конференцию.

Б) Приветственное слово гостя конференции, сотрудника музея-заповедника «Куликово поле».

  • Основная часть конференции.

Начинают конференцию ландшафтоведы. Учитель акцентирует внимание учащихся на следующем: «Прослушав доклады, определите, почему именно ландшафтоведам представляется право первыми выступать на нашей конференции?»

Ландшафтоведы. На востоке существует интересная и поучительная притча. Однажды 3-х слепых мудрецов подвели к слону и спросили: «Что это такое?» Один обхватил руками ногу гиганта и ответил: «Это колонна!» Другой взялся за хобот и испугался: «Это же змея!» Третий, ощупав хвост, провозгласил: «Это верёвка!» Никто из мудрецов так и не понял, что перед ними огромный слон, поскольку каждый из них рассматривал и пытался узнать только отдельную его часть. Даже обменявшись полученными впечатлениями, они не смогли бы «сложить» вместе верёвку, змею и колонну и дать правильный ответ. Так как нельзя узнать слона по отдельным его частям, так нельзя понять и устройство окружающего нас мира, изучая его по частям.

Рассматривая и изучая окружающее пространство, мы формируем знания о ландшафте, отдельных его компонентах.

  • Что такое ландшафт?
  • Какие компоненты составляют ландшафт?
  • С чего начинается формирование ландшафта?
  • Когда сформировался ландшафт Тульской области?
  • Каков современный ландшафт края?
  • Д о к л а д ы:
  • Ландшафт как особая категория географической оболочки, его структурные компоненты.
  • История формирования ландшафтов на примере Тульской области. Современные ландшафты края .
  • Ответы на вопросы по содержанию докладов.
  • Ответ на вопрос учителя, поставленный перед началом выступления ландшафтоведов.

? Есть ли вопросы к докладчикам?

Многообразны и неповторимы ландшафты земли Тульской. Сегодня более подробно охарактеризуем ландшафты музея-заповедника «Куликово поле» и на их примере покажем взаимосвязь природных компонентов между собой, а также влияние антропогенного фактора на природную среду.

? С какого компонента ландшафта целесообразно начать исследование?

  • Учащиеся отмечают, что исследование компонентов ландшафтов музея-заповедника «Куликово поле» надо начать с рассмотрения его геологической истории и геоморфологической основы. Приводят доказательства.

Геологи-геоморфологи . За длительный период развития территории, одни участки земной поверхности под действием эндогенных процессов поднимаются, а другие опускаются относительно уровенной поверхности Мирового океана. Возникают положительные, нейтральные или отрицательные формы рельефа. Территории Тульской области, а именно её юго-восточная часть имеет интересную геологическую историю, тектоническое строение и рельеф.

  • Д о к л а д ы:
  • Геологическая история и тектоническое строение района музея-заповедника «Куликово поле».
  • Рельеф и геоморфологические процессы района исследования.

В конце выступления группы на доске выстраивается схема взаимосвязи компонентов ландшафта типичной лесостепи на юго-востоке Тульской области. Выкладывается табличка №1.

? Есть ли вопросы к докладчикам?

Придерживаясь хронологии в формировании ландшафтной оболочки, обратимся к гидроклиматологам.

Гидрологи-климатологи. Кристаллический фундамент, покрытый толщей осадочных пород, под воздействием энергии солнца, ветра и воды подвергается активному изменению. Доминирующим фактором являются гидроклиматические.

  • Д о к л а д ы:
  • Климатические особенности территории музея-заповедника «Куликово поле».
  • Гидрологический режим рек района исследования.

После выступления достраивается схема табличками № 2, № 3.

? Есть ли вопросы к докладчикам?

Жизнь ландшафта разного ранга невозможна без чудного мира флоры, фауны и почвенного покрова. Слово представляется биологопочвоведам.

Биологи-почвоведы. Рассматриваемые нами ландшафты являются географическими системами. Одни кирпичи данной системы уже рассмотрены, это горные породы и рельеф, климат, воды. О других можно сказать следующее: растения получают из почвы воду и питательные элементы, а из воздуха – кислород и углекислый газ. Почва даёт влагу растениям и испаряет её в приземный слой воздуха. Животные поедают растения и друг друга, а отмершие травы возвращают в землю питательные вещества. Все компоненты связаны друг с другом, постоянно обмениваясь водой, химическими веществами и энергией. Такая взаимосвязь природных компонентов повсюду. На территории музея-заповедника «Куликово поле» растительный и животный мир, почвенный покров обусловлен сочетанием природного и антропогенного воздействия.

  • Д о к л а д ы:
  • Почвенный покров района исследования.
  • Растительный мир территории музея-заповедника «Куликово поле».
  • Животный мир района исследования.

После выступления достраивается схема табличками № № 4-6.

? Есть ли вопросы к докладчикам?

На примере музея-заповедника «Куликово поле» мы рассмотрели компоненты ландшафтов и выявили особенности типичной лесостепи на юго-востоке Тульской области. Какого компонента в жизнедеятельности ландшафтов не достаёт? Дайте краткое пояснение.

  • Учащиеся отвечают, что в условиях достаточной степени антропогенной нагрузки необходимо рассмотреть деятельность человека. На территории музея-заповедника преобладает сельскохозяйственное производство, развит туризм. Располагается музей-заповедник.

Выкладывается табличка № 7. На магнитной доске полностью формируется схема «Взаимосвязь природных компонентов на примере ландшафтов музея-заповедника «Куликово поле».

Рассматривать сегодня ландшафты любой территории невозможно без оценки её экологического состояния и взгляда на историю развития. О том, какова история развития ландшафтов на территории музея-заповедника «Куликово поле» и в чём проблемы окружающей среды нам расскажет сотрудник музея-заповедника.

  • Выступление сотрудника музея сопровождается слайд-фильмом .

Каждый ландшафт Земли – это «блюдо» в планетной кухне приготовленное самой природой из горных пород, воздуха, влаги и солнечного тепла, почв, растительного и животного мира. Особенность блюда зависит в основном от соотношения количества воды и тепла, поступающих на определённую географическую широту.

Все ландшафты планеты объединяются в региональные и типологические комплексы.

Р е г и о н а л ь н ы е к о м п л е к с ы объединяют ландшафты, которые схожи по общности своего происхождения, имеют единую территорию и неповторимы в пространстве. Группируясь, региональные комплексы объединяют систему единиц: географический пояс, географическая зона, провинция и район. С этих позиций территория Тульской области относится к умеренному географическому поясу, лесостепной зоне, провинции Среднерусской возвышенности и заключает в себе 8 физико-географических районов.

Ф и з и к о – г е о г р а ф и ч е с к и й р а й о н – сравнительно крупная геоморфологически и климатически обособленная часть регионального комплекса (провинции), обладающая характерными для неё сочетаниями почвенных разностей и растительных группировок.

? Опираясь на учебные материалы по географии Тульской области назовите план характеристики физико-географических районов.

Во многих районах Тульской области существуют достаточно схожие по внешним признакам ландшафты (схожи по характеру рельефа, увлажнения, заняты одним типом растительности). Такие природные комплексы, которые сходны по внешним признакам, но могут быть различными по происхождению, называют т и п о л о г и ч е с к и м и к о м п л е к с а м и. Например, западины могут возникнуть в результате просадок из-за эрозии или процессов карстования. На территории Тульской области можно выделить следующие типологические ландшафты — типы местности и урочища.

Т и п м е с т н о с т и – это равноценный с точки зрения хозяйственного использования территория, обладающая закономерным, только ей присущим сочетанием урочищ.

Таблица. Соотношение физико-географических районов и типов местности на территории Тульской области

Природная зона, географическое положение на территории Тульской области

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/11/04/stsenariy-uroka-geografii-landshafty-tulskoy-oblasti

СОВРЕМЕННЫЙ РЕЛЬЕФ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

. Где некогда была равнина

Там воды сделали углубления,

Где горы прежде стояли,

Там смыванием явилась равнина.

Цель занятия: получить представление о рельефе Тульской области и об основных факторах формирования современного рельефа.
Оборудование: методическое пособие, физическая карта Тульской области, рельефная физическая карта Тульской области.

Теоретические основы

Вся территория Тульской области лежит в центре одной из крупнейших геологических структур земного шара — Восточно-европейской, или Русской, платформы,- огромного участка земной коры, занимающего всю восточную часть Европы и по размеру территории совпадающего с Русской равниной и Кольским полуостровом.

Территория Тульской области представляет собой полого-волнистую равнину с преобладанием абсолютных отметок 240-260 м на водоразделах. Минимальные абсолютные отметки приурочены к пойме Оки — 110-130 м. Таким образом, Тульская область занимает промежуточное высотное положение между низменными территориями и средневысотными (см. физическую карту Тульской области).

Наибольшая разность высот наблюдается в южных районах области, а наименьшая — в восточных, которые отличаются меньшей расчлененностью рельефа.
Наибольшие высоты области приурочены к главным водоразделам. Самой возвышенной частью территории является крайний юг области — это Плавское плато с наивысшей точкой области над уровнем моря — 310 м на междуречье рек Плавы и Черни. Здесь начинается главный водораздел между бассейнами Оки и Дона — Окско-Донской водораздел.

Окско-Донской водораздел протянулся цепью возвышенностей (Алаунские высоты) от границ с Орловской областью до границ с Рязанской. Он разделен на несколько междуречных плато, каждое из которых имеет свое название.

Раевское плато — расширенное к северу повышение, начинающееся у с. Раевское и занимающее часть территории Чернского и Плавского районов. Здесь берут начало притоки Оки — Зуша с Чернью и Розкой и приток Дона — Красивая Меча.

Горбачевское плато лежит к северо-западу от Раевского плато и занимает часть территории Чернского, Плавского и Арсеньевского районов. Этот участок представляет собой ряд широко-покатых возвышенностей, разделенных узкими долинами рек и оврагов. На Горбачевском плато берут начало притоки Оки — Плавица, Малынь, Холохольня.

Воловское плато лежит к востоку от Горбачевского плато, в пределах Тепло-Огаревского и частично Богородицкого районов. Плато образует водораздел между притоками Дона — Красивой Мечей с Турдеем, Непрядвой, Малевкой и системой реки Упы. На востоке к плато примыкает знаменитое Куликово поле.

К северу от Воловского плато главный водораздел, значительно понижаясь, разделяется на две ветви. Весь главный водораздел между Окой и Доном имеет степной характер. Второй водораздел располагается в северной части области.

Это Окско-Упинское плато, состоящее из цепи возвышенностей, имеющих общее название Муравская возвышенность. Эта цепь возвышенностей проходит по территории Дубенского, Алексинского, Ленинского, Ясногорского и Веневского районов. Этот водораздел ниже Окско-Донского. Высшие его точки находятся у д. Бобровка Ясногорского района — 275 м и на водоразделе рек Черепеть и Большая Колодня — 217 м. Данный узел водораздела разделяет истоки рек Осетра, Тулицы, Вашаны, Беспуты и других более мелких притоков Упы и Оки.

Плавское плато и Окско-Упинское как бы дугой охватывают центральную пониженную часть области. Как правило, все водораздельные гребни как на юге, так и на севере области проходят в виде зигзагообразных, сильно извилистых линий.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что территория области имеет расчлененную волнистую поверхность при выраженном скате с юга на север, более возвышенную в центре области и понижающуюся к ее границам.

Рельеф Тульской области в целом определяется ее положением в северной части Среднерусской возвышенности: ее территория представляет собой обширную площадь поднятия с равнинно-волнистой поверхностью разной степени расчленения и небольшим уклоном с юга на север и северо-восток.

Формирование современного рельефа области проходило под воздействием различных факторов, главными из которых являются:

1) тектоника области;
2) великое северное оледенение;
3) вещественный состав горных пород, слагающих территорию области;
4) эрозионная деятельность поверхностных вод;
5) хозяйственная деятельность человека.

Влияние тектоники на формирование современного рельефа связано в основном с общим поднятием Среднерусской возвышенности.
Большое воздействие на формирование рельефа области оказало Великое северное оледенение (приложение 2). Оно оставило свою печать не только в тех районах области, которые подверглись непосредственному воздействию ледника, но и тех, которые лежали вблизи южных границ ледника.

В своем движении с севера на юг ледник совершал огромную работу: частично разрушал встречающиеся горные породы, затем отлагал или переотлагал продукты разрушения, результатом чего и являются моренные отложения, встречающиеся на севере и северо-западе области, которые, несмотря на почти полный размыв своих первоначальных форм, оказали большое влияние на образование современного рельефа.

Следует отметить, что если рельеф северной части Тульской области подвергался воздействию как самого ледника, так и его вод, то рельеф южной части, за исключением крайней юго-восточной, — лишь деятельности ледниковых вод.

Роль ледника сказалась не только в создании аккумулятивных (ледниковых) форм рельефа, но и в перестройке гидрографической сети области.
Значительное влияние на формирование современного рельефа оказал литологический (вещественный) состав слагающих территорию пород. Результаты воздействия этого фактора сказываются во многих формах, и прежде всего в образовании карстовых форм рельефа. Карстовые процессы обусловлены наличием легкорастворимых карбоновых и девонских известняков, гипса и карбонатных лессовидных пород. Карст на территории области наблюдается в различных формах: провальные воронки, котловины, балки, карстовые озера, исчезающие речки, карстовые западины, ниши и подземные пустоты.

В Тульской области карст наиболее интенсивно развит в центральной ее части: в Дубенском, Белевском, Ленинском, Щекинском, Одоевском, Арсеньевском районах.

Главным фактором формирования рельефа всей центральной, восточной и южной части является эрозионная деятельность текущих поверхностных вод, которая началась почти с мелового периода. К настоящему времени рельеф области приобрел зрелый законченный вид. Об этом ясно свидетельствуют долины рек Оки, Упы, которые широки и асимметричны, имеют крутые правые и пологие левые склоны, на которых полосами тянутся надпойменные террасы.

На этот древнеэрозионный рельеф, черты которого наиболее ярки в южной и центральной частях области, налагается более молодая речная сеть, формирование которой началось после отступления ледника.

Самой молодой из эрозионных форм рельефа являются овраги, большинство которых находится в южной, внеморенной, полосе, особенно в Чернском, Тепло-Огаревском, Ефремовском, Плавском, Каменском и др. районах.

Таким образом, можно отметить, что эрозионная деятельность поверхностных вод явилась решающим рельефообразующим фактором для большей части поверхности области, где рельеф по своему происхождению следует считать эрозионным, а по своим формам — долинно-балочным.

Значительное влияние на формирование современного рельефа области оказывает человек в процессе своей хозяйственной деятельности. С древнейших времен дошли до нас курганы, оборонительные валы, городища. В наши дни появились новые формы антропогенного рельефа (угольные копи, карьеры, терриконы, водохранилища и пр.), возникшие при участии мощной горной техники.

Обилие антропогенных форм рельефа в Тульской области сосредоточено в четырехугольнике городов Тула — Щекино — Богородицк — Кимовск, где практически от природной поверхности мало что сохранилось.

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Отметить на контурной карте Тульской области основные формы рельефа (рис. 6).

Задание 2. Найти и обозначить на контурной карте Тульской области максимальную (310 м) и минимальные абсолютные отметки.

Задание 3. Нанести на контурную карту границы оледенений.

Контурная карта Тульской области

1. В каких районах Тульской области наблюдается наибольшая разность высот? На каком плато?

2. Где начинается главный водораздел Тульской области и как он называется?

3. Какие плато находятся на Окско-Донском водоразделе?

4. Где располагается второй по значимости водораздел Тульской области и как он называется?

5. По территориям каких районов проходит второй водораздел Тульской области?

6. Где, в каких районах находятся высшие точки второго водораздела Тульской области?

7. Под воздействием каких факторов происходило формирование современного рельефа Тульской области?

8. В чем проявилось действие Великого северного оледенения?

9. Какие этапы оледенения захватили Тульскую область?

10. В каком месте Тульской области можно непосредственно наблюдать следы первого окского ледника?

11. Где проходят границы моренных отложений?

12. В чем проявлялось действие литологического состава горных пород на рельеф области?

13. Какие формы рельефа возникают при карсте?

14. В каких районах Тульской области наиболее интенсивно развиты карстовые процессы?

15. В чем заключается эрозионная деятельность текущих поверхностных вод?

16. Под действием каких факторов происходит образование оврагов?

17. В чем заключался первый этап хозяйственной деятельности человека в формировании антропогенных форм рельефа Тульской области?

18. В чем заключался второй этап хозяйственной деятельности человека в формировании современного рельефа области?

19. В чем заключался третий этап хозяйственной деятельности человека в формировании рельефа Тульской области?

20. В четырехугольнике каких городов наблюдается наибольшее развитие антропогенных форм рельефа области?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Территория Тульской области находится:

на северной окраине Русской платформы
в центре Русской платформы
на южной окраине Русской платформы

2. Территория Тульской области представляет собой:

низменность
возвышенность
полого-волнистую равнину

3. Наибольшая разность высот в Тульской области наблюдается:

в южных районах
в восточных районах
в северных районах
в западных районах

4. Тульская область находится:

на южной части Среднерусской возвышенности
на северо-восточной части Среднерусской возвышенности
на западной части Среднерусской возвышенности

5. Наименьшая разность высот в Тульской области наблюдается:

в южных районах
в восточных районах
в северных районах
в западных районах

6. Наивысшая точка области над уровнем моря равна:

7. В главный Окско-Донской водораздел входят:

Алаунские высоты
Муравская возвышенность

8. В Окско-Упинский водораздел входят:

Алаунские высоты
Муравская возвышенность

9. Установите соответствие:

1. Окско-Донской водораздел

2. Окско-Упинский водораздел

А. Муравская возвышенность

Б. Алаунские высоты

10. Установите соответствие:

1. Алаунские высоты

2. Муравская возвышенность

А. Воловское плато

Б. Горбачевское плато

В. Окско-Упинское плато

Г. Раевское плато

11. Решающим современным рельефообразующим фактором в Тульской области является:

северное оледенение
эрозионная деятельность поверхностных вод
тектоника области

КРОССВОРДЫ

1. Линия, разделяющая сток атмосферных осадков по двум противоположно направленным склонам. 2. Плато, которое находится в Тульской области и лежит к северо-западу от Раевского плато. 3. Плато, которое находится на юге Тульской области, с наивысшей точкой над уровнем моря 310 м. 4. Отрасль геологии, изучающая движения и деформации земной коры и те особенности ее строения, которые этими движениями и деформациями создаются. 5. Процессы разрушения верхних, наиболее плодородных горизонтов почвы и подстилающих пород талыми
и дождевыми водами. 6. Обширный участок земной поверхности с колебаниями абсолютных высот от 200 до 500 метров. 7. Горизонтальная или слегка наклонная площадка естественного происхождения, образующая уступ на склонах гор, речных долин и на побережьях озер и морей.

Если Вы все слова отгадали правильно, то в выделенных клеточках по вертикали Вы прочитаете, как называется обширный участок земной поверхности с малыми (до 200 м) колебаниями высот и незначительными уклонами.

1. Какая часть Европы занята Русской платформой, в центре которой лежит Тульская область? 2. Плато Тульской области, которое находится на Алаунских высотах и лежит к востоку от Горбачевского плато. 3. Один из факторов формирования современного рельефа Тульской области. 4. Отложения ледника, встречающиеся на севере и северо-западе Тульской области. 5. Обширные, наиболее устойчивые, преимущественно равнинные блоки земной коры. 6. Совокупность горных выработок, оборудованных для добывания полезных ископаемых открытым способом (непосредственно с земной поверхности). 7. Мелкие, округлые, почти плоские впадины на водоразделах, иногда карстового происхождения, часто занятые временными скоплениями воды, болотами, озерами. 8. Возвышенность, с северо-восточной части которой находится Тульская область. 9. Плато, занимающее части Чернского и Плавского районов Тульской области и входящее в Окско-Донской водораздел. 10. Равнина, абсолютная высота которой не превышает 200 м.

Если правильно заполнить клетки, то в выделенном ряду по вертикали можно будет прочитать, как называется граница, разделяющая речные бассейны.

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода…

Источник статьи: http://tsput.ru/res/natura/tulanature/g2.htm

Читайте также:  Ландшафт цветника своими руками
Оцените статью