Типичные_растения_леса_таблица

Растительные сообщества России

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: групповая, фронтальная.

Цель: знакомство с типами и особенностями растительных сообществ России.

  • формирование знаний обучающихся об особенностяхрастительных сообществ России;
  • формирование экологической грамотности;
  • развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
  • воспитание бережного отношения к растительности России, растениям Красной книги Томской области;
  • эстетическое воспитание.

Опорные знания и умения: понятия «климат», «рельеф», «почвы», «воды»; умение хорошо ориентироваться по картам атласа.

Средства обучения:

  1. Физическая карта России.
  2. Презентация Microsoft Power Point «Растительные сообщества России».
  3. Учебник Раковская Э.М. География природы России: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2006. – 301с.
  4. Атлас для 8 класса

Методы и методические приемы: беседа, обсуждение, анализ различных источников информации, самостоятельная работа с различными источниками географической информации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учеников, объявление темы и цели урока.

II. Вступительное слово учителя

А какое значение играют растения в жизни природы и человека? (выслушать ответы детей)

Вы знаете, что растения не растут по одиночке. На небольшой площади растет много видов растений, образуя растительное сообщество и формируя растительный покров территории. Скажите, пожалуйста, а везде ли на территории России будет одно и то же растительное сообщество? (нет) Правильно, сообщества будут разные. А вот чтобы ответить на вопросы, от каких факторов зависит разнообразие растительных сообществ на территории России? Какие растения составляют эти растительные сообщества? Какие приспособления появились у растений в связи с произрастанием на определенной территории? Без предварительной подготовки правильно на эти вопросы ответить трудно, поэтому я предлагаю каждой группе провести небольшое исследование.

III. Групповая работа.

На работу групп отводится 4 минуты. У каждой группы есть задание (Приложение 1), которое она должна выполнить (некоторые группы выполняют данное задание с помощью Приложения 2) и представить результат своей работы. На выступление каждой группы отводится 2 минуты. Во время представления работы группами все остальные записывают результаты других групп в свои листы опорных конспектов (Приложение 3).

Группа 1. Ответьте на вопрос и заполните схему. От каких факторов зависит разнообразие растительных сообществ? (стр. 149, 3 абзац «На размещение растительности….»)

Группа 2. (Слайд 2) Показать область распространения тундровой растительности на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу тундры, результаты внести в таблицу (стр. 149-150, 8 абзац «Основные типы растительности….»).

Тундрой называют безлесные пространства субарктического пояса, покрытые мохово-лишайниковой и кустарничковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах.

Название растительного сообщества и основные особенности

Приспособленность к условиям среды

Читайте также:  Поплавок_желтеющий_гриб_съедобный

Условия формирования растительного сообщества

Фронтальная работа с классом.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны…
Всеволод Александрович Рождественский

  1. Скажите, о каком растительном сообществе говорится в стихотворении? (о лесах)
  2. Лес принято разделять на три растительных сообщества. Каких? (тайга, смешанные и широколиственные леса)

Группа 3. (Слайд 6) Показать область распространения растительности тайги на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу тайги, результаты внести в таблицу (Текст 1).

Тайга – это зона умеренного пояса, в растительности которой преобладают хвойные деревья с примесью мелколиственных пород.

Название растительного сообщества и основные особенности

Приспособленность к условиям среды

Условия формирования растительного сообщества

тайга – достаточное и избыточное увлажнение, много болот, озер

ель, пихта сибирская, кедр сибирский, сосна, береза, лиственница, дуб, липа, ильм, клен остролистный, ольха серая, можжевельник, ива, смородина, рябина, черника, брусника, кислица

листья превращаются в хвою (иголки), т.к. меньше испаряют влаги, мощная корневая система

Группа 4. (Слайд 13) Показать область распространения растительности широколиственных лесов на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу широколиственных лесов, результаты внести в таблицу (Текст 2).

Широколиственные леса – это леса образованные листопадными (летне-зелеными) деревьями с широкими листовыми пластинками.

Название растительного сообщества и основные особенности

Приспособленность к условиям среды

Условия формирования растительного сообщества

Группа 5. (Слайд 15) Показать область распространения растительности смешанных лесов на карте у доски. Дать характеристику растительному сообществу смешанных лесов, результаты внести в таблицу (Текст 3).

Смешанные леса – растительное сообщество, характеризующееся смешением хвойных и лиственных лесов.

Название растительного сообщества и основные особенности

Приспособленность к условиям среды

Условия формирования растительного сообщества

Мы с Вами рассмотрели 4 растительных сообщества, каждое из них по-своему интересно. Но мы еще должны познакомиться с Вами с растительным сообществом степей.

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность Земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые воложки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкой; белая кашка зонтикообразными шапками пестрила на поверхности; занесенный Бог знает, откуда колос пшеницы наливался в гуще.

Вы прослушали, небольшой отрывок из повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

  1. Скажите, какими растениями травянистыми или деревянистыми образовано растительное сообщество степей? (травянистыми)
    Но не все степи России имеют такой пышный растительный покров это связано с климатическими условиями (яркое солнце, засушливое лето, ветра суховеи, малое количество осадков).
  2. А какие растения степей Вы знаете. (Ковыль, тюльпан, полынь). (Слайд 17-18)
  3. Посмотрите на карту и ответьте мне на вопрос, в каком растительном сообществе находится территория Томской области? (Тайги)
    Вы узнали о типичных растениях тайги, но есть и такие растения которые стали редкими, по разным причинам. Такие растения занесены в Красную книгу. Известны ли вам растения, занесенные в Красную книгу Томской области? (Слайд 19)
  4. «Узнай растение» (Слайд 20-25)
  • Сосна, ясень, рябина, осина, ольха. (Все растения представители широколиственных лесов, а сосна — тайги). (Слайд 27-28)
  • Лишайники, мхи, пихта, брусника, водяника. (Все растения представители тундры, а пихта — тайги). (Слайд 29-30)
  • Ковыль, граб, типчак, тонконог, тимьян. (Все растения представители степей, а граб – смешанных лесов). (Слайд 31-32)
  • Карликовая березка, полярные ивы, полярный мак, мятлик арктический, брусника. (Все растения представители тундры, а брусника – тайги). (Слайд 33-34)
  • Ясень, ильм, клён, кассиопея, сосна. (Все растения широколиственных лесов, а кассиопея – тундры). (Слайд 35-36)
  • Водяника, дуб, куропаточная трава, кассиопея, карликовая березка. (Все растения представители тундры, а дуб – широколиственных лесов). (Слайд 37-38)
  • Ольха серая, кедр сибирский, можжевельник, ива, ковыль (Все растения представители тайги, а ковыль – степей) (Слайд 39-40)

IV. Итог урока

Итогом урока является заполненный лист опорного конспекта — по образцу рас­тительности степей.

Домашнее задание (Слайд 42)

По желанию составить кроссворд «Растительный мир России» или 10 вопросов о растениях, их приспособлении к условиям среды.

Источник

растительный и животный мир России
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

При изучении нового материала учащиеся работают в группах, рассматривая типы растительных сообществ нашей страны.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Растительный и животный мир России.

Расширить и углубить представление об общих особенностях растительного и животного мира России; рассмотреть типы растительности, закономерности распространения представителей флоры и фауны на территории России. Продолжить развитие умения выделять главное в работе с учебником географии; стимулировать любознательность, учить коллективной работе.

Презентация «Растительный и животный мир России», гербарий растений, карта растительности России.

Какую роль играют растения и животные в природе и жизни человека? (ответы учащихся)

Именно живая природа олицетворяет для нас красоту ландшафта, вдохновляет композиторов, поэтов, художников, (слайды № 2-3) воспитывает в людях гуманные чувства. Забота «о братьях меньших» показатель нравственности человека. Принято считать, что главное в живой природе – растительность. О ней даже говорят название природных зон – тайга, смешанный лес и т.д. но богаче по видовому составу животный мир (слайд № 4). В нашей стране насчитывается 130 тыс. видов животных из них 90 тыс. насекомых, 1450 видов рыб, 160 видов земноводных и пресмыкающихся, 710 видов млекопитающих. Растений всего насчитывается около 18 тыс. видов, деревьев всего 500 (слайд №5) На состав и обилие растительного и животного мира сильно влияет деятельность человека. В результате многие виды резко сократили свою численность, а некоторые совсем истреблены. В то же время есть виды, искусственно привнесенные в нашу флору и фауну, например американские ондатра, норка, енот и др., среди растений чайный куст, бамбук (слайды № 6-7.)

Растительный и животный мир нашей страны весьма разнообразен. Облик и состав растительного и животного мира нашей страны, как и всей планеты, определяется двумя основными факторами: физико-географическими различиями между регионами – различный режим света, температуры и влажности, характер почв, особенности рельефа – и геологической историей территории (слайд № 8).

В размещении растений и животных прослеживаются закономерности, обусловленные, прежде всего широтной зональностью и высотной поясностью. И растения, и животные несут в своем облике и распространении особенности, унаследованные от далекого прошлого. Из Центральной Азии к нам пришли пустынно-степные группировки растений и животных. Со стороны Аляски на Дальний Восток проникали североамериканские хвойные. Специфические особенности нашей дальневосточной флоры сочетаются с оригинальностью маньчжуро-китайской фауны. На растительный и животный мир России было велико влияние четвертичного оледенения.

С различными типами растительных сообществ учащиеся знакомятся, работая в группах.

Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает гербарий растений одного растительного сообщества, по которому она будет работать, и лист с программой действий и вопросами. На работу отводится 10-15 минут, затем группы отчитываются о выполненной работе. Учащиеся слушают и заполняют сводную таблицу.

Типы растительных сообществ (слайд №10).

Источник

Таблица “Климат, животные и растения природных зон”

Природные зоны мира отличаются не только климатом. Различия имеются и в растительном, и в животном мире. Каждая природная зона характеризуется уникальными представителями флоры и фауны.

Таблица “Климат, животные и растения природных зон”

Классификация животного и растительного мира

В каждой природной зоне мира имеются свои разновидности животных и растений.

Таблица “Климат, животные и растения природных зон”

Рис. 1. Распределение животного мира

Таблица “Животные и растения природных зон”.

Природная зона

Животный мир

Растительный мир

Чем теплее и благоприятнее климат, тем разнообразнее животный и растительный мир.

Растения тундры представлены карликовыми деревьями — березами, ивами, осинами. Их высота может сравняться с кустарниками обычных лесов.

Таблица “Климат, животные и растения природных зон”

Рис. 2. Растительный мир Тундры

Наибольшее разнообразие животно-растительного мира наблюдается во влажных экваториальных и смешанных лесах. Наиболее бедный видовой состав регистрируется в пустынях — полярных и субтропических.

Несмотря на то, что в степях самая плодородная черноземная почва, дикая растительность здесь очень скудная. Это связано с недостатком влаги.

Таблица “Климат, животные и растения природных зон”

Рис. 3. Распространенные растения степной зоны

Что мы узнали?

Распространение и видовой состав животных и растений на планете зависит от географической зональности. Представители животного и растительного мира разных природных зон имеют особенности, приспосабливающие их к условиям окружающей среды.

Источник

Читайте также:  Дезинфекция_помещения_при_грибковой_инфекции
Оцените статью