Теряет_лес_багряный_свой_убор_средство_выразительности

28. Теория литературы Читать 0 мин.

На экзамене по литературе есть несколько заданий, где необходимо работать с лирическим произведением. Для успешного выполнения этих заданий нужно знать определённый минимум из теории литературы. Например, необходимо понимать, что такое язык художественного произведения, то есть знать те средства выразительности, которые создают поэтический образ. Всего этих средств не так много, в школе изучается даже больше, чем требуется знать для экзамена. Каждое из этих средств для удобства можно разделить на их виды, основных два – это тропы и синтаксические средства.

Троп – это слово или словосочетание, употребляемое не в прямом, а в переносном смысле с целью усилить художественную выразительность речи.

Синтаксические средства выразительности – это те художественные средства, которые применяются на уровне предложения и интонации.

Также существует явление звукописи, которое не относится ни к синтаксическим средствам выразительности, ни к тропам. Звукопись – это применение разнообразных фонетических приёмов для звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы.

Аллегория – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ. Например, женщина с весами (Фемида) символизирует собой правосудие.

Гипербола – художественное преувеличение, стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности, например: «В сто сорок солнц закат пылал» (Маяковский).

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит скрытое сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Например, строки у Блока: «Горек мне мед твоих слов» (твои слова горьки, как мёд).

Метонимия – замена одного слова другим на основе смежности двух понятий. Метонимия основана на замене слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.). Например: «Все флаги в гости будут к нам», где «флаги» означают «страны» (часть заменяет целое).

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы, чаще всего олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. Например: «Деревья радостно трепещут» (Ф. Тютчев).

Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Сопоставление осуществляется за счёт использования сравнительных союзов: как, как будто, будто, словно, точно и т.д. Например: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива» (А. Пушкин).

Читайте также:  Малиновый_костюм_мужской_тройка

Эпитет – определение при слове, характеризующее свойство, качество, понятие, явление. Часто выражается именем прилагательным. «Но люблю я, весна золотая, твой сплошной, чудно смешанный шум. » (Н. Некрасов).

Анафора – одинаковое начало нескольких соседних предложений: «Пока не жаждет пулемёт.
Пока не страждет командарм» (Н. Тихонов).

Восклицание – приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость и т.п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. Например: «Тридцатая годовщина союза — держись, злецы!» (М. Цветаева)

Инверсия – нарушение обычного порядка слов в предложении. Например: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом» (М. Лермонтов)

Ирония – тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Например: «Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами» (А.Пушкин)

Повтор – повторение одного или нескольких слов в одном или нескольких предложениях. «Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте — дело разумейте!» (М.Лермонтов).

Риторический вопрос – вопрос-утверждение, на который не нужен ответ. Например: «О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?» (Н.Некрасов).

Лексико-синтаксическое средство – оксюморон. Это сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Например: «Сей труп живой, ещё вчера стонавший слабо над могилой» (А. Пушкин).

Аллитерация – вид звукописи, когда в тексте повторяются созвучные или одинаковые согласные звуки. Например: «Выходила к ним горилла, им горилла говорила» (К. Чуковский).

Ассонанс – вид звукописи, когда в тексте повторяются созвучные или одинаковые гласные звуки. Например у М. Лермонтова:

«У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.»

Кроме основных средств выразительности, при работе с такими заданиями на экзамене необходимо знать, что такое афоризм. Это обобщённая, законченная и глубокая мысль определенного автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. Например, фраза Пушкина: «Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его.»

Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ

Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной

На лоне мира и отрад. (лев – Швеция)

Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.

Одинаковое начало нескольких соседних предложений

Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков

Читайте также:  Рецепт_приготовления_гриба_дубовика

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

обобщённая, законченная и глубокая мысль, выраженная в лаконичной форме, отличающаяся меткой выразительностью

Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его.

Приём передачи кульминации чувств, оканчивается восклицательным знаком

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство!

Шаровары шириною с Чёрное море

Нарушение прямого порядка слов

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.

Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому

Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов. (А.Пушкин)

Переносное значение слова, основанное на сходстве

Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)

Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий

Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (флаги – страны) (А.С.Пушкин)

Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы

Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.

Сочетание противоположных по значению слов

Туристы в родном городе. (Тэффи)

повторение одного или нескольких слов в одном или нескольких предложениях

Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте — дело разумейте!

вопрос-утверждение, на который не нужен ответ.

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов)

Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак

Да, есть слова, что жгут, как пламя.

Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум.

Источник

Синтаксические средства выразительности

Для того чтобы сделать речь более красивой и экспрессивной, часто используют различные языковые изобразительные средства. Среди них есть фонетические, лексические, а также синтаксические, о которых и пойдет речь в нашей статье.

Что такое синтаксические средства выразительности

Синтаксис – это раздел лингвистики, изучающий связь между словами внутри словосочетания и предложения. К нему примыкает пунктуация – раздел науки о языке о постановке знаков препинания. Синтаксис изучает такие явления, как интонация и состав предложений, однородные члены и обращения, союзное или бессоюзное соединение частей сложного предложения и так далее. Все перечисленное может не только выполнять свою основную, утилитарную функцию, но и быть средством выразительности.

Ниже в таблице «Синтаксические средства выразительности в русском языке» можно увидеть список и примеры.

Надо память до конца убить,

Надо снова научиться жить. (А. Ахматова)

Я, как смерть, и тощ и бледен. (А. С. Пушкин)

И если в дверь мою ты постучишь,

Читайте также:  Районирование_лесов_лесорастительные_зоны

Мне кажется, я даже не услышу…. (А. Ахматова)

Это было удивительно, потрясающе, грандиозно!

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок! (А. С. Грибоедов)

Страннику – дорога… (М. Цветаева)

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин)

Кто из нас не слышал об этом великом человеке?

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой.. (Ф. Тютчев)

Довольно! Нет возможности терпеть дальше произвол и несправедливость!

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат… (А. Ахматова)

Рассмотрим подробнее некоторые из этих средств выразительности.

Анафора

Анафора – это единоначатие. Каждая стихотворная строка или каждое предложение в прозе начинается с одного и того же слова или группы слов. Это очень распространенный прием, который широко используется в литературе, особенно в поэзии.

Примеров использования анафоры очень много. Скажем, в этой детской песенке на стихи поэта Льва Ошанина:

В данном примере повторяется группа слов. Кроме анафоры, автор использует синтаксический параллелизм (несколько строк подряд имеют одинаковое синтаксическое строение).

Часто в одном произведении или даже отрывке использовано не одно средство выразительности, а несколько.

Антитеза

Антитеза – это противопоставление. Также очень распространенный прием. Рассмотрим, например, отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»:

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

В каждой паре строк содержится противопоставление. Кроме антитезы, поэт использует анафору в первых трех строках.

Инверсия

Это изменение традиционного, прямого порядка слов. Например, в русском языке как прямой порядок воспринимается такая последовательность: сначала подлежащее, затем сказуемое. Если же этого требует авторский замысел, писатель или поэт могут поменять их местами. Посмотрим на отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

В этом отрывке мы наблюдаем в первых трех строках инверсию (сначала сказуемое, затем подлежащее) и синтаксический параллелизм.

В русском языке свободный порядок слов; но это не значит, что любой порядок слов прямой.

Что мы узнали?

Синтаксис, как и лексика и фонетика, принимает участие в создании художественного образа. Средства выразительности, основанные на синтаксисе: анафора, эпифора, инверсия, параллелизм, градация и другие – позволяют прозаику и особенно поэту создать многоплановую и выразительную картину. Как правило, автор использует не один синтаксический прием, а несколько сразу.

Источник

Оцените статью