Оформление участка «Огород в детском саду»
Оксана Коваленко
Оформление участка «Огород в детском саду»
Уважаемые коллеги! Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород. Мы гордимся своим огородом вот уже 20лет — это чудо — огород, который призван развивать экологические ценности природы.
Наличие огорода в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического и трудового воспитания детей. Для чего нужен огород в детском саду? Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями, для организации трудовой деятельности детей, способствующей усвоению детьми навыков ухода за растениями.
Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. На нашем огороде обязательно наличие скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений. Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь у нас настоящий, безопасный в использовании, но соответствует возрасту и росту детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая. Каждую осень видеть восторг детей, когда они, собирая урожай, понимали, что всё это они вырастили сами, это для них просто маленькое чудо!
Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла» и другое.
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки посредством совместного создания огорода на участке детского сада.
Задачи:
— Формировать представления о работах, проводимых в весенний, летний, осенний период в саду и огороде.
— Расширять представление детей о жизни растений.
— Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
— Воспитывать бережное отношение к растениям.
Это наш сторож, он охраняет то, что растёт на огороде.
Кроме овощей, у нас растёт малина, вишня и смородина.
Лавочка на которой дети отдыхают.
Будем рады, если вам понравилось!
Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Дата публикации: 01.04.2018
Статья просмотрена: 1144 раза
Библиографическое описание:
Кузубова, Е. Н. Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации / Е. Н. Кузубова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14049/ (дата обращения: 09.04.2021).
В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп.
Ключевые слова: экология, детский сад, дети, огород.
Одном из направлений развития современной дошкольной педагогической науки и практики является экологическое образование дошкольников.
В дошкольной педагогике рассматриваются вопросы, связанные с содержанием экологического образования детей дошкольного возраста; основными подходами к организации образовательной деятельности, а также принципами построения экологически благоприятной развивающей предметно-пространственной среды в условиях детского сада. При этом развивающая предметно-пространственная среда (в специальной литературе используется аббревиатура РППС) рассматривается как стимулятор, движущая сила в целостном процессе становления личности ребенка, способствующая раннему проявлению разносторонних способностей, побуждающая ребенка проявлять активность, любознательность и инициативу [1, 403].
В современной педагогической практике исследуются вопросы построения РППС в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что означает, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [5, 19]. Кроме этого, определяющим моментом в создании развивающей среды является основная образовательная программа, которой руководствуется образовательное учреждение. А также важно учитывать особенности детей, посещающих определенную группу: возраст, уровень их развития, склонности, способности, интересы, половой состав, личностные особенности и прочие характеристики [1, 406].
По мнению таких исследователей как В. А. Петровский, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова и др. модель развивающей предметно-пространственной среды должна включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени [2,79]. Эти три компонента составляют основу любой образовательной среды любого образовательного учреждения и обеспечивают высокую степень её вариативности.
Одним из элементов РППС детского сада является детский огород, расположенный на участке дошкольной организации и включающий в себя все вышеперечисленные компоненты. Рассмотрим их более подробно.
Место для детского огорода выбирается открытое, солнечное, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью. Ширина грядок — не больше 70 см, что позволяет дошкольникам во время работы доставать руками до середины грядки. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. В средней полосе высота грядок — 15–20 см, чтобы они не осыпались, края делаются пологими. Длина грядок — до 3 метров. Для выращивания на участке детского сада используются неприхотливые к почве и простые в уходе культуры. Семена таких культур быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, интересны для наблюдения [4, 66–67].
Схема оформления грядок на детском огороде представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема оформления грядок на детском огороде
Большинству из указанных выше требований удовлетворяют следующие огородные культуры: лук, сахарный горох, бобы и фасоль, редис, репа, свекла, огурцы, салат, томаты, капуста (кочанную, цветную, листовую), тыква и кабачки, морковь, петрушка, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп и др. [7].
Из перечисленных культур для младших групп нужно 1–2 вида, для средней — 2–3, для старшей — 4–6. Овощные растения имеют много сортов. Используются в работе на детском огороде только те, которые лучше других приспособлены к местным природным условиям. При этом надо помнить о том, что для младших дошкольников семена овощных культур должны быть крупными (бобовые, тыквенные), а более мелкие семена (укроп, морковь, свекла и др.) могут сеять старшие дошкольники.
Минеральные удобрения и синтетические препараты для удаления сорняков и вредителей использовать на детском огороде нельзя. Но в современных пособиях по овощеводству и растениеводству имеются рекомендации о том, как использовать для этих целей безвредные для детей методы работы. Некоторые из них были апробирована автором статьи и получены положительные результаты.
Так, в качестве своеобразного стимулятора роста растений используется жидкое «зеленое удобрение». Его действие связано с тем, что агрономы и практики растениеводы утверждают, что растения сами способны быть замечательным удобрением. Причём, они могут применяться в трёх формах: натуральной (живой) — когда зелёную массу растений заделывают в землю; перегнившей (в виде компоста); жидкой — в виде настоя зелёной массы растений (жидкое «зеленое удобрение») [3].
Мы считаем, что для детского сада наиболее быстрым, безопасным, доступным и эффективным является использование жидкого «зеленого удобрения». Технология его приготовления заключается в следующем: в бочку или ведро примерно на 3/4 (можно и «под завязку») закладывается зелёная масса срезанной травы (можно даже с семенами), ботвы, выполотых прямо с корнями сорняков, пасынки. Всё это заливается водой доверху. Сверху бочка закрывается любой импровизированной крышкой или полиэтиленовой плёнкой (тогда сделать в ней пару дырочек для газообмена). Плёнку желательно зафиксировать скотчем или верёвкой. Полученную смесь оставляют для настаивания и брожения на неделю-полторы. Именно через такой промежуток времени настой готов к использованию. Для подкормок применяется раствор в соотношении 1:10, то есть на ведро воды — 1 литр настоя.
После использования всего настоя оставшаяся трава ещё раз заливается водой и через день-два используется для полива уже без разбавления. Жидкое «зелёное удобрение» из крапивы, мокрицы, донника, звездчатки, мятлика и овсяницы прекрасно подходит для подкормки любых овощей, так как хорошо стимулирует рост и развитие растений. Это связано с особенностями этого вида удобрения: во-первых, оно усваиваются растением сразу; во-вторых, за счет щелочной реакции раствора понижается кислотность почвы; в-третьих, в почву попадает множество микроорганизмов, выделения которых обладают защитным действием [3].
В методах защиты растений от вредителей и болезней в настоящее время выделяются несколько групп: агротехнические, физико-механические, химические и биологические методы борьбы [7, 385].Вдетском саду безопасными являются биологические методы. Кпримеру, против многих болезней и вредителей овощей использую опрыскивания растительными отварами и настоями. Так, против белокрылки, трипсов и тли хороши настои ботвы пасленовых культур, листьев или корней одуванчика, чистотела, табака, луковой шелухи, головок чеснока, конского щавеля, лопуха. Против гусениц на капусте, редисе, редьке, репе применяют настои и отвары тысячелистника, лопуха (репейника), измельченной ботвы или пасынков помидоров, картофеля, паслена, физалиса, горчицы, золы. Сочетание посадок овощных и цветочных культур также позволяет отпугивать некоторых вредителей. Такими цветочными культурами являются: календула, тысячелистник, бархатцы, настурция, посадки иссопа и др.
Как известно многих вредных, для огородных культур, насекомых могут уничтожать птицы. Для привлечения птиц (синиц, трясогузок, воробьев и др.) на огороде располагается «птичий столб» [6]. См. рис. 2
Рис. 2 Схема обустройства «птичьего столба» на детском огороде
«Птичий столб» устанавливается в центре детского огорода на высоте 2,5–4 метра от земли таким образом, чтобы к нему была проложена дорожка. На столбе крепятся стационарные кормушки для подкормки птиц, вверху — домик для гнездования, который в зимнее время также заменяется на кормушку. На земле вокруг столба — желоб для воды (это летний птичий водопой). Такой столб функционирует круглый год — зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водопой, весной кто-нибудь устроит гнездо в домике и станет выводить птенцов, а в холодное время от непогоды в нем будут прятаться воробьи. Иногда «птичий столб» используется и для организации наблюдений интересных явлений неживой природы: направления ветра, движение солнца. Для этого устанавливают дополнительные элементарные приборы.
Таким образом, интерес птиц к огороду и огородным культурам не заканчивается весеннее — летним периодом. Кроме этого, «птичий столб» является эстетическим украшением детского огорода в любое время года, а его обустройство именно на детском огороде способствует выполнению таких требований к РППС как полифункциональность и вариативность.
Опыт работы по благоустройству территории детского сада. Организация огорода-цветника
Марина Скородумова
Опыт работы по благоустройству территории детского сада. Организация огорода-цветника
Скородумова Марина Матвеевна
«Создание единого творческого коллектива из педагогов, родителей и детей детского сада через организацию огорода-цветника на участке детского сада»
Вы над цветами низко наклонитесь
Не для того, чтобы сорвать
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
«Красота спасет мир!». Наверняка все согласятся с этим выражением. Мы счастливы, когда окружаем себя хорошими людьми, красивыми вещами и добрыми мыслями. Какой сад Вам больше нравится? В какой сад побегут Ваши дети? Так я начинаю знакомить родителей с проектом по организации участка.
Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания и отношение, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Для решения этой задачи, считаю, что особое значение имеет хороший участок на площадке детского сада, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.
Наблюдая, как из семечка вырастает растение, узнавая, как оно может помочь своими целебными свойствами, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость лекарственных растений для человека, полезность овощных культур. Приобретенное в детстве умение узнавать в простой травке под ногами лекаря и помощника ведет к активизации познавательной деятельности, расширяет знания детей.
Родители могут стать нашими союзниками в воспитании осознанно-бережного отношения к природе у детей. Личный пример родителей и других членов семьи помогут предотвратить развитие у детей ненависти, агрессивности по отношению ко всему живому.
С родителями воспитанников мы обсуждаем «наш проект» на круглых столах, тематических собраниях,создаем условия в группе: приобретаем садово-огородный инвентарь, посадочный материал, собираем фотоальбом «Дружба и труд красоту нам создадут» и др.
С коллегами разрабатываем дидактические игры с экологическим содержанием «Жизнь в семенах», «Чудо-цветок», «Кому нужна вода, а кому – полянка» и др. ; алгоритмы посадки овощных и цветочных культур. Алгоритмы позволяют детям самостоятельно по своей задумке подобрать материал, инструменты и т. д. посадить, а потом ухаживать и наблюдать.
Ежегодно весной в нашем детском саду проводится конкурс «Огород на окне» с целью обобщения и расширения представлений дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях с дальнейшей посадкой в грунт на улице, сделать работу сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Огород на окне стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании у детей экологической культуры, создание правильного отношения к живой природе. Дети в ходе работы узнают о разных растениях, учатся ухаживать за ними, ведут дневники наблюдений. Выращенная своими руками цветочная рассада в мае-июне переселяется на клумбы, овощные саженцы на грядки, дети заботятся о своих зеленых подопечных — поливать, рыхлить землю.
В продолжение темы с детьми мы проводим викторины «Что мы знаем о цветах? Овощах?» и др., игры на распознавание лекарственных трав по запаху; составляем композиции из высушенных листьев растений, цветов, семян; гербарий «Цветы нашего цветника», планируем совместно с родителями создать гербарий «Лекарственные растения нашего края».
Эти совместные мероприятия прививают детям с самого раннего возраста чувство ответственности человека за все живое на земле, что его окружает, учатся беречь и любить природу.Сколько раз замечала: наши дети никогда даже одуванчика на прогулке из озорства не сорвут.
На участке мы вместе с детьми и родителями разбили цветник и овощной огород. Для организациицветника использовали следующие принципы:
— активность и самостоятельность
В разработке дизайна участка активное участие принимали и педагоги, и родители, и дети. В дизайне участка использовали бордюрную ленту, заборчик, камни, плетень, мостик, перила, березовые пенечки; дорожки засыпали пригодным для этих целей материалом — щебнем. Важно, чтобы элементы декора, озеленение, цветочное оформление были взаимосвязаны, дополняли друг друга, а их эстетичность и стильность сохранялись на весь период. Использование ландшафтного дизайна позволило придать ранее маловыразительной территории определенный художественный смысл и, безусловно, оригинальность, экологическое и функциональное содержание.
В цветнике с ранней весны и до поздней осени у нас растут цветущие растения, которые доставляют детям, родителям и просто прохожим радость.
На огородемы выращиваем овощные культуры: салаты, капусту, помидоры, перец, баклажаны, огурцы, кабачки, петрушку, базилик, укроп, лук, чеснок, картофель, морковь, свеклу, горох, бобы, фасоль и др.
Аптекарский огород (появился лишь в этом году) создали для того, чтобы показать дошкольникам разнообразие лекарственных растений. Здесь мы вырастили календулу, подорожник, душицу, мяту, мелиссу, расторопшу, анис и другие. В дальнейшем мы будем знакомить детей с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.
Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, интересу к окружающему миру. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться на участке, в цветнике, на огороде. В процессе трудовой деятельности у детей формируются определенные трудовые навыки и умения. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.
Дидактическая игра «Наш любимый детский сад» Дидактическая игра «Наш любимый детский сад». Цель: сформировать знания детей о сотрудниках детского сада, знание имен и отчеств педагогов.
Положение о смотре-конкурсе ландшафтного дизайна в ДОУ Положение о смотре-конкурсе ландшафтного дизайна в МБДОУ детский сад №18 село Екатериновка 1. Общие положения Смотр — конкурс «Ландшафтного.