Итальянский террасный сад (регулярный стиль).
На рубеже XIV-XV веков в культуре Европы начинается новая эпоха в искусстве, для которой было характерно обращение к временам Античности, — Ренессанс или Возрождение. Дала она о себе знать и в садово-парковом искусстве, особенно в Италии. Итальянский сад – это целостное, самостоятельное художественное явление.
Итальянский тип сада вполне узнаваем. Во-первых, сады располагались на террасированных склонах. Террасы, укрепленные подпорными стенами, облицовывались камнем. Кроме того, стены разнообразились нишами, скульптурой, гротами, дополнялись балюстрадами. Переходы между террасами осуществлялись с помощью богато украшенных лестниц и пандусов (наклонных подъездных площадок).
Роль композиционного центра сада играли водные устройства: фонтаны, каскады, бассейны. Вода, закачанная вверх по трубам, направлялась с верхних частей склонов в различные точки сада.
Для озеленения использовались деревья как с раскидистой кроной, так и хорошо сохраняющие форму после стрижки (для подобия зеленых стен), а также низкорослые кустарники для узорчатых бордюров на партерах, хвойные растения для боскетов. Боскеты впервые применили в декорировании сада именно итальянцы. Боскет представляет собой обособленный прямоугольный или квадратный участок сада, ограниченный прямыми дорожкам. Внутреннее пространство газона занято деревьями, посаженными в геометрическом или произвольном порядке. Иногда внутри газонов имелись дорожки, связанные с общей сетью дорожек парка. Основными цветочными растениями, украшавшими газоны, были различные луковичные (ирисы, лилии), гвоздики, фиалки и другие, создававшие определенный рисунок.
Строгая геометрическая планировка сада позволяет вполне обоснованно относить террасный — итальянский парк к регулярному типу садов (что и делают многие специалисты). Свое дальнейшее развитие он нашел во французской ландшафтной архитектуре.
Лучшими образцами итальянского «террасного сада» эпохи Возрождения считаются построенные недалеко от Рима вилла в Капрароле (1547-1550), вилла Ланте (50-е годы XVI века), вилла д’Эсте (40-е годы XVI века).
Французский геометрический сад (регулярный стиль).
В садово-парковом искусстве данный стиль является одним из основных, классических. Он имеет богатое историческое прошлое. Основоположниками его стали персы (V-IV века до н. э.), сады которых имели в плане прямоугольную форму, снабжались искусственными водоемами и прямыми аллеями. Дальнейшее развитие стиль получил в садах античного мира (I-V века), которые были «выражением геометрической закономерности и порядка». С падением Римской империи в упадок приходит и садовопарковое строительство.
Эпоха Возрождения (XIV-XVI века) стала отправной точкой для дальнейшего развития садов геометрического типа, который принято было называть peгулярными (лат. — правильный, равномерный). Считалось, что человек способен преобразовывать природу, делать ее более правильной. В ходу было и еще одно название подобных парков — архитектурные, ведь создавались сады и парки, как и проекты зданий, с помощью линеек, циркуля, лекал: аллеи, дорожки, бассейны, цветники получали правильную строгую планировку. Да и главные действующие «лица» в саду — деревья и кустарники — выстраивались на определенный манер «под одну гребенку».
Известен этот сад и под другими именами: формальный, заморский и, наконец, французский. Последнее название он получил за приверженность французских архитекторов применять в планировке парков геометрические фигуры. 3еленые насаждения и архитектурные постройки составляли при этом единый ансамбль. Своего расцвета геометрический стиль во Франции достиг в XVII веке. Шедевром зеленого зодчества стали сады Версаля, Во-ле-Виконт и другие, созданные Андре Ленотром для короля Людовика XIV во второй половине XVII века.
Французские сады создавались на ровном месте и больше походили на сказочные зеленые города, в которых четко просматривалась основная композиционная ось. Она начиналась от дворца. Далее шли партеры, похожие на пестрый ковер клумбы, водные каскады, лестницы, скульптуры, вазы и т. п. Все элементы сада расположены симметрично относительно главной планировочной оси. Дорожки, аллеи идут параллельно друг другу или расходятся лучами. Оформление боковых частей партера подчиняется его центральной части. Между отдельными элементами сада есть определенные пропорциональные соотношения. Цветовые сочетания — яркие, контрастные.
Декоративным растениям отводилась второстепенная роль. Предпочтение отдавалось тем, которые хорошо переносили стрижку, долго сохраняя при этом полученную форму. Уголков естественной при роды во французских садах не найти. Все в них создавалось садовником.
К регулярной планировке сада прибегают и сегодня. Такие сады предназначаются для частого приема гостей, подчеркивают парадность, торжественность, состоятельность хозяев, ик образ жизни.
Источник
Террасные итальянские парки и сады в эпоху Ренессанса
Эпоха Ренессанса (Возрождения) — период расцвета художественной культуры в Европе. Созданные в период великого двухсотлетия (1340—1540) шедевры искусства и литературы до сих пор остаются непревзойденными.
На рубеже XIV—XV вв. в Италии бурно развивались торговля, ремесла, что послужило экономической базой развития городов. В конце XIV в. население Милана, Венеции, Флоренции, Палермо составляло по 100 тыс. жителей и более, тогда как население Лондона, Кельна, Барселоны не превышало 50 тыс. жителей. Развитие городов повлияло на развитие культуры. Светская и церковная аристократия, богатые купцы и банкиры вкладывали крупные средства в строительство дворцов, загородных вилл, в благоустройство и украшение городов. Наступил период относительного спокойствия и порядка, поэтому дворцы и виллы сооружали для удобства и наслаждения, а не для защиты от нападения.
Эпоха Ренессанса прославлена именами таких великих художников, как Микеланджело (1475—1564), Рафаэль (1483—1520), Тициан (1477—1576), Корреджо (1494—1534), Веронезе (1528—1588), Тинторетто (1518—1594) и Караваджо (1565—1609).
Эпоха Ренессанса оставила значимый след и в садово-парковом искусстве. Сады при дворцах и виллах возрождали и развивали традиции садово-паркового искусства, сформировавшегося в эпоху Древнего Рима. Итальянские архитекторы (Виньола, Лигорио и др.) разработали приемы разбивки регулярного сада, являвшегося органичным элементом архитектурного ансамбля. В трактате Альберти «10 книг о зодчестве» серьезное внимание уделено вопросам разбивки садов.
Наиболее интересные парки и сады итальянского Ренессанса сосредоточены в районах Флоренции и Рима — в провинциях Тоскана и Лацио. Характерным примером является сад виллы Ланте в окрестностях Рима. Он занимает 1,4 га и расположен на пяти террасах с разницей отметок до 16 м. Сад имеет четкое осевое построение плана. Здание виллы находится на четвертой террасе и представляет собой два одинаковых, квадратных в плане павильона, расположенных симметрично главной оси сада. Водные устройства дополняются фигурно подстриженными деревьями, газонами. Цветочное оформление скромное — небольшое количество померанцевых деревьев в кадках и цветов в горшках. Сад окружен большим парком.
Простота и строгость садов раннего Возрождения постепенно вытесни- лись богатой пластикой позднего Возрождения и барокко.
Самыми известными произведениями садово-паркового искусства итальянского Ренессанса являются сад виллы д’Эсте в городке Тиволи, в 6 км от древнеримской виллы Адриана и сады Боболи во Флоренции.
Сад виллы д’Эсте, спроектированный Пирро Лигорио в 1575 г. для кардинала д’Эсте, — это террасный сад площадью 3,5 га с перепадом отметок около 50 м. Здание виллы расположено на верхней террасе, откуда открывается панорама сада. Сад имеет осевое композиционно-пространственное построение, с ориентацией оси на центр виллы.
Украшением сада являются водные устройства: аллея ста фонтанов; овальный фонтан с каскадом, падающим полукруглой стеной в бассейн; органный фонтан, в котором благодаря сложному гидравлическому устройству создается уникальный звуковой эффект; фонтаны Нептуна и Драконов с мощными вертикально бьющими струями воды.
Вся гидравлическая система сада работает под естественным напором воды. На территории сада много прекрасных скульптур и парковых сооружений, возводившихся на протяжении двух столетий (рис. 3.1.9).
Особенностью садов Италии эпохи Ренессанса является их террасное расположение на рельефе. Террасы с подпорными стенками, украшенные скульптурами, соединены широкими лестницами, ограждены зелеными стенами из подстриженных вечнозеленых растений. Сады имеют осевое построение плана с регулярными партерами и боскетами на террасах. Здесь много фонтанов, каскадов и других водных устройств, широко использовалась декоративная стрижка растений.
Создание садов Боболи при палаццо Питти во Флоренции было начато архитекторами Броччини и Амманати в 1549 г., продолжено Буонталенти и окончено Джулио и Альфонсо Париджи только в XVIII в. Сады имеют две композиционные оси, расположенные одна к другой под углом. Главная композиционная ось ориентирована на центральную часть палаццо Питти. Вдоль нее амфитеатром по склону холма устроены террасы, с которых открывается панорамный вид на Флоренцию (рис. 3.1.10).
Вторая композиционная ось начинается в дальнем конце участка и ориентирована на партер перед зданием палаццо Питти, где обе оси пересекают-
Рис. 3.1.9. Фонтаны Нептуна в саду виллы кардинала д’Эсте, XVI в., памятник всемирного культурного наследия, Тиволи, Италия
Рис. 3.1.10. Сады Боболи, XVI в., памятник всемирного культурного наследия, Флоренция, Италия
ся. Она в несколько раз длиннее главной композиционной оси. Вдоль нее симметрично расположены визуально изолированные друг от друга малые сады, каждый из которых имеет индивидуальное композиционно-пространственное решение.
Во второй половине XV в. идеи Ренессанса из Северной Италии распространились во Францию, Испанию, Германию, Голландию и Англию [23].
Источник
Террасный сад в ЛОК «Айвазовское»
Увидев сегодня вопрос пользователя Salmon на сайте «Как сделать сад при перепадах рельефа?» и вспомнив свое обещание рассказать о террасном саде в ЛОК «Айвазовское» немного подробнее, я решила этот пост посвятить чудесному творению гения Анненкова.
На Южном берегу Крыма укрепление и красивое оформление прибрежных склонов – одна из самых актуальных задач ландшафтных архитекторов, работающих в прибрежных зонах. Это сложно и дорого, поэтому красивейших примеров такого оформления, до создания террасного сада в лечебно-оздоровительном комплексе «Айвазовское» (пос. Партенит, Крым), под руководством Анатолия Анатольевича Анненкова, не было.
Как отмечает Анатолий Анатольевич, «создание таких террасных садов зависит от характера берегов и ветрового режима. Решающее значение при выборе участка под террасный сад имеет его защищенность от сильных морских ветров, т.к. создать на наветренном участке достаточно разнообразный и декоративный древесно-кустарниковый покров очень сложно, а зачастую просто невозможно».
Чтобы увидеть это чудо – современные сады Семирамиды Анненкова, необходимо пройти в конец набережной парка. На 5 террасах крутого прибрежного склона амфитеатра между мысами Тепелер и Плака раскинулся этот прекрасный сад.
Он связан с исторической страницей партенитской долины, когда на побережье Крыма господствовали генуэзцы. Поэтому особое место в структуре сада занимает верхняя терраса, состоящая из трех площадок, расположенных на разных уровнях. Но скорее это все-таки фантазия на тему раннего средневековья.
Здесь приятно отдохнуть под тенью сохраненных сосен и кедров, полюбоваться живописной панорамой бухты, рассмотреть террасный сад сверху. Центральная двухуровневая площадка украшена пристенным фонтаном из светлого песчаника. На подпорных стенах двух крайних террас – аркады с рельефами львов и грифонов в характерном для средневековья стиле.
На террасах рядами высажены пальмы, лагерстремии, гранат обыкновенный ‘Nana’, олеандры, барбарисы и другие растения. Искусственность террас предполагает некоторую ритмичность посадок декоративных кустарников: олеандры и лагерстремии ближе к центру и мощные фланги вечнозеленой растительности по краям.
Нижние террасы декорированы стелющимися и карликовыми формами древесных (кизильники, можжевельники, лаванда). Типичный средиземноморец – розмарин лекарственный (Rosmarinus officinalis) (на переднем плане).
Средиземноморский колорит террасному саду придают розы, лагерстремии, карликовая форма граната обыкновенного.
Гармонично смотрятся здесь и экзоты: агавы, юкки, дазилирионы, драцены, свободно закомпанованные в живописные группы.
Экзотичный дазилирион пильчатолистный (Dasylirion serratifolium) из семейства агавовых, родом из Северной Америки.
Декоративность террас активно поддерживается цветущими многолетниками и однолетниками.
Многообразие растительных форм, окрасок одновременно контрастирует и смягчает монотонность и суровость подпорных стен террас.
В последнее время здесь появилась скульптура счастливого семейства.
Источник