Что означает в эзотерическом смысле ЛЕС?
В ряду общей пейзажной символики лесу отводится важное место в мифах, легендах и народных сказках. Сложная символика леса связана на всех уровнях с символикой женского начала или Великой матери. Лес — место изобилия растительной жизни, свободной от всякого контроля и воздействия. А поскольку его листва закрывает солнечный свет, он также противополагается власти солнца и считается символом земли. В мифологии друидов лес и солнце вступают в брачные отношения. Так как женское начало принято отождествлять с бессознательным в человеке, лес также рассматривается как символ бессознательного. Именно по этой причине Юнг утверждает, что лесные страхи, столь часто встречающиеся в детских сказках, символизируют опасные аспекты бессознательного, т. е. тенденцию к пожиранию или сокрытию разума. Циммер подчеркивает, что в противоположность городу, дому и обрабатываемой земле, как безопасным территориям, лес дает приют всевозможным опасностям и демонам, врагам и болезням. Поэтому леса в первую очередь были местом культов богов, а умилостивляющие жертвы подвешивались на деревьях (дерево в этом случае — эквивалент жертвенного столба).
Лес — это широко распространенный символ внешнего мира, противостоящего микрокосму, символизируемому расчищенной под пашню землей. В легендах и сказках он населен загадочными, большей частью таящими в себе угрозу существами (ведьмами, драконами, великанами, карликами, львами, медведями и т. д.), олицетворяющими все те опасности, с которыми должен вступить в спор юноша, если он через свою инициацию (экзамен на зрелость) хочет стать полноценным мужчиной: картина восходит к тем временам, когда леса покрывали большую часть земли и представляли угрозу для пашни. В снах присутствие «темного леса» свидетельствует о фазе дезориентации, о погружении в сферу бессознательного, в которую сознательный человек может вступать лишь после долгих колебаний. Часто встречающийся в сказках свет, который мелькает среди стволов, обозначает надежду на обретение места защиты. Сам лес как беспорядочная дикая природа ощущается жутким и угрожающим, вызывающим фантазии о дикарях, замшелых лесных существах, но также и о феях, которые могут прийти на помощь. С другой стороны, для одухотворенных людей он может стать возвышающим местом уединенности от житейской суеты. Отшельников не пугают его опасности, поскольку они защищены высшими силами. Иной, чем лес, является роща, разросшаяся не слишком широко и представляющая собой обозримое место божественной природы. В глубинной психологии лес понимается как символ являющейся юноше тревожной женственности, которую он еще только должен постигнуть.
Общепризнанным в этом смысле является образ «зеленых, то светлых, то темных сумерек бессознательной, внешне не очевидной жизни». Снящийся во сне лес как символ содержит в себе «многообразные безобидные или опасные существа, но в нем может сосредоточиться и то, что однажды, возможно, обнаружит себя в светлой как день сфере нашего духовного культурного ландшафта» (Эппли). Разбойники в этом образе переживаний есть персонификация «примитивной и все же опасной части нашей сущности, которая, конечно, далеко не так и не всегда положительна, как нам может представиться».
.
Нашел интересную инфу
Источник
Темный лес символ чего
Избушка Яги сокрыта непременно посреди дремучего, темного, таинственного леса. С одной стороны, лес противопоставлялся жилому месту, поселению. Мышление древних отделяло дом и селение как сотворенный, познанный, упорядоченный мир от остального мира за пределами селения как мира непознанного, профанного, символически олицетворяющего первозданный хаос. Избушка Яги находится за пределами познанного мира – в сфере неизведанного. Поэтому и Яга, и место ее обитания уже внушают страх, т.к. человек боится неизвестности. Попав в сферу леса, можно кануть в небытие или открыть новые возможности, расширить пределы собственной познанной вселенной.
«Древний человек имел особый взгляд на растительное царство: у него деревья ценились не столько по их практической пригодности, сколько по их отношению к нравственному миру человека. Предметы царства растительного были рассматриваемы как живые, способные к самостоятельной деятельности личности…Рост дерева и рост человека в некоторых случаях могут обусловливать друг друга. Дерево является обиталищем духа, который может действовать в известном направлении на человека; оттого дерево играло не последнюю роль в древних религиозных обрядах.
Одухотворение дерева сообщило таинственную духовную жизнь лесу. Лес был древнейшим народным святилищем» (Н.Ф. Сумцов. «Символика славянских обрядов»).
Итак, исходя из народных представлений о лесе, можно сделать вывод, что лес Бабы Яги – место, где герой погибает, возвращается в небытие, теряется в неизвестном пространстве леса. Среди множественности деревьев, которые славяне делили на счастливые и несчастные, можно заблудиться. Если же понять лес, познать природу и назначение каждого дерева, т.е. значение различных явлений, встречаемых в жизни, то лес из хаотичного пространства превращается в путь. Лес становится символом роста и расширения сознания героя. В этом случае лес из профанного состояния преобразуется в святилище, где происходит трансформация героя.
Отсюда эпитеты леса – дремучий, темный – т.е. место, где можно заблудиться. И в то же время таинственный – в нем сокрыто множество тайн и кладов, ждущих своего откровения.
Лес олицетворяет собой иллюзорный мир, в котором можно заблудиться. Когда герои бросают гребешок, превращающийся в лес, задерживающий преследователя, это символизирует пройденный путь познания героев, их мыслительную деятельность, т.к. гребешок, из которого рождается лес, носят на голове. Согласно представлениям древних славян человек делился по вертикали на три части. Голова соответствовала небесному, духовному миру, тело земному, ноги подземному, миру мертвых. Соответственно то, что носится на голове, имеет отношение к духовному миру. Лес в данном случае – это мудрые мысли героев, которые задерживают преследователя. Прежде чем продолжить погоню, Яге нужно «перегрызть» этот лес мудрых мыслей, т.е. понять.
Сама Баба Яга летает над лесом, и герой на коне «летит выше лесу стоячего». Здесь мы обращаемся к трехчленному делению мира славянами. Герои отрываются от земли и поднимаются в область небесной сферы – из сферы эмоциональной они поднимаются в ментальную, духовную сферу.
Лететь над лесом, значит, подняться над миром иллюзий на крыльях мысли. Перенестись из сферы неведения в область знания и осознанности, в область свободно мыслящего сознания. Возможность увидеть сверху всю панораму своего бытия, объективную картину своей внутренней сказки.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник
Символ Лес
Лес — это символ бессознательного и его опасностей, но в некоторых традициях, особенно буддийских, он также является образом убежища. В европейском фольклоре и сказках лес — это место тайны, опасности, испытания или инициации. Заблудиться в лесу или найти дорогу через него — это метафора отсутствия опыта или достижения знаний о взрослом мире или о самом себе, соответственно. Для оседлых сообществ лес — это неизведанная, неконтролируемая среда обитания мелких богов и духов, некоторые из которых так же страшны, как славянский лесной дух Леший. Сырость, землистость и похожая на утробу матери темнота леса ассоциировались в древнем мире с идеями роста и женственности. В друидизме лес был женским партнером солнца. В частности, в Центральной Америке понимание леса, его растений и животных было признаком дара шамана. Согласно азиатским традициям, лес является аналогом отшельнической пустыни Ближнего Востока, убежищем от мира, где можно погрузиться в медитацию и духовное совершенствование. Леса широко известны как символы внешнего мира. В легендах и сказках леса символизируют различные опасности. Для духовных людей это может быть место уединения, где можно скрыться от суеты и шума жизни. В литературе и искусстве древнего мира леса изображаются как «священные рощи» или райские «лесные сады».
Лес широко рассматривается как символ внешнего мира в противоположность микрокосмосу, символизируемому землей, расчищенной для возделывания. В легендах и сказках лес населен странными существами (ведьмами, драконами, великанами, карликами, львами, медведями и т.д.) и представляет все опасности, которым должен подвергнуться молодой человек, чтобы стать мужчиной через инициацию (испытания на зрелость). Эти образы восходят к тому времени, когда леса покрывали большую часть суши и представляли угрозу для возделываемых земель. Появление «темного леса» во сне означает погружение в царство бессознательного, в которое сознательный человек может попасть, заблудившись. Свет, мерцающий между стволами деревьев, который часто появляется в сказках, означает надежду найти защищенное место. Лес также является нерегулируемой дикой местностью, которая может быть жуткой и угрожающей, вызывая фантазии о дикарях, мшистых лесных существах и даже феях, которые могут прийти на помощь. С другой стороны, для спиритуалистов это может быть бодрящее уединение от суеты и шума жизни. Отшельник находится под защитой высших сил и не боится их опасностей. Рощи за пределами леса менее распространены и представляют собой заметные участки священной природы. В глубинной психологии лес понимается как символ неуверенной женственности, проявляющейся в юности, которая еще не осознана. Леса всегда привлекали человека. В доисторические времена люди строили деревни и жилища вблизи лесов, полагаясь на изобилие пищи, природных ресурсов и укрытие от щедрот природы. Леса захватывали и продолжают захватывать сердца художников, философов, ученых, путешественников и писателей. Все, кто очарован природой, стремятся раскрыть суть посланий, которые им удается уловить, когда они остаются наедине с лесным царством. Исторический, биологический и культурный контекст, в котором развивались отношения человечества с природой, очень интересен и многогранен. Но сегодня мы поговорим о символизме леса, то есть о его функции как представителя духовной жизни человека.
Лес символизирует бессознательное и его опасности, место тайны, убежище для созерцания и размышлений, мир теней, место инициации. Карл Юнг считал лес символом бессознательного и его опасностей, но в некоторых традициях, особенно в буддизме, это образ убежища. В европейском фольклоре и сказках это место тайны, опасности, вызова или инициации.
Символический взгляд на лес как на природную экосистему показывает, что он, прежде всего, является символом бессознательного. В то же время лес часто приравнивается к бессознательному, а такие выражения, как «темный лес», «чаща» или «дикая местность», используются как синонимы бессознательного в психике. Мы помним множество пословиц и поговорок, в которых лес предстает как место, где встречаются трудности и где происходят чудеса.
Источник