Календарно тематическое планирование по теме «Ягоды»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Цели: закрепить понятие «ягоды», их характерные свойства; учить рассказывать о пользе ягод для человека; систематизировать знания о труде людей осенью; воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаряет нас своими богатствами; уважение к сельскохозяйственному труду.
Художественно — эстетическое развитие (рисование)
Тема :Вкусные дары щедрой осени (ягоды).
Цели: вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать ягоды; развивать творческую активность, воображение, образное мышление; закрепить навыки рисования разнообразных округлых форм; способствовать формированию понятия «натюрморт»; обратить внимание на многоцветие окружающего мира.
Утренняя гимнастика «В осеннем лесу» (способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для жизнедеятельности, воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям, воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под музыку)
Разговор о пользе лесных ягод для человеческого организма (закрепить знания детей о лесных ягодах, произрастающих в нашем лесу, дать представление об их пользе для здоровья человека)
Настольная игра «По лесной тропинке» (развивать речь, внимание, образную. смысловую память, закладывать основу логического мышления)
Д/и. «Лесовик и лесные ягоды» (совершенствовать формированию у детей осознанно правильного отношения к природе, повторить правила безопасного поведения в лесу )
1.Художественное слово: стихотворение «Гибкий стебель повилики…»
2.Наблюдение за брусникой (продолжать знакомство с ягодным кустарником — брусникой).
3.Исследовательская деятельность: сравнить листья брусники с листьями клюквы, ягоды брусники с ягодами клюквы.
3.Труд в природе : поливка песочного дворика (оказывать помощь детям младшей группы).
4..П/и «Шалашик» (упражнять в беге, развивать ловкость) .
5.Самостоятельная игровая деятельность.
6.Инд.р. по ФИЗО (упражнять в беге)
Аппликация «Дары леса — ягоды» (развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания, сочетания различных видов аппликации для получения выразительного образа).
Д/и. «Да – нет» (закрепить правила поведения в лесу)
Чтение художественной литературы Н. Сладкова «Зелёная тайга» (закрепить знания о явлениях природы, с сезонными изменениями; развивать навык внимательного прослушивания читаемого произведения взрослым; активизировать использование в речи глаголов, сложных предложений)
«Хоровод ягод» муз. Лукиной, слова Чадовой (закрепить умения водить хоровод)
С/р. и. «Магазин». Сюжет «Купи ягоды» (продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща, распределять роли по интересам и правильно выбирать атрибуты к игре)
1.Наблюдение за небом (побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений, закреплять знание о неживой природе).
2.Трудовая деятельность: уборка участка от сухих листьев (приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями).
3.П/и. «Кто быстрее под ягодку» (совершенствовать технику бега , добиваясь естественности, лёгкости и точности выполнения заданий).
5.Индивидуальная работа по ФИЗО: использование различных видов прыжков (развивать двигательную активность).
Иллюстрации различных ягод.
Для НОД: муляжи и картинки ягод, альбом, акварель, кисти, вода, палитра.
Выносной материал на прогулку.
Пополнение книжной выставки книгами о ягодах.
Познавательное развитие (ФЭМП) Ягоды.
Цели: формировать понятие о том, что число (количество предметов) не зависит от формы расположения предметов, расстояния между ними, цвета, формы, размера и направления счёта; закрепить понятие о том, что число изменяется только в том случае, если к группе добавляются предметы или удаляются из неё.
Художественно — эстетическое развитие (лепка)
Тема: Ягоды (рисование пластилином)
Цель: познакомить детей с новым приёмом лепки – рисованием пластилином; учить передавать форму и характерные особенности ягод, создавать декоративные пластины; формировать познавательные процессы6 восприятие, внимание. память, мышление.
Ситуативный разговор «Зачем ягоды в лесу? Кому они нужны?» ( совершенствовать речь как средство общения, развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта)
Д\и. «Варим варенье из ягод» (совершенствовать умение образовывать прилагательные из существительных по названиям ягод)
И/у. «Съедобное- несъедобное» (дать детям представление о съедобных и несъедобных ягодах)
Пальчиковая игра «Ягода» (развитие моторики рук)
Дежурство по столовой (учить детей самостоятельно определять дежурных по столовой, использовать фотографии для обозначения дежурных, формировать навыки труда в коллективе).
Лепка: «Корзина с ягодами» (учить лепить из пластилина различные ягоды в качестве атрибутов для сюжетных игр, развивать навыки лепки фигурок из составных частей,)
1.Наблюдение за черникой (продолжать знакомство с ягодным кустарником- черникой)
2.Исследовательская деятельность: рассмотреть через лупу листья черники и сравнить их с листьями брусники. Чем они отличаются, чем схожи.
3.Трудовая деятельность : уборка участка (воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе).
4.П/и «Лесные тропинки» (учить внимательно слушать команду воспитателя, разнообразить движения в зависимости от условий).
4. Инд. работа по ФИЗО: общеразвивающие упражнения (поддерживать интерес к общеразвивающим упражнениям, изменять исходное положение, темп и амплитуду движения)
Загадывание загадок о ягодах (продолжать учить детей полно отвечать на вопрос).
С/р .игра «Семья». Сюжет «бабушка варит компот из ягод». (закрепить названия ягод, формировать обобщающее понятие «ягоды», учить правильно подбирать атрибуты к игре) .
Д/и. «Где что зреет?» (учить детей активно использовать знания о растениях, воспитывать взаимопомощь, доброжелательность)
Чтение рассказа В. Зотовой «Брусника» (формировать интерес к художественной литературе, развивать художественное восприятие и эстетический вкус)
1Экспериментирование: пускание парусных корабликов (в ветреную погоду предложить детям пустить парусные кораблики в плавание по лужам)
2.Спортивная игра городки (упражнять детей в выполнении бросков на дальность правой и левой рукой, учить соблюдать правила игры, заботиться о безопасности, способствовать развитию функциональных возможностей организма)
3.П/и. «Успей пробежать» (учить детей правильно выполнять игровые действия, самостоятельно организовать игру, развивать ловкость, смелость, уверенность в себе)
4.Труд в природе: расчистка дорожек (воспитывать ответственность за порученное дело)
Фотографии дежурных, фартуки, косынки. шапочки.
Пластилин для лепки, пластмассовые ножи или стеки .
Для НОД: пластилин, дощечки, стеки. салфетки, рисунок с ягодками, цветной картон.
Атрибуты к сюжетно –ролевой игре: муляжи ягод, посуда.
Консультация «Что ребёнок должен знать о ягодах».
Развитие речи (Обучение грамоте)
Тема: Звук д, буква д. (знакомство детей со звуками д, буквой д, читать слова с этим звуком, составлять слова, формировать интерес к чтению, различать звонкие, глухие согласные, звуковой анализ слов).
Художественно — эстетическое развитие (художественный труд)
Беседа «За ягодами в наш лес» (закрепить знания детей о ягодах наших лесов, обобщить правила безопасного поведения в лесу)
Д/и. «По ягоды пойдём» (закрепить названия ягод)
С/р. и «Семья». Сюжет «Летние заготовки из ягод» (закрепить знания о переработке ягод и способах ягодных заготовок на зиму, правильно подбирать атрибуты к игре, развивать умение играть в коллективе ,повторить правила безопасности)
Рисование по трафаретам «Ягоды» (развивать моторику и эстетический вкус)
Д/у . «Детки с ветки» (закрепить знания детей о листьях, плодах кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению)
Пальчиковая игра «Хозяйка однажды с базара пришла» (развитие моторики рук).
1.Наблюдение за лечебными травами. (расширять знание о лечебных травах ,знать о лечебных свойствах трав, обогащать словарный запас).
2.Трудовая деятельность: сбор лечебных трав.
2.П/и. «Собери урожай». ( Развивать ловкость , быстроту координацию движений).
3.Инд. р по ФИЗО.- Упражнение на развитие равновесия (учить сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно)
4.Труд. поручения: помощь дворнику (формировать умение и желание работать сообща).
Разучивание песни «Урожай собирай» (развивать музыкально- ритмические чувства, способность переживать музыку)
С/р. и. «Магазин» (побуждать детей к более широкому использованию в игре их знаний по теме «Ягоды», учить дифференцировать игровые действия в соответствии с сюжетом, развивать игровую деятельность).
Аппликация «Ваза с ягодами» (закрепить умение вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, учить красиво располагать на листе бумаги).
Д/и. «Назови лишнее» (развивать внимание речеслуховую память, формировать умение сравнивать слова по смыслу).
1.Наблюдение за состоянием погоды осенью (учить детей давать развёрнутую характеристику осенней погоды, используя данные приборов, результаты наблюдений)
2 . П/и. «Кто первый добежит» (развитие быстроты и скорости)
3.Трудовая деятельность : уборка участка детского сада от сухих веток и листьев (учить создавать у себя и у других радостное настроение от выполненной работы, воспитывать экологическую культуру).
4.Инд. работа : подбрасывание друг другу мяча сверху (развивать быстроту, ловкость).
Для НОД – разрезная азбука, серия картинок, слоговая таблица, сюжетные картинки.
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин».
Раздаточный материал: ножницы, бумага, клей, шаблоны, карандаши.
Познавательное развитие (ФЭМП) Ягоды.
Цели: познакомить со счётом в пределах 20, особенностью образования двузначных чисел (11-20); закрепить знание о составе чисел из единиц первого пятка, умение сопоставлять численность множеств предметов разного размера
Художественно — эстетическое развитие (рисование)
Цели: развивать умение планировать расположение предмета на листе бумаги; учить передавать в рисунке характерные особенности рябины; учить новому техническому приёму – двухцветному боковому мазку, гроздья рябины изображать методом пальчиковой живописи.
Беседа «Гигиена рук» (формировать у детей культурно — гигиенические навыки, обсудить необходимость мытья рук после посещения туалета, перед едой, поговорить об опасностях , связанных с грязными руками. Выяснить, кто из ребят всегда помнит о необходимости мыть руки , придумать для остальных «рисунки — напоминалки»)
Д/и. «Отгадай , что на моей картинке» (формировать у детей умение зрительно обследовать предмет и давать словесное описание формы предметов. Развивать зрительное восприятие. Речь. вербальное воображение)
Песенное творчество : работа с попевкой «Песенка осеннего дождя» (учить детей придумывать текст и мелодии на заданную тему по образцу , развивать музыкально-слуховые представления , эмоциональную отзывчивость на музыку)
Развивающая игра «Сложи узор» (развитие творчества , памяти , воображения)
Работа в уголке природы : посадка черенков (закрепить представления детей о размножении растений черенкованием. Формировать соответствующие трудовые умения, развивать любознательность, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе , поощрять желание участвовать в совместной деятельности).
1.Наблюдение за сезонными изменениями (формировать понятия о явлениях природы, закреплять знания о солнце)
2.Трудовая деятельность : уборка мусора на участке (воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы)
3.П/и. «Ловишки» (упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга).
4.Индивидуальная работа: упражнение на развитие равновесия (учить вбегать на горку и сбегать с неё).
Д/и. «Угадай , что в мешочке» (учить детей последовательно осуществлять обследование ягод при помощи осязания, определить их форму. Качество поверхности. Формировать умение рассказывать о ходе работы , обобщать, и оценивать её результаты.)
Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» (учить детей понимать .чувствовать образный язык стихотворения, выразительно декламировать его . Развивать поэтический слух, литературную речь.)
С/р.и. «Путешествие в лес». Сюжет «По ягоды» (развивать умение детей распределять роли, развитие навыков сотрудничества).
Развивающая игра Собиралка «Полное лукошко» (учить запоминать названия ягод , набрать из лесного плетёного лукошка как можно больше съедобных ягод )
1.Набдюдение за пешеходом (закрепить знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения)
2.) П/и. «Светофор» (развивать ловкость. закреплять знания о значении светофора).
3. Трудовая деятельность :сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев).
4.Индивидуальная работа: развитие движений (закреплять навыки метания предметов) .
Источник