Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Лес, деревья и кустарники»
Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме : «Лес, деревья и кустарники».
• Закреплять и обогащать знания о деревьях, кустарниках;
• Развитие речевого дыхания, дифференциации свистящих и шипящих звуков;
• Развитие слухового внимания совершенствование фонематического восприятия;
• Развивать зрительное внимание и словесно-логическое мышление;
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме „Лес, деревья и кустарники“» размещена в разделах
• Развитие общей артикуляционной моторики,
• Развивать мелкую моторику пальцев рук,
• Формировать экологическую культуру, воспитывать чувство прекрасного;
• Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости;
• Воспитание усидчивости, бережного отношения к природе и любви к животным, чувства сопереживания.
Картинки: лес, дерево (береза, кустарник; береза, тополь (осина, сосна, дуб, клен, ёлка, рябина, липа – и их листья; береза, ёлка, иголки, шишка; орешник, орехи; зеркала на каждого ребёнка.
Ход занятия.
1. 1. Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание век).
Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание мочек ушей пальчиками).
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки руками).
Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать ногами).
Доброе утро, солнышко! Я проснулся. (Улыбнуться и протянуть руки к солнышку).
Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку в лес, но сначала сделаем гимнастику для язычка (раздать зеркала)
2. Артикуляционная гимнастика:
Логопед : Нальём чаю в чашечку
Язык широкий положи, а края приподними.
Получилась чашечка, кругленькая чашечка
Чашку в рот мы занесём, её бока к краям прижмём.
Логопед : С чаем будем, есть блинчики
• упражнение «Блинчик» (широкий язык положили на нижнюю губу)
Логопед : А блинчик намажем вкусным вареньем.
• упражнение «Вкусное варенье»
Логопед : После завтрака надо почистить зубки.
• упражнение «Чьи зубки чище»
Логопед : А теперь пошли гулять в лес. Из леса зайка прибежал и дорогу показал.
Вот он с горки прокатился
Логопед : поскачем за зайкой на лошадках в лес.
Логопед : И вот мы уже в лесу
3. Логопед : Посмотрите, какой красивый лиственный лес. (показ картины ЛЕС)
В лесу растут деревья и кустарники.
Логопед : а сейчас я вам покажу картинки, а вы определите, на какой картинке изображено дерево, а на какой кустарник. Посмотрите внимательно, подумайте и покажите, это дерево или кустарник. (картинки). Молодцы правильно определили. Деревья высокие, а кустарники низкие.
4. Логопед : А сейчас мы вспомним, какие деревья растут в лесу.
(на доску развесить картинки деревьев)
Игра «Покажи правильно»
( покажи где: береза, тополь, сосна, дуб, клен, ёлка, рябина)
5. Логопед : Подумай, лист какого дерева, покажи:
Вырезанные листья прикрепить к дереву берёзы, рябины, дуба, клёна)
6. Пальчиковая гимнастика: «Букет из листьев»
Хором: Раз, два, три, четыре, пять-
Сжимать и разжимать кулачки (поочерёдно)
Загибать поочерё дно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
Сжимать и разжимать кулачки (вместе, вытянуть вперёд ладошки.
7. Логопед : Отгадайте загадку «Зимой и летом одним цветом» (картинка ёлка и береза) Правильно, это ёлка. Посмотрите, у ёлки вместо листьев – иголки, а еще на ёлке растут шишки. (Картинка шишка)
— Слуховая разминка «Послушай и угадай, правильно ли я сказала» (Каждому) Хлопни в ладошки, если услышишь правильно названное слово
Это фыфка? Это шишка? Это сыска? Это хыхка? Это шиска? Это шихка? Это шишка? Это фыска? Это фышка? Это хышка? Это щищка? Это шишка?
8. Знакомство с кустарником «Орешник»
Логопед : А вот кустарник орешник (картинка, на орешнике растут плоды – это орехи (картинка)
9. Физкультминутка «ЛЕС».
Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу (дети поднимают руки вверх и тянуться на носочках).
Покажите, какие кустарники в лесу – низкие (дети приседают).
Еще раз покажите, какие деревья высокие, а какие кустарники низкие.
Деревья высокие. Вдруг подул ветер и закачались наши деревья (наклоны вправо, влево).
10. Послушайте как свистит «ветер» с-с-с-с
Дыхательные упражнения «ветер» -с-с-с-с
Послушайте шелестит листва, ш-ш-ш-ш
Дыхательные упражнения «листва» ш-ш-ш-ш
III. Итог занятия :
Логопед : Ребята, сегодня мы с вами совершили интересную прогулку в лес.
И узнали что в лесу растут – деревья и кустарники. (показ картинок). Сегодня все хорошо справлялись с заданиями и все получают призы.
Дидактическая игра «Шпионы» по лексической теме «Деревья» для старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Шпионы» по лексической теме «Деревья» для детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Игрушки» в старшей группе Тема: «Игрушки» (старшая группа) Цель: формирование представлений об игрушках. Задачи: образовательные: • уточнить, расширить и активизировать.
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» «Овощи» Цель: Накопление и обогащение словарного запаса, закрепление понятия Овощи в словаре ребёнка. Знакомство детей с процессом выращивания.
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме «Зимующие птицы» Оргмомент: приветствие, Фонематический слух (подготовительный этап) Сегодня у нас необычное занятие! Мы будем слушать пение птиц. Чьи голоса.
Конспект фронтального занятия по лексической теме «Дикие животные» для детей старшей логопедической группы с ОНР Занятие «Дикие животные» Цели: формирование познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Конспект комплексного логопедического занятия для детей с ОНР и ФФН 5–6 лет по лексической теме «Водоплавающие птицы» Цель: 1. Формирования связной речи. Задачи: 1) коррекционно-образовательные: — актуализировать пассивный словарь, расширять глагольную лексику.
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы по теме «Хвойные деревья» Тема: «Хвойные деревья» (1 занятие) Цель: активизация и расширение словаря по изучаемой теме, упражнять в подборе родственных слов, в образовании.
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Профессии» Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Профессии» Ильина Валентина Александровна Детский сад №43 л. Липецк Тема: «Профессии.
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Грибы» Коррекционно-образовательные цели: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» Коррекционно-развивающие цели: Развитие.
Конспект НОД в подготовительной группе по лексической теме «Лес. Грибы, деревья» Интеграция образовательных областей: речевое; социально-коммуникативное; художественно эстетическое. Ход НОД: Самомассаж лица. (массаж выполняется.
Источник
Конспект НОД в разновозрастной группе «Лес.Деревья.Кустарники.»
Цель: Систематизировать знания детей о различных деревьях и кустарниках.
Коррекционно-образовательные задачи:
• Учить детей различать деревья и кустарники, опираясь на схему.
• Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать речь детей, умение слышать воспитателя. Уточнить знания об овощах.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать познавательный интерес к миру растений.
Оборудование: Схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников.
1.Воспитатель читает детям рассказ К. Д. Ушинского «Спор деревьев»:
«Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит: «Я всем деревам царь! Корень мой глубоко в землю ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою».
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: «Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает».
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает. «Погодите, — говорит, — похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья людям не было бы; я им печки топлю и избы строю».
Ребята, а как вы думаете, какое дерево самое нужное?
2.Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации
с изображениями разных деревьев (дуба, сосны, липы, березы, осины, ели, сосны, рябины, клена, ивы, каштана).
Ребята, чем похожи деревья, чем отличаются? Где можно увидеть деревья? (В лесу, в городе, в парке, в сквере, на картинках, на участке детского сада и т. д.)
3.Воспитатель обращает внимание на схематическое изображение дерева и кустарника.
— Сколько стволов у дерева? (один)
— Сколько стволов у кустарника(много)
— Что общего у дерева и кустарника?(ветки, листья)
Игра «Разложи правильно» (дети берут картинки деревьев и кустарников и раскладывают их по схемам)
Дети выполняют соответствующие движения.
Мы ямку раскопаем, Семечко посадим. Дождичек польет, Оно подрастет.
Сначала листок, потом стебелек. Наши красивые деревья Расправляют листики, Ветерок чуть дышит, Листики колышет.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением листьев разных деревьев. Дети должны угадать, с какого дерева листок и правильно назвать его (С березы листок — березовый, с осины — осиновый, с дуба — дубовый, с клена — кленовый, с рябины — рябиновый и т.д.)
6.Путешествие деревьев по «Волшебной дорожке» времен года
Воспитатель предлагает детям рассказать об изменениях, которые происходят с деревьями в разные времена года, задает детям вопросы:
У каких деревьев не опадают листья на зиму? (У сосны, ели.) Как называется явление, когда опадают листья? (Листопад.) Назовите дерево, на котором позже всех появляются листья? (У дуба.)
Воспитатель читает детям стихотворение: Кусты и деревья, Листочки на ветках. Лиственный лес, это помните, детки. Дуб в нем, березки, липы, рябинки, Лещина, шиповник, ясень, осинки. Если иголочки вместо листвы, Хвойным тогда этот лес назови. Если же есть и листва и хвоинки, Рядом и ели растут и осинки. Смешанным лес тот зовется, друзья — Тут все деревья от А и до Я.
7.Игра с мячам «Что умеет делать дерево?»
Воспитатель задает детям вопрос:
—Что умеет делать дерево? (Расти, шуметь, питаться, качаться, гнуться, падать, стоять, скрипеть, шелестеть, ломаться, гореть и т. д.)
Воспитатель задает детям вопрос:
Во что могло превратиться дерево? (В мебель, посуду, бумагу, дрова, дом, игрушки, поделки, сундук и т. д.)
Источник