Коррекционное занятие на тему «Фрукты»
Цель : усвоить основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить .
1. Учить основным названиям фруктов, где они растут.
2. Обучить тому, что фрукты богаты витаминами, они полезны круглый год.
3. Научить словообразованию.
1. Развивать слуховое внимание и память, мышление;
2. Развивать умения согласования и управления;
3. Расширять словарный запас;
4. Развивать мелкую и артикуляционную моторику;
Воспитательные :
1. Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность, доброжелательные отношения;
2. Формировать взаимопонимание.
1. Постановочные зонды для коррекции звукопроизношения;
Организационный момент: — Сегодня на занятии мы вспомним фрукты, которые знаем, а также запомним те фрукты, которые не знакомы.
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для губ, щек и языка
Работа над звукопроизношением
Коррекция звуков проходит индивидуально, в зависимости от нарушенного звука или группы звуков.
По показаниям с ребенком проводятся артикуляционные упражнения, направленные на развитие правильного артикуляционного уклада. Используются комплексы для постановки звуков. По необходимости используются постановочные зонды.
Автоматизация в слогах, словах, предложениях.
Дифференциация по показаниям.
Лексико-грамматические игры и упражнения
«Назови ласково» (детям от 4 лет)
лимон — лимончик — лимончики
апельсин — апельсинчик — апельсинчики
мандарин — мандаринчик — мандаринчики
абрикос — абрикосик — абрикосики
банан — бананчик — бананчики
«Один — много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
персик — персики — персиков
абрикос — абрикосы — абрикосов
хурма — хурма — много хурмы
вишня — вишни — много вишни (несколько вишен)
апельсин — апельсины — апельсинов
косточка — косточки — косточек
дерево — деревья — деревьев
семя (семечко) — семена — много семян
сок — соки — много соков, много сока
Дыхательная гимнастика
Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию.
Проводится гимнастика в спокойном состоянии.
Из яблока — яблочное повидло; из банана — банановое пюре; из лимона — лимонный сок; из груши — грушевый компот.
«Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам.
Игра «Посчитай» (детям от 5 лет)
Учим согласовывать названия овощей с числительными.
Одно яблоко — два яблока — пять яблок
одна груша — две груши — пять груш
один банан — два банана — пять бананов и т.д.
«Посчитай фрукты» (детям 6—8 лет)
одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок
одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш
один желтый банан — два желтых банана — пять желтых ба¬нанов.
Психоречевая и пальчиковая гимнастики
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами». Логопед произносит текст, а дети выполняют движения пальцами:
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец — самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик
Развитие связной речи
Рассказ-описание «Лимон»:
«Лимон — это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».
Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)
Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня
. персиками — персиковое — персик
. абрикосами — абрикосовое — абрикос;
Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?» (детям от 5 лет)
Если ребенок согласен, то он должен сказать «да», если не согласен — «нет».
На огороде растут: картошка, капуста, яблоки, груши, свекла, морковь.
В огороде сажают: морковь, огурцы, яблоки, петрушку, сливы.
В саду растут: груши, малина, кабачки, картофель, булки, яблоки, смородина.
Обогащаем и активизируем словарный запас.
Закрепляем знание существительных: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, кожура, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, садовник, дерево, листья, плод, фрукты, урожай, витамины, полив, компот, джем, варенье, сок;
прилагательных: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, зрелый незрелый, червивый, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, шероховатый, красивый, вкусный, сахарный, нежный, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;
глаголов: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать;
наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.
— Мы молодцы. Мы все успели сделать и многому научиться. Тебе понравилось занятие? Какое у тебя настроение? О чем мы говорили на занятии? Какие фрукты ты любишь?
Источник
Цикл занятий по лексической теме «Фрукты»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)
· развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.
Оборудование: натуральные овощи (огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель), плоскостной театр «Репка», бубен.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема «ФРУКТЫ»
Занятие 1
· расширение предметного словаря;
· упражнение в сличении предметов по цвету и форме; упражнение в складывании разрезной картинки; развитие зрительного восприятия и памяти; развитие двигательного воображения и координации движений
Оборудование: картинки с изображением предметов основных цветов (красный флажок, желтое ведро и т.п.), фишки основных цветов (по количеству детей), натуральные фрукты и соответствующие картинки (яблоко, груша, банан, апельсин, слива, лимон), разрезные картинки из двух частей (изображения фруктов, разрезанные по диагонали).
Каждый ребенок получает картинку с изображением предмета (красного, желтого, синего или зеленого цвета). На стульчиках детей педагог раскладывает фишки основных цветов и предлагает детям «найти свое место», т.е. найти фишку того же цвета, что и предмет на картинке.
2. Ознакомление с темой занятия
Педагог показывает детям натуральные фрукты, называет их, дает детям потрогать, понюхать; знакомит с обобщающим понятием «фрукты».
3. Игра с речевым сопровождением «Яблочко»
Дети идут по кругу друг за другом и имитируют действия в соответствии с текстом:
(нагибаются, «поднимают яблочко»,)
4. Дидактическая игра «Подбери картинку к предмету»
На столе у педагога разложены картинки (яблоко, груша, банан, апельсин, слива, лимон) и стоит поднос с натуральными фруктами. Каждый ребенок берет с подноса фрукт, который педагог называет, а затем находит на столе картинку с его изображением и также называет его (самостоятельно или при помощи).
5. Складывание разрезных картинок из двух частей по теме «Фрукты»
На столах раскладываются разрезные картинки, дети их складывают и называют те фрукты, которые у них получились.
Занятие 2
· уточнение произношения гласных звуков;
· развитие тактильного и вкусового восприятия, памяти;
· активизация предметного словаря и словаря определений.
Оборудование: натуральные фрукты (те же, что на предыдущем занятии), разрезанные и целые;
непрозрачный мешочек, предметные картинки по теме.
Упражнение «Потянем ниточки»
Дети, подражая педагогу, произносят гласные звуки «А», «Э», «О» длительно и кратко.
2. Активизация предметного словаря и словаря определений
Педагог дает детям кусочки фруктов и предлагает попробовать их на вкус:
Затем педагог очищает апельсин и делит его на дольки, знакомит детей со словами «кора», «дольки» .
3. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»
(Сжимание и разжимание кулачков.)
(Поочередное загибание пальчиков)
( левой руки пальцами правой, начиная)
(Поднять руки с разведенными пальцами вверх.)
(Показать вытянутые вперед ладошки.)
3. Дидактическая игра «Вспомни, что положили в мешочек»
У педагога на столе поднос с фруктами (яблоко, слива, груша, лимон, апельсин, банан). Педагог складывает фрукты в мешочек, называя их. Затем просит детей вспомнить, какие фрукты лежат в мешочке. Дети их называют, а педагог выставляет соответствующие картинки.
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Педагог предлагает каждому ребенку опустить руку в мешочек, взять один из фруктов и определив на ощупь, назвать, какой фрукт в руке. Затем ребенок вынимает фрукт и выбирает соответствующую картинку.
Занятие 3
· практическое усвоение согласования существительного с прилагательным в роде; развитие у детей ориентации в пространстве; развитие общей и мелкой моторики; уточнение понятий«один» — «много».
Оборудование: кусочки разных фруктов, мяч, картинка «В саду», магнитофон, аудиозапись с веселой музыкой, корзина, 5-6 муляжей яблок.
Дидактическая игра «Угадай фрукт по вкусу»
Детям предлагается с закрытыми глазами определить, кусочек какого фрукта педагог положила им в рот.
Дети припоминают названия фруктов и обобщающее понятие «фрукты».
2. Дидактическая игра «Какой по вкусу этот фрукт?»
Дети стоят в кругу, педагог по очереди бросает им мяч, спрашивая:
— Слива какая? (- Сладкая.) И т.д.
Педагог поправляет детей при неверном согласовании в роде.
(Поднять вверх руки с разведенными пальцами.)
(Руки с разведенными пальцами поставить локтями на стол.)
(Покачать кистями рук из стороны в сторону.)
4. Уточнение пространственного понятия «верх»
Педагог демонстрирует картинку « В саду», обращает внимание детей на то, где растут фрукты:
— Фрукты растут на деревьях, наверху. Когда собирают фрукты, поднимают руки вверх. Покажите, где «верх».
5. Динамическая пауза «Собираем яблоки»
В центре игровой зоны стоит пустая корзина. Дети «гуляют по саду», «рвут яблоки» и «складывают» их в корзину.
6. Уточнение понятий «один»—«много»
Дети садятся на свои стульчики, а логопед в это время незаметно для детей кладет в корзину муляжи яблок.
— Что вы собирали в корзину? ( — Яблоки.)
— Вася положил в корзину одно яблоко, и Саша положил одно яблоко. Теперь в корзине стало много яблок.
Педагог показывает детям наполненную яблоками корзину. Сколько теперь яблок в корзине? ( — Много.)
Занятие 4
· закрепление в речи оборота «у меня»;
· работа над пониманием понятий «большой» — «маленький»;
· работа над пониманием значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнения в понимании предлога «в»
Оборудование: муляжи фруктов разных размеров, корзина, картинка «В саду».
Педагог кладет на стол перед каждым ребенком по одному муляжу маленького или большого по размеру фрукта.
Детям дается образец ответа: «У меня».
После правильного ответа педагог берет у ребенка муляж и кладет его на поднос.
2. Выполнение детьми словесных инструкций
Педагог вызывает поочередно детей к своему столу, на котором стоят корзина и поднос с муляжами фруктов. Детям даются задания типа:
— Возьми маленькую грушу и положи в корзину.
— Возьми большой апельсин и дай Вике. И т.п.
3. Дидактическая игра «Большое — маленькое»
Педагог демонстрирует детям пары муляжей фруктов, отличающихся размером, комментируя:
— Это большой апельсин, а это маленький апельсинчик.
— Это большая слива, а это маленькая сливка. И т.д.
При произнесении этих фраз педагог выделяет голосом уменьшительно-ласкательную форму существительных. Затем детям предлагается угадать, о каком (большом или маленьком) фрукте говорит. Педагог сначала показывает ребенку два фрукта (например, яблоко и яблочко), и ребенок показывает жестом названное, а педагог просит его повторить («яблоко — большое» ,«яблочко — маленькое»).
Далее дети отвечают педагогу без зрительной опоры:
. Игра с речевым сопровождением «Яблочко»
Источник