Тема_фрукты_коррекционное_занятие

Коррекционное занятие на тему «Фрукты»

Цель : усвоить основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить .

1. Учить основным названиям фруктов, где они растут.

2. Обучить тому, что фрукты богаты витаминами, они полезны круглый год.

3. Научить словообразованию.

1. Развивать слуховое внимание и память, мышление;

2. Развивать умения согласования и управления;

3. Расширять словарный запас;

4. Развивать мелкую и артикуляционную моторику;

Воспитательные :

1. Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность, доброжелательные отношения;

2. Формировать взаимопонимание.

1. Постановочные зонды для коррекции звукопроизношения;

Организационный момент: — Сегодня на занятии мы вспомним фрукты, которые знаем, а также запомним те фрукты, которые не знакомы.

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для губ, щек и языка

Работа над звукопроизношением

Коррекция звуков проходит индивидуально, в зависимости от нарушенного звука или группы звуков.

По показаниям с ребенком проводятся артикуляционные упражнения, направленные на развитие правильного артикуляционного уклада. Используются комплексы для постановки звуков. По необходимости используются постановочные зонды.

Автоматизация в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация по показаниям.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови ласково» (детям от 4 лет)

лимон — лимончик — лимончики

апельсин — апельсинчик — апельсинчики

мандарин — мандаринчик — мандаринчики

абрикос — абрикосик — абрикосики

банан — бананчик — бананчики

«Один — много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).

персик — персики — персиков

абрикос — абрикосы — абрикосов

хурма — хурма — много хурмы

вишня — вишни — много вишни (несколько вишен)

апельсин — апельсины — апельсинов

косточка — косточки — косточек

дерево — деревья — деревьев

семя (семечко) — семена — много семян

сок — соки — много соков, много сока

Дыхательная гимнастика

Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию.

Проводится гимнастика в спокойном состоянии.

Из яблока — яблочное повидло; из банана — банановое пюре; из лимона — лимонный сок; из груши — грушевый компот.

«Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам.

Игра «Посчитай» (детям от 5 лет)

Учим согласовывать названия овощей с числительными.

Одно яблоко — два яблока — пять яблок

одна груша — две груши — пять груш

один банан — два банана — пять бананов и т.д.

«Посчитай фрукты» (детям 6—8 лет)

одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок

одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш

один желтый банан — два желтых банана — пять желтых ба¬нанов.

Читайте также:  Какие_фрукты_давать_шпицу

Психоречевая и пальчиковая гимнастики

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами». Логопед произносит текст, а дети выполняют движения пальцами:

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец — самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик

Развитие связной речи

Рассказ-описание «Лимон»:

«Лимон — это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».

Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?» (детям 6—8 лет)

Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня

. персиками — персиковое — персик

. абрикосами — абрикосовое — абрикос;

Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?» (детям от 5 лет)

Если ребенок согласен, то он должен сказать «да», если не согласен — «нет».

На огороде растут: картошка, капуста, яблоки, груши, свекла, морковь.

В огороде сажают: морковь, огурцы, яблоки, петрушку, сливы.

В саду растут: груши, малина, кабачки, картофель, булки, яблоки, смородина.

Обогащаем и активизируем словарный запас.

Закрепляем знание существительных: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, кожура, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, садовник, дерево, листья, плод, фрукты, урожай, витамины, полив, компот, джем, варенье, сок;

прилагательных: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, зрелый незрелый, червивый, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, шероховатый, красивый, вкусный, сахарный, нежный, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;

глаголов: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать;

наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

— Мы молодцы. Мы все успели сделать и многому научиться. Тебе понравилось занятие? Какое у тебя настроение? О чем мы говорили на занятии? Какие фрукты ты любишь?

Источник

Цикл занятий по лексической теме «Фрукты»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)

· развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.

Оборудование: натуральные овощи (огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель), плоскостной театр «Репка», бубен.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема «ФРУКТЫ»

Занятие 1

· расширение предметного словаря;

· упражнение в сличении предметов по цвету и форме; упражнение в складывании разрезной картинки; развитие зрительного восприятия и памяти; развитие двигательного воображения и координации движений

Оборудование: картинки с изображением предметов основных цветов (красный флажок, желтое ведро и т.п.), фишки основных цветов (по количеству детей), натуральные фрукты и соответствующие картинки (яблоко, груша, банан, апельсин, слива, лимон), разрезные картинки из двух частей (изображения фруктов, разрезанные по диагонали).

Читайте также:  Только_натуральная_сладость_фруктов

Каждый ребенок получает картинку с изображением предмета (красного, желтого, синего или зеленого цвета). На стульчиках детей педагог раскладывает фишки основных цветов и предлагает детям «найти свое место», т.е. найти фишку того же цвета, что и предмет на картинке.

2. Ознакомление с темой занятия

Педагог показывает детям натуральные фрукты, называет их, дает детям потрогать, понюхать; знакомит с обобщающим понятием «фрукты».

3. Игра с речевым сопровождением «Яблочко»

Дети идут по кругу друг за другом и имитируют действия в соответствии с текстом:

(нагибаются, «поднимают яблочко»,)

4. Дидактическая игра «Подбери картинку к предмету»

На столе у педагога разложены картинки (яблоко, груша, банан, апельсин, слива, лимон) и стоит поднос с натуральными фруктами. Каждый ребенок берет с подноса фрукт, который педагог называет, а затем находит на столе картинку с его изображением и также называет его (самостоятельно или при помощи).

5. Складывание разрезных картинок из двух частей по теме «Фрукты»

На столах раскладываются разрезные картинки, дети их складывают и называют те фрукты, которые у них получились.

Занятие 2

· уточнение произношения гласных звуков;

· развитие тактильного и вкусового восприятия, памяти;

· активизация предметного словаря и словаря определений.

Оборудование: натуральные фрукты (те же, что на предыдущем занятии), разрезанные и целые;

непрозрачный мешочек, предметные картинки по теме.

Упражнение «Потянем ниточки»

Дети, подражая педагогу, произносят гласные звуки «А», «Э», «О» длительно и кратко.

2. Активизация предметного словаря и словаря определений

Педагог дает детям кусочки фруктов и предлагает попробовать их на вкус:

Затем педагог очищает апельсин и делит его на дольки, знакомит детей со словами «кора», «дольки» .

3. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

(Сжимание и разжимание кулачков.)

(Поочередное загибание пальчиков)

( левой руки пальцами правой, начиная)

(Поднять руки с разведенными пальцами вверх.)

(Показать вытянутые вперед ладошки.)

3. Дидактическая игра «Вспомни, что положили в мешочек»

У педагога на столе поднос с фруктами (яблоко, слива, груша, лимон, апельсин, банан). Педагог складывает фрукты в мешочек, называя их. Затем просит детей вспомнить, какие фрукты лежат в мешочке. Дети их называют, а педагог выставляет соответствующие картинки.

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Педагог предлагает каждому ребенку опустить руку в мешочек, взять один из фруктов и определив на ощупь, назвать, какой фрукт в руке. Затем ребенок вынимает фрукт и выбирает соответствующую картинку.

Занятие 3

· практическое усвоение согласования существительного с прилагательным в роде; развитие у детей ориентации в пространстве; развитие общей и мелкой моторики; уточнение понятий«один» — «много».

Оборудование: кусочки разных фруктов, мяч, картинка «В саду», магнитофон, аудиозапись с веселой музыкой, корзина, 5-6 муляжей яблок.

Дидактическая игра «Угадай фрукт по вкусу»

Читайте также:  Рецепт_торта_фруктового_со_сметаной

Детям предлагается с закрытыми глазами определить, кусочек какого фрукта педагог положила им в рот.

Дети припоминают названия фруктов и обобщающее понятие «фрукты».

2. Дидактическая игра «Какой по вкусу этот фрукт?»

Дети стоят в кругу, педагог по очереди бросает им мяч, спрашивая:

— Слива какая? (- Сладкая.) И т.д.

Педагог поправляет детей при неверном согласовании в роде.

(Поднять вверх руки с разведенными пальцами.)

(Руки с разведенными пальцами поставить локтями на стол.)

(Покачать кистями рук из стороны в сторону.)

4. Уточнение пространственного понятия «верх»

Педагог демонстрирует картинку « В саду», обращает внимание детей на то, где растут фрукты:

— Фрукты растут на деревьях, наверху. Когда собирают фрукты, поднимают руки вверх. Покажите, где «верх».

5. Динамическая пауза «Собираем яблоки»

В центре игровой зоны стоит пустая корзина. Дети «гуляют по саду», «рвут яблоки» и «складывают» их в корзину.

6. Уточнение понятий «один»—«много»

Дети садятся на свои стульчики, а логопед в это время незаметно для детей кладет в корзину муляжи яблок.

— Что вы собирали в корзину? ( — Яблоки.)

— Вася положил в корзину одно яблоко, и Саша положил одно яблоко. Теперь в корзине стало много яблок.

Педагог показывает детям наполненную яблоками корзину. Сколько теперь яблок в корзине? ( — Много.)

Занятие 4

· закрепление в речи оборота «у меня»;

· работа над пониманием понятий «большой» — «маленький»;

· работа над пониманием значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнения в понимании предлога «в»

Оборудование: муляжи фруктов разных размеров, корзина, картинка «В саду».

Педагог кладет на стол перед каждым ребенком по одному муляжу маленького или большого по размеру фрукта.

Детям дается образец ответа: «У меня».

После правильного ответа педагог берет у ребенка муляж и кладет его на поднос.

2. Выполнение детьми словесных инструкций

Педагог вызывает поочередно детей к своему столу, на котором стоят корзина и поднос с муляжами фруктов. Детям даются задания типа:

— Возьми маленькую грушу и положи в корзину.

— Возьми большой апельсин и дай Вике. И т.п.

3. Дидактическая игра «Большое — маленькое»

Педагог демонстрирует детям пары муляжей фруктов, отличающихся размером, комментируя:

— Это большой апельсин, а это маленький апельсинчик.

— Это большая слива, а это маленькая сливка. И т.д.

При произнесении этих фраз педагог выделяет голосом уменьшительно-ласкательную форму существительных. Затем детям предлагается угадать, о каком (большом или маленьком) фрукте говорит. Педагог сначала показывает ребенку два фрукта (например, яблоко и яблочко), и ребенок показывает жестом названное, а педагог просит его повторить («яблоко — большое» ,«яблочко — маленькое»).

Далее дети отвечают педагогу без зрительной опоры:

. Игра с речевым сопровождением «Яблочко»

Источник

Оцените статью