Тема во саду ли во огороде

Занятие «Во саду ли, в огороде»

Цель: систематизировать и расширить знания детей о плодовых растениях сада и огорода, их пользе.

1. Упражнять в умении выделять характерные признаки овощей и фруктов, закреплять знания о месте их произрастания, познакомить с витаминами, находящимися в овощах и фруктах; обратить внимание на значимость овощей и фруктов в жизни человека; учить соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

2. Развивать познавательный интерес к теме занятия, память, умение анализировать и делать выводы.

3. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью; гигиенические навыки, интерес к природе.

Оборудование: п резентация, иллюстрации овощей и фруктов, картинки с изображением фруктов и их семян, инструктивные карточки.

I. Организационный момент

Вы друг к другу повернитесь, улыбнитесь.

II. Постановка цели занятия

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — . (осень)

Осень в гости к нам пришла и подарки принесла

Овощи, фрукты прочие продукты

Мы их вместе соберём и отлично заживём.

¾ Сегодня мы поговорим о том, что растёт в огороде, о пользе овощей и фруктов в жизни человека. Начнём с разминки. Давайте поиграем в игру «Похлопаем — потопаем». Если то, что я назову, растёт в саду или в огороде, — похлопайте, если нет – потопайте.

Огурцы зелёные.
Пирожки слоёные.
Помидоры спелые

Девчонки загорелые.
Котята пушистые.
Яблоки душистые.
Груши ароматные.
Тетради аккуратные.
Прищепки деревянные.
Солдатики оловянные.
Красавица- редиска.
Тягучая ириска.
Свежая петрушка.
Творожная ватрушка.
Лучок зелёный.
Сморчок солёный.
Нектарины гладкие.
Сливы кисло-сладкие.
Шоколадные конфеты.

Модные береты.
Тыква, свёкла, кабачок.
Иванушка — дурачок!

III. Изучение нового материала

С жарким солнышком дружил.

В кадочках теперь не пусто —

¾ Как можно назвать их одним словом?

¾ Как называется место, где растут овощи? (огород)

¾ Послушайте, что однажды произошло на огороде.

Чтение стихотворения Я. Бжехвы “Овощи”. По мере называния овощей на доску крепится соответствующая картинка на магните:

В огороде помидор взгромоздился на забор,

Притворяется негодник, будто сам он огородник!

Возмутилась тетя репа: Это глупо и нелепо!

Крикнул дядя огурец: Безобразник! Сорванец!

Огорчился старый лук: Не терплю подобных штук!

Покраснел сорванец, устыдился наконец-

И скатился чин по чину к огороднику в корзину!

¾ Назовите овощи, которые вы видите на доске?

¾ А знаете ли вы, с чего начинался первый на свете огород? С обычной мусорной кучи возле шалаша дикаря. Сюда вместе с объедками овощей попали спелые семена и дали всходы. Зазеленевшая мусорная куча убедила дикаря, что удобно и выгодно собирать урожай у порога дома, и дикарь захотел сеять сам. Там в далекие – далекие времена вошли в меню человека овощи. А чтобы никто не вытаптывал всходы, сеятель стал огораживать свои посевы. Отсюда и слово «огород».

Это самый кислый фрукт,
Люди его в чай кладут.
Чай душистый получается,
Потому он всем и нравится. (Лимон)

Я — сладкий, рос на юге как солнышко в листве.

Оранжевый и круглый, я нравлюсь детворе. (апельсин, мандарин)

На сучках висят шары,
Посинели от жары. ( Сливы)

Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа . (груша)

Круглое, румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

Читайте также:  Спитой кофе как удобрение для огорода под какие овощи

Это самый кислый фрукт,
Люди его в чай кладут.
Чай душистый получается,
Потому он всем и нравится. (Лимон)

¾ Как их можно назвать, одним словом?

¾ А место, где растут фрукты, называется……. (сад)

Игра «Компот»

дети идут по кругу, взявшись за руки

двигают руками перед собой

вращают кистями и трут ладошка об ладошку

вращения руками по кругу

Дидактическая игра «От какого фрукта семечко, косточка?»

Педагог показывает детям иллюстрации апельсина, яблока, персика и сливы и их семена.

¾ Всем известно, что в каждом фрукте находятся семена. Подберите к фрукту его семя. Но прежде, чем приступить к работе, давайте разделимся на пары.

Каждая пара берёт иллюстрацию одного фрукта и подбирает к нему соответствующую картинку его семени.

¾ А теперь давайте проверим, правильно ли вы сделали.

Педагог показывает иллюстрацию с изображением фрукта и его семени, дети проверяют правильность выполненного задания.

¾ Больше всего человек ценит овощи и фрукты за то, что они помогают ему быть здоровым и красивым. В чем же сила овощей и фруктов? Почему больным всегда рекомендуется есть овощи и фрукты?

¾ Это случилось во время далекого плавания. В открытом море, где так легко дышится, матросы неожиданно слали жаловаться на головную боль и слабость. Еды в трюме хватало: мешки с сухарями, бочки с соленьями. Матросы были сыты. Почему же они слабели? Сто лет назад этого никто не мог объяснить. А теперь мы знаем: людям на корабле не хватало витаминов.

¾ В переводе с латинского «вита» — жизнь. При недостатке витаминов в организме развиваются болезни слуха, зрения, волос, зубов и т. д.

¾ Вы знаете, какие болезни лечат овощи и фрукты?

Помни истину простую — лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт.

¾ Морковь и фасоль лечат малокровие: они нужны, чтобы ваши щечки были розовыми. Тыква и свекла снижают пожилым людям давление.

¾ Чеснок помогает от зубной боли.

¾ Капуста лечит головную боль и желудок, а репа, кабачок и арбуз – печень.

¾ Виноград обладает омолаживающим эффектом.

Виноград и вишня лечат все сосуды.
Абрикос от сердца, груша – от простуды.

От простуды и ангины помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.

¾ Лимон – прекрасное лечебное средство для ран и остановки кровотечений.

¾ Алыча — имеет противовоспалительный и заживляющий эффекты.

¾ Вишня – рекомендуется при малокровии, как слабительное средство.

¾ Гранат – сок граната используется для лечения желудочных заболеваний.

¾ Груша – используется в качестве противокашлевого средства при лечении бронхитов, воспаления легких и даже обычной простуды.

¾ Яблоки п олезны при лечении малокровия, анемии. Укрепляют нервную систему, улучшают работу мозга. Яблоки обеспечивают нормальный и спокойный сон.

¾ Какой из этого всего можно сделать вывод? Правильно, каждый день нужно есть различные фрукты и овощи.

Если кто-то простудился:
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь – на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.

¾ Овощи, фрукты – это незаменимые источники витаминов для нашего организма.

Работа по инструктивной карточке.

¾ О пользе овощей и фруктов люди подмечали издавна.

¾ Есть много народных пословиц и поговорок о фруктах и овощах. Вот некоторые из них. На доске разбросаны половинки пословиц. Соберите их.

Читайте также:  Семена огурцов от русского огорода

Обед без овощей – праздник без музыки.
Зелень на столе — здоровье на сто лет.
Лук – от семи недуг.
Там, где нет мяса – свёкла – герой.

Будешь очень, очень сильным (показывают силу)

Будешь бегать далеко (бег на месте)

Будешь прыгать высоко (прыжки на двух ногах)

Будут ножки танцевать (выставляют ногу на носок)

Рублика «Это интересно»

¾ Знаете ли вы, что у помидора два названия. У первых томатов, завезенных из Америки, плоды были желтого цвета, на солнце они светились золотом. Поэтому итальянцы и назвали их «помидоро»: «помо» — яблоко, «доро» — золото. Томаты сажали на плодовых клубнях для красоты: никто не решался пробовать «золотое яблоко» на вкус. Первым попробовали плоды португальцы, им понравилось. С этой поры и началось переселение томатов с клумбы в огород.

¾ Почему помидор стал красным?

В давние времена жили на одном огороде овощи: огурец, капуста, лук, помидор. Хозяйкам любила свой маленький огородик и каждый день поливала его. Овощи каждый день росли и зрели. Жили они дружно и ни когда не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех и начал хвастаться:

Любят больше всех на свете…

Огурец говорил ему, что хвастаться смешно. А лук сказал, что завидовать просто не красиво. Но помидор все продолжал хвастаться… Хвалился, хвалился и с куста свалился. А в это время на огород пришла хозяйка, чтобы собрать овощи на обед. Всех с собой взяла. А помидор не заметила. Стыдно стало помидору. От стыда он… покраснел и заплакал:

Услышала эти слова хозяйка, сжалилась и подняла помидор. Хотите верьте, хотите – нет! Но с тех пор осенью помидоры становятся красными, а про тех, кто краснеет от стыда, люди говорят: «красный, как помидор».

¾ Какова же мораль этой сказки? (ответы детей) Чтобы не краснеть от стыда, нужно жить со всеми в мире.

¾ Всем известно, что сад — это территория с плодовыми деревьями и кустарниками, которые посадил человек. Знаете ли вы, что ф руктовые сады человек разводит с глубокой древности, тогда, когда первобытные люди перешли к оседлому образу жизни и стали высаживать плодовые деревья около своих поселений. Недаром в Библии написано, что первые люди жили в райском саду. В садах разводят новые сорта растений, защищают их от вредителей и от природных стихий — холодов, засухи и ветра.

¾ Знаете ли вы, что самые ранние дикие сорта яблок были маленькими, однако при дальнейшем люди довольно быстро вывели полезные и вкусные сорта. Яблоки были самыми первыми фруктами, которые люди стали употреблять в пищу.

¾ В яблоках содержится множество элементов, которые необходимы для здоровья: витамин С, железо и другие важные элементы.

¾ Знаете ли вы, что р одиной апельсинов считается Южный Китай и северо-восточная Индия, где их выращивали примерно семь тысяч лет назад. Апельсины ценны не только своим прекрасным вкусом, но и пищевыми свойствами. В них содержится большое количество витамина С, фолиевая кислота, витамин В6. Апельсины содержат много минералов, таких, как калий, фосфор, магний, медь.

¾ Отгадайте загадку: «Нарядилась Алёна в сарафанчик свой зелёный, завила оборки густо, а зовут её ….» (капуста)

¾ В старину люди говорили: «Ни один рот без капусты не живет», «Капуста качаны копит», «Капуста последняя с огорода выходит». «Голова» по латинскому языку «капут», поэтому капустный кочан назвали «капуциум» за сходство с человеческой головой. За сутки листья капусты испаряют полведра воды. Капусту едят чаще других овощей, а витамина «С» в ней больше, чем в лимоне. Часто она выручала людей во время голода, поэтому родилась про нее поговорка «Хлеб да капуста лихого не допустят».

Читайте также:  Сад огород весна выставка

Класс делится на две команды. Каждая команда «завивает свой кочан». Взявшись за руки чей кочан завьется быстрее.

¾ А мы продолжаем знакомиться с теми, кто на огороде растет и нам здоровье несет. Огородных жителей много и каждый из них полезен по своему.

¾ Кто знает, о каком растении так говорят: «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, то слезы проливает» (лук). Если пожевать лук в течение трех минут, то во рту не останется ни одного микроба. Лук также убивает инфекционные палочки, заживляет гнойные раны. В Казахстане во времена, когда свирепствовали заразные болезни, в каждой избе вывешивали связку лука. «Лук от семи недуг» — так до сих пор говорят о нем люди.

¾ Охотники рассказывают, что дикий лук – черемша – лекарство для зверей. Им лечатся раненные лоси, зайцы, косули, больные собаки. Более четырех тысяч лет известен лук человеку. Первым узнали вкус дикого лука охотники и пастухи. Родина лука – горы Афганистана, Туркмении, Ирана. Все народы мира теперь благодарны луку.

IV. Первичное закрепление пройденного материала

Игра «Угадай задуманное»

Водящий выходит за дверь. А учащиеся загадывают какой-нибудь овощ ли фрукт. Затем водящий возвращается, задает остальным такие вопросы, чтобы ему могли ответить «да» или «нет» и с помощью вопросов старается отгадать задуманный овощ или фрукт.

Поиграем в веселую игру «Во саду ли в огороде»:

Есть у нас огород, там своя морковь растет.

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Ты, морковь, сюда спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай, и в корзину полезай

Есть у нас огород, там зеленый лук растет.

Ты, лучок, сюда спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзину полезай.

Есть у нас огород, и капуста там растет.

Вот такой ширины, вот такой вышины.

Ты, капуста, к нам спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзину полезай

Есть у нас грузовик, он не мал, не велик.

Вот такой ширины, вот такой вышины.

Ты, шофер, сюда спеши и немного попляши,

А потом не зевай, увози наш урожай.

Работа по инструктивной карточке

Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть овощи, а вторая фрукты. Побеждает та команда, которая назовет больше овощей или фруктов.

¾ Для чего люди выращивают овощи и фрукты?

¾ Чем полезны овощи и фрукты?

¾ Что нужно сделать перед тем, как кушать овощи и фрукты?

¾ Что вам особенно запомнилось на занятии? (Фрукты и овощи — источники витаминов, их нужно чаще употреблять в пищу)

¾ Оцените свои достижения на занятии.

¾ А сейчас если вам было интересно, у вас все получилось на занятии – поднимите желтые кружочки, если было непонятно, неинтересно – поднимите красные кружочки.

Источник

Оцените статью