Тема сад огород по логопеду

логопедическое занятие «Сад-огород»
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Это занятие направлено на решение ряда задач: развитие грамматического строя речи, связной речи, зрительной памяти и логического мышления, общей моторики, обогащение словарного запаса по теме.

Скачать:

Вложение Размер
sad-ogorod.docx 21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Сад – огород»

  1. обогащение словарного запаса по теме;
  2. развитие грамматического строя речи;
  3. развитие связной речи;
  4. развитие зрительной памяти и слухового внимания, логического мышления;
  5. развитие общей моторики

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, чудо-сад, огород, линейки для выкладывания слогов.

  1. Организационный момент (музыкальное сопровождение)

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами на занятии присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. Сегодня вас ждут интересные игры и задания.

— Пройдите к своим стульчикам, но не садитесь.

— Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы его послушаете и постараетесь запомнить о чём говорится в нём:

Посадила баба Фёкла в огороде лук да свёклу.

А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой,

И морковку, и капусту, чтобы борщ был летом вкусный.

Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора.

Огурцы, укроп, петрушку – чтоб любили все друг дружку.

Витаминный огород требует больших хлопот.

Бабка Фёкла в борщ кладёт всё, что у неё растёт.

— Что посадила бабушка и внук в огороде, перечислите? Как назвать все это одним словом?

2. Рассматривание овощей и фруктов. Беседа по ним.

— Давайте посмотрим с вами в наш огород, какие овощи там растут.

— Это что? (Морковка).

— Какая она? (Длинная, гладкая).

— Где она растёт? (В огороде).

— Что это? (Помидор).

— Какой он? (Круглый, красный, мягкий).

— Где он растёт? (В огороде, на грядке).

— Какой он? (Длинный, зелёный, колючий).

— Где он растёт? (В огороде, на грядке).

— Что вы ещё видите в нашем огороде?

— Как можно назвать одним словом, то что растёт в огороде? (Овощи).

— Теперь посмотрите в наш чудо – сад.

— Что растёт в саду? (Деревья).

— А что растёт на деревьях? (Фрукты)

— Назовите фрукты, которые вы видите на дереве? (Дети называют фрукты: яблоки, груши, банан, лимон, слива).

— Расскажите, какие они? Цвет, форма, вкус (дети по очереди описывают фрукты).

3. Обучение отгадыванию загадок

— Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы подумайте о каком овоще или фрукте я говорю.

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен

Нужен только красный нос. (Морковка)

— Правильно, слушайте ещё одну загадку.

Я зелёную матрёшку от подруг не оторву,

Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву. (Груша)

— Как вы думаете, что это? Какой фрукт похож на матрёшку? Какой фрукт зелёного цвета?

Прежде, чем его мы съели

Все наплакаться успели. (Лук)

— Как вы догадались? Почему от лука плачут? (Он щиплет глаза)

Я длинный и зелёный, вкусный и солёный,

Вкусный и сырой. Кто же я такой? ( Огурец)

Колобок висит всё лето среди зелёных веток,

Ударит гулко оземь, когда наступит осень. (Яблоко)

— Слушайте последнюю загадку.

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста, если я… (Капуста)

4. Логопед называет детям ряд слов. Они должны внимательно слушать и хлопнуть в ладоши, когда услышат слово, обозначающее овощ или фрукт.

Трава, морковь , мак, лук , крыжовник, капуста ;

Апельсина , тюльпан, шиповник, персик , лимон ;

Диван, ваза, капуста , буфет, холодильник, помидор ;

Банан , майка, платье, туфли, рубашка, груша ;

Забор, огурец , кубики, графин, баклажан , юла.

5. Упражнение «Урожай»

Логопед приглашает детей встать на ковёр и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения.

В огород пойдём, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем. «Таскают»: выполняют наклоны с имитирую-

щими движениями рук.

И картошки накопаем . «Копают»: выполняют движения руками,

имитирующие работу с лопатой.

Срежем мы кочан капусты , «Срезают»:одной рукой держат воображаемый

кочан, а другой с воображаемым ножом,

подсекают снизу кочан.

Круглый, сочный, очень вкусный. Рисуют в воздухе круг три раза .

Щавеля нарвём немножко «Рвут»: приседают и выполняют, имитирую-

щие хватательные движения обеими руками .

И вернёмся по дорожке . Идут по кругу, взявшись за руки.

А теперь мы в сад пойдём,

Мы там яблоки нарвём.

На носочки вставай,

Прямо с дерева срывай.

6. Игра «Четвёртый лишний»

Логопед приглашает детей за стол.

— Посмотрите на доску. Подумайте, что здесь лишнее и почему?

Яблоко, огурец, груша, слива.

Зелёное яблоко, зелёная груша, огурец, морковка.

Помидор , картофель, яблоко, капуста.

Лук, груша, помидор, свекла.

— Молодцы! Вы справились с этим заданием.

7. Развитие связной речи

Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану:

— Внешний вид (форма, цвет).

8. «Сколько в слове слогов»

— Сейчас я буду называть слова, а вы приготовьте свои ладошки для того, чтобы посчитать слоги.

По – ми – дор, ка – пус – та, гру – ша, мор – ковь, сли – ва, лук, ба – нан.

— О чём мы с вами говорили на занятии?

— -Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?

— Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу?

— Где растут овощи?

— Где растут фрукты?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Логопедическая разминка» — ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп.

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Сентябрь НеделяЛексическаятемаПознавательное развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование 2Обследование 3 Детский сад.

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: «Звуки З и Зь». В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия.

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований .

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Комарик». .

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра.

Конспекты логопедических занятий в средней группе по теме «Сад-огород»

Цель: расширять представления детей о саде и огороде.

Задачи:
1. Продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.
2. Учить детей самостоятельно составлять короткий рассказ с помощью картинок-опор.
3. Развивать зрительное внимание детей, память.
4. Развитие графомоторных навыков.

Оборудование: демонстрационный материал: натуральные овощи и фрукты, корзина, подставки для картин, сюжетные картины «Сад», «Огород», картинка Незнайки, картинки-опоры для составления рассказа.
раздаточный материал: цветные карандаши, индивидуальные листы с заданием «Обведи по контуру».

1. Игра на развитие зрительного внимания «Сядет тот, у кого в руках два красных карандаша, один желтый карандаш и т.д.»

II. Работа по теме занятия

1. Д/и «Овощи-фрукты»: педагог говорит детям, что в гости к ним пришел Незнайка и принес корзину, предлагает посмотреть и назвать что в ней:
-Что находится в корзинке? (Овощи и фрукты.) Правильно, где растут овощи/фрукты? (На огороде, в саду.) Верно, давайте «отправим» каждый овощ и фрукт в то место, где они живут.
Логопед демонстрирует детям сюжетные картины «Сад», «Огород», вызывает по одному ребенку и спрашивает: «Что это? (Это помидор.) Помидор овощ или фрукт? (Помидор-это овощ.) Где растет помидор? (Помидор растет на огороде, на грядке.) Молодец, положи этот овощ к картинке, где нарисован его домик и т.д. »
2. Д/и «Угадайте, где мы были?»

Мы к деревьям подходили,
Фрукты там мы находили.
Угадайте, где мы были?

Логопед просит ребенка показать нужную картинку. Вызванный ребенок показывает картинку «Сад».
-Что это? (Это сад.)

К грядкам там мы подходили,
Овощи мы находили.
Угадайте, где мы были?

Логопед просит ребенка показать нужную картинку. Вызванный ребенок показывает картинку «Огород».
-Что это? (Это огород.)

3. Д/и «Что в саду? Что в огороде?». Рассмотреть картинки «Сад», «Огород»
Вопросы детям:
-Что растет в саду? (В саду растут фрукты.)
(Поставить рядом с картинкой «Сад» картинку «Фрукты».)
-На чем растут фрукты? (Фрукты растут на дереве.)
(Рядом с картинкой «Фрукты» поставить картинку «Дерево.»)
-Что растет в огороде? (В огороде растут овощи.)
(Рядом с картинкой «Огород» поставить картинку «Овощи».)
-На чем растут овощи? (Овощи растут на грядке.)
(Рядом с картинкой «Овощи» поставить картинку «Грядка».)

Яблонька кудрявая выросла в саду.
Яблочки румяные маме соберу!
Положу в корзинку, отнесу домой.
Испеки нам, мамочка, каравай большой.

В огороде с грядки помидор сорву,

Мамочку любимую ими угощу.

Дети идут по кругу, руки подняты вверх.
Останавливаются, сжимают кулачки.
Идут по кругу, руки опущены вниз.
Останавливаются, расширяют круг, отходя назад.
Наклоняются вниз, выпрямляются, делают пальцами рук шар.
Руки вытягивают вперед ладонями вверх.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Составление короткого рассказа по теме.
-Ребята, послушайте мой рассказ о фруктовом саде: «Это сад. В саду растут фрукты. Фрукты растут на дереве». (Педагог показывает соответствующие картинки по тексту.)
Затем логопед предлагает повторить 2-3 детям рассказ о саде. После чего ребята составляют самостоятельно рассказ об огороде: «Это огород. На огороде растут овощи. Овощи растут на грядках».
2. Развитие графомоторных навыков «Обведи по контуру»

V. Итог. Педагог совместно с детьми вспоминает, чем они занималась на занятии.

Конспект занятия №2 по теме «Сад-огород»

Цель: закреплять знания детей об овощах и фруктах.

Задачи:
1. Продолжать учить детей отгадывать описательные загадки.
2. Учить детей составлять сравнительный рассказ по картинкам-опорам.
3. Развивать словесно-логическое мышление детей.
4. Развитие графомоторных навыков.

Оборудование: демонстрационный материал: натуральные овощи и фрукты, карточки-опоры для сравнения объектов.
раздаточный материал: карточки к игре «Угадай по половинке», инд. листы «Проведи стрелочки».

I. Орг.момент.
1. Д/и «Угадай, что нарисовано?»: логопед раздает каждому ребенка карточку с изображением половинки фрукта или овоща, ребенок должен догадаться, что спрятано на картинке.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Угадай, что у меня?»: логопед описывает фрукт или овощ, не проговаривая его названия: «Это овощ. Он красный, круглый, большой, сладкий». (Помидор.) Дети должны догадаться о чем идет речь.
2. Д/и «Подбери признак»: лимон (какой?)-…; апельсин (какой?)-…; груша (какая?)-… и т.д.
3. Д/и «Сравни»: дети с помощью картинок-опор сравнивают овощи и фрукты, например: «Что это? (Это морковь и лимон.) Скажите, что из них овощ, а что фрукт? Сравните морковь и лимон по цвету, форме, вкусу и месту, где растут».
Логопед рассказывает сравнительный рассказ полностью, затем кто-то из детей его повторяет.

См. 1 занятие.
IV. Продолжение работы по теме занятия.
1. Составление сравнительного рассказа по 5 признакам. Дети с помощью картинок-опор сравнивают: банан-чеснок, лук-груша, кабачок-слива.
2. Работа с индивидуальными листами «Проведи стрелочки» (От овощей и фруктов продолговатой формы к подносу, а от круглых овощей и фруктов-к тарелке).

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород»

Анжелика Юрьевна Горшкова
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород»

Тема занятия: «Сад-огород»

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

-учить детей согласовывать имена существительные с глаголами.

-развивать у детей умение составлять предложения и правильно употреблять предлог в;

-упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;

-закреплять знания о геометрических фигурах, развивать внимание, мышление и умение соотносить различные формы.

-воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам.

Оборудование: картины с изображением сада и огорода, эмблемы с названиями команд («Огородники», «Садовники») и таблички для столов, две корзины, морковки и яблоки (вырезанные из картона) в качестве «очков», предметные картинки с изображением овощей и фруктов.

План занятия:

1. Организационный момент

2. Основной этап:

— игра «Во саду ли, в огороде» 1 конкурс;

— игра «Четвертый лишний» 2 конкурс;

— игра «Узнай по описанию» 3 конкурс;

— игра «На что похоже?» 4 конкурс

Ход занятий.

1. Организационный момент.

Воспитатель загадывает загадку:

-Когда это бывает?

(Под музыку входит «Осень»)

2. Основной этап.

Логопед-осень: Здравствуйте, ребята. Я знаю вы много всего знаете об осени. А скажите, что собирают осенью на огороде, в саду?

Дети: урожай овощей и фруктов.

Логопед: что можно приготовить из овощей? Из фруктов?

Дети: борщ, компот.

Логопед: А перед тем, как приготовить,что делают с овощами и фруктами?

Дети: моют и режут.

Логопед: давайте сделаем это (пальчиковая гимнастика для девочек «мы капусту режем», для мальчиков «апельсин»)

Логопед: А давайте покажем, как борщ и компот булькают в кастрюле (артикуляционное упражнение «непослушный язычок»)

-как мы будем их мешать (упражнение «оближи губки»)

-как овощи и фрукты будут подниматься в кастрюле (»грибок»)

-во что нальем («чашка»)

Логопед: А теперь представим, что борщ и компот горячие, давайте остудим их. (Дыхательное упражнение «остудим компот и борщ»)

А теперь я хочу провести с вами викторину.

Игра «Во саду ли, в огороде»

Логопед-осень: На доске выставлены две картины. На одной вы видите — сад, на другой – огород. Я раздам вам картиночки с изображением овощей и фруктов. Делимся на две команды. Те, дети, у которых в руках «овощи», становятся командой «Огородники», те, у которых фрукты, команда «Садовники». Ребята, первое задание: вам нужно правильно разложить предметные картинки с сюжетными картинами. (Овощи выставляют рядом с изображением огорода, фрукты- с изображением сада, и объясняют свои действия).

-Помидор растет в огороде, потому что это овощ.

-Яблоко растет в саду, потому что фрукт и т. д.

Логопед-осень подводит итоги и кладет в корзину победителя морковку.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед-осень: ребята, на доске выставлены ряды картинок для одной и второй команд. Вы должны определить, какой предмет из четырех не подходит к другим, «лишний». Для команды «Огородников»: помидор, апельсин, огурец, морковь. Редис, лук, картофель, вишня. Для команды «Садовников»: яблоко, репа, груша, мандарин. Виноград, свекла, слива, лимон.

Логопед-осень: в этой игре победила команда «Садовники», они получают яблоко.

Физкультминутка.

-Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород (действия по тексту)

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту («сажают»)

Лето все она толстела (показывают круг перед собой)

Разрасталась вширь и ввысь (руки в стороны, а затем вверх)

А теперь ей тесно белой,

Говорит – посторонись! (руки разведены в стороны, выполняют отталкивающие движения)

Игра «Узнай по описанию»

Логопед-осень: а сейчас попробуйте догадаться, о чем идет речь. Побеждает команда, которая даст больше правильных ответов. (игра проводится с помощью предметных картинок)

-Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. Что это такое? (помидор)

-Круглое, зеленое или красное, сочное, твердое.? (яблоко)

-Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (огурец)

-Овальный, желтый, кислый, сочный, витаминный. (лимон)

-Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая. (морковь)

-Треугольная, спелая, сочная, желтая или зеленая, твердая. (груша)

-Круглая, зеленая, твердая, сочная. (капуста)

Логопед-осень: в корзину «огородников» кладется четыре морковки, а в корзину «садовников» — три яблока. Впереди «Огородники»

Игра «На что похоже?»

Логопед-осень: на столы каждой из команд я положу: четыре картинки с изображением овощей (огородникам, четыре картинки с изображением фруктов (садовникам, а также геометрические формы (по три каждой) – треугольник, круг, овал. Вам нужно будет возле каждой картинки положить соответствующую геометрическую форму и объяснить, почему.

Логопед: Алина, почему возле яблока лежит круг?

Алина: потому что яблоко круглое.

Логопед: Молодец! И т. д. В этой игре побеждает команда «Садовники».

3. Итог занятия.

Логопед: подводя итог нашей викторины, я вижу, что морковок и яблок оказалось поровну, значит, победила дружба. Я хочу вас поздравить и наградить вкусными подарками. (раздает подарки). А мне пора возвращаться к себе. До свидания, до новых встреч.

Деятельность логопеда

Орг. момент проводится для того, чтобы настроить детей на работу на занятии.

Логопед с помощью беседы подводит детей к теме занятия.

Пальчиковая гимнастика проводится для развития мелкой моторики рук.

Упражнения даются для развития у детей артикуляционной моторики

Упражнение дается для развития у детей дифференцированного дыхания (вдох носом, выдох- через рот).

С помощью игры логопед развивает у детей внимание, мышление, интерес к игре, желание победить.

Логопед побуждает детей самостоятельно определять принцип классификации предметов.

Переход от одного вида деятельности к другому через динамическую паузу.

Закрепляет знания детей о характерных особенностях фруктовых и овощных плодов.

Развивает логическое мышление, воображение детей.

Логопед подводит итог занятия, объявляет победителей и награждает их.

Деятельность детей

Дети настраиваются на восприятие учебного материала.

Дети отвечают на вопросы, знакомятся с темой, над которой они будут работать в течении всего занятия.

Дети выполняют движения в соответствии со словами.

Дети выполняют упражнения с опорой на самоконтроль.

Выполняют упражнения на выработку целенаправленной воздушной струи.

Дети включаются в работу, дают ответ, объясняя свою точку зрения.

Дети логически мыслят и находят предмет, не соответствующий этому принципу.

Дети выполняют движения в сочетании с речью, снимают статистическую нагрузку.

Дети определяют предмет по существенным признакам.

Дети логически мыслят, активизируя свой словарный запас и развивая связную речь.

Дети радуются, принимают подарки и благодарят Осень.

Читайте также:  Что делать чтобы не зарастал огород бурьяном
Оцените статью