Игра-путешествие «во саду ли, в огороде, в поле и в лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель: способствовать расширению представлений детей о растениях сада, огорода, поля и леса.
- Закрепить умение выделять сходства и отличия растений, правильно называть деревья и растения.
- Формировать логическое мышление, разнообразное представление о природе
- Закрепить знания о лекарственных растениях и травах
- Сформировать навыки бережного отношения к природе, воспитывать у детей трудолюбие
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по разным станциям, а какие это будут станции вы должны будете определить сами. Ну что, готовы? Тогда отправляемся.
Звучит музыка. Дети за воспитателем выстраиваются друг за другом, изображают поезд.
Ребята, посмотрите, в каком месте мы с вами оказались. Кругом деревья и кусты. А какие из них вы знаете?
Дети: Деревья- яблоня, вишня, слива. Кусты – смородина, малина, крыжовник.
Воспитатель: Правильно, а чем же отличаются кусты от деревьев?
Ответы детей (деревья выше, у них есть ствол, а у кустов только ветки. На деревьях растут фрукты, а на кустах ягоды.)
Воспитатель: Правильно. Теперь давайте поиграем. Игра называется «вкусный цвет». Я буду называть цвет, а вы мне назовите, какие вы знаете фрукты и ягоды этого цвета.
Красный – малина, смородина, вишня, земляника;
Зеленый – крыжовник, яблоко, груша;
Воспитатель: Молодцы, все правильно.
Посмотрите какая красивая клумба! И как много на ней цветов! А как они называются вы вспомните, если отгадаете мои загадки .
- Лик пахучий, а хвост колючий (роза)
- Голова на ножке, в голове горошки. Солнце жжет мою макушку, хочет сделать погремушку. (мак)
- Из луковки вырос, но в пищу негож. На яркий стаканчик цветок тот похож. (тюльпан)
- Цветочек этот голубой напоминает нам с тобой о небе чистом-чистом, о солнышке лучистом. (незабудка)
Воспитатель: А какие вы еще знаете цветы голубого цвета? (васильки, колокольчики) Теперь давайте сами изобразим цветочки. Приготовили ручки.
Пальчиковая гимнастика «наши алые цветки»
Раскрывают лепестки (складываем вместе ладони, отгибаем пальчики в стороны, изображая лепестки)
Лепестки колышет. (дуем, шевелим пальцами)
Закрывают лепестки, (прижимаем ладошки друг к другу)
Глазки закрывают. (кладут обе ручки под голову, закрывают глазки)
Воспитатель: теперь скажите, где же мы были, как называется эта станция?
Воспитатель: Правильно, в саду. Молодцы! Что же, следуем дальше. Что вы видите кругом? Куда же мы теперь попали?
Дети: Кругом грядки и мы на огороде.
Воспитатель: правильно! Послушайте ребятки мои загадки :
- Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
- Сверху зелено, внизу красно, в землю вросло (свекла)
- Сто одежек и все без застежек (капуста)
- Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец)
- Неказиста, шишковата, а придет на стол она – скажут весело ребята «ну рассыпчата, вкусна!» (картошка)
Воспитатель: так что же растет на наших грядках?
Дети: морковка, лук, капуста, огурцы, помидоры, перец, картошка.
Воспитатель: а теперь мы с вами поделимся на две команды, одна соберет в корзину овощи, а другая фрукты и ягоды.
Воспитатель: теперь я предлагаю сделать из наших овощей винегрет. Давайте подумаем, какие овощи можно съесть сырыми, а какие нужно предварительно сварить, и только после этого можно кушать.
Экспериментирование : дети берут вареные овощи: свеклу, картошку, морковь. Нарезают овощи на яицерезке.
Воспитатель: какие овощи удалось нарезать, а какие нет? Почему? … Правильно, вареные овощи мягче, их легче резать.
Воспитатель: Отправляемся дальше.
Вокруг растут цветы и трава, летают пчелы и бабочки. Как назвать эту станцию?
Воспитатель: В поле растут травы и цветы. Смотрите, вот растет очень необычная ромашка. На каждом лепестке у нее изображено лекарственное растение. Вам нужно рассказать, как называется каждое растение и для чего оно используется.
Дети по очереди отрывают по лепестку.
- Шалфей. Отваром шалфея полощут горло
- Подорожник. Растет вдоль дорог, тропинок. Листья собирают весной, прикладывают к ранке
- Мята. Из нее готовят успокаивающий чай
- Ромашка. В медицине используют цветки. Отваром лечат простудные заболевания, заваривают в чай.
- Мать-и-мачеха. Сверху листики гладкие, зеленые, снизу – теплые, покрыты белым «пушком». Цветы и молодые листики заваривают при простуде.
Воспитатель: Послушайте стихотворение «Луг – зеленая больница»
Луг – как сказочное царство:
Тут кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке,
Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Повторяйте за мной:
Как воздушный шар на ножке (дети стоят на носочках, сомкнув руки над головой)
Одуванчик на дорожке (наклоны вправо-влево)
Одуванчик шарик белый (встают на носочки)
Дунул я и улетел он. (дети дуют, округлив губы)
Воспитатель: Отправляемся дальше? Смотрите, здесь тоже высокие деревья, земля покрыта густым мхом, растут грибы. Где же мы?
Воспитатель: Правильно, мы в лесу. Теперь давайте вместе вспомним, как нужно вести себя в лесу. Воспитатель зачитывает стихотворение «Лесные правила» (Н.Рыжова).
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Воспитатель: Теперь давайте сыграем в игру, которая называется «найди пару». Я раздам изображения деревьев и их плодов. Каждому дереву нужно найти его семена! Удачи!
(Детям раздаются картинки: изображения листьев клена и их семена, ель и еловая шика, рябина и ее ягоды, листья и орехи каштана, листья дуба и желуди, сосна и ее шишки, и т.п. Цель – найти пару и создать дерево. Дети называют, какое у них дерево.)
Воспитатель: Молодцы! Наше сегодняшнее путешествие подходит к концу. На память о нем я предлагаю вам сделать несложные поделки – грибочки.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Спасибо всем за внимание, наш поезд отправляется в группу.
Источник
Лексическая тема «Лес-сад-огород», дидактические игры
Позади учебный год. Мы уже прошли лексические темы: «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Ягоды», «Деревья». На этой неделе будем обобщать накопленный лексический и грамматический материал, дифференцировать растения сада, огорода и леса.
— в лесу растет много — … (деревьев, грибов, ягод, цветов, подосиновиков, ландышей и т.д.)
— в огороде растет много — … (помидоров, моркови, качанов капусты, картофеля, овощей и т.д.)
— в саду растет много — … (яблок, фруктов, груш и т.д.)
- «Смешиваем сок» (образование сложных прилагательных).
Из яблока и персика — получится яблочно- персиковый сок.
Из яблока и ананаса — …
Из яблока и вишни — …
Из тыквы и моркови — .
Из яблока и моркови — …
Из яблока и винограда — …
Из клубники и груши — … - «Исправь Незнайку»
Груши растут на яблоне. Подберезовики растут под осиной. Из грибов сварили овощной суп. Помидоры и огурцы растут на поляне. Маша увидела на сосне много еловых шишек. |
Источник