Проектная деятельность в младшей разновозрастной группе «Огород — круглый год».
Мария Малахова
Проектная деятельность в младшей разновозрастной группе «Огород — круглый год».
Актуальность проекта: Дети дошкольники в младшей группе имеют недостаточное представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживать, и их роли в сохранении и укреплении здоровья. Чтобы решить эту проблему был создан проект «Огород – круглый год». Этот проект имеет познавательно-исследовательский характер, где дети сами, исследуя, узнают много нового для себя.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Цель: Расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах; учить различать и правильно называть овощи и фрукты по цвету, форме, характерным особенностям; способствовать развитию зрительного восприятия.
• дать представление детям о значении понятия «овощи», «фрукты»;
• дать представление детям об уходе за растениями, об основах экологии;
• учить называть и узнавать корнеплоды по их внешнему признаку;
• развивать познавательные способности детей;
• воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности.
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Тип проекта: познавательно – исследовательский;
Участник проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Сроки проекта: март-май
Этапы проекта:
На подготовительном (организационном)этапе были решены следующие задачи:
• подбор информации (загадки, стихи, песни);
• чтение сказки для малышей «Как появились овощи и фрукты»;
• чтение художественной литературы об овощах и фруктах – русские народные сказки «Вершки – корешки», «Репка»;
• тематические игры, посвященные овощам и фруктам –«Что к чему?», «Узнай фрукт и овощ по описанию»;
• проведение беседы с родителями о необходимости участия их в проекте;
• подготовка почвы, семян и лотков.
В период исследовательского этапа (реализации проекта)с детьми проводились следующие мероприятия:
— чтение стихотворения С. Я. Маршака «Однажды хозяйка с базара пришла…»
— организация и проведение НОД по ХЭР (рисованию): «Однажды хозяйка с базара пришла…» (с использованием трафаретов).
— рассматривание иллюстраций, на тему «овощи», «фрукты»;
— организация и проведение НОД по ХЭР (аппликации): «Лук – зелёный друг»;
— организация и проведение НОД по ХЭР (лепке): «Овощи большие и маленькие».
— организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности «Посадка лука», чеснока, редиса и гороха.
— уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы).
— подбор и чтение художественной литературы, загадок по теме «овощи», «фрукты» и использованием презентаций;
— организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах и фруктах: «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Что необходимо для приготовление супа», «Свари компот», «Узнай фрукт и овощ по описанию», «Вершки – корешки», «Что к чему?».
— инсценировка песни: «Огородная — хороводная», музыка Б. Можжевелова слова А. Пассовой
— оформление огорода в стиле «Весёлого огорода», где живут бабушка и дедушка. Они «выращивают» овощи на грядке. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, обитателями сельского двора, с орудиями труда, сельскохозяйственной техникой, наблюдение за ростом растений.
Дети участвовали в трудовой деятельности: трудовая деятельность детей выражается в посадке лука, чеснока и гороха, а также в поливке и уходу за растениями. Дети сажают растения под руководством воспитателя, также проводилось рассматривание и называние овощей растущих на огороде (лук, чеснок, горох, редис). Беседа о том, что растениям необходим уход.
На этапе исследовательского проекта была решена также задача коммуникативной деятельности, которая позволила детям больше общаться и обсуждать новые знания об окружающем мире и экологии.
Работа с родителями:
— предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «Огород на окне», для закрепления знаний о растениях (овощах, которые можно вырастить).
— предложить родителям совместно с детьми сделать поделки из овощей и принести на выставку в детский сад.
На заключительном этапе в детском саду была проведена выставка поделок из овощей и фруктов и показан огород, который был выращен.
Методическое обеспечение проекта:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015. – 64с.
2.Интернет ресурс: http://help-stud.ru/pedproekt_sab_i_ogorod.php
3. Ульева Елена. Энциклопедия для малышей в сказках. Все, что ваш ребенок должен узнать до школы. / Елена Ульева. – 4-е издание. – Ростов н/Д: Феликс, 2015. – 95, [1] с. : ил. – (Моя Первая Книжка).
Календарно-тематический план недели «Ребят зовёт сад и огород!» для младшей группы
Ирина Подойникова
Календарно-тематический план недели «Ребят зовёт сад и огород!» для младшей группы
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Примечание
Групповая, подгрупповая Индивидуальная
Понедельник
17 сентября Утро «Овощи и фрукты»
Цель: Учить называть знакомые овощи и фрукты, выделяя внешние особенности (цвет, форма, вкус); развивать речь, обогащать словарь детей новымисловами
«Найди своё место»
Цель: Учить детей классифицировать овощи и фрукты. «Найди лишнее».
Цель: Закрепить умение узнавать и различать овощи и фрукты;закрепить цвета: красный, желтый, зеленый; развитие мелкой моторики рук. Провести с Настей и Тоней. Настольные игры «Пазлы», «Пирамидка»
Цель: развиваем мелкую моторику рук. Консультация для родителей, «В каких продуктах живут витамины»
Занятие Окружающий мир в природе
Тема: «Листопад, листопад, засыпает старый сад…»
Цель: Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев. Воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование: Сюжетные картинки.
Физическая культура в помещении – по плану педагога.
Наблюдение за птицами
Цели: Продолжить наблюдение за птицами на участке; учить различать основные части тела;Трудовая деятельность: Подметание дорожки, ведущей к участку.
Цель: Учить правильно, пользоваться веничками.Подвижные игры: «Воробушки и кот».Цели: Учить мягко, спрыгивать; бегать, не задевая друг друга, приучать быть осторожными, занимая место, не толкать товарища. «Воробушки и автомобиль».Цель: Учить детей быстро бегать по сигналу, но наталкиваться друг на друга, начинать движение изменять его по сигналу воспитателя, находить свое место. Овощная считалка «В огороде у Егорки»
Цель: Развитие внимания, памяти, быстроты движений Поливание песка для игры.Цели: Побуждать оказывать помощь взрослым; закреплять
Работа перед сном «Есть у нас огород»
Цель: Учить выполнять игровые действия соответственно тексту игры.
Прогулка. Наблюдение за птицами
Цели: Продолжить наблюдение за птицами на участке; учить различать основные части тела;Трудовая деятельность: Подметание дорожки, ведущей к участку.
Цель: Учить правильно, пользоваться веничками.Подвижные игры: «Воробушки и кот».Цели: Учить мягко, спрыгивать; бегать, не задевая друг друга, приучать быть осторожными, занимая место, не толкать товарища. «Воробушки и автомобиль» .Цель: Учить детей быстро бегать по сигналу, но наталкиваться друг на друга, начинать движение изменять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Знакомство с элементарными правилами безопасного передвижения в помещении:Цель: развиваем осторожность при спуске и подъеме по лестнице; держаться за перила.
Цель: Воспитывать культуру поведения в общественных местах, обогащать словарный запас новыми словами
Стихотворение Ю. Тувим «Овощи»
Цель: Прививать любовь к слушанию стихотворения Д/и «Чей бантик»
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету, передавать результаты сравнения в речи.
Провести с Василисой и Ваней. Работа в центре «Строитель» построим лесенку и горку.Цель: Учить составлять кубики друг на друга, побуждать обыгрывать постройку. Закреплять правила поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.);
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Примечание
Групповая, подгрупповая Индивидуальная
18 сентября Утро Ситуативный разговор о правилах поведения за столом.Цель:
Игровые проблемные ситуации с целью обучения умений следить за своим внешним видом «Как ходить без шнурков», «Нужно ли застегивать сандали»
Цель: Формировать умение различать и правильно называть овощи в натуральном виде и на картинках; определять предмет по форме (на ощупь, соединять вершки и корешки; упражнять детей в согласовании слов в предложении
Дидактическая игра по развитию речи: «Назови ласково»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи
Провести с Варей и Настей Самостоятельная деятельность детей
Игры с музыкальными игрушками, пение знакомых песенок, музыкальные игры
Цель: Формировать умение подыгрывать на музыкальных инструментах
Занятие Формирование элементарных математических представлений
Тема: Путешествие в зоопарк.
Цель: Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «мало».
Материалы и оборудование: игрушки.
Физическая культура в помещении – по плану педагога.
Наблюдение на участке: «У цветочной клумбы».
Цель: Продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать любовь к природе.Трудовая деятельность: Собрать семена цветов.Цель: приучаем к труду.
П/И «Каждая игрушка имеет свое место»
Цель: Учить детей убирать игрушки на место
Подвижные игры: «Бегите ко мне!», «Попади в круг», «Вейся венок».
Цель: Формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. Индивидуальная работа учить прыжкам на двух ногах на месте, с передвижение вперёд
Цель: развиваем ловкость.
С Сашей и Андреем.
Игры с выносным материалом.
Совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, формочки, лопатки, ящики для цветов.Цель: развиваем умение играть дружно.
Работа перед сном Чтение (заучивание, рассказывание) разучивание заклички «Дождик, дождик пуще»Цель: Развивать умение читать заклички, потешки.
Прогулка:Наблюдение на участке: «У цветочной клумбы».
Цель: Продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать любовь к природе.Трудовая деятельность: Собрать семена цветов.Цель: приучаем к труду.
П/И «Каждая игрушка имеет свое место»
Цель: Учить детей убирать игрушки на место
Подвижные игры: «Бегите ко мне!», «Попади в круг», «Вейся венок».
Цель: Формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом
Вечер:Сюжетная игра: «Угостим кукол чаем» (дети с помощью воспитателя накрывают на стол (используется игрушечная чайная посуда)Цель: развиваем умение играть.
Строительные игры: «Мои игрушки»
Цель: Продолжать учить сравнивать детали по цвету, форме, величине, формировать интерес к конструктивной деятельности «Найди свой цвет
Цель: Формировать ориентировку в пространстве,
приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.
Провести с Семёном и Алисой.
Самостоятельная деятельность детей – пальчиковый театр, шнуровки, «Груша»
Цель: развивать мелкую моторику, активизировать речь детей
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Примечание
Групповая, подгрупповая Индивидуальная
19 сентября Утро Д/И «Кто скорее соберет»
Цель: Воспитание умственной активности, сообразительности, целеустремленности.
Х/И «Хлопай в ладоши»
Цель: Закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое восприятие. «Весёлые раскраски»
Цель: Развивать интерес, аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
С Надей и Тоней. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Цель: находим игру по интересам.
Занятие Музыка – по плану музыкального руководителя.
Тема: Чтение русской народной сказки «Колобок».
Цель: Упражнять в правильном произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, в словах).
Материалы и оборудование: картинки к сказке.
Наблюдение за проезжей частью дороги
Цели: Познакомить с проезжей частью дороги — шоссе; дать представление о правилах дорожного движения.
Трудовая деятельность: подмести веранду.Цель: приучаем к труду.
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль».
Цель: Закреплять знания о правилах дорожного движения.
Цель: Закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и
«У медведя в бору»
Цель: Формировать навыки движений в соответствии с речевым сопровождением. Продолжать учить подпрыгивать на двух ногах;
Цель: развиваем ловкость.
С Андреем и Артемом. Самостоятельная деятельность детей
Мячи, обручи, шапочки к знакомым играм, тренажеры на дыхание, каталки и т. д.
Цель: Поощрение участия детей в совместных играх, воспитание интереса к физическим упражнениям.
Работа перед сном Рассматривание и обследование муляжей, натуральных овощей. Рассматривание книг, иллюстраций и картинок. Игровые действия с игрушками
Прогулка: Наблюдение за проезжей частью дороги
Цели: Познакомить с проезжей частью дороги — шоссе; дать представление о правилах дорожного движения.
Трудовая деятельность: подмести веранду.Цель: приучаем к труду.
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль».
Цель: Закреплять знания о правилах дорожного движения.
Цель: Закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и
«У медведя в бору»
Цель: Формировать навыки движений в соответствии с речевым сопровождением.
Вечер:Беседа: «Мы всегда играем дружно»
Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения в группе, развивать чувство эмпатии, формировать элементарные навыки разрешения спорных ситуаций.
Русская народная песенка «Пошел котик на Торжок…»
Цель: Познакомить детей с содержанием народной песенки «Пошел котик на Торжок»; учить слышать и отвечать на вопросы воспитателя
Конструирование из строительного материала «Домики для овощей и фруктов» Занимательные игры с конструктором.
Цель: Развивать самостоятельность, внимание, интерес. Формировать умение строить по образцу. Учить оценивать свою работу, играть с постройками. С Варей и Викой. Рассматривание книжек в книжном центре.Цель: прививаем любовь к книжкам.
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Примечание
Групповая, подгрупповая Индивидуальная
20 сентября Утро Сюжетно-ролевые игры: «Угостим кукол обедом». «Полезные фрукты и овощи».
Цели: Закрепить знания о том, где растут овощи и фрукты;учить описывать овощи и фрукты по их характерным признакам: цвет, форма; воспитывать навыки
самообслуживания, желание следить за своим здоровьем.
П/И «Весёлые пазлы».
Цель: Развитие мелкой моторики рук Лепка «Яблоки»
Цель: Формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями. Использовать приемы привлечения внимания детей к рассматриванию и обследованию муляжей фруктов.
С Сашей и Настей. Самостоятельная деятельность детей – шумелки, музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шапочки и маски к знакомым сказкам.
Цель: Знакомство со звучанием некоторых музыкальных инструментов, развитие умения слушать разные звуки
Физическая культура на свежем воздухе – по плану педагога.
Рисование.Тема: Цветные ниточки для шариков.Цель: Учить различать красный, жёлтый и синий цвета. рисовать линии;учить выполнять действия Материалы и оборудование: — карандаши и бумага.
Наблюдение за небом.
Цель: развивать внимание, наблюдательность
Трудовая деятельность: собрать мусор на участке.Цель: развиваем умение трудится.
П/И «Попади в круг».
Цели: Совершенствовать умение действовать с разными предметами; развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движений, ловкость. Кто быстрее добежит до флажка.Цель: развиваем бег. С Артемом и Варей. Самостоятельная деятельность на прогулке.
Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Продуктивная деятельность «Испечём кулич».Цель: воспитываем дружеские отношения.
Работа перед сном Слушание – «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. А. Ассовой;
Цель: Показать детям, как правильно размещать одежду на стульчике, правильно снимать колготки, носочки.
Прогулка: Наблюдение за небом.
Цель: развивать внимание, наблюдательность
Трудовая деятельность: собрать мусор на участке.Цель: развиваем умение трудится.
П/И «Попади в круг».
Цели: Совершенствовать умение действовать с разными предметами; развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движений, ловкость.
Вечер: Д/И «Где что можно делать»
Цель: Активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Хозяйственно –бытовой труд: «Убираем игрушки»
Цель: Формировать у детей умение расставлять игрушки на специально отведенные места, классифицировать их по месту хранения.
Чтения показом игрушек «Пых»
«Отгадай овощ или фрукт на вкус»
Цель: Учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы, совершенствовать познавательные способности детей. Конструирование
«Заборчик для огорода»
Цель: Конструировать заборчик из строительного материала; развивать желание конструировать;
прививать бережное отношение к материалам.
С Надей и Викой. Внесение настольно-печатной игры «Собери картинку. Игрушки».
Цель: развиваем мелкую моторику рук.
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Примечание
Групповая, подгрупповая Индивидуальная
21 сентября Утро
Цель: Активизировать в речи обозначающие названия игрушек, действий с ними; стимулировать развитие мышления.
Игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»
Цель: Воспитывать у детей желание научиться варить суп. Познакомить с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок позднее может перенести в игровую ситуацию. Активизировать в речи соответствующие слова. Развивать воображение детей; выяснить знают ли дети названия и назначение предметов кухонной посуды (на сковороде жарят ит. д.) Д/И по сенсорному развитию:
«Кто скорее соберет игрушки»
Цель: Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, по имеющие одинаковый цвет.
С Алисой и Андреем.Дидактические игры:
«Найди и разложи» (овощи, фрукты)
Цель: развиваем умение классифицировать предметы. .
Тема: Разноцветные линии.
Цель: Дать представление о свойствах пластилина- мягкий материал, легко раскатывается, сминается; упражнять в лепке приёмом раскатывания прямыми движениями ладони.Материалы и оборудование: Пластилин, дощечка.
Музыка – по плану музыкального руководителя.
Наблюдение за облаками.
Цель: развивать внимание, наблюдательность
Трудовая деятельность: подмести веранду.Цель: воспитывать желание помочь.
П/И «Попади в круг».
Цели: Совершенствовать умение действовать с разными предметами; развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движений, ловкость.Выносной материал:Подвижные игры: «Пузырь»
Цель: Учить детей, стоя в круге и держась за руки, сужать и расширять круг, действовать в соответствии со смыслом произносимого текста. С Артемом, Викой. Сашей. Организация спортивных забав с атрибутами
Цель: прививаем любовь к спорту.
сном Чтение детям: Г. Шалаева «Когда я ем.» Музыкально-ритмическое упражнение с листиками (детям предлагается выбрать из предложенных осенних листочков только маленькие и потанцевать с ними под музыкальную композицию («Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель)
Прогулка2 Наблюдение за облаками.
Цель: развивать внимание, наблюдательность
Трудовая деятельность: подмести веранду.Цель: воспитывать желание помочь.
П/И «Попади в круг».
Цели: Совершенствовать умение действовать с разными предметами; развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движений, ловкость.Выносной материал:
Вечер:Игра-упражнение: «Поможем кукле Кате убрать игрушки»
Беседа о многообразии овощей «Вкусные и полезные»
Цель: Рассматривание овощей в натуральном виде, иллюстраций с изображением овощей.
Оформление выставки рисунков «Вот так урожай!»
Конструирование «Домики для овощей»
Формировать умения сооружать постройки по образцу. Формировать умение соотносить размеры построек с размерами овощей (помидор, огурец).
С Настей и Викой. Игры – забавы с игрушками (механические заводные)
Цель: Содействовать созданию радостной атмосферы, хорошего настроения. Учить самостоятельно, организовывать свой досуг.
Ежедневное планирование тематической недели «Ребят зовет сад огород» в старшей группе Тема: «Ребят зовет сад огород» Итоговое мероприятие: Выставка поделок из фруктов и овощей «Сказочная осенняя полянка» Цель: Расширять.
Календарно-тематический план для средней группы (апрель-май) Программа «Детство» средняя группа АПРЕЛЬ Раздел. Тема. Цель. Содержание. Литература. 1 Н Е Д Е Л Я Ознакомление с окружающим. Урок почемучки.
Календарно-тематический план для средней группы с сентября по декабрь Календарно-тематический план в средней группе. Сентябрь –недели психологии. Диагностика детей. Программа «Детство» Средняя группа ОКТЯБРЬ.
Календарно-тематический план для средней группы. Вторая неделя, декабря-март Программа «детство» Средняя группа ДЕКАБРЬ Раздел. Тема. Цель. Содержание. Литература. 2 Н Е Д Е Л Я Ознакомление с окружающим. Урок доброты.
Календарно-тематический план для старшей группы на декабрь-февраль ДЕКАБРЬ Раздел. Тема. Цель. Содержание. Литература. 1 Н Е Д Е Л Я Ознакомление с окружающим. Урок красоты. Знакомство с волком (по картинкам.
Календарно-тематический план для старшей группы на март-май Программа «Детство» старшая группа МАРТ Раздел. Тема. Цель. Содержание. Литература. 2 Н Е Д Е Л Я Ознакомление с окружающим. Урок почемучки.
Календарно-тематический план для старшей группы на сентябрь-декабрь Календарно-тематический план в старшей группе. Ознакомление с художественной литературой. сентябрь Занятие 1 чтение английской сказки «Три.
Календарно-тематический план на неделю с детьми второй младшей группы Календарно- тематический план на неделю с детьми второй младшей группы Тема «Животные Республики Коми» Цель: Обобщение и систематизация.
Календарно-тематический план во второй младшей группе. Лексическая тема «Книжкина неделя» Тема недели : Книжкина неделя Цели и задачи: Уточнение и расширение представлений о книгах : разные по внешнему виду (большие и маленькие.
Календарно-тематическое планирование для первой недели сентября в младшей группе «До свидания, лето! Здравствуй детский сад» День недели Режим Групповая, подгрупповая Индивидуальная Самостоятельная Примечание 1 2 3 4 5 6 Понедельник 3 сентября Утро Утренняя.