Биология Как расположены нити грибницы в грибе? Какой цвет они имеют?
Основа вегетативного типа грибов-мицелий-грибница. Она состоит из очень тонких ветвящихся паутинистых нитей. Ее редко можно увидеть на поверхности. Обычно она скрыта внутри питательного субстрата (почвы, древесины и т. п.). Отдельные нити (гифы) настолько малы, что их невозможно увидеть простым глазом. Они бывают заметны лишь в скоплениях в виде пушистого войлочного налета. Если рассмотреть гифы мицелия под микроскопом, то легко убедиться, что они состоят из участков, разделенных на клетки.
Грибница обычно разрастается от исходной точки лучеобразно во всех направлениях.
Вегетативное тело гриба представлено мицелием ( или грибницей) —
Системой тонких ветвящихся нитей (гиф) , характеризующихся верхушечным
ростом и выраженным боковым ветвлением. Часть грибницы расположена в почве,
носит название почвенной ( или субстратной грибницы), другая часть –
наружной или воздушной. На воздушном мицелии формируются органы
размножения. У грибов, условно называемых низшими, грибница не имеет
перегородок между клетками, так что тело такого организма состоит из одной
огромной многоядерной клетки. Например, мукор, развивающийся на овощах,
ягодах, плодах в виде белого пушка, и фитофтора, вызывающая гниль клубней
картофеля.
У высших грибов мицелий разделён перегородками на отдельные клетки,
содержащие одно или несколько ядер. У большинства грибов, имеющих съедобное
плодовое тело ( за исключением трюфелей, строчков и сморчков) , плодовое
тело образовано пеньком и шляпкой. Они состоят из плотно прилегающих друг к
другу нитей грибницы. В пеньке все нити одинаковы, а в шляпке они образуют
два слоя-верхний, покрытый кожицей, окрашенной разными пигментами и нижний.
У одних грибов нижний слой пронизан многочисленными трубочками ( белый
гриб, подберёзовик, маслёнки) -это трубчатые грибы, а у других- пластинками (
рыжики, сыроежки- это пластинчатые грибы) .
Клетки грибов покрыты твёрдой оболочкой-клеточной стенкой, которая
состоит из полисахаридов на 80-90% ( у большинства это хитин) . Ядер может
быть одно или несколько. Из органелл грибной клетки следует назвать
митохондрии, лизосомы, вакуоли, содержащие запасы питательных в-в. Роль
запасного в-ва выполняет гликоген. Крахмала у грибов нет. Клетки не
содержат пластид и хлорофилла, поэтому грибы не могут фотосинтезировать.
Источник
Тест по теме «Разнообразие грибов. Шляпочные грибы»
тест по природоведению (5 класс) по теме
Тест разработан по материалам пп. 42-43 учебника природоведения Пакуловой В.М. для 5 класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Разнообразие грибов.Шляпочные грибы»
(природоведение, 5 класс; учебник Пакуловой В.М. и др. Параграфы 42, 43)
Составитель : Чернышев Эдуард Николаевич,
г.Красный Сулин Ростовской области
Та часть шляпочного гриба, которую собирают грибники, называется…
У старого шляпочного гриба…
Шляпка плоская или в виде воронки
Шляпка распускается в виде цветка
В среднем плодовые тела шляпочных грибов живут…
Как называется гриб, который растет на корнях деревьев ?
Какие грибы можно увидеть только под микроскопом ?
Грибы принимают участие в …
Разложении лесной подстилки
Грибы — это живые организмы, …
Не относящиеся ни к растениям, ни к животным
У каких грибов шляпки выпуклые?
Одноклеточные и многоклеточные грибы питаются…
Водой, сахаром и крахмалом
Готовыми неорганическими веществами
Готовыми органическими веществами
При сборе грибов их лучше…
Грузди, опята, сыроежки, белые грибы, мухоморы и др. составляют группу…
Какие одноклеточные грибы используются в хлебопечении ?
Плодовое тело шляпочного гриба состоит из…
Разрушение красочных слоев картин происходит вследствие развития…
Корневая система гриба называется…
Сверху шляпка шляпочного гриба покрыта…
Почему грибы выделены в отдельное царство ?
Потому, что они растут только летом и сенью
Потому, что они не являются ни растениями, ни животными
Потому, что очень много их видов
Какая функция несвойственна грибам ?
Помощь растениям в добыче воды из почвы
Выработка кислорода в процессе фотосинтеза
Почему нельзя собирать старые грибы ?
В каком ответе указан ядовитый гриб ?
Сыроежки, масленок, шампиньон
Опята, желчный гриб, лисички
Подберезовик, белый гриб, подосиновик
Из пенька и шляпки состоит…
Плодовое тело шляпочного гриба
Плодовое тело гриба-трутовика
Зачем маляры перед побелкой смачивают стены медным купоросом ?
Для получения красивого цвета стен
Для удавления запаха плесени
Для удаление плесневых грибов
Какой гриб поселяется на деревьях и разрушает их древесину ?
На деревьях и в низкой траве
На растениях, животных и их остатках
Выберите наиболее благоприятные условия для роста грибов :
Прохладная и влажная погода
Долго не образуются плодовые тела
Вырастает много плодовых тел
Растут только ядовитые грибы
Тело гриба ( белые паутинистые нити) называется…
Какие условия благоприятны для выращивания дрожжей в тесте ?
Наличие муки, воды или молока
Тепло, наличие влаги и сахара
Наличие тепла, отсутствие света.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы»
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы
Царство грибов. Шляпочные грибы
Наука, которая изучает грибы называется микология. Специалисты, которые занимаются изучением грибов — микологи. Этих специалистов мало, зато грибников очень много. Кто же не любит побродить с лукошком.
Тест по теме «Шляпочные грибы»
Проверочная работа по теме «Шляпочные грибы» .
Тест по биологии по теме «Шляпочные грибы» 5 класс
Тест для обобщения знаний по теме «Шляпочные грибы".
Тема урока : «Царство Грибы. Строение шляпочных грибов».
Презентация к уроку по теме «Царство Грибы. Строение шляпочных грибов».
Источник
В царстве грибов
Начать наше занятие мне бы хотелось со слов Тараса Шевченко:
“Биологии необходим восторг. А восторг этот приобретается глубоким пониманием красоты, бесконечности, симметрии и гармонии в природе.”
Тарас Шевченко.
Природа приносит нам множество удивительных загадок. И с одной из них мы и попытаемся сегодня познакомиться.
Чтобы определить тему нашего занятия, Вам предлагается следующее задание: прочитайте слова (карточки на доске):
Вода | Ель |
Береза | Лисица |
Дятел | Подберезовик |
Мухомор | Песок |
Кузнечик | Лягушка |
Сирень | Ящерица |
Щука | Ландыш |
? Найдите лишние слова. Почему они лишние? (Песок, вода.)
О: Обозначают предметы неживой природы.
? Какие тела обозначают оставшиеся слова?
? Назовите признаки живой природы.
О: Предметы живой природы дышат, питаются, растут, размножаются, умирают, двигаются. Все живое имеет клеточное строение.
З: Разделите оставшиеся слова на группы.
О: Растения, животные, грибы.(вывешиваю над получившимися столбиками короны)
? О каком же царстве живых организмов мы будем говорить сегодня? (изучены царства растений и животных)
(Совместная постановка цели урока)
III. Изучение нового материала.
Грибы – это особая группа живых существ. В настоящее время известно около 100 тыс. видов грибов. (Слайд)
(Узнать о которых можно только по результатам их деятельности.)
Среди многоклеточных грибов особую группу составляют шляпочные грибы. О которых мы подробнее и будем говорить сегодня.
Я предлагаю отправиться в лес на грибные полянки. (Слайд)
И каждый возможно на полянке встретит свой любимый гриб.
Чуть рассвело, мы вышли с кузовком.
В румяном блеске тучка проплывала.
И утренним росистым холодком
Лесная глубь навстречу нам дышала.
Раздвинули затейливую сеть
Глухих ветвей и вышли на дорожку
Вот первый гриб! Как весело глядеть
На крепкую приземистую ножку.
На красный бархатистый колпачок!
А там второй, забавный и пригожий,
Запрятался под высохший листок!
?: Какие грибы вы встретили на тропинке?
Ученые долгое время не могли решить, что такое грибы? Растения? Животные? Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. После длительного изучения в 19 веке грибы выделили в особое царство.
? На основании каких признаков грибы выделили в самостоятельное царство?
Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо вспомнить признаки животных и растений.
? Вспомните, какими признаками характеризуются представители царства растений? (Слайд)
? Вспомните характерные особенности царства животные? (Слайд)
Задание: Давайте выявим признаки царства грибов. На информационных листах имеется задание 2 – текст с информацией об особенностях грибов. Ваша задача подчеркнуть признаки, характеризующие данное царство.
Важная часть гриба – тело гриба – белые паутинистые нити – грибница – спрятано в земле, а то, что люди кладут в корзинку, называется плодовым телом гриба. Плодовое тело гриба состоит из шляпки и пенька. Гриб имеет клеточное строение. В клетках гриба отсутствует хлорофилл. В клеточной оболочке содержится особое вещество – хитин. Запасным питательным веществом клетки гриба является гликоген.
Грибы неподвижны, обладают неограниченным ростом.
? Какие признаки характерны для царства грибов?
Задание: Давайте сравним между собой данные царства. Для этого промаркируем выбранные признаки. Над признаком сходства грибов с животными поставьте букву “Ж”, букву “Р” – если это признак сходства грибов с растениями, букву “Г” – отличительный признак грибов и “?” – если затрудняетесь соотнести признак куда-либо.
Каковы же результаты нашей самостоятельной работы?
? Есть ли сходство в строении растений и грибов? Почему грибы не отнесли в царство растений?
- Способны к фотосинтезу
- Клетки покрыты плотной целлюлозной оболочкой
- Существуют некоторые ограниченные движения, но в целом неподвижны
- Запасное питательное вещество – крахмал
- неограниченный рост
- Тело гриба – грибница. Плодовое тело состоит из шляпки и пенька.
- Клетки покрыты плотной хитиновой оболочкой.
- Запасное питательное вещество – гликоген
- Неподвижны
- Неограниченный рост
- Не способны к фотосинтезу, питаются готовыми органическими веществами.
- Не способны к фотосинтезу, питаются готовыми органическими веществами.
- Клетки покрыты плотной хитиновой оболочкой.
- Обладают подвижностью
- Запасное питательное вещество – гликоген
- Ограниченный рост
? Обнаружили ли признаки сходства грибов с животными?
Зачитайте признаки, на основе которых грибы выделили в особое царство.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились с лукошком по грибы.
Поднимите руку, кто из вас любит ходить за грибами? Вы, наверное, наблюдали, что определенный вид грибов произрастает под определенным видом деревьев: рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин.
? С чем связано такое “доброжелательное соседство” грибов и деревьев? Выскажите свои предположения.
О: Нити грибницы оплетают корни дерева. Гриб из дерева получает органические вещества, которые сам не может производить ввиду отсутствия хлорофилловых зерен. Гриб же растению поставляет воду и минеральные соли.
Как же называется данное “сожительство”?
Задание: Выберите из предложенных терминов тот, который будет отражать содержание данного понятия.
Цитоплазма в переводе с греческого “цитос” – сосуд, “плазма” – образование.
Хлорофилл – “хлорос” – зеленоватый, “филлон” – лист.
Фотосинтез – “фотос” – свет, “синтез” – соединения.
Симбиоз – “симбиозис” – совместная жизнь.
Человека издавна привлекали грибы. Какова история использования грибов?
Сообщение учащегося: “Использование шляпочных грибов в древней Руси”.
Задание: Чтобы “тихая охота” была удачной, необходимо отличать съедобные грибы от ядовитых. Давайте посмотрим какие вы грибники – наполните корзинку грибами. Все ли из этих грибов вы возьмете? (Работа в парах с карточками на столе: корзинка и иллюстрации съедобных и ядовитых грибов.) (Слайд)
В заключение нашего занятия давайте подведем маленькие итоги.
Задание: У нас рассыпалась картинка, Вам необходимо собрать ее, при этом делая небольшие выводы по занятию. (На доске разбросаны иллюстрации съедобных и ядовитых грибов, дерева, карточки с признаками грибов, карточки с компонентами строения гриба, симбиоз и т.д..)
VI. Домашнее задание: Графический калейдоскоп.
Источник