Технологическая карта урока «Технология тепловой обработки овощей»
методическая разработка по технологии (5 класс)
Тип урока : комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия).
Оборудование: набор посуды, инструментов и приспособлений, набор продуктов для приготовления винегрета, инструкционные карты, плакаты.
Технологии тепловой обработки овощей.
Комбинированный – формирование умений и навыков; применение знаний на практике.
Научить учащихся тепловой обработке и приготовлению блюд из варёных овощей.
Развивать логическое мышление, координацию движения рук, творческое мышление.
Воспитывать аккуратность и опрятность при работе;
Прививать навыки культуры труда и аккуратности, интерес к предмету, используя на уроке ИКТ;
Методы обучения: стимулирующий, объяснительный, диалогический.
Методы научения: репродуктивный, практическая работа.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение.
Регулятивные; познавательные; коммуникативные; личностные.
Умение работать по инструкционной карте. Выбирать рациональные рецепты приготовления блюд, умение рационально использовать технологическую информацию;
Доступности, наглядности, системности.
Виды тепловой обработки: варка, жаренье, тушение, пассерование, бланширование. Способы варки. Правила тепловой обработки. Требования и оформления готовых блюд.
Мультимедийная система, подготовленные овощи для изготовления винегрета, таблица нарезки овощей, ножи, разделочные доски, салатник, учебник; для преемственности – технологическая карта приготовления винегрета из варёных овощей, образцы оформления салатов.
Ф — фронтальная, И — индивидуальная, Г — групповая
Класс:5 Учебник (УМК): В.М. Казакевич «Технология»
Формируемые УУД и предметные действия
Проверяет готовность к уроку,
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.
Регулятивные: способ-ность регулировать свои действия,.
2.Повто-рение прой-денного материа-ла.
Учащиеся отвечают на вопросы:
Вопросы для повторения 1.Для чего нужны овощи в питании человека? 2.На какие группы классифицируют овощи? 3.Какие правила необходимо соблюдать при кулинарной обработ-ке овощей для сохранения в них витаминов?4.Перечислите последо-вательность первичной обработки овощей?5.Расскажите о правилах приготовления салатов.7.Какие правила надо соблюдать при приготовлении салатов, чтобы уменьшить потери витамина С? 8.Какие заправки используют в салатах?9.Расскажите, какие требования предъявляют к качеству готовых салатов и от чего зависит их соблюдение?
3.Проверка домаш-него задания
Индивидуальный контроль, выборочный контроль.
Проверить приготовленные учащимися образцов оформления готовых блюд (рисунки оформления салатов). Приготовить набор продуктов для практической работы.
Личностные: прояв-ление интереса и активности в выборе решения.
Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: уме-ние рационально использовать техноло-гическую информацию; оценивать техноло-гические свойства ово-щей, ориентироваться в средствах и технологиях обработки овощей; уме-ние подбирать инстру-мент и оборудование.
4.2.Актулизация опорных знаний
Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта.
1.Какое значение имеют овощи в питании человека?
2. В каких овощах наибольшее количество витамина С?
3.Какие из овощей можно употреблять в сыром виде?
4.В чем заключается механическая обработка овощей?
5. Какие способы нарезки овощей используют в кулинарии?
Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои дейс-твия, взаимодействовать в группе.
Познавательные: Уме-ние анализировать,выде-лять и формулировать задачу; умение осознан-но строить речевое высказывание
4.3.Рассказ и показ нового материа-ла
Использование технических средств.
Тема урока: Учащимся предлагаю рассмотреть набор картинок с изображением овощей, входящих в состав винегрета. Какое блюдо можно приготовить из этих овощей? (Винегрет).
Чем отличается винегрет от салата?
Винегрет – это холодное блюдо, состоящее из нескольких видов овощей, обязательно со свеклой.
Какие способы обработки вы знаете? (первичная и тепловая)
На карточках написаны слова: варка, жаренье, тушение, пассирование, бланширование. Что они означают?
Для приготовления овощных блюд используют все основные виды тепловой обработки:
Какие виды варки вы знаете?
Варка — это нагревание продуктов в воде, бульоне, молоке или на пару. Варят овощи для приготовления супов, закусок, вторых блюд и гарниров. Их варят в большом количестве жидкости (основной способ), на пару, а также в небольшом количестве воды или в собственном соку.
В чем отличие варки от жаренья?
Жаренье — нагревание продуктов на горячей сковороде с жиром. В результате жаренья на продукте образуется корочка. Овощи жарят сырыми или вареными.
Какие виды масел используют при жарении?
Как называется способ тепловой обработки, когда
продукты сначала обжаривают, а затем заливают соусом или бульоном, добавляют пряности и тушат до готовности.
Правильно-тушение. Тушение — комбинированный способ тепловой обработки.
При приготовлении некоторых блюд применяют вспомогательные приемы тепловой обработки, назовите их. (пассирование и бланширование).
Пассирование — легкое обжаривание продукта с жиром или без него. Пассированные продукты используют при приготовлении супов, соусов и вторых блюд.
Чем отличается пассирование от жарения?
Есть еще один способ обработки овощей. Как он называется? (Бланширование).
Бланширование — быстрое обваривание или ошпаривание. Продукт обдают кипятком в замкнутом сосуде или погружают в кипяток на 1-2 минуты.
Существуют важные правила тепловой обработки.
Раздаю памятки, которые учащиеся вклеивают в рабочую тетрадь.
1) Никогда продукты не пережаривать и не переваривать. От этого ухудшается внешний вид продукта и вкусовые качества.
2) Жарить или варить надо сначала на сильном огне, а затем на слабом.
3) Овощи следует опускать в кипящую подсоленную воду и варить при слабом кипении, закрыв крышкой, — так лучше сохраняются питательные вещества и витамины.
4) Свеклу и морковь варят без соли, в противном случае они приобретают неприятный вкус и дольше варятся.
5) При варке вода должна только покрывать овощи, так как ее излишнее количество увеличивает потери питательных веществ.
6) Картофель и морковь можно варить на пару — при этом значительно уменьшаются потери питательных веществ. Варить их лучше в кожице, но можно и очищенными.
7) Овощные отвары можно использовать для приготовления супов и соусов, так как во время варки очищенных овощей в воду переходят различные питательные вещества.
Важно! Готовые овощные блюда подавать сразу к столу, чтобы их не подогревать.
Охлаждение овощей после варки может быть естественным (на воздухе) или при погружении овощей на 1-2 минуты в холодную воду.
Технология приготовления блюд из вареных овощей.
Учащиеся получают карточки, на которых написаны этапы приготовления блюд из вареных овощей. Нужно карточки расположить в правильной последовательности.
1)Первичная обработка овощей, входящих в блюдо (сортировка, мойка, чистка).
Важно! Некоторые овощи перед тепловой обработкой не чистят.
2) Тепловая обработка овощей.
3) После тепловой обработки продукты должны быть охлаждены, так как при нарезании теплые овощи, яйца и другие продукты теряют форму и, кроме того, соединение их с охлажденными вызывает быструю порчу приготовленных блюд.
Важно! Чтобы свёкла не окрасила все остальные овощи, её отдельно заправляют растительным маслом.
4) Салаты заправляют перед подачей на стол.
Перемешивать их нужно осторожно, чтобы продукты не помялись.
Приготовление блюд должно производиться в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Какими?
Учащимся предлагаю перечислить, каким должно быть готовое блюдо.
Требования к качеству и оформлению готовых блюд следующие:
1)Вареные продукты, входящие в состав блюд, должны быть мягкими, но не разваренными, и сохранять форму нарезки. Если это котлеты, то они должны быть овальной формы с равномерно поджаренной поверхностью.
2)Вкус вареных овощей должен соответствовать вкусу, свойственному этому овощу. Для овощного рагу — слегка острый, для морковных котлет — сладкий, специфичный для моркови.
3)Цвет и запах блюд — свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены.
4)Оформление блюд должно быть эстетичным, при оформлении нельзя использовать несъедобные украшения (из пластмассы и т. п.).
5)Украшать блюда нужно непосредственно перед подачей, чтобы продукты не обветрились и не потеряли внешний вид.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
Учащиеся предлагают свои варианты и с помощью учителя формируют правильный ответ.
Источник