Технология выращивания саженцев сосен

Технология выращивания саженцев и создания посадок сосны

Необходимо спроектировать состав МПТ для выращивания саженцев и создания посадок сосны на гарях с временным избыточным увлажнением почвы площадью 240 га. Для создания посадок сосны будут использоваться саженцы. Саженцы – это крупномерный посадочный материал, выращиваемый в школьном отделении питомника. Школьное отделение предназначено для воспитания более крупного посадочного материала с хорошо развитой корневой системой, стволиком, а также кроной определенной формы. С этой целью сеянцы пересаживают в школу, где уже из них выращивают саженцы.

При посадке лесных культур используют только стандартные саженцы сосны. Использование стандартных саженцев сосны при высококачественном проведении лесокультурных работ обеспечивает хорошую приживаемость и высокую сохранность культур, а также позволят снизить затраты на агротехнические уходы.

Чтобы обеспечить посадочным материалом лесокультурную площадь в 240 га с густотой посадки 4 тыс. шт./га, необходимо 960 тыс. шт. саженцев (т.е. заложить временный лесной питомник площадью 3,4 га).

Для выращивания саженцев предусматриваются следующие операции: посадка двухлетних сеянцев сосны; уходы (полив, рыхление почвы, подкормка удобрениями, борьба с сорной растительностью); выкопка саженцев.

При посадке сеянцев применяется ленточная схема посадки, состоящая из 5 рядов 0,2-0,2-0,2-0,2-0,7 м. Шаг посадки 0,12 м. Выход посадочного материала:

Б – число рядов, шт

В – ширина ленты с одним межленточным расстоянием, м

b– шаг посадки, м

N=(10000*5)/(1,5*0,12)=278 т. шт./га

Лесокультурная площадь представлена свежей вырубкой с временным избыточным увлажнением почвы площадью 240 га. На этой площади проектируются сплошные лесные культуры. Сплошные культуры – это культуры с относительно равномерным размещением культивируемых пород, которое обеспечивает их преобладающее участие в составе насаждения.

Метод создания лесных культур – посадка. Посадка имеет ряд преимуществ перед посевом: высаженные саженцы меньше страдают от травянистой растительности и пересыхания верхних слоев почвы; в первые годы после посадки саженцы растут быстрее, чем всходы, и легче переносят неблагоприятные погодные условия. Кроме того, при посадке имеется возможность в длительный срок использовать семена, собранные в урожайные годы, которые имеют повышенные качества, а также приблизить период быстрого роста высаженных растений. На долю посадки приходится более 80% от общего объема создаваемых культур в РФ.

Для посадки саженцев сосны на вырубках создаём микроповышения плугом ПЛД-1,2, ширина междурядий 4м.

Лесные культуры сосны создаём посадкой 3-х летних саженцев. Густота посадки 4тыс. шт./га. Шаг посадки 0,6 м.

Через 5 лет после посадки проводятся уходы за лесными культурами – осветление катками-осветлителями КОК-2

Для создания культур (посадок) сосны проектируем следующие операции: нарезка борозд, посадка, агротехнические уходы (скашивание травянистой растительности, осветление рядов, изреживание и омолаживание кулис).

Выбор и расчет состава машинных агрегатов для выполнения технологических операций

Методика выбора состава агрегатов

Основанием для выбора в состав агрегата типа и марки трактора, лесохозяйственной машины, транспортного агрегата является: вид и энергоемкость технологической операции; объем и сроки ее проведения; тип и состояние почвы; рельеф рабочих участков; длины рабочих гонов; нормы высева, посадки сеянцев и саженцев; нормы внесения удобрений и ядохимикатов; расстояние перевозки материалов и т.д.

Технологии работ по выращиванию саженцев и по созданию культур сосны представлены в таблице 2.1.

Технология работ по выращиванию саженцев и созданию культур сосны на гарях с временным избыточным увлажнением

Вид работ Сроки проведения Марка машины Марка трактора Глубина обработки, см
Обработка почвы гербицидами 2 сентября ОН-400 МТЗ-82
Внесение минеральных удобрений 1-2 апреля РМУ-0,8 МТЗ-82
Вспашка 1 мая ПЛН-3-35 МТЗ-82 20
Боронование 2 мая БДН-3,0 МТЗ-82
Культивация 3 мая КЛ-2,6 МТЗ-82 10
Посадка сеянцев 4-6 мая СШ 3/5 МТЗ-82 15-25
Полив Июнь, июль ОН-400 МТЗ-82
Уход за междурядьями Июнь, июль БДН-1,3А МТЗ-82
Борьба с вредителями август ОН-400 МТЗ-82
Выкопка саженцев 29 апреля ВПН-2 МТЗ-82
Обработка почвы 25 мая-13 апреля ПЛД-1,2 ЛХТ-55
Посадка саженцев 2-16 мая ЛМД-81 ЛХТ-55
Осветление 1-28июля КОК-2,0 ЛХТ-55

Транспортировку сеянцев и саженцев, удобрений осуществляют на автомобиле ГАЗ-53.

Трактор МТЗ-82 (класс тяги 14кН) предназначен для выполнения различных работ в сельском и лесном хозяйстве, мелиоративном и дорожном строительстве.

Лесохозяйственный трактор ЛХТ-55 предназначен для комплексной механизации работ по восстановлению леса на не раскорчеванных вырубках в тяжелых условиях. На тракторе установлены трелевочная лебедка, передняя и задняя навески, ВОМ.

Методика расчета состава тяговых машино-тракторных агрегатов

1. Основные технические характеристики машин представлены в таблице 2.3

Технические характеристики машин.

Марка машины Трактор Ширина захвата, м Qн, см Рабочая скорость, км/ч Масса, кг
1 2 3 4 5 6
ОН-400 МТЗ-82 2 1-10 327
РМУ-0,8 МТЗ-82 1,1 4,7 500
ПЛН-3-35 МТЗ-82 1,05 30 4-8 445
БДН-3,0 МТЗ-82 3,0 10 10 700
КЛ-2,6 МТЗ-82 2,6 10 10 600
СШ 3/5 МТЗ-82 1,6 25 0,18 1050
БДН-1,3А МТЗ-80 1,3 10 10 200
ВПН-2 МТЗ-80 1,05 30 5,4 340
ПЛД-1,2 ЛХТ-55 1,2 25 2,5 880
ЛМД-81 ЛХТ-55 1,2 3 1000
КОК-2 ЛХТ-55 2,0 3,2 1450

2. По тяговой характеристике трактора выбранного в состав агрегата, выбираются основная и резервная передачи, обеспечивающие скорость движения агрегата в рекомендуемом интервале технологически допустимых рабочих скоростей машины (или близких к максимально допустимой рабочей скорости); за основную принимается передача, на которой скорость движения Vр наибольшая, но не превышает Vр мах доп машины.

1. Он-400 – 7 передача

2. РМУ-0,8 – 2 передача

3. ПЛН-3-35 – 4 передача

4. БДН-3,0 – 6 передача

5. КЛ-2,6 — 6 передача

6. СШ-3/5 – 1 передача

7. БДН-1,3А – 7 передача

8. ВПН-2 – 4 передача

9. ПЛД-1,2 – 1 передача

10. ЛМД-81 – 2 передача

11. КОК-2 – 2 передача

3. Для выбранной основной передачи из тяговой характеристики трактора выписываются значения тягового усилия трактора, а также значения скорости движения и часового расхода топлива.

Агрегат Трактор Ркр (кН) Vр (км/г) Gг (кг/ч)
ОН-400 МТЗ-82 12,4 9,0 13,8
РМУ-0,8 МТЗ-82 21,0 3,4 9,1
ПЛН-3-35 МТЗ-82 15,2 8,0 14,7
БДН-3,0 МТЗ-82 11,5 9,6 13,5
КЛ-2,6 МТЗ-82 19,5 8,4 17,4
СШ 3/5 МТЗ-82 20,1 2,2 9,2
БДН-1,3А МТЗ-80 11,6 9,0 14,8
ВПН-2 МТЗ-80 12,0 5,2 10,8
ПЛД-1,2 ЛХТ-55 54,0 2,4 15,0
ЛМД-81 ЛХТ-55 38,0 3,2 15,5
КОК-2 ЛХТ-55 38,0 3,2 15,5

4. При выполнении технологической операции возникает необходимость в комплектовании состава агрегата-трактора и лесохозяйственной машины – машинотракторный агрегат должен удовлетворять требованиям агротехники данного процесса, обеспечивать рациональной использование тягового усилия трактора и технические возможности рабочих машин, работать высокопроизводительно, снижать расходы топлива и себестоимость единицы выполнения механизированных работ.

Очередность комплектования машинотракторных агрегатов сводится к следующему. В соответствии с условиями работы и вида технологического процесса выбирают трактора и лесохозяйственную машину, затем устанавливают скоростной режим работы и определяют его состав по количеству рабочих машин. Подобранный агрегат комплектуют, устанавливают на заданный режим работы.

Эффективность агрегата в работе определяется по коэффициенту использования тягового усилия трактора. Тяговое сопротивление рабочих машин, которое необходимо приложить для передвижения лесохозяйственной машины в работе, называется тяговым сопротивлением. Тяговое сопротивление рабочих машин в сумме можно выразить следующими сопротивлениями: сопротивлением на передвижение машины; сопротивлением на резины и крошения почвы; сопротивлением подъема; сопротивлением сил инерции, возникающих при неравномерном движении машины.

Тяговое сопротивление машин, входящих в агрегат Rм(кН):

а) для простого агрегата, состоящего из трактора и одной машины:

где: Кv – удельное тяговое сопротивление машины при движении на основной передаче трактора со скоростью Vр(км/ч), кН/м;

Источник статьи: http://biofile.ru/bio/37072.html

Технология выращивания саженцев сосен

§ 5. Особенности выращивания саженцев хвойных пород для лесных культур

Для лесокультурных целей саженцы ели, сосны и лиственницы выращивают в уплотненных школах. Успех выращивания лесокультурного посадочного материала в школьных отделениях питомника определяется применяемыми севооборотами и специальной технологией. Наиболее эффективны севообороты, включающие паровые поля. Например: 1-е поле — пар; 2-е поле — саженцы первого года; 3-е поле — саженцы второго года. Пар может быть чистым, занятым или сидеральным. Основная задача чистого пара — уничтожение многолетних сорняков сочетанием химических и механических средств. В этом случае после весенней вспашки или перепашки и дискования почвы 1-го поля обрабатывают гербицидами — смесью далапона (10 кг/га) или ТХА (30 кг/га) с аминной солью 2,4-Д (2 кг/га). Через две недели после обработки пар культивируют, а еще через две недели, если появляются сорняки, обрабатывают повторно этими же гербицидами с последующей культивацией.

В питомнике со слабо засоренными, недостаточно плодородными почвами в севообороте применяют сидеральный пар. Особенность обработки сидерального пара следующая. На паровом поле после вспашки и дискования весной сеют сидераты: вику с овсом и горохом (200 кг семян/га), однолетний люпин или другие травы. Зеленую массу после прикатывания запа-хивают в конце июля. В начале августа почву обрабатывают гербицидами (далапоном 10 кг и аминной солью 2,4-Д 2 кг/га) с последующей культивацией через 2-3 недели.

Если почвы питомника плодородные и без сорняков, то в севооборот включают занятый пар с посевом рано созревающих культур (гороха и др.) или зернобобовых трав на сено.

Перед осенней вспашкой парового поля или перед запашкой трав в питомниках с дерново-подзолистыми почвами вносят известь (или доломит) в количестве 2-3 т/га.

Точную дозу внесения извести рассчитывают по величине гидролитической кислотности почв в пахотном слое.

Технология выращивания саженцев хвойных пород в школьном отделении питомника включает следующие агротехнические приемы на базе комплексной механизации.

Посадку проводят с плотным размещением растений, т. е. саженцы выращивают в уплотненных школах с рядовым, ленточным и комбинированным размещением растений. В школах с рядовым размещением растений выдерживают одинаковые расстояния между рядами. Посадку выполняют сажалкой СШН-3 в агрегате с трактором ДТ-54А или Т-74, оборудованным ходоуменьшителями. Минимальные расстояния между сошниками у этой машины 0,8 м. Так как ширину междурядий в уплотненных школах в этом варианте принимают 0,4 м, то для закладки таких школ схему движения агрегата составляют с расчетом вписывания рядов в междурядья шириной 0,8 м. При втором и последующих проходах сошник сажалки вписывается в середину междурядья, обеспечивая расстояние между рядами 0,4 м. Выход саженцев при таком междурядье при шаге посадки 12-15 см составляет 150-200 тыс. шт/га.

Уплотненные школы с ленточным размещением закладывают 3-, 4- и 5-рядные. При закладке 3-рядной школы можно использовать ту же сажалку СШН-3 с расстоянием между сошниками машины 1,6 м. В этом случае средний сошник и посадочный аппарат демонтируют. За 3 прохода сажалки, смещая каждый раз агрегат на 0,4 м, закладывают две 3-рядные ленты со схемой размещения растений 40-40-80-40-40 см. Выход саженцев с 1 га 3-рядной уплотненной школы в этом варианте при шаге посадки 12-15 см составляет 100-150 тыс. шт.

Посадку 5-рядной школы с ленточным размещением проводят сажалкой СШП-5/3, которую агрегатируют с трактором ДТ-54А, «Беларусь» или Т-40. За один проход эта машина высаживает 5 рядов растений с расстояниями между рядами 0,2 м, между лентами — 0,8 м. Схема размещения растений 20-20-20-20-80 см. Выход саженцев 200-250 тыс. шт/га. Этой же машиной можно заложить 3-рядную уплотненную школу по схеме 40-40-80 см. В этом случае у машины демонтируют две задние секции с сошниками и посадочными аппаратами.

Саженцы хвойных пород можно выращивать и в уплотненных школах с комбинированным размещением растений. В этом случае на одной площади несколько рядов саженцев хвойных пород с коротким сроком выращивания (2 года) чередуют с одним рядом лиственной породы (липа, клен остролистный, рябина и др.) с длительным сроком выращивания (6-8 лет). Сначала высаживают сеянцы лиственных пород однорядной лесопосадочной машиной с расстояниями между рядами 2,4 м и шагом посадки 0,7 м. Затем в междурядья лиственных пород высаживают 5 рядов сеянцев ели (или другой хвойной породы) с размещенеим 0,8-0,2-0,2-0,2-0,2-0,8 м и шагом посадки 15 см. Посадку проводят машиной СШП-5/3 в пятирядном варианте. Через 2-3 года саженцы ели выкапывают и на их место в междурядья лиственных пород, которые продолжают расти, снова высаживают сеянцы ели. Выход саженцев ели в таких комбинированных школах 140 тыс. шт/га.

Уплотнительные школы хвойных пород закладывают весной. Однако в питомниках лесной зоны перспективны и позднелетние посадки (в конце августа). Уже через 15-20 дней у высаженных растений образуются новые корни. За осень растения укореняются и с весны следующего года начинают более интенсивно расти, чем при весенних посадках. Увеличивается тем самым выход саженцев 1-го сорта. Кроме того, позднелетние посадки целесообразны и с точки зрения меньшей загрузки работ питомника в этот период. Для закладки уплотненных школ используют стандартные (ГОСТ 3317-77) сеянцы, которые выращивают в посевном отделении с открытым грунтом или в полиэтиленовых теплицах.

Уход за саженцами включает уничтожение сорняков, рыхление почвы, подкормку растений и борьбу с болезнями и вредителями. Для уничтожения однолетних сорняков весной и осенью после посадки растений школу обрабатывают раствором симазина из расчета 2 кг химиката на 1 га с помощью опрыскивателей ПОУ, ГАН-8 или ОСШ-15 в агрегате с самоходным шасси Т-16М. Такую же обработку симазином с расходом раствора 600-800 л/га проводят в начале и конце второго года роста саженцев. Эти же тракторные опрыскиватели применяют для обработки саженцев раствором химиката в борьбе с вредителями и болезнями. На первом году выращивания саженцев делают 3-4 рыхления междурядий на глубину 5-8 см культиватором-растениепитателем на самоходном шасси Т-16М. При первых рыхлениях проводят корневые подкормки саженцев минеральными удобрениями. Нормы внесения минеральных удобрений при подкормках зависят от плодородия, физических и химических свойств почвы. В среднем на дерново-подзолистых среднесуглинистых почвах лесной зоны при каждой подкормке на 1 га вносят 80-100 кг (по л. в.) азотных удобрений или смесь азотных, фосфорных и калийных удобрений по 40-50 кг/га каждого. В этих условиях лучшие результаты получают при 2-кратной весенней подкормке (1-я и 3-я декады мая).

Применение минеральных удобрений в виде корневых подкормок на слабоокультуренных суглинистых почвах обеспечивает хороший рост саженцев, что дает возможность уменьшить или даже исключить внесение органических удобрений при применении сидеральных паров. Рыхление междурядий и весеннюю подкормку растений проводят и на втором году выращивания саженцев хвойных пород в уплотненных школах. Срок выращивания саженцев сосны и лиственницы в уплотненной школе 2 года, ели — 2-3 года, а сосны кедровой сибирской — 3-4 года.

На выкопке саженцев используют выкопочную скобу НВС-1,2 и выко- почную машину ВМ-1,25 которые подрезают корни на глубине 18-25 см. Выбирают саженцы из почвы вручную. Большой экономический эффект дает применение на выкопке саженцев однорядной выкопочно-выборочной машины ВВМ-1 в агрегате с трактором «Беларусь» или Т-40. Эта машина подкапывает саженцы, извлекает их из земли, очищает от почвы и укладывает в контейнер.

Источник статьи: http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000027/st032.shtml

Читайте также:  Сад мечты каталог саженцев
Оцените статью