Ландшафтно-урбанистическое районирование территории города архангельска
В настоящее время на территории города Архангельска практически не сохранились естественные природные ландшафты Под влиянием антропогенной деятельности произошло изменение климата, почвенного и связанного с ним растительного покрова, рельефа, поверхностных н подземных вод, верхних горизонтов грунтов, направления естественных физико-геологических процессов и явлении. Результатом взаимовоздействия человека и природы явились природно-аіггро-погенные (урбанистические) ландшафтные комплексы.
В качестве таксономических единиц приняты группы, типы, подтипы, виды, подвиды урбанистических ландшафтов, которые использовались для выделения 5 районов, характеризующихся функциональным единством. При составлении карты ландшафтно-урбанистического районирования использовалась методика М.И. Черкасова и Н.М. Хансиваровой [2].
Районирование основывалось на данных картосхемы ландшафт-но-урбанистического районирования, интерпретационной схемы дешифрирования радиолокационного космического снимка города Архангельска и его окрестностей, карт города Архангельска масштабов 1:10 ООО; 1: 33 ООО; 1:50 ООО.
© Марданова Д. Р.. 2002 234
Северный промышленно-селитебный район расположен на островах Соломбала, Бревснник, Хабарка, находящихся в дельте основного русла Северной Двины, и занимает наибольшую площадь среди выделенных районов.
Геоморфологически район представлен скульптурной морской террасой, выраженной в рельефе в виде плоской низменной равнины с абсолютными отметками от 0,2—0,5 м до 6 м, и аккумулятивно-морской террасой в виде заболоченной низменной равнины с отметками поверхности 1,5 — 3 м [1].
На дневную поверхность района выходят современные морские отложения — супеси, супесчаные и суглинистые илы; современные дельтовые отложения — пески с прослоями и линзами супесей и суглинком мощностью 2—10,7 м и верхнечетвертичные моренные отложения, представленные суглинком валунным, супесями с прослоями песков. Средняя мощность торфа составляет от 1 до 5 м. Техногенные грунты представлены преимущественно намывными песками. Грунтовые воды залегают на глубине 0,5—1 м,
В северном промышленно-селитебпом районе размещены основные промышленные предприятия города. Индустриально-промышленные ландшафты представлены разными предприятиями: лесохимическая отрасль — Соломбальским целлюлозно-бумажным комбинатом и Архангельским гидролизным заводом; лесопиление и деревообработка — четырьмя лесопильно-деревообрабатываю-щими комбинатами, крупнейшим из которых является Соломбаль-ский ЛДК, и тремя лесозаводами; машиностроение и металлообработка — судоремонтным заводом «Красная Кузница», Соломбальским машиностроительным заводом, ремонтно-механическим заводом.
В данном районе проживает 28% населения города Архангельска. В пределах района нами были выделены в составе селитебного вида ландшафта следующие подвиды (элементарные урболандшафты):
• деревянной І—2-этажной застройки,
• сплошной среднеэтажной застройки,
• жилой высотной застройки.
Природно-технические системы (ПТС) деревянной I—2-этажной застройки
Плотность жилого фонда в ПТС для 1—2-этажных зданий составляет 3300 м2 /га. Большинство зданий деревянной конструкции имеет горизонтальные и вертикальные смещения от проектной оси и находится в аварийном состоянии, что связано со сложными инженерно-геологическим и условиями осваиваемой под строительство территории.
В ПТС деревянной 1—2-этажной застройки водозабор осуществляется преимущественно колонками; подача воды по сетям водопровода составляет в среднем 40 м3 в сутки. В пределах описываемых урболандшафтов отсутствуют канализационные системы и теплосети, отопление производится печным способом. Отвод ливневых вод осуществляется по открытым дренажным канавам, многие из которых в настоящее время вышли из строя и, наряду с интенсивным поливом насаждений и аварийными утечками из водопроводов, являются дополнительными антропогенно обусловленными источниками инфильтрационного питания для подземных вод.
Данный вид ПТС является доминирующим среди селитебных ПТС, поскольку занимает более 50 % площади общественной жилой застройки. 1—2-этажная деревянная застройка характерна для бывших рабочих поселков, вошедших в городскую черту в 1927 году, которые расположены вдоль рукавов и на берегах реки Северной Двины.
ПТС сплошной среднеэтажной застройки
Сплошная среднеэтажная застройка размещена преимущественно в южной части о. Соломбала. Плотность жилого фонда для среднеэтажных зданий составляет 5300 м2/га. Протяженность водо-несущих коммуникаций — 80 м2 /га. Водоподача осуществляется по сетям водопровода: на 1 га территории подается от 40 до 130 м3 в сутки. Отвод ливневых вод производится по открытым канавам.
ПТС жилой высотной застройки
Данный подвид ландшафта расположен компактно в южной части о. Соломбала и занимает менее 10 % рассматриваемого района. Плотность многоэтажной застройки (7—14 этажей) составляет 6600 м2 /га. Протяженность водонесущих коммуникаций в пределах выделенной ПТС составляет 120 м2 /га. Подача воды осуществляется по водопроводным сетям: ежедневно на 1 га территории подается 212, 5 м3воды. Отвод ливневых вод осуществляется посредством кольцевого дренажа.
На основе анализа инженерно-геологических карт были выделены благоприятные и неблагоприятные участки для строительства, определяемые по совокупности природных факторов, обусловлива юідих степень сложности для освоения территории под городскую застройку.
Участки благоприятные для застройки занимают небольшую юго-западную оконечность о. Бревенник в местах выхода морены на дневную поверхность. При осуществлении строительства потребуется обычная планировка территории до проектных отметок, гидроизоляция подвальных помещений, а также проведение мероприятий против морозного пучения при формировании котлованов в пучинистых грунтах.
К. участкам неблагоприятным для строительства относится вся остальная территория северного промышленно-селитебного района. Она характеризуется наличием грунтов с несущей способностью менее 1 кг/см2; затопляемостью территории паводковыми водами чаще 1 раза в 100 лет, но реже 1 раза в 20 лет; наличие торфяных грунтов мощностью до 5 м; подмывом и переработкой берегов.
Центральный транспортно-селитебный район размещен на правом берегу реки Северной Двины.
В геоморфологическом отношении территория представляет собой останцовую моренную возвышенность, в пределах которой
ВЫДеЛЯЮТ Архангельское повышение. АбсОЛЮТНЬіЄ ОТМЄТКИ ПОВЄрХности изменяются от 0, 8 ДО 15 м [1].
Исходя из данных инженерно-геологических карт масштаба 1 ; 50 ООО, естественные грунты представлены верхнечетвертичными водно-ледниковыми отложениями — песками и суглинками с маломощными (0,5—1,5 м) прослоями пылеватых супесей мощностью от 2 до 15 м, а также современными морскими отложениями — супесями, илами супесчаными и суглинистыми с прослоями песков общей мощностью от 2 до 27 м. Современные болотные отложения представлены торфом со средней мощностью от 2 до 5 м и максимумом до 10 м. На большей площади рассматриваемой территории распространены насыпные грунты, представленные преимущественно намывными песками. Глубина залегания грунтовых вод варьирует от менее 0,5 м до 0,5—1 м.
В центральном транспортно-селитебном районе проживает 41, 2% от общего количества городского населения Архангельска.
Район играет важную транспортную роль. Здесь размещены железнодорожный, автомобильный и речной вокзалы, аэропорт.
На территории района расположены основные транспортные магистрали-проспекты; Ломоносова, Ленинградский, Московский,
Обводный канал, Дзержинского; улицы: Тимме, Урицкого, Воскресенская, Гагарина, общая протяженность которых составляет 20 км. По ним осуществляется основной пассажиропоток. Железнодорожная станция Архангельска, размещаемая в пределах выделяемого района — тупиковая, грузо-пассажирская. Аэропорт расположен в авиационном городке Талаги на расстоянии 8 км к северо-востоку от застроенной центральной части города. Посредством авиационного транспорта осуществляются пассажирские и грузовые перевозки как внутри Архангельской области и страны, так и за рубеж.
На территории района размещено 40% всего жилого фонда города.
В селитебном ландшафте выделяются следующие элементарные урбол андшафты:
• деревянной 1—2-этажной застройки,
• сплошной среднеэтажной застройки,
• среднеи многоэтажной застройки,
• жилой высотной застройки.
Общее описание данных ПТС было приведено выше, кроме ПТС среднеи многоэтажной застройки, которая сочетает в себе характеристики сплошной среднеэтажной застройки и жилой высотной застройки. Особенностью селитебного вида ландшафтов центрального транспортно-сслитебного района является компактное и рассеянное размещение деревянной жилой застройки. Деревянные 1— 2-этажные здания были возведены преимущественно до середины 50-х годов XX века. Компактное размещение деревянной малоэтажной застройки характерно для участков, ограниченных проспектами Обводный канал — Ломоносова и улицами К. Либкнехта — Р. Люксембург и проспектами Обводный канал — Новгородский и улицами Воскресенская — Попова. Рассеянное размещение деревянной застройки наблюдается в основном в районах среднеэтажной каменной застройки и вдоль улицы Урицкого.
В данном районе выделяются благоприятные, неблагоприятные и особо неблагоприятные участки по геологическим условиям для дальнейшего освоения территории под городскую застройку.
Участки благоприятные для застройки выделены в виде отдельных площадей на территории моренного выступа (Архангельское повышение) и занимают площадь около 0,5 км2. Здесь на поверхности залегает морена, обладающая высокими несущими свойствами грунтов, что дает возможность заложения фундаментов на их естественном основании. При подготовке к строительству потребуется обычная планировка до проектных отметок, при вскрытии обводненных линз в морене потребуется водоотлив и крепление стенок котлованов, необходимо также проведение работ по борьбе с морозным пучением.
Участки неблагоприятные для строительства занимают отдельные площади на территории моренного выступа и на территориях с озерно-ледниковыми отложениями. Неблагоприятными природными факторами для строительства на этих участках являются наличие фунтов с нормативным давлением до 1,5 кг/смг; наличие торфа мощностью до 2 м; затопляемость территории паводковыми водами с обеспеченностью 1—5% (не реже 1 раза в 20 лет). Кроме вышеперечисленных мероприятий, здесь потребуются выторфовы-вание, намыв и подсыпка песчаных грунтов; понижение уровня фунтовых вод и меры по борьбе с их агрессивностью. На данных участках строительство может производиться как с заложением фундаментов зданий на естественном основании (на моренных суглинках), так и с использованием свай.
Участки особо неблагоприятные для застройки захватывают территорию скульптурной морской террасы и узкую полосу вдоль самого берега реки Северной Двины. Неблагоприятными природными факторами здесь являются наличие фунтов с несущей способностью менее 1 кг/см2; затопляемость территории паводковыми водами с обеспеченностью 5% (не чаще 1 раза в 20 лет); мощность торфа более 2 м; уклон поверхности более 10%; подмыв и переработка берега.
Строительство на этой территории потребует подсыпки и намыва фунтов до необходимых отметок, выторфовывания, устройства свайных оснований.
Юго-восточный промыгиленно-селитебный район примыкает с юга к центральному транспортно-селитебному району.
В геоморфологическом отношении территория представляет собой останцовую моренную возвышенность, выраженную в рельефе холмисто-фядовой равниной с абсолкугными отметками поверхности от 3 до 17,5 м [I].
На дневную поверхность выходят верхнечетвертичные ледниковые отложения — пески и суглинки и современные дельтовые отложения, представленные супесями и илами. Современные отложения представлены техногенным слоем — промышленными отходами и намывными песками.
Территория преимущественно заболоченная с разной мощностью торфа, на отдельных участках мощность достигает 8—8,5 м. К торфам приурочен безнапорный водоносный горизонт Глубина залегания подземных вод составляет от 0,5 до Ї м.
В юго-восточном промышленно-селитебном районе проживает 19, 2% от общей численности населения Архангельска.
Индустриально-промышленные ландшафты в пределах района представлены предприятиями лесной отрасли (лесозавод № З, ЛДК им. Ленина, ЛДК № 2, мебельная фабрика); пищевой отрасли (рыбоперерабатывающий комбинат, комбинат хлебопродуктов, опытный водорослевый комбинат); машиностроительной (Краснофлотский машиностроительный завод, завод металлоизделий), стройин-дустрии (завод крупнопанельного домостроения), химической (Ломоносовский завод пластмасс).
Селитебный вид урболандшафтов представлен подтипами, которые были выделены ранее для центрального транспортно-промыш-ленного района. Особенность ПТС 1—2-этажной деревянной застройки данного района заключается в том, что для этих территорий характерно наличие приусадебных участков в пределах селитьбы.
В пределах рассматриваемой территории нами выделяются следующие участки, различные по степени их благоприятности для освоения.
Участки благоприятные для строительства занимают небольшое по площади пространство с абсолютными отметками поверхности от 2 до 14 м. Здесь морена обнажена и выходит на дневную поверхность либо перекрывается маломощным (до 0,2 м) слоем торфа. Это территория, не требующая специальной инженерной подготовки. Несущим слоем для фундаментов сооружений является морена. Площадь участка пригодна для строительства промышленных и гражданских сооружений. Нормативное давление на грунты в данном районе составляет 2,0—2,5 кг/см2.
Участки условно благоприятные для строительства невелики по площади, абсолютные отметки поверхности варьируют от 2 до 8 м. Морена в этом районе залегает под торфом мощностью до 2 м. Эта территория требует несложной специальной инженерной подготовки. Несущим слоем для фундаментов сооружений, аналогично первому участку, является морена. При производстве строительных работ потребуется гидроизоляция подвальных помещений от затопления водами и водоотлив торфяно-болотных отложений.
Участки неблагоприятные для строительства — это обширные по площади территории равнинного рельефа, абсолютные отметки поверхности которого изменяются в пределах от 1 до 3 м, реже 5 м. Данная территория требует сложной, дорогостоящей специальной инженерной подготовки. Площадь пригодна для застройки небольшими сооружениями, стойкими к осадочным процессам. Грунты обладают низкими несущими способностями и могут переходить в текучее состояние. Нормативное давление на грунты рекомендуются от 0,5 до 0,75 кг/см2.
Южный транспортно-промышленно-селитебный район расположен на левом берегу реки Северной Двины. Занимает территорию террасированного водораздельного плато, которое морфологически выражено в виде пологоволнистой холмисто-грядовой равнины, слабо наклоненной в сторону долины Северной Двины с абсолютными отметками поверхности 25—42 м [!].
Верхнечетвертичные моренные отложения представлены суглинком валунным, супесями с прослоями песков мощностью от 5 до 35 м, аллювиально-морские отложения — в виде песков с прослоями супесей и суглинков, современные морские отложения представлены супесями; биогенные — торфом,
В южном транспортно-промышленно-селитебном районе проживает 11,6% от общей численности населения Архангельска.
В пределах района выделяются все подвиды транспортно-про-мы пленных ландшафтов, за исключением трамвайно-троллейбус-ного транспортного. Наибольшее значение имеют автодорожный и железнодорожный транспортные ландшафты, поскольку по территории района проходят автомобильная и железнодорожная магистрали Архангельск — Вологда. Территориально обособленно расположен военный аэропорт «Васьково».
Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат № 4, лесозавод №2, деревообрабатывающий комбинат № 1 составляют основу ПТС лесопильных и деревообрабатывающих предприятий, Бакарицкий завод бытовой химии — ПТС химических предприятии, Исакогор-ский гипсовый завод — предприятий стройиндустрии. Здесь также расположены порты: Бакарица, Архангельский речной порт, база МТС Северного морского порта.
Селитебные ландшафты представлены в основном деревянной ‘—2-этажной застройкой, а в районе железнодорожной станции Исакогорка — сплошной среднеэтажной застройкой.
Территория южного транспортно-промышлснно-селитебного района является неблагоприятной для застройкиЭто обусловлено тем, что покровные отложения, практически повсеместно представленные торфом мощностью от 0,2 до 8 м, не могут служить естественным основанием для фундаментов зданий. Грунты, подстилающие торфяной покров, по своим несущим свойствам неоднородны, и территория в целом требует разной степени инженерной подготовки. Данная территория может быть разделена на 2 участка: первый — требующий несложной инженерной подготовки; второй — требующий сложной и дорогостоящей инженерной подготовки. Первый участок имеет небольшую площадь. Он пригоден для строительства зданий при условии заложения фундаментов на подстилающих торф моренных суглинках и проведения открытых дренажных работ. При строительстве на территории второго участка потребуется понижение уровня грунтовых вод, гидроизоляция подвальных помещений, водоотлив и укрепление стенок котлованов, выторфовывание, намыв или подсыпка песчаных грунтов. Нормативное давление на грунты — 0,5—1,0 кг/см2.
Западный промышлепно-селитебный район расположен на левом берегу реки Северной Двины и острове Кого.
Это территория аккумулятивной аллювиально-морской террасы, пред ставлені той в рельефе заболоченной низменной равниной, осложненной прирусловыми валами и гривами до 1,0—1,5 м.
На дневную поверхность выходят современные дельтовые отложения в виде песков, морские отложения, представленные супесями и суглинистыми илами, и верхнечетвертичные моренные отложения, представленные суглинком валунным, супесями с прослоями песков. Мощность торфа изменяется от 2—5 м и более. Глубина залегания подземных вод составляет 2—5 м.
Селитьба представлена на острове Кего 1—-2-этажной деревянной застройкой, на левом берегу — среднеэтажной каменной застройкой. Индустриально-промышленные ландшафты представлены лесопильными и деревообрабатывающими предприятиями (Цигломенский ЛДК, Кегостровский лесозавод), предприятиями стройиндустрии (Цигломенский кирпичнй завод). На территории района выделяются также автодорожный и железнодорожный транспортный урболандшафты.
Западный промышленно-сслитебный район расположен территориально обособленно от других районов и является менее развитым, чем остальные районы.
Для строительства рассматриваемая территория в целом неблагоприятна, за исключением отдельных участков в Цигломени, где несущие грунты располагаются на глубине не более 1—2 м.
На территории всех описываемых районов, кроме перечисленных ПТС, выделяются сельскохозяйственно-урбанистические и лесохозяйственно-урбанистические типы ландшафтов.
Вышеперечисленные районы не являются изолированными друг от друга. Связь между ними осуществляется посредством регулярных автомобильных пассажирских и грузовых перевозок. Районы обладают функциональной и планировочной специфичностью и единством, хотя при более детальном и крупномасштабном изучении могут быть расчленены на подрайоны.
Ландшафтно-урбанистическое районирование позволяет дать качественную и количественную оценку процессов техногенеза в пределах рассматриваемой территории.
1. Кострюков MC, Белогубова МЛ. Характеристика лито генной основы территории Большого Архангельска // Проблемы геологии Европейского Севера СССР. М., 1984, С. 66-75.
2, Справочник по охране геологической среды. Т.1 ‘ Под ред. Г. В. Войткеви-ча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 448 с.
Александрова Елена Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, работает на кафедре географии и геоэкологии ПГУ имени М. В. Ломоносова с 1999 г.
Материал взят из книги География Европейского Севера. Проблемы природопользования, социально-экономические, экологические (Н. М. Вызова)
Источник статьи: http://studik.net/landshaftno-urbanisticheskoe-rajonirovanie-territorii-goroda-arxangelska/