Театр_комедия_островский_лес

Артисты и комедианты: «Лес» Островского в постановке Нижегородского театра «Комедiя»

«Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты — вы», — эти слова бродячего актера Несчастливцева из пьесы А.Н. Островского «Лес», обращенные к обитателям помещичьей усадьбы, вполне могут служить эпиграфом к новой постановке Анны Трифоновой в Нижегородском театре «Комедiя».

«Лес» — пьеса с богатой театральной традицией, она была впервые поставлена в 1871 году, и с тех пор почти каждый уважающий себя русский театр в тот или иной период своей истории обращался к ее постановке. Секрет популярности кроется, вероятно, в сложном внутреннем устройстве пьесы, охватывающем в равной мере комическое и трагическое, выводящем сам принцип театрализации на передний план в качестве одного из компонентов сюжета. Эта двойственность комедии, которая почти по-чеховски постоянно стремится стать драмой, дает возможность режиссеру в полной мере поиграть с разными жанрами, а артистам продемонстрировать широту актерского диапазона.

В постановке Анны Трифоновой этот принцип игры, запрятанный в сюжете Островского, как бы извлекается на поверхность и заостряется, позволяя зрителям увидеть героев пьесы, которые внутри своего мира разыгрывают разные роли. Эффект театра в театре срабатывет не только в эпизодах с персонажами-актерами, но и с персонажами, казалось бы, далекими от актерской игры.

Так, например, Гурмыжская в исполнении Марины Вязьминой уже в самом первом появлении на сцене «разыгрывает» роль великосветской дамы. Ее видимые зрителю ужимки и лицедейство сразу раскрывают перед нами образ героини, которая настолько хочет казаться аристократической и изысканной, что даже просит у своих гостей прощения за то, что при них примет мужика.

В разных сценах актрисе удалось показать Гурмыжскую влюбленной, обиженной, грубой, испуганной, но при этом в каждом своем действии несущей элемент притворства. Это особенно ярко раскрывается в сцене ночного свидания Гурмыжской с Булановым, когда она долго подбирает подходящую позу, чтобы явиться в романтическом образе объекту своего желания. Чтобы показать несоответствие героини тому, какой она хочет казаться, режиссер доводит комизм эпизода до предела, превращая его почти в клоунаду: Гурмыжская сваливается в фонтан и убегает со сцены.

Комизм Гурмыжской подчеркивается еще тем, что зритель соотносит ее с ключницей Улитой, которая в исполнении Ольги Удаловой является своеобразной пародией на свою хозяйку. Чего стоит только ее «прогулка» лунной ночью с парасолем в руке. Улита — один из самых смешных персонажей в постановке, что достигается во многом благодаря фактурности актрисы, добавляющей веселых и слегка хамоватых интонаций в реплики своей героини.

Читайте также:  Можно_ли_жарить_гриб_синяя_ножка

Нарочитая театральность помещичьего мира пьесы Островского удачно подчеркивается режиссером через разные комедийные жанры, которые вплетаются в действие: мы видим и элементы водевиля с куплетами, и клоунаду с приемами эксцентрики, например, в сцене выхода Восмибратова с сыном или Милонова с Бодаевым, а сцены двух бродячих актеров — Счастливцева и Несчастливцева — по форме напоминают настоящие буффонадные антре.

Бродячие артисты — пожалуй, самые важные образы в спектакле. Они помогают зрителю лучше понять всех персонажей пьесы, отделить подлинное искусство актерской игры от притворства и ханжества, царящего в окружении Гурмыжской. Причем актерская игра связывается в пьесе с искренностью и состраданием, ведь именно в сострадании, по замыслу автора, заключается смысл театрального искусства. «Кто здесь откликнется на твое богатое чувство? Кто оценит эти перлы, эти брильянты слез? Кто, кроме меня? А там… О! Если половину этих сокровищ ты бросишь публике, театр развалится от рукоплесканий. Тебя засыплют цветами, подарками. Здесь на твои рыдания, на твои стоны нет ответа; а там за одну слезу твою заплачет тысяча глаз», — говорит Несчастливцев Аксюше.

Не случайно, не разыгранная, а истинная драма Аксюши делает искренним и самого Несчастливцева. Сцена этих двух персонажей, сыгранная блестяще Игорем Смеловским и Татьяной Киселевой, пронизана лиризмом и местами отсылает к лучшим образцам высокой трагедии.

Своеобразный кивок в сторону драматического театра режиссер делает и через образ Счастливцева в замечательном исполнении Игоря Михельсона, актера, проявившего в спектакле незаурядный комический талант. Счастливцев Михельсона — шекспировский шут, играющий на надрыве. С обратной стороны его смеха — жизнь, полная лишений и унижения от сильных мира сего. Работа актера заставляет вспомнить и забавного Чарли Чаплина, и гениального Счастливцева, сыгранного Игорем Ильинским в знаменитой постановке Малого театра 1975 года.

«Лес» в постановке Анны Трифоновой получился необычайно веселым, но при этом достаточно сложным. Этому способствуют и доведенные до символического обобщения декорации с лубочными элементами, и музыкальное оформление, сообщающее дополнительный смысл действию через текст романса «Мы на лодочке катались». Само действие в спектакле оказывается достаточно напряженным и часто доходит до грани бурлеска. Но за внешним бурлеском нужно разглядеть переплетение разных комических жанров, которым режиссер в этом спектакле отдает дань.

Андрей Журавлев

Фото: Роман Бородин

Источник: Сайт «Столица НИЖНИЙ»

Источник

Театр Комедии им. Н. П. Акимова представил спектакль «Лес» по пьесе великого драматурга

В апреле исполнится 200 лет со дня рождения Александра Островского. Уже составлена программа празднования, петербургские театры, конечно, не остались в стороне. Обещано, как минимум, восемь премьер.

Читайте также:  Красивая_корзинка_с_ягодами

Все фотографии () Театр Комедии выбрал для постановки пьесу, которую сам Островский называл своим лучшим произведением. По определению автора, это комедия, но если присмотреться, в ней смешались и водевиль, и фарс, и драма… Не случайно «Лес» вдохновлял и продолжает вдохновлять режиссеров на эксперименты. Впрочем, на этот раз никаких дерзких, внезапных, спорных решений не случилось. Художественный руководитель театра Комедии Татьяна Казакова предпочла экспериментам — традицию, эксцентрике — иронию. Никакой актуализации, о которой так азартно размышляли критики и практики на прошлогоднем «круглом столе» фестиваля «Вперед, к Островскому!».

В роли Гурмыжской — Эра Зиганшина, народная артистка России, виртуоз своего дела. В роли Несчастливцева — заслуженный артист Сергей Кузнецов (его трагик неожиданно интеллигентен и даже мягок). Карп Савельевич в исполнении народного артиста Валерия Никитенко больше похож на местного духа-хранителя, чем на лакея. Да и в образе ключ­ницы Улиты (Елена Мелешкова) проглядывают черты мелкой нечисти (не то домовенка, не то иной какой‑то хтонической сущности). Что неудивительно — действие разворачивается в заповедном и дремучем лесу, созданном художником Александром Орловым.

Занавеса нет. Его подобие формируется из мягких валиков-стволов, сшивающих сценическое «небо» с «землей». Каждый раз, в каждом новом явлении они по‑разному раздвигаются, распределяются по сцене. Задник — огромное зеркало. Персонажи то мечутся между «деревьями», пытаясь отыскать друг друга, то отдыхают на «полянах», возникающих на их пути. «Живем в лесу, молимся пенью, да и то с ленью», — говорит Карп. «Зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор?» — вопрошает Несчастливцев. И образ страшноватого, выморочного, заросшего странной зеленью пространства блистательно воплощен художником.

Да, это лес. Но одновременно и некое зазеркалье. И даже подводное царство. «Гуляю по саду, а сама все на озеро поглядываю… И дома‑то я сижу, так все мне представляется, будто я на дно иду, и все вокруг меня зелено», — плачется бедная Аксюша, которую из милости приютила Гурмыжская. Свет меняется, вокруг героини словно сгущается воздух, сцена преображается в холодный, зеленый с синевой водоем. Словно влюбленная девушка — уже на дне, в омуте. Словно и не девушка она, а русалка… И вдруг становится понятным, почему Карп Савельевич носит рыбье имя.

Все эти превращения даны мягко, намеком. Декорации будто разыгрывают на заднем плане свой собственный спектакль, дополняющий и углубляющий основные коллизии. События же, которые разворачиваются на верхнем слое, на уровне сюжета, очевидны, забавны, откровенно театральны. Игровую природу действия подчеркивают костюмы (художник Ирина Чередникова) — не исторические, стилизованные под вторую половину позапрошлого столетия, высмотренные сквозь призму прошедших лет, истории театра.И, конечно, текст Островского снова и снова радует неожиданными эпитетами, перевертышами, играми смыслов. Артисты не усложняют его парадоксальными оценками, реакциями — просто наслаждаются сами и веселят зрителя. Тем, кому интересны оригинальные, авторские режиссерские прочтения классики, эта постановка вряд ли понравится. В ней нет жесткой концепции, конструкции, нет отсылок к проблемам современности. Это канонический Островский, чуть разбавленный мягкой иронией. Визуалов, то есть тех, кто активно интересуется зрительными образами, порадует и вдохновит работа художника. Те, кто позабыл сюжет, получат удовольствие, заново открывая его для себя. Спектакль длится три часа — для Островского немного. Как их провести — посмеяться, задуматься, поскучать или развлечься, — каждый обладатель билета решит сам. Ибо, как сказано у Островского: «Что лучше — не знаю: у всякого свой вкус».

Читайте также:  Малинин_ах_эти_черные_глаза

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 24 (7353) от 09.02.2023 под заголовком «У всякого свой вкус».

Источник

Театр комедия островский лес

Фото афиши Лес.

Акции и скидки

Комедию «Лес» великий русский драматург Александр Николаевич Островский считал своим лучшим произведением. Все, что знал писатель об особенностях национального характера, о тайнах русской души, о театре и его истовых служителях, запечатлено в пяти актах пьесы. Ее сюжет, как это всегда бывает у Островского, не отягощен хитросплетениями и сложностями. В своих бесконечных скитаниях по России встречаются на лесной дороге два провинциальный актера — комик Счастливцев и трагик Несчастливцев. По воле случая они оказываются неподалеку от имения Гурмыжской — тетки Несчастливцева и решают заглянуть туда. А тем временем все смешалось в доме богатой помещицы: хотела было она выдать замуж свою бедную воспитанницу Аксюшу за подвернувшегося под руку недоучившегося гимназиста…да влюбилась в него сама. И как ни старались актеры победить ее упрямство и самодурство, ничего у них не вышло.

«Лес» — о таланте и бесталанности, о свободе и несвободе, о любви и обмане. О настоящих артистах и ловких комедиантах — тех, кто играет в жизнь, превращая ее в сцену.

Режиссер-постановщик — Татьяна Казакова
Художник по костюмам — Ирина Чередникова
Художник постановщик — Александр Орлов

В ролях: з.а. России И.Цветкова, Д. Лятецкая, з.а. России С.Кузнецов, В.Кузьмин, з.а. России С.Русскин, А.Матвеев, В.Несин, з.а. России П.Исайкин, н.а. России В.Никитенко, Е.Мелешкова, А.Попова (К.Боженова)

Продолжительность: 3 часа (с 1 антрактом)
Возрастной ценз: 12+

Источник

Оцените статью