Тайны леса
классный час (5 класс) по теме
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, экологические знаки, записи шума леса.
— Чтобы узнать, о чем мы с вами будем сегодня говорить, надо разгадать тему нашего сегодняшнего мероприятия. На каждой парте лежат листочки с заданием, первый ряд разгадывает первое слово, а второй ряд второе слово темы. Для того чтобы разгадать слова надо решить примеры:
— Молодцы ребята вы правильно разгадали тему нашего мероприятия «Тайны леса». ( Второй слайд тема мероприятия)
II. Введение в тему мероприятия
Сегодня мы с вами пойдем на прогулку в лес и узнаем, какие тайны таит в себе могучий, красивый в любое время года величественный лес. Про лес писали многие русские писатели и поэты:
Из всех земных сокровищ и чудес
Нежней всего люблю дремучий лес.
Не то люблю, что ягоды дарит,
А то, что он о тайнах говорит,
и шум лесной и шепот тишины –
Загадочными знаками полны,
Кусты, деревья, травы и цветы.
Хранят в лесу разгадку красоты.
А красота для всех земных людей
Учитель жизни до заката дней
Вот мы услышали стихотворение.
— Ребята, как вы понимаете, что такое лес?
А по словарю Ожегова Лес – это
(третий слайд – словарная работа)
(В это время звучит шум леса)
(четвертый слайд — изображение леса)
— Мы уже слышим звуки леса, что это ребята означает? (Что мы к нему приближаемся)
— Сегодня мы с вами совершим путешествие по лесу. А наше путешествие будет проходить по тропинке, которую вы видите на карте. Итак, мы начинаем путешествие. Первая наша остановка называется польза леса.
— Ребята, а для чего нужен лес? (дает кислород, красота, жилище животных). (появляется пятый слайд по щелчку)
— А какова польза леса для человека? Что он нам дает? (кислород, ягоды, грибы, лекарственные травы) (шестой слайд по щечку) .
— Чем является лес для животных? (пропитание, жилище, убежище).
Вот ребята мы узнали, чем является лес для животных. Животные от нас – людей обычно прячутся, сейчас мы с вами попробуем отыскать лесных животных.
— На каждую парту я вам раздам листочек и вы должны, узнать какие, же животные спрятались от охотника? И выбрать из них только тех животных, которые живут в лесу.
Вот теперь когда мы с вами поиграли, сделать вывод.
Для чего нужен лес? (ответы детей)
— Молодцы, ребята! Пора продолжить наш путь.
Мы с вами зашли в лес. Ребята, а что мы видим в первую очередь? (деревья)
Следующая наша остановка так и называется – деревья леса.
III. Остановка «деревья леса»
Давайте узнаем, какие деревья растут в лесу, а чтобы узнать это, надо угадать загадки.
Итак, ребята, будьте внимательны!
— Какое это дерево, ребята? (береза ) (Седьмой слайд появляются угаданные деревья по щелчку)
— Как вы узнали, что это береза, по каким признакам? (белая кора)
— Ребята, слушайте внимательно! Следующая загадка.
— Какое это дерево? (ель) (восьмой слайд)
— Как ты догадался, что это ель? (колючая, не меняет наряд)
Слушайте следующую загадку.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
— Что это за растение? (сосна) (девятый слайд)
— По каким признакам вы догадались, что это сосна? (иголки длинные, ветки сохраняются только на макушке дерева)
— Ребята слушайте внимательно следующую загадку.
— Какое это дерево? (рябина) (десятый слайд)
— По каким признакам вы узнали, что это рябина? (осенью созревают красные ягоды, а в остальное время рябина зеленая).
— Следующая загадка. Будьте внимательны!
— Кто догадался, что это за дерево? (осина) (одиннадцатый слайд)
— Как вы определили это дерево, по каким признакам?
— Слушаем следующую загадку.
Ничего, что плод мой мелок
— Какое это дерево? (дуб) (двеннадцатый слайд)
— Как вы узнали, что это дуб?
— Последняя очень сложная загадка. Будьте внимательны!
— Какое это дерево? (пихта) (триннадцатый слайд)
— Как вы узнали, что это пихта? (иголки мягкие и длинные)
— По вашим отгадкам, я вижу, что вы знаете названия деревьев. А сможете ли вы определить название дерева по веточке.
На каждую парту по одной веточке разных деревьев (сосна, пихта, ель, береза, дуб, клен). (Включается шум леса)
— Итак, я вижу, что вы уже готовы. Какое это дерево? По каким признакам вы определили, что это пихта. (спрашивать одного по парте).
— Молодцы, я вижу, что вы хорошо знаете деревья леса.
— А знаете, ли вы, что деревья бывают не только такие, которые мы привыкли видеть, но и необычные. На следующей нашей остановке (Необычные деревья) растут именно такие деревья.
— Ребята, посмотрите на экран, здесь мы увидим самые необычные деревья.
Самое высокое дерево — секвойя вечнозеленая (Sequoia sempervirens). Оно растет в Америке в штате Калифорния, его высота составляет 111м. Это можно представить так, если поставить друг на друга 10 наших зданий первого общежития то получится 111метров. (четырнадцатый слайд)
Самое большое дерево — мамонтовое дерево. Это дерево растет в Америке в штате Калифорния. Если его срубить древесина весит — 2145 тонн – это примерно 214 груженых КамАЗов, в ширину 24,11 м – эта цифра получится если соединить 2 класса например классную комнату 8 и нашего класса. (пятнадцатый слайд)
Самое раскидистое дерево — Баньян. Это Дерево еще называют дерево – лес, потому, что из одного дерева получается целый лес. Ширина кроны до 500 м это расстояние примерно, как из школы до нашего дальнего общежития.
Самое старое из зарегистрированных учеными дерево — сосна долговечная,
которая росла на высоте 3275 м над уровнем моря в Америке в штате Восточная Невада. Было подсчитано, что ей 5100 лет, если каждый человек доживал до 100 лет сменилось 51 поколение за это время пока растет это дерево . (семнадцатый слайд)
Самым древним видом деревьев, сохранившихся на Земле , является гинкго двулопастной, единственный современный вид класса гинкговых отдела голосеменных. Это растение появилось 250 миллионов лет назад. С ХII в. гинкго выращивают в Японии, где оно было известно под названием «серебряный абрикос». (восемнадцатый слайд)
— Правда, интересно, ребята, но пришла пора двигаться дальне в путь на следующую станцию экология.
IV Остановка – экологическая
— Как вы понимаете слово «экология»?
Экология – это наука, которая занимается охраной живых организмов – животных, растений.
— А сейчас, ребята, послушайте внимательно сказку, но она не простая, а экологическая.
Стоял летний, солнечный день. Дул легкий ветер. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы.
Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали пожелтевшую листву, и только летом отдыхала она от немилости природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в ее листве. Одинокая береза перешептывалась с соснами и елями, стоявшими неподалеку.
По лесу с корзинкой шел мальчик, он собирал грибы. Грибов было
много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже
полная. И вот мальчик вышел на опушку и увидел одинокую березу. Он сел,
прислонившись к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился удивительный
сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы
касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран, и потянулась к небу, прося у него защиты. Но не было помощи от неба. Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, еще сильнее заныли еще свежие раны. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел когда-то белый ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.
— Какие чувства, ребята, вызвала эта сказка? (жалость, боль, печаль)
— А мог бы мальчик поступить по-другому? ( Конечно)
— Как бы он мог поступить, если ему хотелось отметить дерево? (привязать платок, тряпочку)
Охраной всего живого являются такие люди – защитники их еще называют экологами.
— Сейчас мы с вами попробуем себя в роли экологов и попытаемся составить правила защитников природы.
На каждой парте есть свой экологический знак, вы попытаетесь его расшифровать.
— Что этот знак означает? Почему, так нельзя себя вести в природе? К чему это может привести? (спросить по одному человеку с парты)
— Все, вы, ребята, молодцы! Всех можно принимать в юные экологи.
А теперь попробуем вывести правила экологов.
1. В лесу нельзя громко кричать – это может напугать лесных обитателей.
2. В лесу нельзя разжигать костер – это может вызвать пожар.
3. Запрещена вырубка деревьев.
4. Нельзя рвать растения в лесу.
5. Запрещается охота на животных.
6. Не оставляйте после себя мусор.
7. Не разорять птичьи гнезда. (девятнадцатый слайд)
Эти правила, мы ввели сегодня в памятку, как нужно вести себя в природе.
А, чтобы повторить их послушайте стихотворение.
Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек — будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба – скажет: «Ты, мой друг! Спасибо!»
— Кем мы, являемся в лесу? (гостями).
— Как нас благодарят животные? Чем?
Вот мы вспомнили и повторили правила юных экологов и незаметно мы вышли обратно к дому.
И это означает, что наше мероприятие подходит к концу, мы с вами, если проследить по карте, которая висит на доске прошли все остановки и вышли из леса. Какие остановки мы сегодня сделали?
— Что мы сегодня увидели в лесу?
— Про какие деревья, вы сегодня узнали? (Ель, береза, мамонтовое дерево)
— Какие правила, мы повторили, что нельзя делать в лесу?
— Что вам понравилось на занятии?
А в завершении нашего мероприятия я хочу дать такое напутствие.
Постарайтесь посадить в жизни хотя бы одно дерево и оберегать уже посаженные леса. Так вы станете настоящими защитниками природы и познаете все тайны, которые хранит в себе лес.
Источник