Там где капустные грядки средства выразительности

Анализ стихотворения Там где капустные грядки Есенина

Довольно интересным является факт из биографии Есенина касательно его увлечений разной стихотворной формой. Как свидетельствует его третья супруга Софья Толстая, которая провела с ним дни практически до самой кончины поэта, Сергей Александрович активно увлекся миниатюрами и создал даже нечто наподобие сборника, эти творения 1925 года остались для потомков. Интересным в этом является и своеобразное начало творческого пути с формы миниатюры.

В частности речь идет о небольшом четверостишье Там, где капустные грядки.. которое практически открывает ряд ранних произведений автора. Зарисовка отличается высокой выразительностью и художественной ценностью. На самом деле здесь перекликается огромное количество дополнительных смыслов, образный ряд возможно развивать довольно далеко.

Итак, попробуем рассмотреть, чем именно примечательно данное творение молодого поэта. Он описывает как восход поливает капустные грядки красной водой, а поблизости где-то располагается маленький клен, который обращается к некой «маленький матке». Образ может говорить о маленьком деревце, которое склоняется под сенью более крупного или тут может подразумеваться деревце, которое использует «зеленое вымя» в смысле всей земли, откуда получает пищу.

В любом варианте перед нами возникает образ природы-огорода, пространства, где каждый элемент заботится друг о друге. Красная вода восхода, то есть рассветный свет небес, представляет собой свет, который распространяется с самого неба, но этот небесный свет заботливо достигает простых капустных грядок. Образ как кушает маленький клен безусловно напоминает образ как маленький теленок питается от вымени коровы.

Восход сравнивается поэтом со своеобразным небесным пастырем или небо подразумевается как некое огромное корыто, которое проливает собственную воду на земные грядки. В этом объединяется большое и маленькое, земное и небесное, глобальное и незначительное. Таким образом Есенин создает образ целостной природы, в которой ничего в действительности не является брошенным и покинутым, этот образ заботы неба о простых капустных грядках создает радость и гармонию.

Далее растения представляются в образе животных. Таким образом, они наделяются свойствами более живых отношений, более явного, если возможно так сказать, присутствия в мире.

Вариант 2

Талант Есенина трудно оспорить, даже учитывая противоречивую натуру и биографию этого автора, даже если знать о возможной стилизации стихотворения Там, где капустные грядки.. под ранние работы. Согласно принятой версии стихотворение относится к 1910 году, но если посмотреть стихи этого периода, то есть ранние, то там зачастую трудно отыскать такую идеальную форму и умелое владение фольклорной темой. Есть мнение относительно написания данного стихотворения в более зрелом периоде и сознательном отнесении его автором к периоду раннему, для создания определенного образа в литературном сообществе.

Как бы там ни было художественная ценность этой стихотворной миниатюры является неоспоримой, в четырех коротких строчках поэт запечатлел картину восхода, образ гармоничной природы, в которой каждый элемент представляет собой часть единого, счастливого мира. Подобное миропонимание было свойственно Есенину, оно включало в себя чуткое понимание русских традиций деревенского существования, в котором сквозь укорененное православие проглядывали народные языческие травы немного фетишистской веры. Природа наделялась автором образами насыщенности жизнью, активного взаимодействия всех элементов и тотальной гармонии.

Читайте также:  Можно ли сеять семена газона под зиму

Именно поэтому, когда читаешь подобные стихи, все пространство кажется таким ладным и складным, представляется домом, в котором все есть и более ничего не требуется. Капустные грядки политы красной водой – так создается образ заботы и единства земли и неба. Некий небесный пастырь, сами небеса заботливо поливают простые капустные грядки, то есть высшая сила позаботится обо всем, даст всему пищу.

Образ какого-то глобального сельского хозяйства, огромной фермы-природы, где растут и развиваются все живые существа, продолжается через клененочек, который сравнивается, к примеру, с теленком, назван невероятно нежным и чутким словом. Под зеленым выменем может быть понята природа или более взрослые деревья, украшенные листвой. Так или иначе, этот образ не просто действует деревья полностью живыми и действующими персонажами, но и продолжает тему общей взаимосвязи и абсолютной гармонии в мире.

Анализ стихотворения Там где капустные грядки по плану

Там где капустные грядки

Возможно вам будет интересно

Стихотворение «Смерти» было написано в 1884 году и входило во второй выпуск данного сборника. Это стихотворение представляло собой некие выводы, анализ поэта о жизни

Стихотворение Разлука написано на излюбленную Пушкином тему. Название могло бы натолкнуть на мысль о любовной трагедии, о расстовании с Родиной

В стихотворении «Несжатая полоса» пессимистичное настроение с первых строк помогает прочувствовать осенняя пора. При этом поэт особым образом выделяет мотив одиночества, который усиливает впечатление печали и тоски: «грачи улетели», «поля опустели».

Произведение относится к лирическому творчеству поэта и в качестве основной темы стихотворения рассматривает безвозвратный уход летнего периода года.

Источник статьи: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/stih-tam-gde-kapustnye-gryadki

Анализ стихотворения Есенина Там где капустные грядки

Как известно, Есенин, был поэт из крестьянской среды, которая и дала основные идеи и направления в его поэтической деятельности, так как большинство стихотворений, посвящены этой унылой, но очень чувственной среде, среде, которая воспитала этого талантливого человека.

В своем стихотворении, он показывает всю красоту деревенской жизни и ее самобытного уклада, который погружает нас в этот удивительный мир, мир, который очень сильно любил поэт. Эта работа поэта, относится к позднему периоду его творчества, но сам Есенин, утверждал, что это ранние произведения.

Стихотворение полностью пронизано любовью, но также очень большое количество условных образов, которые все время сопровождают поэта: клен, ранняя осень и золотая листва. Именно эти образы постоянно присутствуют в его произведениях, которые дарят нам шанс насладится той таинственной природой, которая окружала поэта с самого детства.

Само название этого произведения говорит нам, что речь будет идти о деревне. В стихотворении присутствует категория, которая определяет утро, а оно является условным символом рождения, веры в новую, лучшую жизнь, которая очень скоро наступит.

Наш герой, всю свою жизнь, воспевал этот прекрасный мир, он очень сильно был в него влюблен и не мог его предать, так как в противном случае, он бы предал свою родную землю, своих родителей и близких, но новые революционные веяния, заставляли принимать поэта довольно невзвешенные решения.

Картинка к стихотворению Там где капустные грядки

Популярные темы анализов

Николай Алексеевич Некрасов – один из самых известных поэтов второй половины 19 века. Его называют настоящим защитником простого русского народа. Ведь большинство своих произведений он посвятил именно этой теме.

Именно в этот памятный день в 1811г. Впервые распахнул свои двери Царскосельский лицей, первым выпускником которого стал Пушкин. В числе сокурсников поэта были другие не менее яркие личности: и издатели, и государственные деятели,

Читайте также:  Металлические конструкции для террасы

Воспоминания из детства прекрасны. Потому как этап этот особенный «Вас не омрачает горе и беда» пишет автор, кто может с этим не согласится. Наполненный счастьем и радостью он словно лучик света в памяти человека,

Ф. И. Тютчев считал, что ночь обнажает все человеческие чувства и пробуждает страхи, спящие у нас в душе. Одним из таких страхов является страх перед неминуемой смертью. Поэт осознавал, что время течет неумолимо, и человеческая жизнь

Цветаева Марина Ивановна-поэт, прозаик, переводчик. Появилась на свет двадцать шестого сентября 1892 года в городе Москва. Она жила и творила во время «Серебряного века» русской литературы, а точнее в 19-20 веках. На тот момент Цветаева

Источник статьи: http://analiz-stihov.ru/esenin/tam-gde-kapustnyie-gryadki

Урок литературы «Клен – сквозной образ в лирике Есенина». 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: С.А. Есенин

Урок, иллюстрирующий использование технологии интегрированного обучения

«Двойник» или «талисман»?

Цели:

  • подготовить учащихся к самостоятельному анализу стихотворений поэта;
  • знать понятия: «литературный образ», «предикативная характеристика», «эпитет», «олицетворение», «синтаксическая организация речевых средств», «роль повторов», «эмоционально окрашенные детали образа», «обращение»;
  • развивать внимание, мышление, речь;
  • воспитывать интерес к слову поэта.

Оборудование:

1) подборка стихотворений по теме:

  1. Там, где капустные грядки (1910г)
  2. Я покинул родимый дом (1918г)
  3. Исповедь хулигана (1920г)
  4. Не жалею, не зову, не плачу… (1921г)
  5. Дорогая, сядем рядом (1923г)
  6. Я усталым таким ещё не был (1924г)
  7. Сукин сын (1924г)
  8. Метель (1924г)
  9. Русь Советская (1924г)
  10. Весна (1924г)
  11. Возвращение на Родину (1924г)
  12. Слышишь – мчатся сани… (октябрь 1925г)
  13. Клён ты мой опавший (ноябрь 1925г)

2) репродукция картины Н.Ромадина «Золотой клён»

3) словарь-справка:

  • клён (этимология) – общеславянское, восходящее к греческому glinos= скользкий, вязкий, липкий;
  • метаморфоза = полная, совершенная перемена;
  • предикат (лат., высказанное) = логическое сказуемое – то, что в суждении высказывается о его субъекте;
  • талисман – предмет, приносящий счастье, удачу.

4) совмещённая таблица для практической работы

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I – Беседа

Слово учителя. Лирический герой всегда находится в окружении лирических персонажей. Один из самых ярких в поэзии С.Есенина – клён. Впервые он появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта.

Подготовленное чтение «Там, где капустные грядки»

? найдем метафоры и объясним их. Картина природы, изображённая здесь, весьма необычна и вызывает изумление. Восход солнца, первые лучи которого освещают капустные грядки «поливает» землю, то есть природное явление уподобляется здесь одному из видов деревенского труда. А молодой побег клёна, названный «кленёночком» (слово построено по модели – котёночек, ягнёночек, телёночек) уподоблён детёнышу домашнего животного. Неживая природа наделена чертами живой.

? – почему так. В таком облике она выглядит ближе, роднее человеку.

Слово учителя. Природа полноправный герой в лирике Есенина, это предмет восторга и изумления…она опоэтизирована.

Претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, клён проходит через всё творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении «Клён ты мой опавший» (28 ноября 1925г)

Чтение стихотворения учителем.

? – Каков лирический герой. Клён появляется в лирике Есенина, как правило, там, где поэт затрагивает тему «сбившегося с пути человека, который не в ладу с самим собой и с людьми, пьёт, скандалит, болен духовно, влюблён в жизнь и разрушает её в себе самом»

Подготовленное чтение «Я покинул родимый дом»

Поэзия Есенина выросла на почве русского фольклора. Сильно влияние народного «древесного» образотворчества, на который опирался поэт, создавая свой собственный поэтический образ.

Читайте также:  Что такое метод теплая грядка

? – Как. Каков лирический персонаж. Для наблюдений используем таблицу, которую заполнять будем постепенно: эпитеты, предикаты, взаимоотношения автора и образа.

II — Практическая работа

Выписываем из стихотворений эпитеты и метафоры, сделаем вывод.

? – Что такое «эпитет»? «Метафора»?

  1. Там, где капустные грядки
  2. Я покинул родимый дом
  3. Слышишь – мчатся сани…
  4. Исповедь хулигана
  5. Весна
  6. Возвращение на Родину
  7. Клён ты мой опавший
  8. Метель
  9. Не жалею, не зову, не плачу
  10. Сукин сын
  • Кленёночек маленький
  • Старый клён на одной ноге
  • Клён пьяный
  • Наш клён
  • Бедный клён
  • Приметный клён
  • Опавший, заледенелый
  • Облезлый клён
  • Листьев медь
  • Подгнивший клён

Поэт стремится сблизить два плана – реальность и образность; прямое значение и метафору. Образ дерева становится одушевлённым участником «художественной ситуации», получает в поэзии Есенина жизненную правдивость, художественную убедительность, полноту, яркость и живость.

Подготовленное чтение: «Возвращение на Родину» (фрагмент)

Слово учителя. Но Есенину недостаточно метафоризации – образ получает полноценную предикативную характеристику.

Выписываем логические сказуемые (предикаты), делаем выводы.

? – Что такое «предикат»?

Название стихотворений

Предикат

  1. Там, где капустные грядки
  2. Я покинул родимый дом
  3. Слышишь – мчатся сани…
  4. Исповедь хулигана
  5. Русь Советская
  6. Дорогая, сядем рядом
  7. Возвращение на Родину
  8. Клён ты мой опавший
  9. Метель
  10. Не жалею, не зову, не плачу
  1. Сосёт зелёное вымя
  2. Стережёт голубую Русь
  3. Клён танцует
  4. Присел на корточки погреется
  5. Морщатся ушами длинных веток
  6. Ищут тех, которых помнят
  7. Под окном не машет
  8. Что стоишь, нагнувшись под метелью белой
  9. Он просто столб позорный
  10. Тихо льётся с листьев медь

Предикативная характеристика усиливает выразительность, экспрессивность образа клёна. Простые синтаксические конструкции не затрудняют восприятия стихов.

Подготовленное чтение фрагментов стихотворений «Исповедь хулигана», «Русь Советская».

Слово учителя. Высказывается мысль, что клён «символ и двойник собственной жизни поэта». Проверим.

Выпишем слова и словосочетания, отражающие взаимоотношения автора и клёна, сделаем выводы.

Название стихотворений

Взаимоотношения автора и образа

  1. Я покинул родимый дом
  2. Слышишь – мчатся сани…
  3. Весна
  4. Я усталым таким ещё не был
  5. Клён ты мой опавший
  6. Сукин сын
  1. Тот клён головой на меня похож
  2. И станцуем вместе под тальянку трое
  3. Мой бедный клён прости, что я тебя обидел
  4. В те края, где я рос под клёном
  5. Сам себе казался я таким же клёном, только не опавшим, а вовсю зелёным
  6. Юность моя отшумела, как подгнивший под окнами клён

Есенин чётко отделяет себя от любимого дерева; клён свидетель и судья всех его жизненных неудач и ошибок. Исполняя роль поэтического талисмана, не оберегал Есенина от жестоких ударов судьбы, лишь смягчал их, чтобы поэт чувствовал себя уютнее в этом неспокойном мире.

Подготовленное чтение: «Я усталым таким ещё не был».

Слово учителя. В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клёну немного – всего три. Эти обращения не только называют адресата, но и отражают отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, всегда искреннее. Такое отношение поэта к клёну вызвано тем, что клён стал спутником судьбы Есенина, его задушевным другом, который примет и недостойный выпад, и позднее раскаяние.

Чтение учителем фрагментов из стихотворений «Метель» и «Весна».

III – Работа с репродукцией

Творчество Есенина не оставляет равнодушными художников и музыкантов. Рассмотрите картину Н.Ромадина. («Золотой клён» (1951г.) из цикла пейзажей «Есенинская Русь») Какое стихотворение она иллюстрирует?

IV – Музыкальный вывод

Прослушайте романс «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении Н.Кадышевой, ответьте на вопрос: «Как меняется замысел поэта, с отсутствием последней строфы?»

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/678792

Оцените статью