Таинственный_лес_тема_грин

Урок литературы в 8 классе

А. Грин на Севере.
Цель: познакомиться с произведениями А. Грина, написанными им в период ссылки на Север.

1) формировать умение находить и анализировать проблемы, поднятые в рассказах писателя — романтика; сопоставлять различные виды искусства;

2) развивать речь учащихся;

3) воспитывать чувство любви к Русскому Северу.

Предварительная подготовка: индивидуальные задания ученикам.

1) Сообщение по теме «История создания рассказа А. Грина «Охотник и петушок»».

2) Инсценировка отрывка из рассказа «Зимняя сказка».

3) Сообщение и презентация по теме «А. Грин на Севере».

1) текст рассказа А. Грина «Охотник и петушок»;

2) мультимедийное оборудование, презентация.

Слово учителя. Наш урок литературы мы начнём не совсем обычно. Сейчас вы послушаете небольшой музыкальный отрывок и скажете мне, о каком писателе пойдёт речь на уроке.

(Песня и клип Преснякова «Зурбаган»)

— С творчеством какого писателя мы будем знакомиться?

— Какие подсказки для правильного ответа вы нашли в тексте песни?

(Зурбаган – город, придуманный Грином; Ассоль – героиня повести Грина «Алые паруса»)

(на доске появляется надпись А. Грин)

— Тема «А. Грин» — широкая или узкая?

— Сможем ли мы её изучить на одном уроке?

(Конкретизировать тему)

— Судя по клипу к песне, Грин – писатель южных кровей или северных?

— Тема нашего урока «А. Грин на Севере». Что бы вы хотели узнать?

(Как Грин оказался на Севере, какие произведения здесь написал)

Итак, мы определили тему урока, продумали задачи на урок. Сейчас мы прослушаем сообщение по теме «Грин на Севере», а вы создадите синквейн.

(Презентация и сообщение по теме «Грин на Севере»)

Почитайте, что у вас получилось.

Свободолюбивый, творческий

Читает, пишет, охотится

Время, которое прожил в Архангельской губернии, писатель назвал одной из интереснейших страниц своей жизни.

А сейчас на несколько минут мы с вами перенесёмся в пинежский край и попробуем ощутить ту атмосферу, в которой жили ссыльные.

(Отрывок из рассказа А. Грина «Зимняя сказка»)

Ячевский. Гангулин, вы спите?

Гангулин. Нет. А так. Просто говорить не хочется.

Ячевский. Я раньше был очень разговорчив и сообщителен, а теперь выветрился.

Ячевский. А так. Жизнь. Сухая молодость и три года в снегах – прохладное состояние души.

(Звук колокольчика. Входит человек.)

Человек. Я тоже ссыльный. Я бегу из Усть-Цильмы, еду на перекладных, паспорт фальшивый. Разрешите мне ожидать у вас.

Ячевский. Садитесь. Вы давно в ссылке?

Гангулин. Быстро вы убегаете, очертя голову, стремительно.

Человек. Не могу я путешествовать с меланхолическим видом, я впопыхах…

Ячевский. Вас могут поймать. Поймают – риск.

Человек. Ну… Поймают… Разве вы, делая что-нибудь, останавливаетесь в работе поэтому только, что не знаете, будет ли успех?

Человек. Дух опережает меня. У вас зима, а там – начало весны.

Гангулин. Весна дальнего севера не очень приятна. Бледное солнце. Сырость. Нудная весна здесь.

Человек. Весна в наших краях сильная. Такая весёлая ярость, что ли. В один прекрасный день весеннее солнце топчет снег, он загорается нестерпимым блеском, сердится, пухнет, проваливается и вот: чёрная с крупинками земля, зелёные почки, белые облака, вода хлещет потоками, брызжет, каплет, звенит…

Читайте также:  Гаражный_кооператив_волков_лес_пос_тельмана

Гангулин. Даже слюнки потекли…

Человек. Ну, еду, прощайте. Спасибо. Может, увидимся.

Ячевский. Жаль, уезжаете. Опять сядем и заскучаем.

Человек. Я думаю, все скучаем. Надо проснуться. Проснёмся и мы. Будем открыто смотреть, заразительно хохотать, сладко высыпаться, весело напевать, крепко целовать, пылко любить, яростно ненавидеть… на подлости отвечать пощечиной, благородству – восхищением, презрению – смехом, женщине – улыбкой, мужчине – твердой рукой…

— Какова основная тема рассказа?

(Через далекую северную деревню проезжает человек, который нашел в себе мужество бежать).

— Как смотрят на него остальные ссыльные?

(С тоской, завистью и восхищением)

— Обратите внимание на последние слова Человека. Как он стремиться помочь товарищам по несчастью?

(Он даёт ссыльным надежду на перемены в жизни)

— Прошло сто лет после написания Грином этого рассказа. Проснулись ли мы? Осуществилась ли мечта писателя?

(Это мечта об идеальном обществе, она несбыточна, но прекрасна)

Слово учителя. Поговорим о красоте. Дома вы читали рассказ «Охотник и петушок». В черновом варианте произведения есть небольшое предисловие автора. Сейчас мы с ним познакомимся.

(Сообщение ученика).

А. Грин пишет: «В настоящем произведении изображена природа Пинежского уезда Архангельской губернии. Автор был там ссыльным в 1910—11 году.

Среди бесчисленных озер этого края автору хорошо помнится одно огромное овальное озеро, погруженное в раму мрачно-зеленого леса. На стальной, с голубым пятном, не подверженной морщинам глади озера плавали два лебедя.

Автор был тогда азартным охотником. Он целый день пытался обойти лебедей с того места берега, к которому они были ближе, но, не взлетая, не «тратя сил», лебеди спокойно отплывали к другому берегу, всегда держась вне расстояния картечного выстрела. Автор, протискиваясь по чаще, ободрал руки, лицо и разорвал одежду.

Автор устал, а лебеди остались жить и плавать по огромному овальному озеру — прозрачной пропасти, полной облаков и рыб».

Видимо, Грину через много лет захотелось вновь пережить свой давний восторг перед страной Карасеро (так называли пинежане этот край), и он написал повесть «Таинственный лес». Одним из эпизодов произведения является «Охотник и петушок»

— Какова основная тема рассказа «Охотник и петушок»?

(Поединок охотника и петушка)

— Кто, по-вашему, выходит победителем из этого поединка?

(Он отстоял своё право на жизнь)

— Прав ли Тушин, что «разучился» стрелять?

(Нет. У него была возможность убить петушка, но он понял, что не в силах уничтожить столь прекрасную птицу)

— Зачитайте описание петушка. («Литературный Север» стр.425 «На жёлтой и плоской…»)

-Это реальная птица или символ?

-Что символизирует петушок?

Вывод. Когда любимая девушка требует, чтобы Тушин покинул ради неё лесную глухомань и переехал в город, он приходит в отчаянье… В последний раз охотится он в сказочно-прекрасном лесу и так увлекается преследованием золотого петушка, что опаздывает к невесте на сутки. Петушок превращается в символ манящей и неприкосновенной красоты природы. Влюблённые расстаются.

Грин несколько раз подчёркивал, что в рассказе изображена реальная природа Пинежская уезда Архангельской губернии. Вы, к сожалению, в силу возраста ещё не побывали в этом краю, а я со старшеклассниками ездила туда несколько раз. И сейчас проведу для вас небольшую заочную экскурсию по красивейшим местам Пинежья, после которой, надеюсь, вы захотите побывать там сами.

Читайте также:  Ооо_управляющая_компания_платоновский_лес

Слайд 1. По узкой извилистой тропке, любуясь на величественную сибирскую лиственницу, мы отправляемся к одному из истинных чудес света — водопаду «Святой источник».

Слайд 2. Неимоверной силы водная стихия прокладывает себе дорогу сквозь вековые камни и бьётся у подножия скалы. Святая вода исполняет все желания, загаданные у водопада, и исцеляет любые недуги.

Слайд 3. Совершенно иные чувства испытывает человек под сводами древнего полуразрушенного монастыря в Красной Горке. Остаток фрески на потолке, алтарь, куда не должна входить женщина, легенда о чудесной грузинской иконе, спасшей не одну жизнь,- всё это создаёт в душе ощущение торжественности, наполняет её невероятным покоем.

Слайд 4. Бескрайные пинежские леса, протянувшиеся до самого горизонта, открываются с обрыва. Где-то здесь охотился А. Грин.

Слайд 5. Не столько люди, сколько сама природа является создателем невероятных по своей красоте и масштабности вещей. Карстовые пещеры, которые изучал приятель А. Грина ссыльный инженер Самойлович. Впоследствии он стал крупнейшим учёным – полярным исследователем.

Слайд 6. Мы убедились с вами, что Пинежская земля сказочно красива и магически притягательна.
Беседа.

— Пейзаж реалистичен. Но любой ли человек способен так, как А. Грин, увидеть и передать красоту природы Пинежья?

(Нет. Только писатель – романтик)

С помощью каких средств он это делает?

(Особого набора изобразительно-выразительных средств)

Слово учителя. Обычно мы с вами находим в тексте примеры, а затем определяем, какие тропы использованы. Сегодня поступим как на экзамене. Перед вами список изобразительно-выразительных средств. Ваша задача подобрать примеры.

(«Литературный Север» стр.420-421)

Изобразительно-выразительные средства в рассказе А. Грина «Охотник и петушок»

Эпитет Сияющая глубина
Метафора Солнце жжёт
Олицетворение Чистота пространства мягко приветствовала человека
Сравнение Расти здесь, как зерно в колыбели
Оксюморон Опасной прелестью дышали эти места

Слово учителя. Наш урок подходит к концу. Создадим ему словесный «памятник».

— Над чем нам с вами надо поработать?

– Предложите себе и своим одноклассникам домашнее задание.

Слово учителя. Д. Гранин писал: «Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Всё становится светлым, ярким, всё снова таинственно волнует, как в детстве. Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости… Он поэтичен, он мужествен». Я надеюсь, что после этого урока вы также полюбите произведения Грина. Спасибо за урок.

  1. Литературный Север: Книга для учащихся 5-8 классов\ сост. Л.С. Скепнер. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. – 431 с.
  2. Скепнер Л.С. Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников: Монография. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. – 240 с.: ил.

Похожие:

Урок литературы в 8 классе icon Урок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки.
Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему
Урок литературы в 8 классе icon Урок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов»
Организация класса до урока: дать задание прочитать заранее и принести на урок тексты былин
Урок литературы в 8 классе icon Урок литературы в 11 классе по теме «Ещё не раз вы вспомните меня…».
Название работы: урок литературы в 11 классе по теме «Ещё не раз вы вспомните меня…» (Особенности поэзии Николая Гумилёва)
Урок литературы в 8 классе icon Урок литературы в 10 классе. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова
Название работы: Урок литературы в 10 классе. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова
Урок литературы в 8 классе icon Сценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе.
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть.
Урок литературы в 8 классе icon Урок литературы в 6 классе. Урок-диалог: «Уроки доброты»
Цель – раскрытие духовных ценностей героев рассказа, воспитание этих ценностей в себе
Урок литературы в 8 классе icon Тема: Победитель… Кто это? Что значит победить?
.
Урок литературы в 8 классе icon Кучевасова Татьяна Леонидовна Интегрированный урок литературы и истории.
Интегрированный урок литературы и истории в 9 классе по теме Судьба страны в судьбе поэтов в контексте добра и зла
Урок литературы в 8 классе icon Урок литературы в 6 классе по теме: «\»Анализ произведения М. Пришвина \»Кладовая солнца\»»
Урок литературы в 6 классе по теме: «»Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»»
Урок литературы в 8 классе icon Урок-игра Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина Урок литературы в 7 классе.
Место выполнения работы: маоу заборьевская сош, г о. Домодедово Московской области
Читайте также:  Куст_белые_ягоды_щелкают

Литература

Источник

Рецензии на книгу Таинственный лес

#флешмоб_Т
Эта повесть для меня явилась выражением борьбы разума и чувств в человеке.
Мы знакомимся с двумя мужскими персонажами. Рылеев — человек науки, представитель интеллигенции, рассудительный и с конкретными планами на жизнь. Он знает, что ему нужно написать книгу, накопить денег, и тогда можно будет строить семью с девушкой, которую он давно любит. Тушин — романтик, «естественный» человек, мечтающий всю жизнь прожить в глуши, занимаясь охотой и общением с природой. Золотой петушок, увиденный Тушиным, становится символом недосягаемой мечты, образом красоты ускользающей природы.
Тушин и Рылеев — это две жизненные философии, две жизненные позиции. Они своеобразные двойники, потому что оба оказываются в положении выбора, выхода из зоны своего комфорта. Что толкает их на это? Конечно, любовь.
Этих двух мужских персонажей связывает один женский — Лиза, которая должна выбрать одного мужчину, один образ жизни и одну позицию. Какой выбор сделает Лиза? Об этом обязательно расскажет эта красивая повесть.
Мы переносимся в пространство таинственного леса, погружаемся в зябкое туманное утро, плывем на маленькой лодке, следим за работой лесорубов. Это романтичное пространство находится в оппозиции с шумным городом.
Повесть зачаровывает, балансируя на мостике между реальностью и сказкой. Хотя иногда язык произведения казался немного вычурным, некоторые метафоры — неоправданными.
Конечно, это не детская литература, скорее, сказка для взрослых, затрагивающая достаточно серьезные проблемы. К сожалению, Александра Грина очень часто позиционируют, как детского писателя, что не совсем соответствует действительности.

Источник

Оцените статью