Дзен
В нашей стране учителя Сюнрю Судзуки (祥岳俊隆) знают немногие. Впрочем, людям, всерьез интересующимся дзен-буддизмом скорее всего попадалась его книга “Сознание дзен – сознание начинающего” (в оригинале “Zen mind, beginner’s mind”). Ее автор принадлежит к дзен-буддийской школе Сото, основанной в XIII веке японским монахом Догеном (道元禅師).
Для американских дзен-буддистов Сюнрю Судзуки – не просто очередной священник традиции Сото. Для них он – первый человек, начавший проповедовать дзен на Западе, основатель первого в Америке дзен-буддийского монастыря. Последователи Судзуки сравнивают его с легендарным индийским монахом Бодхидхармой, который принес Буддизм в Китай и основал там собственное направление – чань-буддизм.
Сюнрю Судзуки родился в 1904 году в семье священника школы Сото. Его отец был аббатом небольшого дзенского храма в городке Хиратсука (Hiratsuka), расположенном в восьмидесяти километрах на юго-запад от Токио. В 12 лет Сюнрю был отдан на обучение в монастырь Цзоун-Ин (Zoun-in), где был посвящен в монахи. Учителем, преподававшим ему основы дзен был настоятель монастыря и давний ученик его отца — Гиокуюн Со-он Судзуки (Gyokujun So-on Suzuki). За нелепый вид и упрямый нрав учитель наградил Сюнрю прозвищем – Кривой Огурец.
В 1924 году Сюнрю Судзуки поступил в токийскую школу Сото, где, через некоторое время, стал старшим монахом. Через два года он поступил в университет школы Сото под названием Комацава Дайгакурин (Komazawa Daigakurin). И в тот же год его учитель Со-он провел важнейшую для каждого дзен-буддиста церемонию “передачи учения” (Dharma transmission), благодаря которой Сюнрю стал его духовным преемником.
Ключевым человеком в судьбе Сюнрю стала его преподавательница английского – мисс Нона Рэнсом. Именно она стала первым представителем западной культуры, с которым столкнулся молодой Сюнрю. Сначала ее взгляды на дзен-буддизм были ошибочны. Она полагала, что эта религия имеет в основе своей идолопоклонство. Сюнрю удалось в корне изменить ее отношение к дзен-буддизму. Он даже помог ей освоить базовую практику школы Сото – форму медитации зазен. Этот опыт показал Сюрню, что западный мир плохо знаком с дзен-буддизмом, но, при этом, восприимчив к глубинным идеям, формирующим его основу
В 1929 году учитель Со-он Судзуки оставил должность аббата монастыря Цзоун-Ин, назначив своим приемником Сюнрю. И через год молодой настоятель получил право преподавать дзен в качестве священника.
Вскоре после этого Со-он предложил Сюнрю продолжить обучение в одном из самых известных в Японии монастырей школы Сото – Эйхейджи (Eiheiji). Аббатом этого монастыря был Гемпо Китано-роши (Gempo Kitano-roshi). Прежде, чем стать настоятелем Эйхейджи, он был главой школы Сото в Корее. Он также в ходил в число основателей Дзеншуджи (Zenshuji) – храма школы Сото, располагавшегося в Лос-Анжелесе, штат Калифорния.
С того момента, когда Сюнрю познакомился с западной культурой, его не оставляла идея проповедовать дзен в Америке. Однажды он даже поделился своим желанием со своим духовным наставником, но получил твердый отказ.
И только в 1959 году Сюнрю Судзуки, наконец, удалось осуществить свою мечту. В мае месяце он прилетел в Сан-Франсиско, чтобы занять место настоятеля единственного дзен-буддистского храма, расположенного в бывшем здании синагоги. Сюнрю попал в общину американизированных японцев, однако их отношение к дзен-буддизму показалось ему поверхностным и формальным.
Как раз в эти годы дзен-буддизм приобрел большую популярность среди движения битников. Инициатором изучения буддизма в среде интеллектуалов был Алан Уотс (Alan Watts). Слух о настоящем дзенском священнике быстро разнесся по Институту Искусств Сан-Франсиско и Американской Академии Восточных Исследований, который возглавлял Уотс. Вскоре Сюдзуки пригласили в Академию провести лекцию по дзен-буддизму. Аудитория была переполнена желающими послушать о дзен. Судзуки не стал читать лекции, а предложил всем собравшимся просидеть двадцать минут в зазене.
По окончанию практики Сюдзуки пригласил всех желающих присоединяться к нему в ежедневном утреннем 40-минутном зазен. И с тех пор количество его учеников увеличивалось с каждой неделей.
В 1966 году наиболее преданные последователи Судзуки во главе с Дзентатсу Ричардом Бейкером (Zentatsu Richard Baker) купили в национальном парке Лос-Падрес (Los Padres National Forest) участок земли и основали горный дзен-центр Тассайара (Tassajara Zen Mountain Center). Позже появился городской дзен-центр в Сан-Франсиско . А еще через некоторое время – Дзен-центр в зеленом ущелье (Green Gulch Farm Zen Center).
В 1070 году вышла упомянутая выше книга Сюнрю Судзуки “Сознание дзен – сознание начинающего”. Эта книга своего рода введение в дзен-буддизм, написанное очень простым и понятным каждому языком. Интерпретация дзенского учения мастера Сюдзуки свободна от догматов и сложных нюансов. Они избегает также изложения традиций школы Сото. Его задача – донести до читателя сам дух дзен-буддизма, показать то видение мира, которое составляет его фундамент.
Работа над этой книгой стала последним штрихом духовного пути мастера Сюдзуки-роши. В 1971 году он умер от рака. Его духовным преемником стал Дзентатсу Ричард Бейкер, который в 1970 получил от него “передачу учения”, продолжив линию преемственности, восходящую к первым учителям школы Сото. Он же стал настоятелем Дзен-центра в Сан-Франциско.
Позднее дзен-буддизм распространился по всей Америке. Во многих штатах открылись дзен-центры, многие американцы стали официально исповедовать буддизм.
В наше время эта религия имеет большое количество последователей на Западе (как в Америке, так и в странах Европы). Конечно, “вестернизированный дзен” имеет ряд отличий от японской религии с ее сильными традициями, продолжительной историей и сложившейся догматикой . Попав на новую культурную почву это учение стало совсем иным. Однако американские учителя дзен видят свою задачу в сохранении самого главного – духа религии, того глубинного послания, которое она несет человеку. И основная заслуга в формировании этой традиции, на наш взгляд, принадлежит мастеру Сюрню Судзуки -– учителю, который подарил Америке дзен.
Источник
Судзуки Сюнрю. Книги онлайн
Сюнрю Судзуки (Shunryu Suzuki, 18 мая 1904 — 4 декабря 1971) — священник Сото Дзен.
Родился в префектуре Канагава, Япония. В 1926 году Судзуки окончил подготовительную школу и поступил в Комацава Дайгакурин, университет в котором он изучал Сото Дзен.
Сюнрю посвятил изучению Сото Дзен всю свою жизнь, посещал храмы Сото Дзен. В 1966 году он основал в Сан-Франциско Центр Дзен и стал первым игуменом первого буддийского учебного монастыря за пределами Азии.
Коллекция его книг включает в себя такие работы, как «Сознание Дзен, сознание начинающего», «Разум Дзен», «Не всегда так: практика истинного духа Дзен». Лекции Сюнрю Судзуки по Сандокай собраны в книге «Потоки в темноте».
Биография Сюнрю Судзуки под названием «Кривой огурец» была написана и опубликована Дэвидом Чадвиком в 1999 году.
Книги (6)
Практика ума дзэн — это и есть ум начинающего. Простота его первого вопроса — что такое «Я»? — необходима на протяжении всей практики дзэн. Ум начинающего пуст, в нем нет еще привычек, соответственных уму опытного человека; он готов к тому, чтобы принять нечто, готов к сомнению, открыт для всех возможностей.
В настоящую книгу известного мастера и популяризатора Дзен роси Судзуки включены две его наиболее интересные работы.
«Наука Дзен» знакомит читателя с историей дзен-буддизма, а также с его некоторыми теоретическими аспектами.
«Ум Дзен — ум начинающего» дает необходимые рекомендации по практике медитации, использующейся в системе Дзен.
Примечание: составители сборника немного перепутали и приписали текст «Ум дзен — ум начинающего» Д. Т. Судзуки, хотя текст написал роси Сюнрю Судзуки.
Это неполный перевод, взятый из zenperevody.blogspot.com и немного отредактированный. Дмитрием Зэнским было переведено 110 страниц книги из 153, после чего перевод был им заброшен.
Книга «Сознание дзэн, сознание начинающего», впервые полностью публикуемая на русском языке, обращена к тем, кто серьёзно интересуется японским буддизмом и практикой медитации дзадзэн.
В основу книги положены беседы известного наставника дзэн Сюнрю Судзуки с группой его американских учеников.
В Японию Дзэн-буддизм был перенесен в XII–XIII в.в. из Китая, (кит. Чань-буддизм). Одним из основоположников Чань-буддизма в Китае считается легендарный Бодхидхарма, сын индийского раджи, обосновавшийся в VI в. в китайском монастыре Шаолинь, где он стал проповедовать идеи и принципы Чань-буддизма.
Эта книга составлена из наставлений по медитации японских мастеров дзен Шунрью Сузуки и Тайзана Маезуми, которые они давали в США группам буддистов.
Их книги «Ум новичка» и «Цените свою жизнь» раскрывают основы мировоззрения дзен-буддизма, рассказывают о практике задзен, позе медитации и правильном дыхании, объясняют недвойственность, пустоту и просветление.
Дзен пребывает в каждый миг в каждой точке пространства. Его изучение помогает как восточным, так и западным людям. Учение дзен-буддизма формировалось на протяжении многих веков под влиянием разных мастеров. Оно берет начало от Гаутамы Будды.
Огромное влияние на дзен-буддизм оказал мастер Догэн, самый значительный мастер во всей истории дзен-буддизма.
Источник
Сюнрю Судзуки — об авторе
鈴木 俊隆 Suzuki Shunryū (имя в дхарме — Shōgaku Shunryū) — священник Сото Дзен в Японии, был одним из первых популяризаторов дзен-буддизма на Западе и основатель Дзен центра в Сан-Франциско. Иногда его путают с учителем Дзен Дайсэцу Тайтаро Судзуки, на что он отвечает: «Нет, я не большой Судзуки, я маленький Судзуки».
Он родился 18 мая 1904 года в префектуре Канагава, Япония. В 1926 году Судзуки окончил подготовительную школу и поступил в Комацава Дайгакурин, университет в котором он изучал Сото Дзен.
Сюнрю посвятил изучению Сото Дзен всю свою жизнь, посещал храмы Сото Дзен. В 1966 году он основал в Сан-Франциско Центр Дзен и стал первым игуменом первого буддийского учебного монастыря за…
鈴木 俊隆 Suzuki Shunryū (имя в дхарме — Shōgaku Shunryū) — священник Сото Дзен в Японии, был одним из первых популяризаторов дзен-буддизма на Западе и основатель Дзен центра в Сан-Франциско. Иногда его путают с учителем Дзен Дайсэцу Тайтаро Судзуки, на что он отвечает: «Нет, я не большой Судзуки, я маленький Судзуки».
Он родился 18 мая 1904 года в префектуре Канагава, Япония. В 1926 году Судзуки окончил подготовительную школу и поступил в Комацава Дайгакурин, университет в котором он изучал Сото Дзен.
Сюнрю посвятил изучению Сото Дзен всю свою жизнь, посещал храмы Сото Дзен. В 1966 году он основал в Сан-Франциско Центр Дзен и стал первым игуменом первого буддийского учебного монастыря за пределами Азии.
Коллекция его книг включает в себя такие работы, как «Сознание Дзен, сознание начинающего», «Разум Дзен», «Не всегда так: практика истинного духа Дзен». Лекции Сюнрю Судзуки по Сандокай собраны в книге «Потоки в темноте»
Биография Сюнрю Судзуки под названием «Кривой огурец» была написана и опубликована Дэвидом Чадвиком в 1999 году.
Книга «Сознание дзэн, сознание начинающего» обращена к тем, кто серьёзно интересуется японским буддизмом и практикой медитации дзадзэн.
В основу книги положены беседы известного наставника дзэн Сюнрю Судзуки с группой его американских учеников.
Источник