- Индивидуальная страховочная система
- Введение
- Назначение ИСС
- Индивидуальная страховочная система (ИСС) является основным элементом безопасности горного туриста при работе с веревкой.
- 1. Обвязка
- 2. Беседка
- 3. Блокировка
- 4. Разрывной ус самостраховки (daisy chain)
- Одевание и блокировка ИСС
- Порядок действий
- Самостраховка
- Беседка или беседка+обвязка: когда что использовать
- Пристегивание ИСС к веревке и точкам страховки
- Крепление ИСС к связочной веревке
- Подвеска снаряжения на ИСС.
- Высказать свои комментарии или задать вопросы по данному руководству можно на форуме >>>
- Блокировка ИСС (порядок связывания грудной обвязки и беседки).
Индивидуальная страховочная система
Краткое руководство по индивидуальной страховочной системе (ИСС)
Введение
Данное руководство создано методическим отделом т/к «Вестра». Оно основывается на нашем собственном опыте и является результатом испытаний различных вариантов индивидуальных страховочных систем. При этом мы старались использовать современный мировой опыт в данной области с учетом специфики горного туризма.
Безусловно, возможны и другие способы организации индивидуальной страховочной системы, но мы считаем данный способ оптимальным для горного туризма, что подтверждается его успешным использованием в горных походах различной категории сложности до 6 к.с. включительно.
Назначение ИСС
Индивидуальная страховочная система (ИСС) является основным элементом безопасности горного туриста при работе с веревкой.
ИСС состоит из обвязки и беседки, которые связаны (или, как говорят, блокированы) между собой отрезком стропы около 150 см . Стропа при этом называется «блокировкой».
1. Обвязка
Петли обвязки называются коушами (1).
Рекомендуется использовать обвязку «бабочка», т.к. она обеспечивает больший комфорт при повисании на ИСС за счет лучшей поддержки шеи.
2. Беседка
(1) Пояс : основной элемент беседки, воспринимающий вес туриста, на него же приходится основная нагрузка при срыве.
(2) Ножные обхваты: обеспечивают правильное позиционирование туриста при висе на беседке, принимают на себя часть нагрузки при срыве.
(3) Грузовые петли: используются для подвески снаряжения. Бывают двух типов: жесткие (из пластика) и мягкие (шнур или прошитая стропа). Жесткие обеспечивают больший комфорт при работе со снаряжением, мягкие удобнее при прохождении узких мест.
(4) Регулировочные пряжки:
— Классические, с обратным ходом стропы – очень простые и надежные, но исключают подгонку на ходу. Регулировка требует расстегивания обвязки.
(5) Соединительное кольцо: сделано из прошитой стропы и обеспечивает правильное позиционирование ножных обхватов относительно пояса. Петли на поясе беседки и ножных обхватах, через которые пропущено кольцо, также называются коушами.
(6) Ремни поддержки ножных обхватов сзади: выполняются из резинки или стропы небольшой прочности. Предназначены для удобства надевания беседки и позиционирования в нужном положении ножных обхватов.
Рекомендуется использовать беседку с «кольцом» т.к. она оптимально распределяет нагрузку при рывке.
Это обусловлено тем, что при срыве нагрузка в беседке с единой точкой привязывания целиком приходится на пояс, а в беседке с «кольцом» она распределяется между поясом и ножными обхватами. Соответственно, беседка с «кольцом» менее травмоопасна.
3. Блокировка
Почему стропа, а не веревка?
— стропа равна верёвке по прочности, но при этом меньше весит;
— узлы, завязанные на стропе, гораздо туже таковых на верёвке. Поэтому они не ползут и во много раз менее склонны к самопроизвольному развязыванию. Это делает блокировку не только более надёжной, но и более удобной, т.к. она не меняет своих изначальных размеров, несмотря на многократные переменные нагрузки, к ней прикладываемые;
— при равной прочности стропа тоньше верёвки, а узлы, завязанные на ней, имеют гораздо меньшие размеры, чем таковые на верёвке. Благодаря этому, работать (встёгивать карабины, ввязывать верёвку и т.д.) с блокировкой из стропы гораздо удобнее.
4. Разрывной ус самостраховки (daisy chain)
Разрывной ус самостраховки еще называется усом самостраховки типа » daisy chain» или просто «самостраховкой». Ус самотраховки данного типа позволяет быстро и надежно менять его длину в зависимости от условий применения. Также в случае срыва он уменьшает нагрузку на организм за счет разрыва своих звеньев. Ус самостраховки должен быть изготовлен промышленным способом! |
Одевание и блокировка ИСС
Порядок действий
1. Надеть обвязку и беседку
Для девушек важно расположить обвязку выше бюста, чтобы не травмировать его при срыве.
Правильно: | |
Проверить, затянут ли ремень или стропа в пряжках типа DoubleBack
5. Завязать узел встречный проводник на блокировке , так как это показано на рисунке
6. Пропустить «блокировку» через коуши (петли) обвязки и завязать второй узел встречный проводник , длинна хвостов «блокировки» должна быть примерно 5 см .
7. После надевания проверить пряжки на беседке и обвязке, плотность прилегания системы к телу и правильность расположения всех элементов ИСС. Блокировка должна быть плотно подогнана и не иметь слабины, поэтому рекомендуется «утянуть» ее после завязки.
Самостраховка
Различают два основных случая самостраховки:
1. При движении в связках.
2.При движении по веревке: дюльфер, подъем с использованием жумара, закрепление на точке страховки
В этом случае для предотвращения падения с высоты к ИСС, надетой на туриста, одним концом привязывается разрывной ус самостраховки, который вторым концом закрепляется на веревке (через подъемное или спусковое устройство) или на точке страховки (через карабин).
Беседка или беседка+обвязка: когда что использовать
Использование в качестве ИСС одной только одной беседки возможно, когда у туриста нет рюкзака или рюкзак легкий. Здесь намеренно не приводится конкретное значение веса рюкзака, т.к. его «легкость» понятие субъективное. И каждый определяет сам какой рюкзак для него легкий, а какой нет.
В случае, когда у туриста есть тяжелый рюкзак, необходимо использовать и беседку и обвязку!
Ровное положение тела при висе на веревке без напряжения мышц пресса (в т.ч. в бессознательном состоянии) обеспечивает только комбинация грудной обвязки и беседки. Повиснув на веревке с тяжелым рюкзаком в одной только беседке, тяжело длительное время сохранять такое положение. Более того, при срыве с рюкзаком человека в одной беседке, как правило, разворачивает головой вниз. Поэтому важно найти правильную точку крепления ИСС к веревке или к усу самостраховки. Точка крепления должна совпадать с центром тяжести туриста.
В случае, когда турист не несет рюкзака или вес рюкзака невелик, центр тяжести находится на уровне пояса, поэтому в данном случае можно использовать только беседку. При этом необходимо помнить, что ровное положение тела обеспечивается только напряжением мышц пресса и в бессознательном состоянии человек может повиснуть вниз головой.
Вис на веревке с рюкзаком без сознания:
только в беседке | |
В случае, когда на туристе тяжелый рюкзак, центр тяжести поднимается выше пояса и использование одной только беседки опасно, т .к. при срыве и висе на веревке одна беседка не обеспечивает ровного положения тела в бессознательном состоянии. Более того, человека с рюкзаком за спиной переворачивает вниз головой!
Когда на туристе тяжелый рюкзак, использование комбинации обвязка+беседка настоятельно рекомендуется! В таком случае точка крепления уса самостраховки или веревки находится между «кольцами» блокировки.
Пристегивание ИСС к веревке и точкам страховки
Крепление ИСС к связочной веревке
Крепление ИСС к связочной веревке с использованием карабина
1. Карабин встегивается в блокировку и захватывает оба «кольца» блокировки. Карабин обязательно должен быть оборудован муфтой.
Крепление уса самостраховки к ИСС.
1. Закрепить на беседке карабин типа соединительное звено так, как это показано на рисунке.
Использование данного карабина определяется тем, что он не размуфтовывается. Ус самостраховки крепится к карабину, т.к. в этом случае нагрузка при срыве передается и на пояс и на ножные обхваты беседки.
В случае, если нет карабина типа соединительно звено , можно использовать обычный, но тогда полусхватывающий узел завязывается вокруг карабина и соединительного кольца беседки. Это позволяет застраховаться от случайного разворота кар абина и фиксации полусхватывающего узла на муфте карабина — такая ситуация может быть чревата разрушением муфты при срыве.
2. Продеть ус самостраховки через карабин.
3 . Завязать полусхватывающий узел на карабине.
Данная схема крепления уса самостраховки к ИСС позволяет оперативно менять точку крепления уса самостраховки: при работе с рюкзаком крепление получается выше пояса, но при необходимости точку крепления можно опустить, просто выстегнув ус самостраховки из карабина на блокировке.
Для большего комфорта можно использовать два уса самостраховки одинаковой или разной длины.
Подвеска снаряжения на ИСС.
Подвеска снаряжения осуществляется на петли поясного ремня беседки, при этом ничего из подвешенного снаряжения не должно свисать ниже колена, поскольку в противном случае можно зацепиться за развешенное снаряжение кошкой или коленом, что грозит падением или срывом.
Высказать свои комментарии или задать вопросы по данному руководству можно на форуме >>>
Источник статьи: http://westra.ru/articles/equip/iss.html
Блокировка ИСС (порядок связывания грудной обвязки и беседки).
а, б, в – последовательность вязки узла и прохождения концов верёвки в ушках (петлях) обвязки и беседки; г – готовый узел. 1 – петли грудной обвязки, 2 – петли беседки, 3 – кусок основной верёвки длиной не менее 5 м, 4 – самостраховочные петли, вывязываемые из концов куска связывающей верёвки (длину самостраховок можно регулировать при завязывании узла), 5 – пряди связывающей верёвки, на которые пристегивается соединительный карабин связочной верёвки, прищёлкиваемый слева или справа от узла.
Поведение узлов при динамической нагрузке различно. Поэтому с точки зрения безопасности подобные данные надо просто принимать к сведению.
Запомните:
— узлы различных видов уменьшают прочность на 30-60%;
— чем меньше радиус кривизны в месте изгиба и больше сдавливание веревки, тем сильнее уменьшается ее прочность;
— наличие узлов не меняет динамических свойств веревки.
N | вид узла | уменьшение прочности в % |
Узлы для связывания веревки и петли | ||
Двойной ткацкий | 44 % | |
Встречная восьмерка | 53 % | |
Встречный проводник | 59 % | |
Узлы для привязывания к опоре | ||
Девятка | 30 % | |
Восьмерка | 45 % | |
Двойной булинь | 47 % | |
Одинарный булинь | 48 % | |
Бабочка | 49 % | |
Проводник | 50 % |
2.1.4. Влияние воды и влажности
Поглощение воды полиамидными волокнами, из которых состоит веревка, используемая у нас, вообще говоря, значительно. Величина его зависит от соотношения групп CH2 и CONH в молекулах данного волокна. Поэтому для веревок, которые не произведены одной и той же фирмой или не из одной и той же серии, наблюдаются некоторые различия, но в данном случае они не имеют большого значения.
Хотя не во всякой шахте есть текущая вода, влажность воздуха высока и часто достигает 100%. Проведенные эксперименты показывают, что влажность воздуха действует на прочность веревки так же, как если веревка навешена в колодце прямо по воде. А когда она намокает, теряется еще несколько процентов ее прочности. Таблица 4 показывает результаты испытаний новых статических веревок.
Вид узла | состояние веревки | прочность в % от объявленной |
Проводник | Сухая | 50 % |
Мокрая | 43 % | |
Восьмерка | сухая | 55 % |
мокрая | 52 % | |
Девятка | Сухая | 74 % |
мокрая | 67 % |
Если веревка хранится не всегда в чистом виде, она значительно быстрее изнашивается сама и быстро изнашивает снаряжение для спуска и подъема. Поэтому после каждого выезда ее необходимо стирать. Температура воды не должна быть выше 30 градусов. При сильном загрязнении можно использовать мыло или стиральный препарат для синтетических тканей, но без содержания энзимов. Лучше всего не использовать никаких моющих средств, а просто намочить веревку, пропустить ее между двумя прижатыми друг к другу щетками и прополоскать. Процедура повторяется, пока вода не останется чистой. Выжимают, протягивая веревку через фиксированный карабин или десантер. Во время сушки веревку нельзя помещать вблизи отопительных приборов или оставлять на солнце. Лучше всего сушить ее в проветривающемся темном помещении.
Прежде чем бухтовать веревку, ее надо очень внимательно осмотреть, следя за тем, чтобы:
— не было обрывов, потертостей или размягчений защитной оплетки;
— гибкость при сгибании в противоположных направлениях была одинакова по всей длине веревки;
— при ощупывании не чувствовалось явных утолщений или утончений по отношению к нормальному диаметру веревки.
Таким же образом проверяется перед использованием и любая веревка, которая использовалась и была постирана и сбухтована другим человеком.
При обнаружении дефекта, если поврежденный участок длинный, веревка бракуется. Если дефект локален, веревка разрезается, чтобы исключить поврежденное место. Завязывание узла для локализации поврежденного участка допускается только как временная мера, если дефект замечен во время работы с веревкой. После ее надо разрезать.
Пока веревка не используется, ее держат сбухтованной в темном проветриваемом сухом помещении. Если веревка длинная, бухтовку начинают с середины и делают две бухты. Витки, которые наматывают на бухту, надо затянуть, иначе веревка распустится и спутается при транспортировке.
Хранить и перевозить веревку надо отдельно от металлических предметов и источников света. Класть аккумуляторы и батарейки в мешок вместе с веревкой абсолютно недопустимо.
При транспортировке для предохранения веревки от повреждения используют специальные транспортные мешки из поливинилхлоридной ткани с двойной пропиткой. Так как у нас такие сумки не производят и не импортируют, приходится изготовлять их по системе «сделай сам». Скроить и сшить их несложно.
Запомните:
— не оставляйте веревку открытой на балконе, в складском помещении, кладовке и т.д., а уберите в ящик, шкаф или темное помещение;
— сушите ее только в тени, а лучше всего — ночью или в темном помещении;
— тщательно оберегайте ее от контакта с кислотами, щелочами и другими химикатами, что означает: не держите вместе с ней или в непосредственной близости батарейки или аккумуляторы и не кладите ее в багажник автомобиля иначе как в транспортном мешке из ПВХ.
ГЛАВА 3
Дата добавления: 2016-12-08 ; просмотров: 3154 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник статьи: http://helpiks.org/8-83561.html