Связь архитектуры с ландшафтом

Взаимосвязь градостроительства и ландшафтной архитектуры

технические науки

  • Валеева Альбина Равилевна , бакалавр, студент
  • Латыпова Рушана Венеровна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ГОРОД
  • ОБЪЕКТЫ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
  • ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
  • ОЗЕЛЕНЕНИЕ
  • ЛАНДШАФТ

Похожие материалы

В энциклопедических словарях ландшафтную архитектуру определяют как искусство, цель которого – гармоничное сочетание естественного ландшафта с местностью, освоенной человеком (в том числе, с населенными пунктами, различными архитектурными комплексами и другими сооружениями). Среди задач ландшафтной архитектуры – охрана естественных ландшафтов, но также и создание новых, планомерное формирование системы естественных и искусственных ландшафтов. Следовательно, понятие ландшафтная архитектура включает в себя и садово-парковое искусство.

Ландшафтная архитектура во всем мире завоевала признание как важная самостоятельная архитектурная профессия. Если раньше сады, парки, набережные были элементом желательным, но не обязательным, то для крупного современного города открытые и озелененные пространства стали жизненно необходимыми.

Градостроительство это теория и практика планировки и застройки городов. Градостроительство охватывает сложный комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Его характер определяют социальный строй, уровень развития производительных сил, науки и культуры, природно-климатические условия и национальные особенности страны.

Ландшафтную архитектуру на современном этапе уместнее обозначать более широким термином — ландшафтное градостроительство.

Цель городской ландшафтной архитектуры состоит, в первую очередь, в поиске гармонии между урбанизацией и природой. Гармония в данном случае подразумевает найти такие способы изменения ландшафта при развитии города, чтобы минимизировать потери природы или воссоздать зеленые уголки на просторах бетона и металла. Это преобразование естественной среды с ее максимальной сохранностью и гармонией с человеком, создание «уютной» для его жизни атмосферы.

Главной задачей ландшафтных дизайнеров является благоустройство зоны жизнедеятельности человека. Сюда входит не только создание благоустройства с точки зрения эстетического восприятия, но и сохранение или воссоздание благоприятной экологической атмосферы в городских джунглях, преобразование ландшафта с целью обеспечения максимальной функциональности и комфортности в нем человека. Сюда входит и охрана природных памятников, садово-парковое искусство с соблюдением природоохранных принципов.

В нынешнее время абсолютно нетронутых природных ландшафтов, в сущности, не осталось. Однако на практике этот термин широко употребляется как противоположный антропогенному. Здесь нужно отметить то, что он не изменен человеком всецело и обладает в основном естественным саморазвитием (например, долина горной реки, крупный лесной массив в пригородной зоне).

Антропогенный ландшафт отличается тем, что в его формировании решающую роль сыграла хозяйственная деятельность человека, например создание сельскохозяйственных угодий, городской застройки.

В современном мире одним из главных условий комфортности является эстетичность пространства, располагающая к отдыху и жизнедеятельности людей, что во многом достигается благодаря благоустройству, озеленению и комплексному обустройству территорий [4,5,6]. При формировании системы озеленения необходимо, чтобы размещение объектов было тесно увязано с планировочной структурой города. В идеально запланированном городе эта система должна органично «вплетаться» в структуру города, а природный ландшафт — быть основой ее планировки.

Характер и степень преобразования природного ландшафта наличие многоэтажной или малоэтажной усадебной застройки, плотность дорожной, уличной сети, включение в застроенный массив города крупных открытых пространств типа парков, лесопарков, водоемов, возвышенностей или их отсутствие — все эти характеристики предопределяют тот или иной вид городского ландшафта и его пространственную структуру.

В парках, садах и лесопарках мы видим прежде всего существенное звено в системе связей человека с природным окружением. Город будущего, основы которого закладываются сейчас, должен быть не противопоставлен природной среде, а органично слит с нею. Сами границы между городом и его окружением теряют свою жесткость и однозначность, взаимопроникновение застройки и открытых озелененных пространств становится постепенно одним из важнейших принципов развития городов и систем расселения. Крупнейшие города включают в свой состав большие лесные массивы, обширные водоемы, парки размером в сотни гектаров. В них необходимо сохранить, а где нужно, и воссоздать все богатство естественного ландшафта. Жителю города, чтобы удовлетворить свое стремление к природе, не обязательно покидать пределы города, важно обеспечить возможности для отдыха в естественной обстановке на лоне природы вблизи жилья, мест работы и учебы [1].

Создание объектов ландшафтной архитектуры — парков, городских садов, скверов, бульваров, лесопарков, территорий жилой и промышленной застройки — сложный и длительный процесс, состоящий из этапов их проектирования и строительства, грамотного содержания и эксплуатации.

Ландшафты, окружающие города, классифицируются по преобладающему виду использования на сельскохозяйственные (возделанные поля, плодовые сады и др.), лесные, (лесные массивы естественного характера, лесопарки, молодые посадки), поименно-луговые, «техногенные» (коммунально-хозяйственного назначения, водохранилища, места разработок полезных ископаемых, свалки, территории внешнего транспорта). Пригодные территории в настоящее время почти полностью освоены, характеризуются тем или иным соотношением естественных и искусственных компонентов и могут рассматриваться в качестве объектов ландшафтного проектирования. Среди них на первом плане — места массовой рекреации населения.

Типы объектов ландшафтной архитектуры формировались по мере развития ландшафтного мировоззрения [5].

В зависимости от расположения в структуре города, характера использования территории и приоритета, выполняемых ими функций объекты ландшафтной архитектуры подразделяются на следующие категории.

  1. объекты общего пользования ( городские парки и сады, скверы различного назначения, бульвары, озелененные территории общественных центров, проспектов и улиц)
  2. объекты ограниченного пользования (озелененные территории жилых и промышленных районов, групп жилых домов, территории школ и детских садов-яслей, поликлиник, больниц, учебных заведений, закрытые территории теннисных клубов, гольф- клубов, бизнес-парков, участки ведомственных учреждений и закрытых предприятий)
  3. объекты специального назначения ( территории санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, территории кладбищ и мемориалов, ботанические и зоологические сады и парки, участки скоростных дорог и магистралей, шоссе и железных дорог, питомники, участки опытных хозяйств) [7].

Территории общего пользования — это доступное для всего городского населения место, где озелененный и обустроенный участок позволяет человеку отдохнуть от напряженной городской жизни. Также территории ограниченного пользования являются эстетической составляющей, позволяющей восполнить дефицит общения человека с природой в рабочее время.

Группа объектов, которая возникла под влиянием градостроительной деятельности: малые сады, общественные пространства населенных мест (городские парки, бульвары, скверы, лесопарки), объекты регионального уровня ( заповедники, национальные парки) [3].

Городские общественные парки проектируют с учетом сооружений образовательного, культурно — просветительского и спортивного назначения. При организации лесопарков сохраняют естественную среду для тихого отдыха и прогулок, а специализированные парки создают с определенной функцией (мемориальные, ботанические, зоологические сады и т.д.). Региональные объекты проектируют с особым внимаем к вопросам воссоздания нарушенных природных территорий и сохранения природных экосистем [2].

Ввиду того что ландшафтная подоснова города физически неоднородна и определена естественными территориальными членениями, рубежами, одного выделения функционально-ландшафтных единиц (селитьба, промышленная зона и т. д.) недостаточно для того, чтобы со всей полнотой охарактеризовать структуру городского ландшафта. В каждом городе в зависимости от рельефа местности, наличия водоемов и водотоков, характера почвенного и растительного покрова может быть выделено несколько локальных ландшафтных районов и подрайонов.

Объекты ландшафтной архитектуры, сформировавшиеся под влиянием архитектуры: в интерьере здания (зимний сад, оранжерея), на архитектурных конструкциях (сады на крыше), при архитектурном объекте (парадные и внутренние дворы). Озеленение интерьера создает комфортность и служит центром визуального притяжения. Малые сады на архитектурных конструкциях придают эстетичный вид зданию, и служит дополнительным условием для отдыха горожан [4].

Главной целью ландшафтного проектирования является создание благоприятной для человека пространственной среды, обладающей всеми необходимыми функциональными, эстетическими и экологическими свойствами. В его основе лежит целенаправленное преобразование тех или иных природных ландшафтов. Поэтому вопросы их определения, классификации, структуры имеют для архитектуры не только теоретическое, но и важное практическое значение. Для того чтобы разумно совершенствовать среду обитания человека, воздействуя на тот или иной компонент ландшафта (почвы, растительность, воды, воздух, рельеф, геологическая основа), надо заранее и возможно точнее представить себе, в каком направлении будут меняться при этом и все другие его составляющие. Недостаточно оценивать ландшафтную ситуацию лишь с точки зрения пейзажных достоинств, приходится анализировать физико-географическую структуру местности. Эта структура во многих случаях имеет не меньшее значение для архитектора, чем природно-климатические данные, она зачастую определяет закономерности размещения объекта, его содержание, внешний вид, условия развития. В связи с этим нам необходимо раскрыть содержание основных ландшафтных понятий.

Читайте также:  Самые интересные поделки для сада огорода

Художественно-культурное, экологическое осмысление проблем градостроительства приводит к ландшафтному решению объекта. Благодаря ландшафтному проектированию можно изменить атмосферу города, повысить психологическую комфортность, улучшить качество окружающей среды и в целом комплексно обустроить окружающую среду.

Список литературы

  1. Теодоронский, В.С. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры./ В.С. Теодоронский Е. Д. Сабо,В. А. Фролова; под ред. В. С. Теодоронского.- 3-е изд.- М.: 2008. — 352 с.
  2. Нехуженко, Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры./ Н.А. Нехуженко.- С.-Петербург: 2011.-192с.
  3. Сотникова, В.О. Ландшафтная архитектура./ В.О. Сотникова.- УлГТУ. Ульяновск: 2010.- 145с.
  4. Кутлияров, Д.Н. Оценка состояния и комплексное обустройство водосбора р. Таналык Республики Башкортостан [Текст] / Д.Н. Кутлияров // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Московский государственный университет природообустройства. Москва, 2009.
  5. Найденова, И.Н.. Архитектурный стиль «БИО-ТЕК» [Текст] / И.Н. Найденова, Д.Н. Кутлияров, А.Н. Кутлияров // Сборник статей международной научно-практической конференции Технические науки: проблемы и перспективы. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. Уфа. 2015. С. 29-31.
  6. Кутлияров, Д.Н. Оценка состояния и комплексное обустройство водосбора р. Таналык Республики Башкортостан [Текст] / Д.Н. Кутлияров диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Московский государственный университет природообустройства. Уфа, 2009.
  7. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://landscape.totalarch.com/node/248 . 12.11.2016.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник статьи: http://novainfo.ru/article/9983

Взаимосвязь архитектурных и природных форм. Основные приемы использования малых архитектурных форм в ландшафтном дизайне.

Природный ландшафт — важнейший фактор для ком­позиции любого архитектурного объекта. Общеизвест­но выражение: здание «вписалось» в ландшафт. Под этим подразумевается гармоничное сочетание его с рельефом, использование эффекта отражения в зеркале водоема, масштабные соотношения с массивами зеленых насаж­дений и т.д.

При сравнительно одинаковых природных данных облик населенного места или композиционное решение отдельного сооружения определяются творческим мето­дом архитектора, его профессиональным мастерством, знанием национальных традиций, пониманием природы. Рассматривая ландшафтные задачи проектирования зда­ний и сооружений, следует выделить три уровня:

— формирование архитектурно-ландшафтного ансамб­ля, гармоничное включение архитектурных сооружений в природное окружение, общая композиционная взаи­мосвязь архитектуры и природы, максимальное выяв­ление в функциональном и композиционном решении природных предпосылок;

— детальная архитектурно-ландшафтная проработка от­крытых пространств, примыкающих к зданиям и фор­мируемых ими, или организация их «архитектурно-ландшафтного стилобата»;

— введение природных элементов в архитектуру дома.

В последнее время архитекторы стали пользоваться архитектурно-ландшафт­ными методами и средствами. И выражается это не в отдельных деталях — устройствах для цветов и вью­щихся растений на балконах и лоджиях, но и в общем методе проектирования от ландшафта. Особенно важно, когда архитектор оперирует не отдельными элементами среды, а значительными фрагментами культурного ландшафта, формирует архитектурно-ланд­шафтные ансамбли. Тенденция сближения архитектуры и природы имеет и более детальные аспекты: раскры­тие внутреннего пространства и зрительное объедине­ние интерьера с внешней средой — окружающими ланд­шафтами, устройство в зданиях лоджий, террас, балконов, обеспечивающих связь помещений с природой, архитек­турно-ландшафтное решение интерьеров путем приме­нения разнообразных живых и инертных материалов — цветов, декоративных трав, воды, гальки и т.п.

Размещение архитектурных сооружений является формой преобразования природного ландшафта. Это пре­образование может быть положительным (когда соору­жение по форме, материалу, фактуре, масштабу и дру­гим композиционным качествам гармонирует с ландшаф­том) и отрицательным (когда архитектурные сооруже­ния не просто контрастны по отношению к ландшафту, а даже нарушают его).

Для того чтобы достичь определенной степени со­гласованности архитектурных сооружений с ландшаф­том, необходимо знать ряд композиционных приемов. Ис­ходным является сравнение пространственных форм за­стройки и ландшафта. Архитектору часто приходится сталкиваться с такими особенностями и формами ланд­шафта, которые он мало чем может изменить. Он дол­жен учесть их при проектировании. К этим неизменным формам относятся долины рек, равнины, озера, горные цепи и другие крупные ландшафтные формы.

Природные пространственные формы характеризу­ют следующие основные свойства: величина, геометри­ческий вид, фактура, цвет, светотень, положение в про­странстве. Природный фон может быть нейтральным или с ярко выраженными крупными формами типа гор, больших холмов, лесных массивов. По-разному воспри­нимаются небольшой дачный домик в горном ландшаф­те, где он подчинен среде, и крупный санаторный комп­лекс в равнинной местности, где он доминирует.

Степень согласованности застройки с ландшафтом зависит не столько от их абсолютных размеров, сколь­ко от их взаимосвязи. Геометрические характеристики архитектурных сооружений могут согласовываться с ландшафтными формами (пирамидальная форма зда­ния, остроугольный его силуэт напоминают нам окру­жающие скалы или еловый лес) или контрастировать с ними (протяженный многоэтажный дом-пластина на фоне живописного пейзажа).

Как архитектурные сооружения, так и формы ланд­шафта могут иметь массивную или ажурную простран­ственную структуру. Расчлененная застройка, ажурная структура здания ведут к большей согласованности ар­хитектуры с природой. Большую роль в согласовании архитектурного сооружения с ландшафтом играет фак­тура материала. Органичнее всего композиционно увя­зываются с природным окружением простейшие соору­жения из естественных материалов — дерева, камня, ка­мыша. Фактура искусственных строительных материа­лов (пластмасса, алюминий и др.) контрастиру­ет с фактурой природных компонентов.

Доминирующее или подчиненное положение соору­жения в ландшафте во многом определяется его разме­щением: вдоль рельефа и в его понижениях ведет к согласованности, поперек рельефа и на его высоких точ­ках — к контрасту. Застройка ниже леса и среди леса подчинена природному фону, многоэтажная на фоне на­саждений — всегда контрастна. Таким образом, чтобы сооружение максимально согласовывалось с ландшаф­том, оно должно иметь малую величину, ажурную про­странственную структуру, геометрическую форму, анало­гичную формам ландшафта, гармоничное цветовое соче­тание архитектурных и природных компонентов.

К решению архитектурно-ландшафтных задач орга­низации ближайшего окружения зданий, отдельных про­странств под открытым небом необходимо подходить как к проектированию интерьера, в создании которого объединяется творчество архитекторов, художников, инженеров зеленого строительства, специалистов в облас­ти городского ландшафта и ландшафтного дизайна. Гармония человека и природы, архитектуры и ланд­шафта всегда будет достигнута, если архитектор не фор­мально, а творчески, опираясь на определенную сумму знаний, исходит в своем поиске из ландшафтной ситуа­ции, выявляя и подчеркивая ее лучшие качества.

В крупном городе человек оторван от естественной природы. Решить вопрос удовлетворения потребности городского, жителя в общении с природой в значитель­ной мере можно не только ландшафтно-градостроительными средствами, совершенствуя водно-зеленые систе­мы города, активно выявляя в застройке местные при­родные особенности, но и вводя элементы природы и, прежде всего растения в здания и сооружения.

Природные материалы используются архитектора­ми как во внешнем, так и во внутреннем оформлении зданий. В экстерьере — это вертикальное озеленение фа­садов, озеленение и цветочное оформление балконов, лод­жий, окон, архитектурно-ландшафтное решение внутрен­них двориков, террас, плоских кровель. Малые архитектурные формы для ландшафтного бла­гоустройства балконов и лоджий — напольные и навес­ные ящики для цветов, решетки — для вьющихся рас­тений, кашпо — для ампельных. Необходимо добиваться стандартизации и сборности такого оборудования, что­бы избежать нежелательной самодеятельности, вносящей хаос в архитектуру зданий. Озеленение и цветочное оформление лоджий и балконов — это задачи в первую очередь жилищного строительства. Одна из причин -необходимость постоянного ухода за растениями, что в общественных зданиях, как правило, затруднено.

Читайте также:  Оформляем цветник перед окном

Для посадки грунтовых цветов чаще используются деревянные ящики шириной 20-30 см и высотой 20-25 см (длина определяется в зависимости от общей ком-, позиции лоджии или балкона, характера их огражде­ния, типа устройства для вертикального озеленения и пр.). Возможно применение малых форм из бетона, ша­мота, пластмассы. Бетонные изделия окрашиваются во­достойкой полимерной краской либо содержат в фак­турном слое цветные пигменты. Металлические детали покрываются масляной краской. Деревянные элементы лучше выполнять из тонированной древесины с после­дующим покрытием бесцветным водостойким лаком. Ящики для растений устанавливают на полу или на поручнях ограждения. Во всех случаях они должны быть надежно закреплены специальными кронштейнами и крючками толщиной не менее 0,5 см. Возможны как смешанные, так и однородные по ассортименту посадки. Рекомендуется в первом ряду высаживать ампельные (свисающие) или бордюрные растения (настурция, алиссум, лобелия, агератум, тагетис и др.); во втором — пе­ларгонию, клубневую бегонию, циннию, астры, петунию и др., в третьем — душистый горошек, ипомею, фасоль и т.д. Для северных фасадов выбор растений ограничен, однако и здесь можно высаживать низкорослые: марга­ритки, анютины глазки, примулы, маттиолу, алиссум; среднерослые: настурцию, петунию, душистый табак, кален­дулу, гипсофилу, фуксию. В лоджиях и на балконах иног­да устраивают минирокарии.

Комплексное озеленение жилых домов с использо­ванием высококачественного, выполненного в едином сти­ле оборудования для растений позволит значительно обо­гатить архитектуру типовой жилой застройки, повысить комфортность ее среды.

Особую область ландшафтного творчества составля­ют террасные жилые дома. Сады-террасы являются как бы продолжением жилища, «зеленой гостиной». Этот воп­рос связан с организацией и других типов садов на кры­шах. В современной отечественной прак­тике они еще мало распространены.

Родина садов на крышах и террасах — Ассирия и Вавилон. К смелым конструктивным решениям относятся «висячие» сады Семирамиды, созданные в VI в. до н.э. Из истории известны сады Помпеи, «плавающие» сады Греции и Малой Азии, роскошные сады на террасах византийских императоров, сады на крышах в немецких городах и др. С XIX столетия появились новые экономические и технические предпосылки создания садов на крышах. В XX в. широкое освоение плоских кровель нашло отражение в творчестве архитекторов Ле Корбю­зье, Райта, Гропиуса и др.

Сегодня нельзя говорить только о садах на крышах. Правильнее ставить вопрос о принципах устрой­ства садов на различных искусственных основаниях -крышах, террасах, эстакадах, перекрытиях подземных со­оружений.

Устройство садов на искусственных основаниях свя­зано с решением ряда социально-экономических, экологических, технических и эстетических проблем. Прежде всего это экономика градостроительства, рацио­нальное использование городских земель, которые сти­мулируют создание многоуровневых надземных соору­жений с площадями-платформами, эстакадами, терраса­ми для пешеходного движения, стоянками и благоуст­роенными местами для кратковременного отдыха.

Разноэтажность современной застройки города не только создает предпосылки для эффективной эксплу­атации плоских крыш малоэтажных блоков в качестве дополнительных мест отдыха, летних кафе под откры­тым небом и т.п., но и ставит чисто архитектурно-худо­жественные задачи. Пока в большинстве случаев из окон и лоджий высотных зданий открывается неприглядный вид на черные крыши торговых центров, блоков обслу­живания и др. Летом рубероидно-битумная поверхность кровли перегревается, излучает излишнее тепло и вредные летучие вещества, а в ветреную погоду пылит.

В зависимости от расположения относительно уров­ня земли сады на искусственных основаниях подразде­ляются на надземные (в прошлом — «висячие»); назем­ные, находящиеся на уровне земли; и смешанного типа. Это сады, соответственно устраиваемые на крышах зда­ний или на других конструкциях, приподнятых над зем­лей, над подземными сооружениями и на сооружениях, которые частично заглублены или примыкают к скло­ну местности. Таким образом, к садам на искусственных основаниях можно отнести те архитектурно-ландшафтные объекты, в которых зеленые насаждения отделены от естественного грунта теми или иными строительны­ми конструкциями

Необходимо иметь в виду, что устройство садов на искусственных основаниях экономичнее и технически надежнее, если эти вопросы решаются при проектиро­вании зданий и сооружений, а не при последующем приспособлении кровель и соответствующей техниче­ской реконструкции, их архитектурно-ландшафтном обо­гащении. Наибольшими эстетическими и экологиче­скими возможностями обогащения «пятого» фасада го­рода располагает ландшафтная архитектура. С устрой­ством садов на крышах улучшается микроклимат, об­щий ландшафтно-художественный облик города. Про­блема организации садов на искусственных основани­ях актуальна не только для общественных центров и комплексов, но и для промышленных зон и жилой за­стройки. На территориях существующих промышлен­ных объектов часто невозможно организовать даже небольшие площадки для кратковременного отдыха, в то время как плоские кровли зданий, как правило, пус­туют. Большая плотность застройки в старых жилых кварталах также не позволяет увеличить площадь зе­леных насаждений и площадок для игр детей и отды­ха взрослых.

Сады подразделяют­ся на эксплуатируемые и неэксплуатируемые. Группа эксплуатируемых садов предполагает активное исполь­зование их площади и представлена в основном рекре­ационными и реже продуктивными типами (последние создаются с целью выращивания цветов, овощей и т.п.). Группа неэксплуатируемых садов подразделяется на де­коративные и защитные типы. Декоративные сады на крышах не предусмотрены для посещения людьми, а слу­жат исключительно эстетическим целям, представляя собой фактически декоративные панно. Их покрытия вы­полняются с применением как естественных живых и неживых (трава, мхи, цветы, невысокие кустарники, ка­мень, иногда вода), так и искусственных (керамика, кир­пич, стекло, пластмассы и др.) материалов. Защитные функции садов на крышах связаны в основном с пре­дохранением зданий от чрезмерного перегрева, от сол­нечной радиации. По преобладанию того или иного ма­териала выделяются сады водяные (наиболее распрост­раненный тип защитного сада на юге), растительные и сухие ландшафты. В «сухом ландшафте» используют неживые материалы — песок, гальку, валуны, коряги; иногда по примеру японского сада — мхи, малые архи­тектурные формы.

Растительные сады подразделяются на сады с по­чвенным слоем в виде сплошного покрова или несколь­ких участков, разделенных дорожками и площадками, и сады, в которых земля размещается только в специ­альных емкостях — контейнерах.

Из широко известны сад на пере­крытии пятиэтажного гаража-стоянки в Окленде, США, а также сад на крыше музейных зданий Смитсониев­ского института в Вашингтоне (рис. 3.), сад с цветущими кустар­никами, разбитый на крыше подсобных помещений цирка в Сочи, декоративное решение озеленения плоских крыш санатория «Приморье» там же и т.д.

По мнению специалистов, затраты на строительство садов на крышах сравнительно невелики, они определя­ются разницей в стоимости эксплуатируемых и неэксплуатируемых плоских крыш. Стоимость крыш с садом не более чем в 2 раза превышает устройство неэксплуатируемых кровель.

От развития практики устройства садов на искусст­венных основаниях можно ожидать многосторонний эф­фект:

экономический — рациональное использование цен­ных городских земель и получение дополнительной по­лезной площади;

— экологический — улучшение санитар­но-гигиенических параметров городской среды;

— социаль­но-культурный — развитие системы новых мест обще­ния и повседневного отдыха, совершенствование эсте­тики городского ландшафта.

Ассортимент посадок для устройства садов на кры­шах подбирается из местных (или давно интродуцированных) растений, наиболее приспособленных к необыч­ным условиям произрастания.

Газон может создаваться на естественной почве, ков­ровый — на синтетической основе, а также с применени­ем гидропоники. Иногда газон заменяют неприхотливы­ми почвопокровными и даже вьющимися растениями, а также применяют мхи. Цветы, как правило, высажива­ются в кашпо и вазах, древесно-кустарниковые расте­ния — в кадках, специальных контейнерах, редко в от­крытом грунте. Иногда деревья, высаженные в кадки, мас­кируют холмами земли с естественными очертаниями. При расположении растительности учитывается мас­са почвы, сила ветра, необходимость устройства дренажа, водостоков. Размещение почвы, растений увязывают с несущими конструкциями сооружения, на котором устанавливается сад Одним из средств дематериализации архитектуры является размещение зданий под землей или их частич­ное заглубление. С этим связано и применение «зеле­ных крыш» как нового экологического направления в градостроительстве и архитектуре.

Читайте также:  Проект беседки с угловым барбекю

Зеленая крыша применена в за­стройке студенческого городка Технологического уни­верситета в Делфте, доминантой является 40-метровый бетонный конус, пронизывающий зеленую крышу и за­мыкающий главную композиционную ось всего комплек­са. Технологические свойства крыши позволяют поддер­живать оптимальный микроклимат в течение всего года. Важна экологическая сторона архитектурно-конструктивного решения: дождевая вода по наклонной кровле собирается в специальные резервуары и в дальнейшем используется.

Возможны различные формы реализации визуаль­ных взаимосвязей «здание — ландшафт», в том числе колористическая гармония сооружения и ландшафтно­го окружения, стены из зеркального стекла, как бы «ра­створяющие» здание в отражении неба, растений, воды и др.

Введение природных элементов во внутренние про­странства зданий имеет множество форм. Для интерьера важны визуальные связи с окружающим ландшафтом. Это достигается раскрытием внутреннего пространства «на природу» через панорамные окна, устройством лод­жий, террас, раздвижных стенок и т.п. Самостоятельной задачей является введение в интерьер природных эле­ментов — растений, камня, воды и т.д. В архитектурно-ландшафтном решении интерьера выделяют два аспек­та: создание зимних садов и использование растений в качестве архитектурно-декоративных композиций.

Зимний сад — сад экзотических растений, выращи­ваемых в условиях искусственного микроклимата. Со­здание зимних садов достаточно сложно, так как надо удовлетворить особые требования к температурно-влажностному режиму помещения, освещенности, а отсюда к ограждающим конструкциям, системе отопления и вен­тиляции, условиям естественного и искусственного ос­вещения и т.д.

На практике чаще встречается второй вид натурали­зованного интерьера — различные формы декоративно­го озеленения и цветочного оформления помещений об­щественных и жилых зданий. В общественных зданиях кроме растений широко используются бассейны, фонта­ны, скульптура, неживые природные материалы — ка­мень, песок, дерево. Растения в помещениях играют санитарно-гигиениче­скую и декоративную роль. Они аккумулируют свежий воздух, регулируют температурно-влажностный режим, поглощают шум, пыль, конечно, в небольшом масштабе.

В композиции интерьера используется цвет, факту­ра, рисунок листьев, цветков, силуэт, масса растений и другие их качества. С помощью растений пространство расчленяется, зонируется. Возможны разнообразные формы исполнения: одиночное растение (чаще на фоне чистой плоскости стены); вертикальное озеленение вью­щимися растениями, устройство зеленых бордюров и т.д. Часто различные приемы сочетаются. Отличается ме­тодика озеленения жилых, производственных и обще­ственных зданий. Если в жилище декорирование расте­ниями — индивидуальное творчество его владельца, то в общественных и производственных помещениях -это один из аспектов архитектурного решения, закла­дываемого в проекте.

При использовании декоративных возможностей одиночного растения на первый план выступают дета­ли: рисунок и размер листьев, соцветий, оттенки цвета. Одиночные растения устанавливаются на фоне стены или светового проема в вазах, кашпо в углублении пола или на специальных подставках. Применяются разно­образные ящики для цветов в сочетании с мебелью (сто­лики, подставки, выполняемые из дерева, металла, плас­тика).

Большую роль в формировании интерьера играют зеленые бордюры. При их проектировании внимание уделяется не индивидуальным качествам отдельных ра­стений, а силуэту бордюра в целом. По цвету, компози­ции могут быть найдены контрастные и нейтральные решения. Расположение бордюра возможно в горизон­тальной и вертикальной плоскостях, вдоль оконных про­емов, стен, передвижных экранов, на полу или в углуб­лении пола, в виде обрамлений лестниц, заменяющих балюстраду. При высоком расположении зеленых бор­дюров возможны варианты ниспадающей зелени из ам­пельных растений.

Приемы, основанные на оформлении зеленью верти­кальных плоскостей, также отличаются многообразием. Это или густая масса вьющейся зелени — зеленый за­навес, или одна ветвь, затейливо ползущая по стене и образующая легкий прозрачный рисунок, или отдель­ные разбросанные пятна. Для оформления растениями используются как непрозрачные вертикальные плоско­сти, так и трельяжные стенки из металла или дерева. С помощью прозрачных перегородок, декорированных зеленью, зонируют помещения, частично отделяют одно от другого.

К объемным зеленым композициям относятся отдель­но стоящие экземпляры, их группы, целые садовые угол­ки. Выразительны композиции в низких плоских вазах. В крупные кашпо высаживаются несколько растений, различных по высоте, характеру роста, контрастирую­щих по форме и фактуре листьев. Очень благодатный материал пенобетон. Он хоро­шо поддается обработке, резьбе обычным инструмен­том. В выдолбленные отверстия можно или непосред­ственно высаживать растения, или устанавливать цве­точные горшки.

В группах растений, размещенных на плоскости пола или в специальном углублении, пространство между ра­стениями заполняют до уровня пола или до края бор­дюра мхом, галькой, песком. Несколько крупных камней, уложенных между растениями, придают композиции ес­тественность.

Ландшафтные композиции, продолженные за преде­лы интерьера (на террасе, в придомовой полосе) и раз­деленные лишь стеклом окон и балконных дверей, со­здают иллюзию единства внешнего и внутреннего про­странств. Распространено у витринных окон со стороны экстерьера и интерьера устройство полос, засыпанных галькой. На них устанавливаются кактусы

В озелененном интерьере так же, как и в малом саду под открытым небом, большое внимание уделяется раз­работке плоскости земли, малым архитектурным фор­мам, мебели, рассчитанным на близкое восприятие. Инте­ресно, когда фойе или вестибюль решены в нескольких уровнях. Каждый уровень имеет свою растительность, и благодаря тому, что высота помещения увеличивается, возрастает контраст между высокими растениями на террасах с невысокими потолками и маленькими рас­тениями в высоких помещениях. Эффект натурализа­ции связан с видимым пространством парка за стеклом, а спускающиеся террасы вызывают ощущение спуска по рельефу.

Пока не представляется возможным вырастить в ин­терьере березовую рощу или группу яблонь, когда за окном стоит мороз. Растения живут ритмичными цик­лами соответственно смене времен года. Поэтому в ус­ловиях интерьера используются южные теплолюбивые вечнозеленые растения, интродуцированные в наших ус­ловиях. Однако попытки дендрологов включить в инте­рьер растения умеренного климата должны увенчаться в конце концов успехом, и это откроет новые возможно­сти для архитекторов, работающих в области формирования интерьеров. К сожалению, приходится конста­тировать, что в озеленении интерьера, как и в озелене­нии городских территорий, часто преобладает непрофес­сионализм, ведущий к уходу от основного композицион­ного замысла автора-архитектора, бессистемному, коли­чественному заполнению помещений растениями, во мно­гих случаях безвкусному.

Часто озеленение и цветовое оформление производ­ственных помещений связаны со специфическими труд­ностями. Далеко не все растения выдерживают постоян­ное искусственное освещение, загрязненность, запылен­ность воздуха и т.д. Возникают дополнительные труд­ности с содержанием растений в производственных по­мещениях. Из-за запыленности растения требуют допол­нительного ухода (обтирание, опрыскивание). Опыт по­казал, что там, где запыленность превышает 3,8 мг/м 2 (например, в чесальном, ровничном цехах текстильного производства), озеленение нецелесообразно.

Освещенность в зоне озеленения должна быть около 800-1000 лк. Светильники (люминесцентные лампы) ре­комендуется размещать непосредственно над растения­ми на высоте 1 м. Несмотря на более сложные условия произрастания растений, специфическую агротехнику, озе­ленение цехов, в том числе с искусственным освещени­ем, возможно.

Зеленые зоны в производственных помещениях устраиваются с учетом направления движения работа­ющих и внутрицехового транспорта, требований техни­ки безопасности — так, чтобы не нарушать технологи­ческого процесса. Последние годы все чаще и шире в производствен­ных и общественных интерьерах стали использоваться искусственные растения.

Тема: Проектирование садов, парков, лесопарков.

План:

1. Основные задачи проектирования садов.

2. Виды современных садов.

4. Организация современного парка. Ландшафтная оценка территории парка.

5. Этапы проектирования парка.

6. Основные требования к функциональным зонам парка. Лесопарки.

Источник статьи: http://helpiks.org/4-114557.html

Оцените статью