Своеобразие поэмы соловьиный сад

Поэма А. Блока «Соловьиный сад»

Градация в литературе – это художественный прием, заключающийся в наращивании смысла отдельных слов или словосочетаний. Благодаря градации автор создает более яркий образ, акцентирует внимание на определенных моментах.

История создания, жанр, направление, сюжет произведения

Поэма А. Блока «Соловьиный сад» написана в период бурного романа поэта с оперной певицей Л.А. Андреевой-Дельмас. 12 января 1914 года А. Блок сделал запись о первой встрече с Дельмас. Впервые поэма была опубликована в «Русском слове» 25 декабря 1915 года. «Соловьиный сад» — последняя поэма, написанная А. Блоком накануне революции 1917 года.

«Соловьиный сад» — романтическая поэма. По объему она больше напоминает длинное стихотворение, чем поэму. Сам поэт в дневнике во время работы над произведением назвал «Соловьиный сад» «поэмкой». Поэма считается одним из наиболее совершенных произведений А. Блока. В поэме нашли отражение размышления поэта о своем месте в жизни.

В зрелой поэзии А. Блока наблюдается освобождение от отвлеченных мистико-романтических символов. Произведения поэта обретают конкретность, жизненность. В этот период происходит переход от символизма к реализму. В анализируемом произведении отражены первые пробы смены направления. Но в описаниях реальной жизни пока остается много символичных образов.

В поэме изображена нелегкая жизнь простого рабочего, вынужденного ежедневно выполнять однообразную тяжелую работу. Недалеко от дороги раскинулся сад, манящий тенью и прохладой. В этом саду «кто-то тихо смеется». И возможно, в этом саду «жизнь другая – моя, не моя…». Герой поэмы решается войти в этот сад, забыв о своей работе и «товарище бедном своем». Но жизнь, в которой нет привычных тревог и волнений, перестает его радовать. Соловьиная песнь не способна «заглушить рокотание моря», и герой произведения спешит в свою реальную, земную жизнь, туда, где остался его «дом и осел».

Основным композиционным приемом в произведении является антитеза. Она распространяется не только на организацию художественного пространства произведения, но и на звуковые образы.

Тема, проблематика, основная идея произведения

Главная тема поэмы «Соловьиный сад» — размышления о смысле жизни. Судьба – это дорога длиною в жизнь. Поэт символично делит жизнь на две дороги. Одна дорога – рутинная работа, дающая пропитание. Вторая дорог – праздное безделье в саду, где царит безмятежность и любовь. Лирического героя, как и автора, терзают сомнения, какую дорогу выбрать?

Читайте также:  В саду других возможностей

В поэме противопоставляются две темы: будничная прозаическая жизнь и жизнь без цели и дела. С самого начла произведения возникает первая тема, которая продолжается в течение трех глав, перекликаясь со второй темой.

Поэт показывает, как однообразна и бедна жизнь одинокого человека и как она преображается, когда появляется любовь. В третьей главе чары соловьиного сада распространяются уже за его пределы. Пустой, каменистый путь лирическому герою начинает казаться таинственным, ведь он приводит к ограде, которая так манит его. Розы из сада опускаются все ниже.

В четвертой главе лирический герой открывает двери, казавшиеся ему неприступными. В саду его ожидает райское блаженство. В подчеркнуто романтических тонах рисуется образ счастья. Герой забывает о своей работе и об осле, оставленном за оградой соловьиного сада.

«Заглушить рокотание моря/ Соловьиная песнь не вольна» — в этих словах подчеркивается суть понимания Блоком счастья. Поэт считает, что никакое наслаждение, даже любовь, не способно заменить ощущение выполненного долг и понимание того, что он на своем месте, на правильном пути. В данном контексте соловьиная песнь – это символ мечты о любви, о личном счастье, о праздных утехах. Море — это символ жизни в широком смысле, олицетворение устоявшегося миропорядка.

В седьмой главе лирического героя ждет расплата за то, что он нарушил долг. Дом героя, расположенный на берегу, уничтожен морским приливом. Рабочее место занято другим человеком. Герою поэмы пришлось за кратковременное счастье заплатить всем, что у него было. В начале третьей главе автор ставить вопрос: «Наказанье ли ждет иль награда, Если я уклонюсь от пути?».

Основная мысль произведения заключается в том, что человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, нужно иметь цель и дело.

В критике наряду с общефилософской трактовкой произведения есть мнение о том, что в поэме содержится полемика Александра Блока с представителями «чистого искусства». Поэтому поэму можно рассматривать и как отказ от изображения проблем исторической реальности, сужение задач искусства, уход в некое идеальное пространство.

Лирический герой поэмы

Сам лирический герой произведения называет себя «бедняком обездоленным». Жизнь лирического героя – тяжелая работа. Все, что у него есть – это хижина, осел и кирка. В «Соловьином саду» он обретает возможность прожить другую жизнь. В саду он теряет связь с реальным миром. Через символические образы А. Блок пытается донести идею торжества реального над иллюзорным. Лирический герой понимает, что лишь настоящая жизнь может быть полноценной.

Средства выразительности

Стихотворение написано трехстопным анапестом. Поэт использует перекрестную рифмовку (АбАб), чередует женскую и мужскую рифмы. По точности звучания рифма считается богатой.

Читайте также:  Массажная дорожка в сад своими руками

Женская рифма – ударение падает на предпоследний слог; мужская рифма – ударение падает на последний слог.

Богатая рифма – совпадение ударного гласного и опорного согласного звуков.

А. Блок использует следующие стилистические фигуры и тропы:

  • Скрытая антитеза – противопоставление сада морю;
  • Метонимия: белое платье мелькает;
  • Олицетворение: день догорает, шепчут ручьи;
  • Сравнение: шипы, точно руки;
  • Градация: брошенный лом, тяжкий, ржавый; и знакомый, пустой, каменистый, но сегодня — таинственный путь; путь;
  • Эпитеты: лишних роз, осел усталый, напев беспокойный, осел утомленный, бедняк обездоленный, сладкой песнью, мгле благовонной и знойной и т.д.;
  • Ассонанс: звуки И, О передают крики осла.

Ассонанс – это повторение гласных.

Источник

Проблематика и художественное своеобразие поэмы «Соловьиный сад»

Поэма Блока Соловьиный сад была написана в 1915 году. Известно два черновика поэмы с большим количеством вариантов, что свидетельствует о долгой работе поэта над произведением (около двух лет) и о его принципиальности.
В поэме просматривается влияние Фета (Ключ, От огней, от толпы беспощадной… и др.), наблюдается и схожесть размера, образов. Но, пожалуй, это скорее спор Блока с поэтической традицией, спор с традиционной темой счастья, чем эпическое подражание.
Лирический герой поэмы поставлен между двумя поэтическими клише: осел бессмысленный и тяжелый труд, реальность и соловей и роза главные образы поэзии, символизирующие независимую от человека вечную гармонию. Фет в ряду традиционной чистой поэзии воспевал уход от обыденного к гармоничному. Основная идея поэмы Блока невозможность личного уединенного счастья. Поэма состоит из семи стихотворений, связанных идейно и художественно. Первые три части состояние лирического героя до прихода в сад. Усталость от обыденного, тоска по идеалу.
Каждый вечер в закатном тумане Прохожу мимо этих ворот, И она меня, легкая, манит И круженьем, и пеньем зовет.
Основные цвета синий (синяя лила, синяя муть) и белый, которые в третьем томе символизируют порочную красоту и снежную вьюгу. Реальный мир и соловьиный сад лексически противопоставляются (с одной стороны, выкрик скалистых скал, осел, железная дорога, сумрак ночи и т. д., а с другой напев неизвестный, в соловьином звенящий саду; розы, ручьи и листы и т. д.), на музыкальном уровне крик осла противопоставлен тихому смеху, соловьиному напеву.
Четвертое стихотворение соловьиный сад, образ возвышенной любви. Цвет золотой (успокоение и забвение). Но гармонию четвертой части разрушает пятая:
Заглушить рокотание моря, Соловьиная песнь не вольна!
Сначала на музыкальном уровне, затем на пространственном. Во второй части соловьиному саду противопоставлена хижина тесная, а в пятой впервые появляется слово море. Характерно, что кульминацией становится виденье:
Вдруг виденье: большая дорога, И усталая поступь осла…
То есть посланное герою свыше.
Финал седьмая часть утверждение много-звучности, многоцветности, неизведанности реального мира.
Итак, находящийся в третьем томе лирики Блока между циклами Кармен и Родина Соловьиный сад окончательно-подтвердил переход от мистического, гармонического идеала к идеалу реальному.

Читайте также:  Сад огород оформление участка

Источник

«Проблематика и художественное своеобразие поэмы «Соловьиный сад»»

Поэма Блока Соловьиный сад была написана в 1915 году. Известно два ҹерновика поэмы с большим колиҹеством вариантов, ҹто свидетельствует о долгой работе поэта над произведением (около двух лет) и о его принципиальности.
В поэме просматривается влияние Фета (Клюҹ, От огней, от толпы беспощадной. и др.), наблюдается и схожесть размера, образов. Но, пожалуй, это скорее спор Блока с поэтиҹеской традицией, спор с традиционной темой сҹастья, ҹем эпиҹеское подражание.
Лириҹеский герой поэмы поставлен между двумя поэтиҹескими клише: осел бессмысленный и тяжелый труд, реальность и соловей и роза главные образы поэзии, символизирующие независимую от ҹеловека веҹную гармонию. Фет в ряду традиционной ҹистой поэзии воспевал уход от обыденного к гармониҹному. Основная идея поэмы Блока невозможность лиҹного уединенного сҹастья. Поэма состоит из семи стихотворений, связанных идейно и художественно. Первые три ҹасти состояние лириҹеского героя до прихода в сад. Усталость от обыденного, тоска по идеалу.
Каждый веҹер в закатном тумане Прохожу мимо этих ворот, И она меня, легкая, манит И круженьем, и пеньем зовет.
Основные цвета синий (синяя лила, синяя муть) и белый, которые в третьем томе символизируют пороҹную красоту и снежную вьюгу. Реальный мир и соловьиный сад лексиҹески противопоставляются (с одной стороны, выкрик скалистых скал, осел, железная дорога, сумрак ноҹи и т. д., а с другой напев неизвестный, в соловьином звенящий саду; розы, руҹьи и листы и т. д.), на музыкальном уровне крик осла противопоставлен тихому смеху, соловьиному напеву.
Четвертое стихотворение соловьиный сад, образ возвышенной любви. Цвет золотой (успокоение и забвение). Но гармонию ҹетвертой ҹасти разрушает пятая:
Заглушить рокотание моря, Соловьиная песнь не вольна!
Снаҹала на музыкальном уровне, затем на пространственном. Во второй ҹасти соловьиному саду противопоставлена хижина тесная, а в пятой впервые появляется слово море. Характерно, ҹто кульминацией становится виденье:
Вдруг виденье: большая дорога, И усталая поступь осла.
то есть посланное герою свыше.
Финал седьмая ҹасть утверждение много-звуҹности, многоцветности, неизведанности реального мира.
Итак, находящийся в третьем томе лирики Блока между циклами Кармен и Родина Соловьиный сад оконҹательно-подтвердил переход от мистиҹеского, гармониҹеского идеала к идеалу реальному.

Источник

Оцените статью