Для чего нужны антонимы 2 класс родной русский язык презентация и конспект
Предметные : сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.
Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение
Коммуникативные : уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: 1) Мультимедийная установка.
2) Словари синонимов и антонимов
3) Карточки для работы в парах.
4) Папки для работы в группах с заданием.
1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Пожелание успеха друг другу.
— О чём шла речь на прошлом уроке? (О синонимах)
-Повторим, что мы знаем о синонимах .
-Какие слова называются синонимами?
-Чем отличаются синонимы друг от друга.
-Какова роль синонимов в нашей речи? ( Они делают нашу речь более выразительной, яркой, насыщенной, точной).
3. Самоопределение к деятельности.
-Словарный запас человека с возрастом пополняется. Сейчас я хочу предложить вам задание из учебника стр. 84. Прочитайте стихотворение, выпишите из него парами слова, которыми животные описывают, где находится яблоко и какое оно?
Дайте характеристику этим словам ( Они противоположные по смыслу)
Задайте вопросы к каждой паре слов. (В паре они отвечают на один и тот же вопрос).
Как вы думаете, зачем нужны такие слова в речи? (Для её обогащения.)
Кто знает, как называют такие слова? (Антонимы.)
Определите тему урока (Антонимы.)
Какие задачи мы должны решить на уроке?
Научиться распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам.
Использовать антонимы в речи.
Расширять словарный запас.
Уметь пользоваться словарями.
Как вы думаете, откуда пришло в наш язык это слово?
Списать в тетрадь только антонимы.
Почему записали не все пары? (Отвечают на разные вопросы, это не антонимы.)
Физминутка ,конечно, с антонимами.
— Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.
Наклон вперёд – наклон назад
Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко
Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол
Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.
Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты — храбрец.
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, — конец!
Собрать пословицы, вставить антонимы. (Карточки)
(Карточки разрезаны на две части. Антонимы недостающие на отдельных карточках.)
Ученье – свет , а неученье – (…). (тьма)
Лучше горькая правда , чем сладкая (…).(ложь)
Добро помни , а зло (…). (забывай)
Знай больше , а говори (…). (меньше)
Проверка работы. (Пословицы выкладываются на доске)
Отгадать предмет по его признакам.
Подобрать антонимы к словам
близкий человек – (…) человек
( Слова для справок: сильный, быстрый, плотный, чужой, старый, громкий, тёплый, глубокий, чёрствый, дальний.)
Этот пруд глубокий, а тот чистый.
Эта ягода горькая, а та спелая.
Этот дом просторный, а тот новый.
— Всё ли нравится вам в этих предложениях?
-В чём ошибка человека, который составил эти предложения? (Не умеет правильно подбирать антонимы).
— Какой становится от этого речь? ( Его речь смешная, неправильная).
— Исправим предложения. Самостоятельная работа. Записать предложения в тетрадь.
Если встретятся затруднения, куда обратимся? (Словарь синонимов и антонимов)
6. Рефлексия учебной деятельности
Можно ли сделать вывод о роли антонимов в нашей речи?
(Антонимы делают нашу речь красивой, правильной, более точной)
На партах у вас лежат лучики солнца (жёлтые, красные, белые). Они выражают ваше настроение и отношение к уроку.
Планируемые результаты: Учащиеся научатся распознавать в речи антонимы, использовать их в речи; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; устанавливать учебные отношения и сотрудничество при работе в паре; выявлять свойства объектов и создавать новые по аналогии; вносить необходимые коррективы в способ действия в случае расхождения с эталоном.
Оборудование: слова на слайде, карточки для работы в парах, карточки для проверки знаний, учебник Русский родной язык 2 класс, авт.О.М.Александрова.
1.Организационный момент. Ребята я приветствую вас на уроке .
( Проверить готовность к уроку . Записать число и классная работа)
— Проверка домашнего задания ( упр. 4 стр. 81)( Слайд 2,3)
Подберите синонимы в выделенным словам и запишите словосочетания.
— свежий воздух- чистый воздух
— известный писатель — знаменитый
— увлекательная книга- интересная книга
— неглубокая лужа – мелкая лужа
— точный выстрел – меткий выстрел
— неправильный ответ – неверный ответ
— лёгкая задача – простая задача
— усталый путник- усталый странник
— спокойный малыш – спокойный ребёнок
— тяжёлая битва – тяжелое сражение
-опытный доктор- опытный врач
Ребята как называются такие пары слов? Назовите что такое синонимы?
3. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пары слов. Найдите лишнюю пару (слайд 4)
— Объясните, почему пара слов ложь – правда лишняя.? (Это слова противоположные по значению)
— Ребята, кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей).
— Откроем учебник на с. 83, прочитайте тему урока.
— Прочитайте стихотворение ( упр.1) про себя. (слайд 6)
— Кто прочитает нам это стихотворение выразительно? ( один ученик читает) У прохожих на виду
Только Конь сказал, что низко,
Воробей сказал, что близко,
А цыплёнок – тем, что очень
Сладкий у него бочок. (Г.Сапгир)
— Ребята пока вы читали появились пары слов: (слайд 7)
— Как называются такие слова?
— Запишите в тетрадь парами противоположного значения.
— Прочитайте упр. 2 (стр.84-85). Спишите только антонимы. (слайд 9 )
Какие пары слов записывать не нужно? Объясните почему?
— Сделать вывод почему остальные слова мы не выписываем. (Они или не являются противоположными по смыслу, или не являются одной частью речи).
Скажи я слово Высоко ( поднять руки вверх)
А ты ответишь (низко) ( опустить руки вниз ) Скажи я слово далеко ( руки вперёд)
А ты ответишь (близко) ( руки прижать к себе)
Скажу я слово потолок ( поднять руки вверх)
А ты ответишь (пол) (дети приседают)
Скажу я слово потерял ( трясут руками)
И скажешь ты ( нашёл) ( хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово трус ( зажмурить глаза)
Теперь начало я сажу. ( руки в боки)
Ну, отвечай (конец)! ( хлопают в ладоши)
6. Закрепление изученного материала.
Упр. 3 (стр. 85) Самостоятельно записать в тетрадь пары слов, подобрая к словам первого столбика антонимы из второго столбика.
-Проверить дети читают по цепочки и проверяют записи ( слайд 12, 13).
— С помощью прилагательных – антонимов охарактеризовать животных – героев сказок и басен.
Образец: Волк простодушный, лиса хитрая.
Стрекоза – муравей (по трудолюбию)
(пара учеников зачитывают задание)
Упр 4. Закончи пословицы (слайд 15)
Ученье — свет, а неученье — …. (тьма).
Лучше горькая правда, чем сладкая…(ложь)
Добро помни, а зло …(забывай).
Знай больше, говори …. (меньше).
8. Подведение итогов урока. (слайд 16)
— Какую роль играют антонимы в нашей речи?
— Какое задание было самым интересным?
Вывод: Антонимы встречаются в стихах, в играх, в пословицах.
Встречаются на уроках математики: сложение и вычитание, больше – меньше. В ответах: да – нет. Антонимы делают нашу речь богатой, точной.
Подумай! С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят
С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят . Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются синонимами
Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются синонимами.
Например: дети – ребята – детвора – малыши
ПОДБЕРИ Синонимы к выделенным словам — свежий воздух- — дремучий лес — — известный писатель — — увлекательная книга — — неглубокая лужа – — точный выстрел – — неправильный ответ – — лёгкая задача – — усталый путник — — спокойный малыш — — тяжёлая битва – — опытный доктор-
— свежий воздух — чистый воздух — дремучий лес — густой лес — известный писатель – знаменитый писатель — увлекательная книга — интересная книга — неглубокая лужа – мелкая лужа — точный выстрел – меткий выстрел — неправильный ответ – неверный ответ — лёгкая задача – простая задача — усталый путник — усталый странник — спокойный малыш – спокойный ребёнок — тяжёлая битва – тяжелое сражение -опытный доктор — опытный врач
— Прочитайте пары слов. Найдите лишнюю пару Страх – испуг Лгать- обманывать Прозвище –кличка Плакса- рёва Ложь- правда
Низко — высоко Близко – далеко Мало – велико Кислый – сладкий Как называются эти слова ?
. Антонимы – это слова одной части речи, противоположные по значению. Например: правда – ложь; добрый – злой; мириться – ссориться . В речи мы часто используем приём противостояния. В этом нам помогают антонимы, Использование антонимов делает речь яркой, точной, эмоциональной: Не дорого начало , похвален конец.
Храбрый – трусливый Мудрый – глупость Часто- редко Белый – серый Слава- позор Румянец — бледный
Подбери к словам первого столбика антонимы из второго столбика. Запиши пары слов. щедрый грубый аккуратный скупой вежливый тесный временный поражение дружба вражда забывать неопрятный победа помнить просторный постоянный
щедрый ——— скупой аккуратный —— неопрятный вежливый ——- грубый временный —— постоянный дружба ———- вражда забывать——— помнить победа ———- поражение просторный—— тесный
Вставь недостающие антонимы и запиши пословицы. Ученье — свет, а неученье — … . Лучше горькая правда, чем сладкая… . Добро помни, а зло … . Знай больше, говори … .
Подведение итогов урока. — Какая сегодня тема урока? — Какую роль играют антонимы в нашей речи?
Вывод : Антонимы встречаются в стихах, в играх, в пословицах. Встречаются на уроках математики: сложение и вычитание, больше – меньше. В ответах: да – нет Антонимы делают нашу речь богатой, точной.
Источник