Свежий_воздух_чистый_воздух_дремучий_лес

Для чего нужны антонимы 2 класс родной русский язык презентация и конспект

Предметные : сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.

Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение

Коммуникативные : уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: 1) Мультимедийная установка.

2) Словари синонимов и антонимов

3) Карточки для работы в парах.

4) Папки для работы в группах с заданием.

1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Пожелание успеха друг другу.

— О чём шла речь на прошлом уроке? (О синонимах)

-Повторим, что мы знаем о синонимах .

-Какие слова называются синонимами?

-Чем отличаются синонимы друг от друга.

-Какова роль синонимов в нашей речи? ( Они делают нашу речь более выразительной, яркой, насыщенной, точной).

3. Самоопределение к деятельности.

-Словарный запас человека с возрастом пополняется. Сейчас я хочу предложить вам задание из учебника стр. 84. Прочитайте стихотворение, выпишите из него парами слова, которыми животные описывают, где находится яблоко и какое оно?

Дайте характеристику этим словам ( Они противоположные по смыслу)

Задайте вопросы к каждой паре слов. (В паре они отвечают на один и тот же вопрос).

Как вы думаете, зачем нужны такие слова в речи? (Для её обогащения.)

Кто знает, как называют такие слова? (Антонимы.)

Определите тему урока (Антонимы.)

Какие задачи мы должны решить на уроке?

Научиться распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам.

Использовать антонимы в речи.

Расширять словарный запас.

Уметь пользоваться словарями.

Как вы думаете, откуда пришло в наш язык это слово?

Списать в тетрадь только антонимы.

Почему записали не все пары? (Отвечают на разные вопросы, это не антонимы.)

Физминутка ,конечно, с антонимами.

— Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.

Наклон вперёд – наклон назад

Читайте также:  Карты_лесов_бирского_района

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко

Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол

Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.

Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты — храбрец.

Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, — конец!

Собрать пословицы, вставить антонимы. (Карточки)

(Карточки разрезаны на две части. Антонимы недостающие на отдельных карточках.)

Ученье – свет , а неученье – (…). (тьма)

Лучше горькая правда , чем сладкая (…).(ложь)

Добро помни , а зло (…). (забывай)

Знай больше , а говори (…). (меньше)

Проверка работы. (Пословицы выкладываются на доске)

Отгадать предмет по его признакам.

Подобрать антонимы к словам

близкий человек – (…) человек

( Слова для справок: сильный, быстрый, плотный, чужой, старый, громкий, тёплый, глубокий, чёрствый, дальний.)

Этот пруд глубокий, а тот чистый.

Эта ягода горькая, а та спелая.

Этот дом просторный, а тот новый.

— Всё ли нравится вам в этих предложениях?

-В чём ошибка человека, который составил эти предложения? (Не умеет правильно подбирать антонимы).

— Какой становится от этого речь? ( Его речь смешная, неправильная).

— Исправим предложения. Самостоятельная работа. Записать предложения в тетрадь.

Если встретятся затруднения, куда обратимся? (Словарь синонимов и антонимов)

6. Рефлексия учебной деятельности

Можно ли сделать вывод о роли антонимов в нашей речи?

(Антонимы делают нашу речь красивой, правильной, более точной)

На партах у вас лежат лучики солнца (жёлтые, красные, белые). Они выражают ваше настроение и отношение к уроку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты: Учащиеся научатся распознавать в речи антонимы, использовать их в речи; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; устанавливать учебные отношения и сотрудничество при работе в паре; выявлять свойства объектов и создавать новые по аналогии; вносить необходимые коррективы в способ действия в случае расхождения с эталоном.

Оборудование: слова на слайде, карточки для работы в парах, карточки для проверки знаний, учебник Русский родной язык 2 класс, авт.О.М.Александрова.

1.Организационный момент. Ребята я приветствую вас на уроке .

( Проверить готовность к уроку . Записать число и классная работа)

Проверка домашнего задания ( упр. 4 стр. 81)( Слайд 2,3)

Подберите синонимы в выделенным словам и запишите словосочетания.

— свежий воздух- чистый воздух

— известный писатель — знаменитый

— увлекательная книга- интересная книга

— неглубокая лужа – мелкая лужа

— точный выстрел – меткий выстрел

— неправильный ответ – неверный ответ

— лёгкая задача – простая задача

— усталый путник- усталый странник

— спокойный малыш – спокойный ребёнок

— тяжёлая битва – тяжелое сражение

-опытный доктор- опытный врач

Читайте также:  Малина_салон_красоты_пулковское_шоссе

Ребята как называются такие пары слов? Назовите что такое синонимы?

3. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пары слов. Найдите лишнюю пару (слайд 4)

— Объясните, почему пара слов ложь – правда лишняя.? (Это слова противоположные по значению)

— Ребята, кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей).

— Откроем учебник на с. 83, прочитайте тему урока.

— Прочитайте стихотворение ( упр.1) про себя. (слайд 6)

— Кто прочитает нам это стихотворение выразительно? ( один ученик читает) У прохожих на виду

Только Конь сказал, что низко,

Воробей сказал, что близко,

А цыплёнок – тем, что очень

Сладкий у него бочок. (Г.Сапгир)

— Ребята пока вы читали появились пары слов: (слайд 7)

— Как называются такие слова?

— Запишите в тетрадь парами противоположного значения.

— Прочитайте упр. 2 (стр.84-85). Спишите только антонимы. (слайд 9 )

Какие пары слов записывать не нужно? Объясните почему?

— Сделать вывод почему остальные слова мы не выписываем. (Они или не являются противоположными по смыслу, или не являются одной частью речи).

Скажи я слово Высоко ( поднять руки вверх)

А ты ответишь (низко) ( опустить руки вниз ) Скажи я слово далеко ( руки вперёд)

А ты ответишь (близко) ( руки прижать к себе)

Скажу я слово потолок ( поднять руки вверх)

А ты ответишь (пол) (дети приседают)

Скажу я слово потерял ( трясут руками)

И скажешь ты ( нашёл) ( хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово трус ( зажмурить глаза)

Теперь начало я сажу. ( руки в боки)

Ну, отвечай (конец)! ( хлопают в ладоши)

6. Закрепление изученного материала.

Упр. 3 (стр. 85) Самостоятельно записать в тетрадь пары слов, подобрая к словам первого столбика антонимы из второго столбика.

-Проверить дети читают по цепочки и проверяют записи ( слайд 12, 13).

— С помощью прилагательных – антонимов охарактеризовать животных – героев сказок и басен.

Образец: Волк простодушный, лиса хитрая.

Стрекоза – муравей (по трудолюбию)

(пара учеников зачитывают задание)

Упр 4. Закончи пословицы (слайд 15)

Ученье — свет, а неученье — …. (тьма).

Лучше горькая правда, чем сладкая…(ложь)

Добро помни, а зло …(забывай).

Знай больше, говори …. (меньше).

8. Подведение итогов урока. (слайд 16)

— Какую роль играют антонимы в нашей речи?

— Какое задание было самым интересным?

Вывод: Антонимы встречаются в стихах, в играх, в пословицах.
Встречаются на уроках математики: сложение и вычитание, больше – меньше. В ответах: да – нет. Антонимы делают нашу речь богатой, точной.

Урок родного русского языка по теме: Для чего нужны антонимы

Подумай! С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят

Подумай! С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят

С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят . Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Читайте также:  Малиновое_варенье_есть_от_него_польза

Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются синонимами

Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются синонимами

Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются синонимами.
Например: дети – ребята – детвора – малыши

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОДБЕРИ Синонимы к выделенным словам — свежий воздух- — дремучий лес — — известный писатель — — увлекательная книга — — неглубокая лужа – — точный выстрел – — неправильный ответ – — лёгкая задача – — усталый путник — — спокойный малыш — — тяжёлая битва – — опытный доктор-

- свежий воздух - чистый воздух - дремучий лес - густой лес - известный писатель – знаменитый писатель - увлекательная книга - интересная книга - неглубокая лужа – мелкая лужа - точный выстрел – меткий выстрел - неправильный ответ – неверный ответ - лёгкая задача – простая задача - усталый путник - усталый странник - спокойный малыш – спокойный ребёнок - тяжёлая битва – тяжелое сражение -опытный доктор - опытный врач

— свежий воздух — чистый воздух — дремучий лес — густой лес — известный писатель – знаменитый писатель — увлекательная книга — интересная книга — неглубокая лужа – мелкая лужа — точный выстрел – меткий выстрел — неправильный ответ – неверный ответ — лёгкая задача – простая задача — усталый путник — усталый странник — спокойный малыш – спокойный ребёнок — тяжёлая битва – тяжелое сражение -опытный доктор — опытный врач

- Прочитайте пары слов. Найдите лишнюю пару Страх – испуг Лгать- обманывать Прозвище –кличка Плакса- рёва Ложь- правда

— Прочитайте пары слов. Найдите лишнюю пару Страх – испуг Лгать- обманывать Прозвище –кличка Плакса- рёва Ложь- правда

Низко — высоко Близко – далеко Мало – велико Кислый – сладкий Как называются эти слова ?

 . Антонимы – это слова одной части речи, противоположные по значению. Например: правда – ложь; добрый – злой; мириться – ссориться . В речи мы часто используем приём противостояния. В этом нам помогают антонимы, Использование антонимов делает речь яркой, точной, эмоциональной: Не дорого начало , похвален конец.

. Антонимы – это слова одной части речи, противоположные по значению. Например: правда – ложь; добрый – злой; мириться – ссориться . В речи мы часто используем приём противостояния. В этом нам помогают антонимы, Использование антонимов делает речь яркой, точной, эмоциональной: Не дорого начало , похвален конец.

 Храбрый – трусливый Мудрый – глупость Часто- редко Белый – серый Слава- позор Румянец - бледный

Храбрый – трусливый Мудрый – глупость Часто- редко Белый – серый Слава- позор Румянец — бледный

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Скажи я слово Высоко ( поднять руки вверх) А ты ответишь (низко) ( опустить руки вниз ) Скажи я слово далеко ( руки вперёд) А ты ответишь (близко) ( руки прижать к себе) Скажу я слово потолок ( поднять руки вверх) А ты ответишь (пол) (дети приседают) Скажу я слово потерял ( трясут руками) И скажешь ты ( нашёл) ( хлопают в ладоши) Скажу тебе я слово трус ( зажмурить глаза) Ответишь ты (храбрец) Теперь начало я сажу. ( руки в боки) Ну, отвечай (конец)! ( хлопают в ладоши)

Подбери к словам первого столбика антонимы из второго столбика. Запиши пары слов. щедрый грубый аккуратный скупой вежливый тесный временный поражение дружба вражда забывать неопрятный победа помнить просторный постоянный

 щедрый --------- скупой аккуратный ----- неопрятный вежливый ------- грубый временный ------ постоянный дружба ---------- вражда забывать--------- помнить победа ---------- поражение просторный------ тесный

щедрый ——— скупой аккуратный —— неопрятный вежливый ——- грубый временный —— постоянный дружба ———- вражда забывать——— помнить победа ———- поражение просторный—— тесный

 Вставь недостающие антонимы и запиши пословицы. Ученье - свет, а неученье - … . Лучше горькая правда, чем сладкая… . Добро помни, а зло … . Знай больше, говори … .

Вставь недостающие антонимы и запиши пословицы. Ученье — свет, а неученье — … . Лучше горькая правда, чем сладкая… . Добро помни, а зло … . Знай больше, говори … .

Подведение итогов урока. - Какая сегодня тема урока? - Какую роль играют антонимы в нашей речи?

Подведение итогов урока. — Какая сегодня тема урока? — Какую роль играют антонимы в нашей речи?

 Вывод : Антонимы встречаются в стихах, в играх, в пословицах. Встречаются на уроках математики: сложение и вычитание, больше – меньше. В ответах: да – нет Антонимы делают нашу речь богатой, точной.

Вывод : Антонимы встречаются в стихах, в играх, в пословицах. Встречаются на уроках математики: сложение и вычитание, больше – меньше. В ответах: да – нет Антонимы делают нашу речь богатой, точной.

Источник

Оцените статью