Чей это гриб. Сутеев.
Как-то раз, погожим осенним утром. Васик и Толик собрались в лес по грибы. Васик взял большую плетеную корзину, и Толик тоже. Свистнул Толик своего песика Бкблика, и Васик своего Дружка кликнул. Идут Васик и Толик по дороге, истории про пиратов друг другу рассказывают. А Бублик и Дружок вокруг них кругами носятся — в догонялки играют. Так и дошли до леса.
— Ну, а теперь все рассказы и игры в сторону, — сказал Толик. — Собираем грибы!
— А давай устроим соревнование, — предложил Васик.
— Кто больше грибов наберёт — тот и победитель.
— Идет! — крикнул Толик. — Раз, два, три, начали!
И вот постепенно корзинки обоих ребят начали пополнятся подберёзовиками, подосиновиками, рыжиками, маслятами и даже сыроежками. А вот белые грибы ка-то не попадались.
— Кто найдет белый гриб — тот и выиграл, сказал Толик. — Только похоже не растут они здесь. Видимо место неподходящее.
— Очень даже подходящее, — не согласился с другом Васик. — Это же настоящий сосновый бор. Здесь боровикам самое раздолье.
— И правда. недалеко недалеко от старой сосны стоял огромный красавец боровик — всем грибам гриб!
— Я нашёл его! — в один голос закричали мальчишки. Они обновременно бросились к грибу-великану и столкнулись лбами. Да так сильно, что искры из глаз посыпались.
— Что это ты на мой гриб нацелился? — потирая ушибленный лоб, спросил Толик.
— Это я нашёл гриб. — обиженно засопел Васик. — А ты зачем дерёшся? Вон какую шишку мне на лоб поставил!
— Нет это мой гриб! — вспылил Толик.
— А вот нет! — крикнул Васик. — только попробуй сорвать — получишь!
— Ах так! Ну держись!
Размахнулся Толик и Васику глаз подбил, а Васик не растерялся и заехал Толику в ухо. Сцепились мальчишки и ну давай тузить друг дружку.
Увидели бублик и Дружок, что хозяева их деруться и бросились их разнимать. насилу растащили мальчишек в разные стороны. Отдышались ребята, посмотрели друг на друга и давай смеяться. и то сказать, хороши: у Васика под глазом синяк наливается, а у Толика нос — что твоя картофелина!
— Надо же! — удивился Васик. — Так подрались и все из-за какого-то гриба!
— Да уж! Глупо получилось. — сказал Толик и осторожно пощупал распухший нос. — Чего уж там! Я гриб тебе уступлю.
— А давай его пополам разделим! — предложил Васик. — Смотри. какой он большой. Посмотрели ребята на гриб, а гриба-то и нет! раздавили его во время драки. и не достался гриб ни Толику, ни Васику. Вот так!
Источник
Урок литературного чтения 1 класс УМК «Перспектива» «Маленькие и большие секреты страны Литературии. В.Г.Сутеев «Чей же гриб?»»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок ОНЗ, состоит из трёх фаз ТРКМ через чтение и письмо. Соответствует ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 72 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Федотова Людмила Васильевна
2. г. Шадринск МКОУ «Лицей №1»
3. Литературное чтение
4. 1 класс
5. Тема урока: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. В.Г.Сутеев «Чей же гриб?»»
6. Место урока в теме: в разделе «Хорошие соседи, счастливые друзья» 6 урок, проводится перед обобщающим уроком по разделу.
Технологическая карта урока
«Маленькие и большие секреты страны Литературии. В.Г.Сутеев «Чей же гриб?»
Л.Ф. Климанова Литературное чтение. 1 класс (учебник);
Урок «открытия» новых знаний.
Создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятиями «дружба», «рассказ» при работе с художественным текстом.
Знакомство с текстом В.Г. Сутеева «Чей же гриб?», активизация и расширение словарного запаса; знакомство с понятием «рассказ», умение видеть позицию автора, прогнозировать события; знакомство с высказыванием о добрых делах
Первоначальное представление о нравственных понятиях, отражённых в литературном тексте; осознание значимости дружбы для каждого человека и лично самого учащегося
Регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные – умение извлекать информацию из текста; умение осуществлять анализ художественного произведения; умение отвечать на вопросы.
Коммуникативные – умение слушать и понимать других; умение выражать свои мысли, участвовать в диалоге.
ММП, карточки на каждую парту для игры «Верите ли вы, что …»; тексты для индивидуальной работы о творчестве В.Г. Сутеева; книги и фото В.Г. Сутеева; чистые листы для синквейна
Цели: актуализировать знания,
пробудить познавательный интерес,
помочь определить направления
Приём «Верные и неверные высказывания»
— Сегодня на уроке нам предстоит открыть новые секреты страны Литературии. Что же это будет, давайте разбираться.
— Рассмотрите столбики слов с записями. Какое задание нужно выполнить, как вы думаете? Слайд 2
— Соедините литературный жанр и название произведения. Объясняйте своё решение (фронтальная работа).
сказка «Это – да! Это – нет!» Ю. Мориц
стихотворение «Причуды природы»
познавательная статья «Паровоз» Е. Благинина
— Какой жанр остался лишним? А вы читали рассказы? Приведите примеры. Так ли это на самом деле, проверим.
— Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы, что…»
— У вас на столах лежат листочки, на которых
начерчена таблица, как у меня на слайде. Слайд 3
Цифрами я указала № вопросов.
— Я вам буду читать вопросы, которые начинаются со слов
«Верите ли Вы, что . ». Вы обсуждаете ответы в парах.
— Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+»,
если нет, то «-». Обводите номера тех вопросов, при ответе, на которые мнения в паре не совпадали.
1. Верите ли вы, что рассказ – это небольшое по объёму произведение?
2. … , что в рассказе описывается много событий?
3. …, что в рассказе повествуется реальное событие?
4. …, что в рассказе действующих лиц (героев) немного?
5. …, рассказ – это произведение, написанное в прозе?
— По каким вопросам ваши мнения разошлись? Попробуйте объяснить, почему вы не согласны. Мы к ним вернёмся в течение урока.
— Из списка авторов, выберите на ваш взгляд тех, кто пишет рассказы. (Работа фронтальная.) Слайд 4
А.Л. Барто, Л.Н. Толстой, Е.А.Благинина, Е.И. Пермяк, Н.И. Сладков, С.Я. Маршак, В. Ю. Драгунский
— Начинайте свой ответ со слов: Я знаю, что …(автор) написал… (произведение), поэтому, я считаю, что … (писал стихи (поэт) или писал рассказы (прозаик)).
— Чтобы узнать фамилию автора рассказа, который мы будем читать, посмотрите на числа, которые стоят у некоторых букв, соедините их. Слайд 5
Л.Н. Т 3 олстой, Е 4 .И. Пе 5 рмяк, Н.И. С 1 ладков 6 , В. Ю. Драгу 2 нский
— Откройте учебники на с. 63. Прочитайте название рассказа.
— Итак, кто догадался, какова тема нашего урока? Это и понятие «рассказ», это тот секрет, о котором мы будем вести разговор. Сформулируйте полностью тему урока.
— Предположите, над, чем будем работать, чему учиться? (учитель корректирует высказывания, уточняет)
Предполагают виды заданий.
Вспоминают, что им известно по данному вопросу, анализируют и соединяют жанр и название.
Увидели, что к жанру рассказ нет названия.
Приводят примеры, прочитанных рассказов.
Слушают правила, делают предположения, обсуждая в парах.
Пробуют аргументировать свои предположения.
Делают предположения, вспоминая, что им известно по данному вопросу. Дают полные ответы, ориентируясь на формулировку-подсказку.
Соединяют буквы в слово – Сутеев.
Предполагают тему урока, формулируют цели.
Цели: содействовать активному восприятию изучаемого материала, сохранять интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией
Приёмы « Инсерт», «Чтение с остановками»
Физкультминутка под песню «У друзей нет выходных» («Барбарики») и зарядка для глаз.
— Посмотрите на выставку книг с произведениями В. Г. Сутеева. Скорее всего, вы помните этого автора и его произведения, но я почему-то уверена, что не всё ещё вы знаете о В.Г. Сутееве.
— Прочитайте текст, делая пометы на полях:
Владимир Георгиевич Сутеев (1903-1993) – русский писатель, художник, мультипликатор. Родился в Москве в семье врача.
С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». С 1947 года он работал в издательстве «Детгиз». Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С. Михалкова.
А в 1952 году вышла первая его книжка «Две сказки и про карандаш и краски».
Владимир Сутеев написал много сказок, которые отличаются живостью, простотой и юмором. Почти каждое предложение в его произведениях сопровождалось яркой иллюстрацией, в них автор многое привнёс из мультипликации.
— Что нового вы узнали из текста? Может, есть то, что вызвало у вас вопросы, давайте обсудим.
— Те ребята, кому захотелось более подробно узнать о творчестве В.Г. Сутеева, могут приготовить сообщение к следующему уроку.
— Давайте отдохнём, выполним двигательную физкультминутку.
Свежий воздух мы вдохнём –
За грибами все пойдём:
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки,
Прыгнем мы на кочку.
На полянке у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберём
И в обратный путь пойдём!
— Всё, что вы читали, слышали раньше у этого автора, были сказки. Сегодня мы познакомимся с рассказом «Чей же гриб?».
— Предположите, о чём может идти речь в тексте с таким названием.
Как-то раз, погожим осенним утром. Васик и Толик собрались в лес по грибы. Васик взял большую плетеную корзину, и Толик тоже. Свистнул Толик своего песика Бублика, и Васик своего Дружка кликнул. Идут Васик и Толик по дороге, истории про пиратов друг другу рассказывают. А Бублик и Дружок вокруг них кругами носятся — в догонялки играют. Так и дошли до леса.
— Ну, а теперь все рассказы и игры в сторону, — сказал Толик. — Собираем грибы!
-Как вы думаете, почему Васик и Толик вместе отправились за грибами?
— Согласны ли вы с тем, что последнее предложение звучит как призыв? К чему? А это хорошо или плохо?
— А давай устроим соревнование, — предложил Васик.
— Кто больше грибов наберёт — тот и победитель.
— Идет! — крикнул Толик. — Раз, два, три, начали!
И вот постепенно корзинки обоих ребят начали пополняться подберёзовиками, подосиновиками, рыжиками, маслятами и даже сыроежками. А вот белые грибы как-то не попадались.
— Кто найдет белый гриб — тот и выиграл, сказал Толик. – Только, похоже, не растут они здесь. Видимо место неподходящее.
— Какими грибами наполнялись корзины ребят?
— А что значит «даже сыроежки»?
— Что вы знаете о белых грибах?
— Чем ребята решили закончить соревнование?
— Очень даже подходящее, — не согласился с другом Васик. — Это же настоящий сосновый бор. Здесь боровикам самое раздолье.
— И правда. Недалеко от старой сосны стоял огромный красавец боровик — всем грибам гриб!
— Я нашёл его! — в один голос закричали мальчишки. Они одновременно бросились к грибу-великану и столкнулись лбами. Да так сильно, что искры из глаз посыпались.
— Дайте объяснение, почему друзья одновременно бросились к увиденному грибу?
— Что подтвердилось из наших предположений?
— Прочитаем текст по цепочке, по предложению. Подумаем, о чём же всё-таки этот рассказ?
— Итак, что же главное, на ваш взгляд то, что хотел сказать нам автор?
— Вы уже знаете, что это рассказ, но мы так до конца и не выяснили признаки этого литературного жанра. Вернёмся к листочкам с игрой «Верите ли вы, что…» и попробуем узнать точно, что обозначает это понятие.
— Примеры названий рассказов, которые вы называли в начале урока, подходят под эти признаки? Какие рассказы мы прочитали в изучаемом разделе?
— Ребята, а как вы думаете, что могло быть дальше в нашем сегодняшнем рассказе?
— Как бы вы поступили на месте героев?
— Как вы считаете, есть ли разница между выражениями «думать о хорошем» и «делать хорошее»? В чём различие?
— Имеют ли эти выражения отношение к рассказу? Аргументируйте.
— В учебнике на с. 65 задание 11. Определите нужное слово в пословице.
— Как вы понимаете это высказывание?
Рассматривают книги, вспоминают названия прочитанных произведений В.Г. Сутеева.
Воспринимают поставленную задачу, работают с текстом индивидуально.
Источник