Виды транспорта древесины
Различают транспорт общего пользования и промышленный.
Транспорт общего пользования занимается организацией перевозки пассажиров и грузов общего пользования. Входит в состав специализированных транспортных предприятий.
Промышленный транспорт непосредственно участвует в производственном процессе, входит в состав промышленных предприятий.
Промышленный транспорт леса делится на сухопутный, водный, воздушный и трубопроводный.
Сухопутным транспортом леса называется перемещение заготовленной древесины (деревьев, хлыстов, сортиментов) наземными способами от погрузочного пункта или верхнего склада до мест складирования или обработки.
Сухопутный транспорт леса может быть рельсовый, безрельсовый и канатно-подвесной.
К рельсовому транспорту относятся железные дороги широкой и узкой колеи (рисунок 15.1).
Рисунок 15.1 – Транспортировка древесины по железной дороге
По безрельсовым дорогам древесина перемещается в основном автомобильным транспортом (рисунок 15.2).
Рисунок 15.2 – Перевозка древесины автомобильным транспортом
Канатно-подвесные дороги – это стационарные транспортные сооружения, у которых путем служат неподвижные несущие канаты (тросы), закрепленные на ряде постоянных опор. По этим тросам при помощи тягового каната перемещаются тележки, несущие лесоматериалы (рисунок 15.3).
Рисунок 15.3 – Канатно-подвесная дорога
Водный транспорт леса – вид транспорта, который доставляет заготовленную древесину по водным путям в пункт потребления, переработки или перевалки.
Это более дешевый вид транспорта по сравнению с сухопутным, но в Беларуси применяется редко. Водный транспорт леса подразделяется на лесосплав (без судов) и перевозку леса в судах. В свою очередь лесосплав подразделяется на следующие виды:
Молевой лесосплав – первоначальный лесосплав не связанных между собой бревен, перемещающихся за счет течения воды (рисунок 15.4). Распространен на несудоходных реках и на верховьях судоходных рек.
Рисунок 15.4 – Молевой сплав древесины
Кошельный лесосплав – первоначальный лесосплав в кошелях. Кошель – это не связанные между собой бревна или сплоточные единицы на плаву обнесенные плавучим ограждением. Кошели перемещают лесосплавными катерами и буксирными судами (рисунок 15.5). Применяют при небольших течениях воды.
Рисунок 15.5 – Кошельный сплав древесины
Лесосплав в сплоточных единицах – первоначальный лесосплав бревен, связанных в отдельные пучки, называемые сплоточными единицами. Перемещаются за счет течения воды. Применяют на несудоходных реках и в верховьях судоходных рек в полноводный период.
Плотовой лесосплав – транспортирование леса по водным путям в плотах. Транспортировка плотов бывает двух видов: самосплав плотов под управлением рабочих – на горных реках, и с применением буксирной тяги (рисунок 15.6). Применяют на средних и крупных судоходных или временно судоходных реках.
Рисунок 15.6 – Плотовой сплав древесины
Судовые перевозки – транспортировка различных лесоматериалов (в обработанном виде, в виде полуфабрикатов или круглого леса) в самоходных судах (лесовозах) или в несамоходных баржах, буксируемых катерами или теплоходами (рисунок 15.7). Судовые перевозки леса осуществляются по морям, озерам и по рекам вверх по течению.
Рисунок 15.7 – Перевозка древесины судами
Воздушный транспорт леса – вид транспорта, который с помощью воздухоплавательных средств (вертолетов, аэростатов, дирижаблей) (рисунок 15.8) обеспечивает доставку заготовленного леса по воздуху из района заготовки в пункт потребления или перевалки.
Рисунок 15.8 – Воздушные средства для перевозки древесины
Трубопроводный транспорт леса производит транспортировку измельченной в щепу древесины в трубах в виде пульпы (до 20 % щепы, а остальное вода) и в капсулах. Может использоваться на территории деревообрабатывающих предприятий.
Наибольшее применение получил сухопутный и особенно автомобильный транспорт древесины. В Республике Беларусь более 95 % заготовленной древесины вывозится автомобилями.
Источник
11. Значение и перспективы развития транспорта леса. Классификация основных видов лесопромышленного транспорта, основные понятия и особенности сухопутного транспорта леса.
Лесовозный транспорт играет ос- новную роль в технологическом процессе лесозаготовительного производства. Он является связующим звеном между лесосекой и нижним ле- сопромышленным складом. Ритмичной работой лесовозного транспорта обес- печивается стабильность всех работ на нижнем складе. На лесозаготовках ши- роко применяются лесовозные сухопутные дороги, которые могут быть желез- ными узкоколейными и ширококолейными, автомобильными и тракторными. Используются также водные пути. В настоящее время на вывозке леса наибольшее применение нашел сухопутный транспорт, который играет боль- шую роль не только в освоении арендуемой лесной территории лесозаготови- тельного предприятия, но и внутрирайонных перевозках, лесохозяйственных и многих других перевозках. После разработки лесных массивов автомобильные дороги остаются и служат народному хозяйству региона лесопользования.
Значение и перспективы развития транспорта леса.
Объём лесозаготовок в России составляет менее 50% расчётной лесосеки. Основной причиной низкого использования расчётной лесосеки является слаборазвитая транспортная инфраструктура в основных лесоизбыточных регионах. Отсутствие развитой дорожной сети общего пользования предопределяет необходимость строительства и содержания лесовозных дорог большой протяжённости.
Перевозка древесины по существу не отличается от перевозки других массовых штучных грузов. Дополнительные трудности при транспортировки, погрузке и выгрузке представляют только громоздкость, масса и длина хлыстов.
Лесовозные дороги имеют большое значение в развитии общей экономике того района, где они построены.
Неразвитая в регионах лесозаготовок транспортная сеть общего пользования приводит к чрезмерно большим расстояниям вывозки по лесовозным дорогами соответственно высоким затратам на заготовку древесины.
Наиболее остро проблема строительства новых дорог стоит перед малыми и средними частными лесозаготовительными компаниями, преобладающими в лесной отрасли. Им новое строительство не по карману. Сроки окупаемости магистральных лесных дорог достаточно велики и составляют 8-12 лет
В последние годы затраты на транспортировку древесного сырья в России значительно выросли и составили на дальние расстояния половину стоимости сырья, что недопустимо. Наряду с сухопутным транспортом (железнодорожным и автомобильным), в перевозках лесных грузов значительная роль принадлежит водному транспорту, который составляет 10 % от заготовленной древесины. Расчеты показывают, что сплав древесины в большинстве случаев экономически выгоднее по сравнению с автомобильными и железнодорожными перевозками. Проблема расширения объема сплава древесины в ближайшей перспективе актуальна и с точки зрения снижения затрат на топливно- энергетические ресурсы, цены на которые будут и дальнейшем постоянно расти.
Для лесозаготовок древесины, доставки ее потребителям важную роль играет транспорт, который является ведущим звеном технологического процесса лесозаготовок, в значительной степени определяющим объем производства, ритм работы любого предприятия лесного хозяйства и лесной промышленности.
Только вывезенная древесина с лесосеки на нижний склад или непосредственно потребителю включается в состав завершенного производства и может быть предъявлена к реализации. Поэтому и выполнение задания на заготовку древесины оценивается по объему ее вывозки.
Транспортом называют совокупность путевых, технических и организационных средств, предназначенных для перевозки грузов и людей. Различают транспорт общего назначения (межведомственный) и ведомственный. Транспорт общего назначения находится в ведении транспортных предприятий.
Ведомственный транспорт относится к промышленному и находится в ведении промышленных предприятий. Он обеспечивает перевозки грузов в производственном процессе предприятий и в большинстве случаев, является связующим звеном между их технологическими фазами или цехами. Перевозки таких грузов по территории отдельных цехов относятся к внутризаводским или внутрицеховому транспорту.
Для вывозки заготовленного леса применяют различные виды транспорта: сухопутный, водный, трубопроводный и специальный.
Классификация основных видов лесопромышленного транспорта
В зависимости от технологического процесса лесозаготовок автомобили по назначению и установленному на них оборудованию разделяются на три группы: автомобили, оборудованные кониками; автомобили, оборудованные седельным устройством; автомобили, оборудованные лебедкой или манипуля- тором для самопогрузки и саморазгрузки. Наибольшее распространение на ле- созаготовках получили автомобили первой группы, работающие в комплексе с 4. 2. 3. Транспортные средства на вывозке леса 74 роспуском. Вторая группа, как правило, комплектуется с прицепами или полу- прицепами для вывозки древесины сортиментами. Третья группа автомобилей используется чаще всего в разрозненных лесосеках с малым запасом леса на гектаре, при малых объемах погрузки, т.е. в тех условиях, где экономически нецелесообразно использовать отдельную единицу погрузочной техники. Спе- цифический характер груза, перевозимого лесовозным автопоездом, вызывает необходимость создания специального технологического оборудования для ле- совозных автомобилей. К нему относятся коник, тяговая балка, ограждение, ле- бедка или манипулятор, крестообразная сцепка, дышло
Для перевозки лесных грузов потребителям применяются различные виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный
основные понятия и особенности сухопутного транспорта леса.
СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ ЛЕСА, перемещение предварительно заготовленных деревьев, хлыстов, сортиментов от погрузочного пункта до нижнего лесного склада или пункта потребления по лесовозным дорогам, а также по дорогам общего пользования; одна из осн. фаз лесозаготовит. произ-ва. Применяется также прямая вывозка леса от мест валки непосредственно на ниж. склад или пункт потребления.
С. т. л. является одним из видов пром. транспорта. Он обслуживает территорию лесозаготовит. предприятия (лесхоза, леспромхоза, лесокомбината, лесхоззага и т. д.) и связывает её с транзитными транспортными магистралями: шоссейными и железными дорогами общего пользования, водными путями. С. т. л. осуществляется по лесовозным дорогам с помощью тягового и прицепного состава лесовозного транспорта и погрузочно-разгрузочных устройств. В лесном массиве создаётся сеть местных дорог — постоянных и временных. Лесотранспортная сеть лесосырьевой базы предприятия состоит преим. из одной магистрали (1), веток (2) и большого кол-ва временных дорог (усов) (3). Магистраль представляет собой осн. путь, действующий в течение всего или значит. части срока работы предприятия. Ветки — ответвления от магистрального пути — используются для вывозки леса из отдельных участков лесного массива. В зависимости от размеров лесных массивов и принятой очерёдности их освоения срок действия веток 3—10 и более лет.
С. т. л. осуществляется тяговым и прицепным составом (лесовозными поездами) по автомобильным, железным (узкоколейным и нормальной колеи) лесовозным дорогам.
Осн. объём вывозки леса приходится на лесовозные автомобильные поезда, состоящие из автомобилей-тягачей и прицепов-роспусков. Для вывозки короткомерной древесины, щепы, пнёвого осмола используются контейнерные автопоезда, состоящие из седельных тягачей, полуприцепов и объёмных контейнеров. Лесовозный поезд узкоколейных ж. д. включает тепловоз и лесовозные вагоны-сцепы, приспособленные для вывозки хлыстов и деревьев. Для вывозки сортиментов используются платформы.
Погрузка и разгрузка леса механизированы. На погрузочных пунктах используются в осн. челюстные лесопогрузчики, а на ниж. складах (4) — козловые и мостовые краны или разгрузочные установки.
Источник