Развивающая игра «Судоку для детей»
Наталья Слободчикова
Развивающая игра «Судоку для детей»
Слободчикова Наталья Алексеевна
Актуальность. В старшем дошкольном возрасте у ребенка пик познавательной активности, формируется база для развития логического мышления — способности «действовать в уме». Развитое логическое мышление — это не только успешное обучение в школе, но и способность делать выводы, выбирать способ решения проблем, «идти по жизни в нужном направлении».
Возможность начала системного развития логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста показана в психологических исследованиях Х. М. Веклеровой, С. А. Лидерса, Л. Ф. Обуховой, Н. Н. Подъякова. В возрасте 5-6 лет дети начинают понимать, каким образом можно использовать теоретические познания в повседневной практике. Постепенно, овладевая логическими операциями, (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстракция, систематизация, классификация) ребёнок становится более внимательным, научается мыслить ясно и чётко, умеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, объяснить свой выбор.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Поэтому создание условий для развития логического мышления началось с подбора дидактических и развивающих игр, пособий, в соответствие с возрастными возможностями детей, а также их разработка.
Одной из развивающих игр является довольно древняя, но в тоже время до сих пор пользующаяся популярностью головоломка — судоку. Разгадывание судокусистематически и с интересом приводит к следующим результатам у старших дошкольников:
Во-первых, игра улучшает память ребенка. Память и логика взаимодействуют постоянно, когда ребенок разгадывает судоку. Ребенок использует свою память, чтобы запоминать картинки, когда использует логику, думая над последующей пустой ячейкой.
Во – вторых, игра позволяет ребенку практиковать свое логическое мышление, когда разгадывает головоломку, и в конечном итоге улучшает ряд навыков, в т. ч. работы с цифрами.
Судоку помогает развить чувство времени. Дошкольники учатся принимать решения и предпринимать какие-то определенные действия гораздо быстрее и с меньшими колебаниями.
Так же эта головоломка улучшает силу концентрации. Судоку требует от ребенка стратегического мышления и творческого решения задач. Как только дошкольник перестает играть в середине игры, ему приходится снова начинать весь мыслительный процесс, что помогает развить силу концентрации.
И, наконец, немаловажный факт, что данная головоломка заставляет детей чувствовать «маленькую победу».
Цель игры: развитие пространственного и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей игры «Судоку для детей».
1. Развивать умение структурировать шаги алгоритма решения судоку;
2. Формировать умению планировать свою деятельность;
3. Развивать умение ориентироваться на плоскости и чувство времени;
4. Развивать память, внимание;
5. Закреплять и систематизировать представления детей по пройденным лексическим темам, темам по интересам детей;
6. Воспитывать усидчивость, стремление к достижению результата.
Методика использования развивающей игры «Судоку для детей»
Развивающая игра «Судоку для детей» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Принцип игры такой же, как и в классическом кроссворде-судоку, только здесь вместо цифр — изображения различных объектов (картинки, цифры также используются. Вариант судоку в картинках соответствует возрастным особенностям дошкольников и вызывает у них интерес.
Участники: дети, дети и педагог, дети и родители (на совместных мероприятиях, в домашних условиях).
Форма работы: индивидуальная, фронтальная (до 6 человек, работа в паре.
Способы проверки: самопроверка, взаимопроверка.
Ведущий: на первоначальных этапах — взрослый, далее -ребенок.
Этапы работы с развивающей игрой «Судоку для детей»:
1. Вводное занятие — знакомство с «судоку» (Приложение 4, в ходе которого дети узнают историю появления игры, знакомятся с правилами игры и готовым полем (33 клетки) с двумя или тремя пустыми клетками.
2. Освоение правил детьми (при необходимости — при помощи взрослого, самостоятельная деятельность с карточками-подсказками.
3.Вводятся усложнения игры: пустое поле (3 х 3 клетки, затем поле (4 х 4 клетки).
Инструкция для ребенка (с показом): чтобы решить судоку, ты должен заполнить пустые клеточки картинками так, чтобы ни одна картинка не повторялась в строчках и столбцах большого квадрата.
1 Вариант. Используя первоначальные картинки – подсказки на поле, необходимо заполнить оставшиеся свободные клетки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце каждая картинка встречалась только один раз. Для начала нужно рассмотреть карточку с заданием, затем найти ряды, в которых уже по условию известны фигуры. Найти необходимые карточки и положить на пустую клетку игрового поля. Проверить и потом двигаться дальше. И так до тех пор, пока не заполнятся все пустые клетки на карточке.
2 Вариант. У детей только пустое игровое поле. Нужно разложить квадратики по своим местам, опираясь на ранее полученные знания.
3 Вариант. Игра-соревнование между детьми.
Дидактическая игра «Летние судоку» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическую игру «Летние судоку» для детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет). Эта.
Дидактическая игра «Судоку «Дикие животные» Цель: развивать логическое мышление, создавать жизнерадостный настрой от участия в игре. Задачи: — повторить названия диких животных,.
Фотоотчет о деятельности детей подготовительной группы с магнитной игрой «Детское судоку» Классическая игра «Судоку» представляет собой игровое поле 9х9 клеток с девятью выделенными квадратами 3х3 клетки, все клетки надо заполнить.
Интерактивная дидактическая игра по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Судоку» Разработала воспитатель МБДОУ детский сад «Голубые дорожки» г. Волгодонска, Ростовской области Меркулова Елена Анатольевна. Уважаемые коллеги,.
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Судоку» Дидактическая игра для детей старшего возраста «Судоку» Цель игры: развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления;.
Настольная развивающая игра «Азбука безопасности» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию настольную развивающую игру «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ». Представляет собой папку — раскладушку,.
Развивающая игра для детей «Найди сокровища» Цель: Развитие воображения и мелкой моторики у детей раннего возраста. Оборудование: кошельки, портмоне, мешочки. бусины и всевозможные.
Развивающая игра «Найди нужный силуэт» для детей младшего дошкольного возраста Развивающая игра «Найди нужный силуэт» для детей младшего дошкольного возрастаПредлагаю на ваше обозрение развивающую игру «Найди нужный.
Развивающая игра своими руками для детей дошкольного возраста «Загадочный слоник» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, — идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.
Развивающая игра с тактильными дощечками для детей 3–6 лет Возраст: 3 — 6 лет Цель: развивать мелкую моторику рук, зрительную память, связную речь. Формировать самостоятельность. Ход игры Задания.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/razvivayuschaja-igra-sudoku-dlja-detei.html
Головоломки для детей Судоку
Описание материала: представляю вам разработку детского варианта судоку. Материал может быть интересен педагогам дошкольных учреждений.
Цель: развитие логического мышления.
Задачи: познакомить детей с логическими способами решения заданий. Научить мыслить. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению-уровень развития математических способностей и логического мышления.
Логика – наука, которая учит думать, размышлять, находить в рассуждении правильный ответ, способствует развитию интеллекта. Именно логика делает детей смышлеными, понимающими учебный текст, умеющими осмыслить и сформулировать полученные во время учебы знания. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Хорошим примером развивающих игр является довольно древняя, но в тоже время до сих пор пользующаяся популярностью головоломка-судоку.
Вариант судоку в картинках-очень интересен для детей.
Судоку может быть разных уровней сложностей, что облегчает подбор игры для детей разного возраста.
Давайте познакомимся с правилами.
Игровое поле состоит из квадрата, разделенного на 9 ячеек. В некоторых из них уже в начале игры расположены картинки. В зависимости от того, сколько ячеек уже заполнено, конкретное судоку можно отнести к легким или сложным.
Цель головоломки — необходимо заполнить свободные ячейки недостающими картинками так, что бы в каждой строке и в каждом столбце каждая картинка встречалась только один раз.
Варианты могут быть разные.
Это и распечатанные на бумаге и заламинированные для многократного использования цветные карты.
Источник статьи: http://ped-kopilka.ru/blogs/nadezhda-yurevna-maksimova/golovolomka-detskoe-sudoku.html
Распечатать судоку для детей, правила наглядно
Правила судоку для детей, распечатать детское судоку с квадратами 2*2, 2*3, 3*3. Задания с картинками, цифрами или цветами.
Судоку — это известная головоломка, обычно с цифрами, решаемая путем логической подстановки.
Судоку для детей также решается логически, но задания упрощены: вместо квадрата 9-го порядка, может использоваться квадрат 4-го, вместо цифр — картинки или цвета, другие символы, меньшее число цифр/символов может быть пропущено.
Если вы только начинаете рассказывать ребенку-дошкольнику правила судоку, в качестве примера используйте судоку с картинками, даже если ребенок уже знает цифры. Цифры для дошкольника все еще абстрактное понятие, а картинки — более знакомы и наглядны.
Правила судоку детям
В качестве образца для объяснения правил судоку, будем использовать простой квадрат 4*4 клетки (в классическом судоку — 9*9 клеток). Итого 16 квадратов-ячеек для заполнения.
Цель игры судоку — поместить все символы (цифры, картинки) в пустые ячейки.
Один и тот же символ должен присутствовать только один раз:
- в каждой горизонтальной линии (отмечено голубым цветом) — всего их 4,
- в каждом вертикальном столбце (отмечено красным цветом) — всего их 4,
- в каждом малом квадрате на 4 символа, обведенном жирной линией (отмечено зеленым цветом) — всего их 4,
- в классическом судоку 9*9 квадратов еще есть условие об уникальном символе в каждой диагонали. Но для детского судоку 4*4 это условие не существенно, так как по-другому и не выйдет.
В нашем квадрате судоку мы будем размещать цветы: нарцисс, ландыш, крокус и тюльпан.
В начале игры судоку некоторые поля уже заполнены изображениями. Поэтому необходимо выяснить, какое изображение для какого квадрата подходит. В судоку всегда только один правильный вариант решения.
Чтобы начать, посмотрите на строки, столбцы и области.
Верхняя горизонтальная линия: ландыш и нарцисс уже размещены. Значит не хватает крокуса и тюльпана. Если мы поместим вначале крокус, вертикальная линия не сложится — там уже есть крокус.
Значит первый квадрат может содержать только тюльпан.
Теперь легко найти цветок в конце первой горизонтальной линии. Тюльпан, ландыш и нарцисс уже размещены. Значит, не хватает крокуса.
Таким образом, размещаем крокус и получаем полную линию из 4 разных цветков.
Далее задачу было бы проще решить, добавив недостающий четвертый цветок в верхний квадрат справа. Но мы показываем алгоритм решения детям, поэтому посмотрим на вторую строку и первый столбец судоку.
На пересечении этой строки и столбца, там, где стоит знак вопроса, может располагаться только нарцисс, потому что тюльпан и крокус уже есть в столбце, а ландыш — в строке.
Заканчиваем первый столбик единственным недостающим цветком — ландышем.
Используя знание о том, что каждый столбик, строка и квадрат, обведенный жирной линией, может содержать только разные цветы, заполняем оставшиеся пустыми ячейки. Тут уже можно подключить вариативность и подставлять цветок именно туда, где его легче определить в данный момент.
Распечатать судоку для детей с картинками
Предложенные судоку решаются довольно просто. Для удобства картинки с «ответами» можно вырезать и накладывать сверху, или даже наклеивать на задание.
Для детей 3-4 лет
Малыши 3-4 лет тоже могут решать судоку, но им лучше ограничиться одним квадратом 3*3. Разные картинки должны содержаться по вертикали, горизонтали и диагонали.
Для детей 5-6 лет
Дети в 5-6 лет уже могут освоить алгоритм решения судоку 4*4, правила которого мы разбирали выше.
Для детей от 7 лет
Дошколята с блеском справятся с классическим судоку 9*9 квадратов с картинками. Есть еще необычный вариант детского судоку, где каждый малый квадрат на самом деле прямоугольник 2*3 ячейки.
Судоку для детей с цифрами
Судоку для детей по цветам
Самый удобный вид детского судоку. Здесь и цифры знать не нужно, и картинки вклеивать не обязательно. Квадратики можно просто закрашивать!
Источник статьи: http://www.analogi.net/detyam/razvitie-i-vospitanie/sudoku-dlya-detey