Структурные элементы городского ландшафта

Ландшафт городской среды

Городской ландшафт относится к искусственно преобразованным поверхностям, его элементы являются созданными по утверждённому проекту. Такой тип еще называют урбанизированным, что подчеркивает новизну и наличие крайних форм. Преобладающими являются такие элементы, как жилая застройка, транспортные коммуникации, промышленные и коммерческие территории. Зеленые массивы городского ландшафта приобретают черты садов и парков, то есть также несут признаки искусственной деятельности.

Формирование среды населенного пункта осуществляется с учетом таких нюансов, как:

1 . Структура выстраивания на основе взаиморасположения функциональных зон и их использования. При этом важным остается сохранение осей ландшафта, взаимосвязи антропогенных и природных форм. На первое место выводится построение четкой композиции, формируемой зелеными зонами, рельефом, водоемами, элементами благоустройства и малыми формами архитектуры.

2 . Порядок сохранения осей находится в зависимости от общей организации территории и её сложности, имеющихся и планируемых городских структур. Здесь необходимо оценить степень формирования ландшафта и его разделения на отдельные зоны, гармонично сочетать расчлененность территории и городские коммунальные структуры.

3 . Выделение основных структур и их сохранение в пределах границ экологического ареала города.

4 . Для оценки экологии применяются параметры речных систем на границах города (при их наличии). Анализу подлежат состав и объем водных масс, температура, биологическое разнообразие, сохранение годового хода.

5 . Контроль над градостроительной деятельностью, который определяется особенностью и месторасположением ландшафтного образования, соотношением пространств, процессами антропогенного и естественного функционирования.

Композиция пространства для городского ландшафта является определяющей. Она включает в себя отдельные составляющие пространства, результаты творческой деятельности по организации структуры. При этом учитываются конструктивные, функциональные и художественные требования, особенности восприятия человеком композиции, контрастов, нюансов, симметрии или асимметрии окружающего ландшафта. Гармоничность получаемой архитектурной формы зависит от ее масштабности, то есть от соотношения и соразмерности.

При формировании урбанистического городского ландшафта очень важен правильный подбор растений, группировка и дизайн зеленых зон. Это позволяет организовать правильную взаимосвязь архитектурных и природных композиций с преобладанием искусственных или естественных компонентов.

При разработке урбанистического ландшафта необходимо сосредоточить внимание на окружающем пейзаже и перспективе, сделать акцент на отдельных элементах. Ими могут стать группы деревьев или клумбы, скульптуры, водоемы, беседки. Выделяются линейная и воздушная перспективы, определяются формы взаимосвязи их отдельных элементов, влияние на стороннего наблюдателя.

При построении воздушной перспективы учитывается плотность воздуха и его прозрачность – чем меньше плотность, тем больше прозрачность. Линейная перспектива отражает особенности видимых форм и их пространственного положения. Чем дальше находится предмет, тем меньше он кажется, параллельные линии на горизонте должны сходиться в одной точке. На понижающейся местности такие линии должны сходиться ниже линии горизонта.

Источник статьи: http://gn50map.ru/map/parklands-map/part-003.php

1.4 Ландшафт города и функциональное зонирование поверхностной территории города

Под ландшафтом понимают природный географический комплекс, в котором все основные компоненты: климат, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир находятся в сложном взаимодействии и взаимообусловленности, образуя однородную по условиям развития единую неразрывную систему.

Читайте также:  Как нарисовать клумбу у дома карандашом

В зависимости от происхождения различают ландшафт: природный (сформирован исключительно под влиянием природных факторов и не затронут хозяйственной деятельностью), геохимический (участок поверхности с единым составом и количеством химических элементов), болотный, сельскохозяйственный, антропогенный и др.

Ландшафт антропогенный – ландшафт, преобразованный хозяйственной деятельностью человека настолько, что изменена связь природных компонентов в степени, ведущей к сложению нового по сравнению с ранее существующим на этом месте природным комплексом. В отличие от естественных ландшафтов, где природные процессы саморегулируются, развитие антропогенных ландшафтов контролируется и направляется человеком. Основными элементами и факторами, образующими структуру ландшафтов в городе, становится улично-дорожная сеть и инженерные коммуникации. Они определяют как направленность, так и интенсивность основных потоков вещества и энергии.

По степени урбанизированности ландшафт города группируют следующим образом:

– типично городские ландшафты (обычно это центральные районы крупных городов);

– городские ландшафты с включением элементов природы;

– природные ландшафты с включением искусственно созданных элементов;

В зависимости от экологической и функциональной структуры города выделяют восемь видов ландшафтов:

а) урбанизированные – определяют основные черты лица города; состоят из жилой застройки, промышленных территорий, транспортных коммуникаций, зеленых массивов, значительная часть которых приобрела облик садово-парковых ландшафтов;

б) индустриальные – промышленные образования с выраженным силуэтом, занимающие значительные территории;

в) коммуникации ленточные – антропогенные образования, представленные не только лентой железной или автодороги, но и прилегающими к ним придорожным полосам;

г) девастированные – появляются как результат горнодобывающей и другой хозяйственной деятельности, ведущей к снятию растительного покрова, почвы и образованию карьеров с оголенной горной породой; они подлежат плановой рекультивации с дальнейшим использованием земель для лесного и сельского хозяйства или создания рекреационных объектов;

д) агрокультурные – ландшафты сельских поселений (пригородные деревни, села, хутора), производственных зон совхозов и колхозов, фермерских хозяйств, пашен, лугов, садов;

е) лесохозяйственные – природные лесохозяйственные угодья, чаще приобретающие облик рекреационных;

ж) гидроморфные – водные пространства, имеющие разное функциональное назначение;

з) рекреационные – относительно новый тип ландшафтов для отдыха городского населения.

Все перечисленные ландшафты взаимосвязываются посредством комплексного ландшафтного планирования, которое предполагает тесное сотрудничество всех отраслей хозяйства, принимающих участие в землепользовании и организации территории.

Структура планировки современных городов сложна и многообразна. Но в ней выделяют следующие функциональные зоны: центральную, промышленную, жилую, санитарно-защитную, внешнего транспорта, коммунально-складскую, зону отдыха.

Центральная зона города включает в себя, кроме исторического ядра, ближайшую к нему застроенную территорию. С момента своего создания эта зона существенно трансформировалась, расширилась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку и исторически ценные здания.

Промышленная зона предназначается для размещения промышленных предприятий и связанными с ними объектов. Эта зона является основным источником загрязнения окружающей среды. Для улучшения процессов рассеивания газообразных выбросов в атмосферу предприятия располагают на более высоких отметках местности, увеличивая тем самым фактическую высоту выброса. Наоборот, предприятия с загрязненными промышленными площадками во избежание смыва загрязнений ливневыми водами на жилую территорию должны размещаться на более низких отметках, чем жилая территория и зона отдыха.

Читайте также:  Огород для детей прикольные

Санитарно-защитная зона предназначена для уменьшения отрицательного влияния промышленных и транспортных объектов на население. Организация санитарно-защитных зон не исключает необходимости оборудования предприятий очистными сооружениями, а является всего лишь дополнительным мероприятием борьбы с загрязнением городской среды.

Жилая (селитебная) зона предназначена для размещения жилых районов, общественных центров, зеленых насаждений. В ней запрещено строительство промышленных, транспортных и иных предприятий, загрязняющих окружающих человека среду.

Коммунально-складская зона предназначена для размещения торговых складов, складов для хранения овощей и фруктов, предприятий по обслуживанию транспорта (депо, автопарки), предприятий бытового обслуживания. Коммунальноскладскую зону размещают вне жилой территории.

Зона внешнего транспорта служит для размещения транспортных коммуникаций пассажирских и грузовых железнодорожных станций, портов, пристаней и др. Жилую застройку городов и других населенных пунктов рекомендуется отделять от железнодорожных линий санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железнодорожной линии в выемке санитарно-защитная зона может быть уменьшена. Зона отдыха включает городские и районные парки, лесопарки, спортивные комплексы, пляжи, дачные поселки, курорты, места туризма. Лесопарковая зона, городские и другие участки территории, отведенные и специально приспособленные для отдыха людей, называют рекреационными зонами.

Пригородная зона обеспечивает город необходимыми для его жизнедеятельности природными ресурсами, прежде всего водными, и служит местом производства малотранспортабельной и скоропортящейся сельскохозяйственной продукции. Она часто становится поставщиком для строек города строительных материалов из добываемых здесь же глины, песка, гравия, известняка, если такое производство не вступает в резкое противоречие с требованиями охраны ОС. Пригородная зона служит и зоной отдыха. В пределах пригородной зоны размещаются многие объекты жилищно-коммунального комплекса (водопроводные станции, полигоны для захоронения отходов, мусороперерабатывающие заводы, тепловые электростанции). Здесь же обычно располагаются наиболее сложные и емкие по территории транспортные устройства и системы (аэропорты, сортировочные и грузовые станции, грузовые речные порты). Радиус пригородной зоны больших городов составляет: для города числом жителей от 0,1 до 0,5 миллионов – от 20 до 25 км; от 0,5 до 1миллионов – от 25 до 30 км; свыше 1 миллиона – 35 км.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник статьи: http://bio.wikireading.ru/29135

Городские ландшафты

В настоящее время около 50% населения земного шара проживает в городах, причем доля городского населения постоянно увеличивается. Городские ландшафты, занимающие не более 4% площади суши, становятся главной, преимущественной средой обитания человека.

Большинство городов располагается в экотонных ландшафтно-географических позициях. Особенно это характерно для древних городов. Типы положения городов:

1. Города, распложенные в речных долинах и на примыкающих частях междуречий – Киев, Москва, Париж. Образуются городские катены.

2. Приморские города, часто расположены в устьях рек – Лондон, Нью-Йорк, Петербург, Астрахань.

3. Межгорно-котловинные и горно-долинные города – Тбилиси, Кабул, Мехико.

4. Подгорные города – Алма-Ата, Ашхабад, Владикавказ.

В городских ландшафтах наиболее кардинально изменена природа исходного ландшафта. Крупный современный город – искусственный рукотворный природно-антропогенный ландшафт. Городские ландшафты – ярко выраженные импактные геосистемы.

Наиболее сохранившейся от исходного природного ландшафта в городах остается литогенная основа. Это касается крупных мезоформ рельефа, мелкие неровности обычно подвергаются искусственному нивелированию. В старинных городах веками накапливался «культурный слой» антропогенных наносов.

Читайте также:  Теплица теплая для выращивания рассады

Однако в целом планировка городского ландшафта должна адаптироваться к неровностям рельефа. Существует два типа городов: многоярусные (Москва, Париж, Одесса) и одноярусные (Петербург, Рига, Смоленск). Многоярусные города более разнообразны и эстетически привлекательнее, однако прокладывание в них транспортных артерий и коммуникаций гораздо сложнее.

Наряду с естественным в городах создается техногенный архитектурный рельеф. Это рельеф застроенных массивов и сочетающихся с ними открытых пространств – улиц, площадей, скверов, парков. В результате образуются сквозные искусственные «долины» городских магистралей. Такой своеобразный архитектурный рельеф оказывает большое влияние на циркуляцию воздушных масс в городе и местный городской климат, в особенности микроклимат (микроклимат двора, газона, асфальтового покрытия).

В современных крупных городах существенно трансформируется тепловой баланс. Городские ландшафты обычно являются «островами тепла», температура на 1–2 теплее, чем в смежных районах. Это связано с тепловым загрязнением и особенностями поверхности городских ландшафтов.

Городской архитектурный рельеф определенным образом влияет на скорость и направление ветра. В целом скорость ветра падает в 1,5–2 раза, однако вдоль крупных магистралей, особенно если их направление совпадает с направлением господствующих ветров, дуют сильные «коридорные ветры». Во внутриквартальных полузамкнутых котловинах часто происходит застой воздушных масс.

Из-за большой шероховатости поверхности городского ландшафта и обилия ядер конденсации в городах повышено количество атмосферных осадков (на 20–30 мм в год).

Особую опасность представляет загрязнение воздушного бассейна города выбросами промышленных, энергетических и транспортных систем. Помимо опасных химических соединений — CO2, SO2, Pb, Zn, As, Co воздух загрязнен опасными патогенными микроорганизмами, переносящими холеру, чуму и др. болезни. Основные источники биологического загрязнения – канализация, свалки, отстойники, поля орошения.

В условиях безветренной антициклональной погоды загрязненный воздух застаивается в городском ландшафта, особенно, если город расположен в геоморфологической депрессии, где наблюдается температурная инверсия воздушных масс (Усть-Каменогорск, Тбилиси, Мехико). Загрязнение воздуха служит главной причиной образования смогов – аэрозолей, состоящих из дыма, тумана и пыли. Различают влажный (Лондонский), ледяной (Аляскинский) и сухой (Лос-Анджелесский) типы смогов. Сухой смог образуется в газовых выбросах под действием ультрафиолетовой радиации Солнца (Лос-Анджелес, Токио, Милан, Алма-Ата).

В городах очень важна проблема кислородного обеспечения. Кислород вырабатывается зелеными насаждениями, потребляется при работе транспорта и дыхании людей. Москву от кислородного голодания спасает атмосферная циркуляция – западный перенос. В более тяжелых условиях оказываются города, орографически изолированные.

Территориальная дифференциация городского ландшафта определяется как природными, так и антропогенными факторами. Среди природных факторов главным выступает литогенная основа и прежде всего рельеф. Главным антропогенным факторов дифференциации городского ландшафта является социально-экономическое назначение, социально-экономическая функция определенной части города. Город должен обеспечивать жилье, работу, образование, отдых, лечение, коммуникации для своих жителей. В соответствии с этими требованиями в городском ландшафте выделяются функциональные зоны:

Перечисленные функциональные зоны городского ландшафта нередко сложно переплетаются.

Источник статьи: http://helpiks.org/8-612.html

Оцените статью