Строение_тела_гриба_6_класс

Урок по теме: « Строение грибов. Съедобные и ядовитые грибы»
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Цель урока: формировать знания о многообразии грибов, их строении, особенностях жизнедеятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

— развивать понятие о многообразии живых организмов;

— познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов;

— научить различать съедобные и ядовитые грибы;

— познакомить учащихся с правилами сбора грибов;

— познакомить с признаками отравления ядовитыми грибами и мерами первой помощи.

Развивающие:

— продолжать формировать умения выделять главное, сравнивать;

— работать с текстом учебника;

— выдвигать гипотезы, доказательства и опровержения.

Воспитательные:

— продолжать формировать познавательный интерес к предмету;

— развивать коммуникативные качества;

— воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.

Оборудование: муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», таблица «Съедобные и ядовитые грибы», лупа, шляпочные грибы (шампиньоны).

Скачать:

Предварительный просмотр:

« Строение грибов. Съедобные и ядовитые грибы»

«Биология. Грибы. Бактерии. Растения»

Автор работы: Серова Наталья Юрьевна, учитель биологии и химии

программа: примерная программа основного общего образования по направлению биология «Биология 5-11 класс» к комплекту учебников созданных под руководством В.В Пасечника

Цель урока: формировать знания о многообразии грибов, их строении, особенностях жизнедеятельности.

— развивать понятие о многообразии живых организмов;

— познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов;

— научить различать съедобные и ядовитые грибы;

— познакомить учащихся с правилами сбора грибов;

— познакомить с признаками отравления ядовитыми грибами и мерами первой помощи.

— продолжать формировать умения выделять главное, сравнивать;

— работать с текстом учебника;

— выдвигать гипотезы, доказательства и опровержения.

— продолжать формировать познавательный интерес к предмету;

— развивать коммуникативные качества;

— воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.

Оборудование: муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», таблица «Съедобные и ядовитые грибы», лупа, шляпочные грибы (шампиньоны).

II. Проверка ранее полученных знаний. Биологический интерактив.

Ребятам раздаются карточки с заданием вставить пропущенные слова. После выполнения задания на экран высвечиваются правильные ответы, где вставленные слова выделены красным цветом.

  1. В состав оболочек растительных клеток входит особое вещество………. придающее им прочность. (целлюлоза).
  2. Выделяют несколько видов растительных тканей: ……, ……., ……., ……… и ……… . ( покровную, основную, механическую, проводящую, образовательную).
  3. По способу питания бактерии делятся на две группы: ……… и ………. (сапротрофы и паразиты).
  4. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество ……… характерное для животных. (хитин)
  5. Тело гриба состоит из тонких белых нитей, образующих ……. или …… . (грибница или мицелий).

III. Изучение нового материала.

Осень, дождь на целый день,

Одноножкам в шляпках. (Грибы)

Учитель: Ребята, как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?

Уч-ки: (предполагаемый вариант ответа учащихся):

Читайте также:  Волк_луна_лес_эскиз

— Тема урока « Грибы. Съедобные и ядовитые».

Учитель: Ребята, а что бы вам хотелось узнать об этих организмах?

— как много грибов на земле ;

— каковы особенности строения грибов;

— как различать съедобные и ядовитые грибы;

— как правильно собирать грибы.

-На эти и многие другие вопросы вы сможете получить ответы в ходе сегодняшнего урока.

Сейчас я предлагаю вам заполнить табличку «Я знаю – я узнал», первый столбик таблицы заполните сейчас, напишите, что вы знаете о грибах, а второй столбик заполните в конце урока.

Физминутка. (Учитель заранее приготовил натуральные грибы: шампиньоны или вешенки, если таковых нет, то карточки с изображением грибов, запрятав их в пределах рабочего места каждого из учеников.Чтобы найти «грибы» ребятам нужно нагнуться, присесть, походить, потянуться).

— Ребята, наука, которая изучает грибы называется микология, от греческого слова микос – гриб. А как называют человека, который любит собирать грибы?

Уч-ль: Представьте себя грибником и поищите грибочки на своем рабочем месте.

Найденные грибы, ребята кладут на стол. Они пригодятся им в ходе дальнейшей работы.

Уч-ль: Откройте учебники на странице 38. Самостоятельно прочтите текст «Строение грибов» и составьте 3 вопроса для своих товарищей.

После почтения текста 2-3 учащихся по желанию зачитывают свои вопросы, остальные отвечают на них. При необходимости учитель может дополнить ответы учащихся.

Гриб имеет довольно сложное строение. Некоторые грибы одноклеточные организмы, но большая их часть многоклеточные. Оболочка клетки грибов содержит хитин – органическое вещество характерное для животных.

Основная часть гриба находится в почве – грибница (мицелий) и состоит из ветвящихся белых нитей – гифов , на которых закладываются и развиваются плодовые тела. Именно плодовые тела мы называем грибами.

Плодовое тело чаще всего состоит из шляпки и ножки. Около месяца оно растёт под землёй, но выйдя на поверхность, очень быстро увеличивается в размерах. Мы привыкли к плодовым телам обычной формы – зонтообразная или воронковидная шляпка на ножке. Но есть и другие: у дождевика пузыревидное плодовое тело замкнуто; оно лопается, когда созревают споры. Молодые плодовые тела у них съедобны. У других грибов плодовое тело может иметь причудливую форму и яркую окраску. Гифы грибницы состоят из клеток, расположенных в один ряд. Клетки двуядерные и не имеют пластид. Шляпка и ножка состоит из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенный разными пигментами, и нижний.

Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов шляпочных грибов»

1.Рассмотрите шляпочный гриб (плодовое тело). Найдите основные части Как они называются? (пенёк и шляпка).

2.Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки.

3.Зарисуйте в тетради строение гриба и подпишите его части.

Питание грибов. (Рассказ учителя с элементами беседы).

На какие группы делятся грибы по способу питания?

Какие грибы называются сапрофитами, а какие паразитами?

Читайте также:  Лес_который_дает_тень

К какой группе по способу питания относятся шляпочные грибы?

Вопрос к классу: Почему грибы так называются: подберёзовик, подосиновик, ольховая огнёвка? (растут только под определёнными деревьями).

Между корнями деревьев и грибницей гриба устанавливается очень тесная связь, полезная и грибу, и дереву.

Как называется такая взаимовыгодная связь двух организмов? (симбиоз)

Грибница заменяет корням деревьев корневые волоски, всасывая для них из почвы воду и минеральные вещества, получая от деревьев органические вещества. Такая взаимовыгодная связь называется – симбиоз, а сросшиеся корень и грибница- грибокорень (микориза).

Размножение грибов. Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунком учебника стр. 39.

При помощи чего размножаются грибы?

В какой части гриба созревают споры?

Как распространяются споры?

Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Уч-ль: Ребята, как вы думаете, все ли грибы можно использовать в пищу?

Как проявляются признаки отравления?

Уч-ся высказывают свои предположения. При необходимости уч-ль дополняет ответы.

Признаки отравления грибами

1.Резко возникает слабость и недомогание.

2.Появляется бледность кожных покровов.

3.Наблюдается нарушение дыхания и сердечного ритма.

5.Появляется тошнота и рвота.

Первая помощь при отравлении

  1. Вызвать скорую помощь.
  2. До прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту.
  3. Дать таблетки активированного угля из расчёта 1 таблетка на 10 кг массы тела.

Уч-ль: Ребята, давайте вспомним тему нашего урока. Скажите, на все ли вопросы вы сегодня получили ответы? Давайте вернемся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Пришло время заполнить и ее вторую часть.

Уч-ся записывают в таблицу, что нового они узнали о грибах.

Уч-ль: Объясните смысл следующих пословиц:

*По грибы ходи непременно — грибы хлебу замена.

*Чтобы грибов крепких набрать, надо рано вставать.

Домашнее задание: п. 7.- для всех

Изготовить книжку малышку «Пословицы и поговорки о грибах» -по желанию

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Грибы съедобные и ядовитые»

Научить воспитанников различать ядовитые и съедобные грибы. В данной работе имеются стихотворения о грибах и много загадок, отгадав которые дети узнают много нового и интересного.

Узнавание съедобных и ядовитых грибов

Лабораторная работа по природоведению на тему узнавания седобных и ядовитых грибов.

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые

Предмет: биологияКласс: 6Тема урока: Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые.Лабораторная работа «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» Цели урока:Цели урока:Обучающие:-Ознакомить с особ.

Разработка урока «Грибы съедобные и ядовитые»

Разработка урока о грибах. 5 класс. ФГОС ООО.

Урок по окружающему миру на тему: «Съедобные и ядовитые грибы»

Урок был проведён в 8 классе с учащимися с умеренной умственной отсталостью. У учащихся плохо развита мелкая моторика, поэтому в основном для индивидуальной работы детям предлагаются раскраски.

Лабораторная работа № 1 Распознавание съедобных и ядовитых грибов

7 ласс (по Сонину) Лабораторная работа № 1 Распознавание съедобных и ядовитых грибовЦель: научиться распознавать по внешнему виду съедобные и ядовитые грибы.

Урок «Съедобные и ядовитые грибы»

Урок «Съедобные и ядовитые грибы&quot.

Источник

1. Общая характеристика грибов

Царство грибов насчитывает около \(100\) тыс. видов. Изучением грибов занимается наука микология (от греч. микес — «гриб», логос — «учение»).

Читайте также:  Химический_состав_кефирного_гриба

Грибы широко распространены на нашей планете. Они живут везде, где есть органические вещества. Можно сказать, что всё вокруг заселено грибами. Они живут в почве, на живых организмах и на их остатках. Грибы можно найти в морской воде, в песках пустыни и высоко в горах.

Грибы бывают одноклеточные и многоклеточные. Эти организмы относятся к эукариотам, так как в их клетках есть ядро.

Грибы занимают особое положение в системе органического мира, но у них есть некоторое сходство с растениями и животными.

Грибы, как и растительные организмы, неподвижны, всю жизнь растут верхушкой, состоят из клеток, покрытых клеточными стенками. Они могут синтезировать биологически активные вещества (витамины и гормоны), а для дыхания им нужен кислород. Грибы, как и растения, могут размножаться вегетативно.

Грибы, как и животные, не могут самостоятельно синтезировать органические вещества и являются гетеротрофами. Клеточные стенки грибов содержат хитин — вещество, которое образует покров тела пауков, раков и насекомых.

Вегетативное тело гриба состоит из гиф — тонких ветвящихся нитей, которые образуют мицелий, или грибницу.

shutterstock_1249697644.jpg

У низших грибов мицелий образован одной сильно разветвлённой клеткой , так как в их гифах нет перегородок.

У высших грибов гифы разделены на клетки (гифы многоклеточные), причём эти клетки могут быть одноядерными или многоядерными. Высшие грибы могут формировать плодовые тела . То, что мы в быту называем «грибами», и есть плодовые тела. В плодовом теле гриба выделяют шляпку и ножку.

Строение гриба (3).png

Из гиф образованы сама грибница и плодовое тело, в котором образуются споры.

Грибы не способны самостоятельно производить органические вещества. Они, как и животные, используют готовые вещества, произведённые другими живыми организмами. Но в отличии от животных грибы пищу не заглатывают, а всасывают поверхностью клеток. В этом они похожи на растения.

Многие грибы являются сапротрофами , потребляющими органические вещества отмерших организмов. Есть среди грибов и такие, которые питаются веществами живых организмов. Это грибы- паразиты .

Грибам характерно бесполое и половое размножение.

Способы бесполого размножения : спорообразование (с помощью особых клеток — спор) или вегетативное размножение (участками грибницы или почкованием — у одноклеточных дрожжевых грибов).

П оловое размножение также осуществляется разными способами. У некоторых грибов образуются и сливаются специализированные половые клетки, а у других соединяются клетки двух нитей грибницы.

Роль грибов в природе велика. Поселяясь на органических остатках, грибы превращают сложные соединения в простые, включают их в круговорот веществ и повышают плодородие почвы.

Некоторые виды грибов используют для получения лекарств. Съедобные грибы — ценный продукт питания. Грибы используют в хлебопечении, изготовлении сыров, вина и т. д.

Но грибы могут быть и вредными. Грибы-паразиты вызывают заболевания у человека, животных и растений. Грибы делают непригодными пищевые продукты, разрушают разные строения. Известны ядовитые грибы, которые могут вызвать тяжёлое отравление.

Источник

Оцените статью