Строение_шляпочного_гриба_трубчатые

Шляпочные грибы их строение и жизнедеятельность. Лабораторная работа №7. «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Изучить особенности внешнего строения и жизнедеятельности шляпочных грибов.

— Расширить знания о царстве Грибов, показать особенности организации шляпочных грибов, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания;

— Изучить особенности внешнего строения шляпочных грибов.

-Формирование осмысленного исполнения заданий практической направленности;

— Формирование познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.

— Развитие умения сравнивать;

— Развитие умений работать с коллекциями и муляжами грибов;

— Развить практическую направленность;

— Обеспечить условия для самовыражения учащихся и развития их способностей.

— Развить у учащихся память, мышление и внимание.

— Развить у учащихся способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

— Развить у учащихся социальную компетентность: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

— Воспитать у учащихся бережное отношение к природе,

— Сформировать у учащихся мировоззрение, научное видение органического

— Формирование экологического воспитания, умения вести себя в коллективе;

— Формирование чувства ответственности;

— Активизация творческих проектных способностей;

— Повысить уровень внутренней культуры личности через формирование собственного отношения к Земле, природе родного края.

— Формирование условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию

Практическое занятие, изучение нового материала .

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Таблица «Схема строения шляпочных грибов», рисунки, открытки с изображением грибов, муляжи и модели, лабораторное оборудование, электрические микроскопы.

— метод контроля и самоконтроля,

— метод стимулирования и мотивация обучения.

Проблемные вопросы учебной темы:

1. По каким характерным признакам Шляпочные грибы относят к царству Грибов.

2. Какой способ приспособления к среде обитания существует у грибов?

Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные):

Предметные результаты:

1. Формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

2. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин, гифы, пластинчатый, трубчатый грибы, споры, гетеротрофное питание.

Метапредметные результаты:

1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать, учебное взаимодействие при лабораторной работе в группе (паре).

1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности , выдвигать версии

2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Читайте также:  Гриб_рис_его_польза

Личностные результаты:

1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

1. Используя дополнительные источники литературы, выпишите пословицы, поговорки о грибах.

2. Создайте книжку — малышку о пользе грибов?

3. Предложите свои методы выращивания грибов в домашних условиях.

4. Составьте памятку о пользе и вреде шляпочных грибов.

Актуализация знаний (1 мин).

Трудно найти место на земном шаре, где не было бы этих существ; их можно встретить в любых лесных массивах, на пнях, возле дорог

В старину их называли частью лица, существовало много пословиц про них. Что это за существа?

И так ребята, что мы будем изучать на уроке? Чтобы узнать сегодняшнюю тему, отгадайте ребус.

РГИЫБ

Правильно, ребята. Открываем тему на доске. Цель нашего урока изучить особенности внешнего строения и жизнедеятельности шляпочных грибов.

Тема урока: « Шляпочные грибы их строение и жизнедеятельность. Лабораторная работа №7. «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

II. Мотивация к учебной деятельности (4 мин).

— К какому царству относят данные организмы? (Грибы)

-Можно ли их сравнить с растительной клеткой? Почему? (

Да, (Способ питания – всасывания, неподвижны, имеют жёсткую клеточную стенку, рост неограничен).

-Можно ли их сравнить с животной клеткой? Почему?

Да, — (Способ питания – гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами, запасной продукт гликоген).

Какие особенности строения грибов вы заметили? (Состоит из шляпки, ножки, мицелия: шляпка имеет пластинки (пластинчатый гриб или трубочки (трубчатый), Симбиоз

— С помощью каких методов можно изучать данные организмы? (наблюдение, измерение, эксперимент, микроскопический метод)

— Как называется биологическая наука, изучающая грибы?

— Где обитают данные организмы?

-Бывают ли грибы ядовитыми или полезными Как можно это доказать? (Да, Симптомы заболевания)

Открывам на доске ключевые слова: шляпочные грибы, мицелий, грибница, гифы, пластинчатый, трубчатый, симбиоз, спора, съедобный, несъедобный гриб, спора, микология.

III . Целеполагание. Планирование. (6 мин)

Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных мест царств живой природы в царство Грибов – класс Базидиомицеты (Шляпочные грибы).

Предлагаем учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о грибах, обитающих на земле, и ответы фиксируем на доске в виде схемы:

-Дают характеристику царству.

Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.

IV “Открытие нового знания”.

Задание №1. Прочитав текст, в учебнике выполните задание.

Перед вами интерактивный рисунок, рассмотрите его и подпишите составные части шляпочного гриба, используя полученные знания на уроке биологии. Желаю удачи!

Задание №2. Для установления особенностей внешнего строения шляпочных грибов организуем лабораторную работу с изучением особенностями строения плодовых тел шляпочных грибов. Используются муляжи, таблицы с их изображением.

Читайте также:  Сакура_можно_ли_есть_ягоды

Предварительно знакомят школьников с некоторыми чертами образа жизни грибов (места обитания, время массового лета, характер питания.

Лабораторная работа №7

«Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов»

Цель: ознакомиться с характерными особенностями базидиомицетов.

1. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов.

2. Пользуясь учебником, выясните названия этих грибов.

3. Определите цвет, форму, размер гриба.

4. Отделите шляпку от ножки, переверните шляпку нижней стороной.

5. Отделите шляпку от ножки, переверните шляпку нижней стороной. Сравните нижние поверхности шляпок. Найдите на одном грибе пластинки, на другом — трубочки

6. Отметьте, что нижняя часть у шампиньона, лисички, опят она пластинчатая, а у белого гриба, подосиновика, подберёзовика —трубчатая. (Молодые шляпки шампиньона закрыты покрывалом, которое позже раскрывается).

7. Зарисуйте один пластинчатый, второй трубчатый гриб, подпишите основные части гриба.

8. Препаровальным ножом сделайте продольный разрез пластинчатого, а затем трубчатого гриба.

9. Рассмотрите под лупой одну пластинку и трубочку.

10. Рассмотрите при малом, а затем при большом увеличениях микроскопа выполненного перпендикулярно длине пластинок. препарат среза пластинчатого и трубчатого спороносного слоя.

11. Найдите отверстия трубочек, в которых находятся споры.

12. Найдите пластинки, на которых находятся споры.

13. Зарисуйте схему, обозначьте места возникновения спор.

14. Сделайте вывод, чем отличается пластинчатый гриб от трубчатого?

«Особенности строения плодовых тел шляпочных грибов».

Гифы ножки гриба плотно прилегают друг, к другу образуя нити грибницы.

Гифы ножки гриба плотно прилегают друг, к другу образуя нити грибницы.

Рассмотрим нижнюю поверхность шляпки с помощью лупы.

Видны отверстия трубочек. В трубочках шляпки образуются особые клетки — споры.

Шляпка с нижней стороны имеет пластинки со спорами.

Рассмотрим споры гриба под большим увеличением (300 раз).

Даже небольшое плодовое тело образует миллионы спор, а часто их бывает десятки и даже сотни миллионов. Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся током воздуха.

По окончании работы , в беседе выясняются вопросы: какое строение имеет плодовое тело шляпочных грибов? Из чего оно состоит? Назовите черты сходства и отличия и в строении шляпочных грибов?

Таким образом, учащиеся подводятся к выводу, в котором отмечаются особенности шляпочных грибов. Плодовые тела шляпочных грибов служат для образования спор. Трубочки и пластинки позволяют во много раз увеличить поверхность, на которой образуются споры. Споры — это органы размножения грибов, они образуются в огромных количествах в трубочках. Размер споры в длину составляет одну сотую долю миллиметра и имеет яйцевидную форму.

Установите соответствие между шляпочными грибами и группами, к которым они относятся (Пластинчатые или трубчатые).

V Физкультминутка (2 мин).

Мы к лесной лужайке вышли, (ходьба высоко поднимая колени)
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ягоды, ГРИБОЧКИ.
Кто высоко так шагал ─
Не споткнулся, не упал.
Гриша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел. (ходьба на месте)
Раз — грибок, (наклоны корпуса вперёд)
Два — грибок,
Три — грибок,
Положил их в кузовок
Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три — (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Мы пошли с тобой в лесок И увидели грибок.
Раз грибок, два грибок И набрали кузовок.
А как птичка-то поёт! Восхищается народ.
Вон река неглубока. Мы поплаваем пока.
Брасом, кролем.

Читайте также:  Рецепты_салатов_грибами_жареными

VI Заключение . Применение нового знания

Задание №1. Перед нами, ребята, грибы. Чем они отличаются друг от друга?

– Я утверждаю, что эти грибы съедобные?

–Что необходимо знать о грибах, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

–А как вы думаете какие правила и меры предосторожности помогут нам обезопасить себя?

Задание №3. Выполните задание. Разложите грибы по местам. В корзинку положите съедобные шляпочные, а ядовитые в ведерко.

Задание №2.Расшифруйте название гриба, определите трубчатый
и или пластинчатый гриб, съедобный или ядовитый.

Задание №3. Разгадайте кроссворд «Грибы Забайкалья и Прибайкалья»

Источник

2. Шляпочные грибы: трубчатые и пластинчатые

Шляпочными грибами называются такие грибы, у которых плодовые тела состоят из шляпки и ножки. К ним относятся известные всем лисички, подосиновики, подберёзовики, шампиньоны, белые грибы и многие другие.

Грибница шляпочных грибов живёт в почве, в лесной подстилке. Её можно обнаружить, если осторожно снять верхний слой почвы возле срезанного гриба (т. е. плодового тела). Там можно увидеть белые тонкие ветвящиеся нити. Это и есть грибница. Клетки грибницы всасывают питательные вещества, разрастаются и образуют плодовые тела.

Ножка и шляпка плодового тела образованы нитями грибницы, которые плотно прилегают друг к другу. Ножка служит опорой для шляпки. Она образована одинаковыми нитями. В шляпке выделяют два слоя. Верхний слой покрыт окрашенной кожицей. В нижнем слое образуются и созревают споры.

Шляпочные грибы различаются по строению нижнего слоя. Есть трубчатые грибы , у которых нижний слой образован тонкими трубочками.

У других грибов нижний слой шляпки состоит из большого количества пластинок. Это пластинчатые грибы .

mushroom-gf119df01f_640.png

К трубчатым грибам относятся маслята, белые грибы, подберёзовики,подосиновики, а к пластинчатым — лисички, шампиньоны, рыжики, грузди, волнушки.

Источник

Оцените статью