«Летний сад» А. Ахматова
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
Анализ стихотворения Ахматовой «Летний сад»
Образ сада нередко встречается в лирике Ахматовой. Причем речь идет о стихотворениях разных периодов. Эта особенность позволила Лихачеву назвать Анну Андреевну последним из поэтов, отводивших паркам и садам важнейшую роль в творчестве. По его мнению, в художественном мире Ахматовой сад ассоциировался с Эдемом, выступал в качестве символа «настоящего и счастливого бытия». Стихотворение «Летний сад», датированное 1959 годом, относится к поздней поэзии Анны Андреевны. В нем явно преобладают личные интонации автора. Перед читателями предстают воспоминания лирической героини. Посредством выбора глаголов и деепричастий – мерещится, шепчутся, помнят, любуясь – Ахматова демонстрирует, что прошлое в ее душе живее настоящего. Оно не забыто, по-прежнему актуально.
Летний сад в произведении связан с упомянутым выше Эдемом. Во-первых, через титульный образ – розы. Здесь стоит вспомнить концепцию рая, представленную в «Божественной комедии» Данте. В финале перед поэтом раскрывается «небесная Роза», представляющая собой местопребывание блаженных. Во-вторых, через упоминание ограды. Конечно, решетка Летнего сада отличается художественным совершенством, но в стихотворение Ахматовой она попала не только из-за красоты. Ограда – характерная черта райских садов. Она олицетворяет изолированность от греха, спасение. При помощи нее удается создать мир умиротворенный, спокойный, дружественный человеку.
В стихотворении Анны Андреевны есть пересечения не только с религиозными мотивами, но и русской поэзией. «Летний сад» полемизирует с поэмой «Соловьиный сад» Блока. В обоих случаях в центре текста оказывается сад с оградой и розами, при этом обе детали наделены символическим сверхсмыслом. Тем не менее, концептуально произведения различны. У Блока пространство сада противопоставляется реальности, оно совершенно несовместимо с обыденной жизнью. Ахматова предлагает читателям другой вариант. В ее стихотворении духовная реальность соединяется с эмпирической. Не только к Блоку обращается Анна Андреевна. Образ затопленной статуи отсылает к стихотворению Анненского «Я на дне, я печальный обломок…». Плывущий через века лебедь рождает ассоциации с «царскосельской» поэзией (Гумилев, Державин, Жуковский и так далее).
«Летний сад» – спокойное и мудрое произведение человека, у которого можно отнять все, но только не воспоминания о прошлом, о звуках и запахах, о давно ушедших людях.
Источник
Анна Ахматова — Летний сад: Стих
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
Анализ стихотворения «Летний сад» Ахматовой
Произведение «Летний сад» было создано А. Ахматовой в поздний период творчества (1959 г). Оно проникнуто печальными размышлениями поэтессы о давно ушедшей молодости, которая уже никогда не вернется.
Лирическая героиня мечтает вернуться в прошлое, когда ее чувства и ощущения были еще наполнены молодостью и свежестью. Она вспоминает о «единственном саде», в котором она проводила самые лучшие дни. Расположенные в том саду статуи бережно хранят воспоминания о юной поэтессе. Она хотела бы вновь услышать воображаемый «мачт корабельных… скрип», увидеть плывущего лебедя.
Молодость лирической героини была самым счастливым временем в ее жизни. Возврат в прошлое позволил бы сбросить с себя невероятно тяжелый груз прожитых лет, забыть обо всех радостях и огорчениях взрослой жизни. Поэтесса использует очень яркий образ для описания этого долгого времени: мертвый сон «сотен тысяч шагов врагов и друзей».
В произведении четко прослеживается двойственность образов: «статуи помнят» — «я их… помню»; «царственные липы» — «мачты корабельные»; «лебедь» — отраженный в воде «двойник»; «врагов и друзей». Это противопоставление подчеркивает различие между прошлым и настоящим, старым Петербургом и современным Ленинградом.
Летний сад ассоциируется у Ахматовой с райским Эдемом. Это таинственное место, где творческий человек может почувствовать настоящую свободу. Сад уже не принадлежит этому миру, поэтому найти его можно только в прошлом. Лирическая героиня совершает мысленную прогулку по своему саду. Мимо нее проходит бесконечная вереница теней. Временные границы стираются, но пространственные остаются: «от вазы гранитной до двери дворца». В таинственном саду царит волшебная атмосфера: «шепчутся белые ночи», «все перламутром и яшмой горит».
В целом произведение «Летний сад» содержит два смысловых уровня. На первом Ахматова предается воспоминаниям о своей духовной родине. На протяжении всей жизни поэтесса не скрывала своего восхищения перед строгой красотой старинного Санкт-Петербурга. На втором уровне воспоминания переходят в другое измерение. Реальный Летний сад превращается в таинственный Эдем. Еще в юности Ахматова писала, что в ее сознании было несколько Петербургов. Один из них надежно хранил память о поэтессе. В последние годы жизни она мечтала вернуться в этот самой дорогой ее сердцу город.
Источник
Анна Ахматова. Летний сад
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
1959
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
🍀 Летний сад
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
Предыдущим мы анализировали стихотворение «Я умею любить», написанное Ахматовой в 17 лет на самой заре поэтической карьеры, сегодня же разберем стих «Летний сад», увидевший свет в 1959 году, когда Анне Андреевне уже 70 лет.
👀 Какие разные произведения, какая разная поэтесса – в 1906 году – это смелая девочка, которой кажется, что она разгадала загадку любви, а в 70 лет (1959 год) это покрытая сединой женщина, ищущая, но не способная найти, скрытый от глаз источник света жизни.
Зрелость противостоит молодости, практика жизни теории, признание надеждам.
Возвращение в сад юности
☝ В стихотворении «Летний сад» Анна Ахматова описывает сад в Царском Селе, где прошла её молодость, где пробежали лучшие годы, где рождалась и умирала любовь.
Умудренная опытом, поэтесса желает снова оказаться в этом саду и увидеть розы, которые в 17 лет цветут другим цветом и пахнут иначе. Героиня желает заглянуть в глаза царскосельских статуй, помнящих её молодой и хочет услышать скрип корабельных мачт в душистой тиши царственных лир.
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
Попытка вернуться воспоминаниями в Летний сад – это ностальгия по молодости, не ведавшей границ и готовой пешком перейти горы ради поцелуя или нежного взгляда. Это воспоминание любви и песнь ей с колокольни зрелости, с небосвода достигнутых страстей и разлук, поцелуев на века и встреч на минутку.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
😢 Признаемся, что источник жизненного света, маячок любви, светлячок счастья, как были недостижимы в полной мере в юности, так и не приелись в зрелости. Тайна лишь чуть-чуть приоткрылась, поцеловала в краешек губ и скрылась в сумерках белой питерской ночи.
Анализ троп и жанра
✔ Стих «Летний сад» написан в жанре элегии и имеет смежную рифмовку (сад – оград; молодой – водой). Рифмы женские (века) и мужские (двойника).
В качестве средств выразительности Ахматова использовала несколько олицетворений:
✔ Единственная метафора «лебедь плывет сквозь века».
Интересно пересечение двух инверсий:
«Я к розам хочу» и «где лучшая в мире стоит из оград».
Первая акцентирует внимание на глаголе «хочу», вторая выделяет из строки существительное «ограда», которая стоит преградой между желанием и его реализацией.
Также отметим в стихе эпитеты:
- Царственные липы.
- Белые ночи.
- Тайная любовь.
- Душистая тишь.
- Единственный сад.
☝ Стихотворение является попыткой Ахматовой ностальгировать и в мыслях ещё раз побывать в юности, где её ждет летний сад с первыми поцелуями и ответами на вопросы жизни.
Читает Алла Демидова
ТОП русской поэзии
- ✔ Анна Ахматова
- ✔ Александр Блок
- ✔ Валерий Брюсов
- ✔ Иосиф Бродский
- ✔ Иван Бунин
- ✔ Константин Бальмонт
- ✔ Зинаида Гиппиус
- ✔ Николай Гумилёв
- ✔ Сергей Есенин
- ✔ Николай Заболоцкий
- ✔ Михаил Лермонтов
- ✔ Владимир Маяковский
- ✔ Осип Мандельштам
- ✔ Владимир Набоков
- ✔ Николай Некрасов
- ✔ Борис Пастернак
- ✔ Игорь Северянин
- ✔ Федор Тютчев
- ✔ Афанасий Фет
- ✔ Марина Цветаева
Источник