Статуя нимфа летнего сада летний сад

Статуя нимфа летнего сада летний сад

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

Нимфа Летнего сада

Нимфа Летнего сада

Копия с оригинала Т. Квеллинус. 1690

Прекрасная нимфа опирается на высокий пень, у корней которого изображены крупные листья и распустившийся цветок. Это атрибуты дриад. Дриады жили в лесах среди цветущих деревьев. Женщина с тонкими чертами грустного лица левой рукой подхватывает легкую, прекрасно выполненную в спокойной и мягкой манере драпировку, покрывающую ее фигуру многочисленными складками, которые как бы слегка колышутся от дуновения ветерка.

В античном мире верили, что дриады живут и умирают вместе с деревьями. Их образ часто встречается в поэзии, искусстве.

Исследователи считают эту статую одной из самых ценных приобретений для Летнего сада.

Дизайн и разработка – «Музей Плюс»

Контент – «Виртуальный Русский музей»

Старый портал проекта — http://virtualrm.spb.ru
(архив материалов с 2009 г. по 1.04.2016)

Портал создан при поддержке НП «Виртуальный Русский музей»
и БФ «Система»

Источник

Статуя нимфа летнего сада летний сад

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция онлайн

Нимфа

Нимфа

Нимфа

Нимфа

  • Мрамор . 175 х 80 х 46
  • ЛС-23
  • Сведения о реставрации: Н. В. Михайлов (1949)
  • В. С Битный, П, Ступов, В. Д. Козлов (1959)
  • сотрудник Специальных научно-производственных мастерских «Реставратор» А. И. Венедиктов (1977)
  • ЗАО «Пикалов и сын» (реставраторы Б. П. Топоркова и В. С. Мозговой) (2001)
  • полная реставрация (2010)

Личная история статуи. и по сей день остаётся неведомой и загадочной. Отсутствие конкретных сведений о её появлении в Летнем саду в документах XVIII века не даёт возможности развеять туман неизвестности. Жаннетта Мацулевич, автор вышедшей в 1936 году книги «Летний сад и его скульптура», так писала об этом произведении: «. не носящая ни имени автора, ни какого-либо названия, статуя изображает молодую женщину с тонкими чертами лица, остановившуюся, скрестив ноги, как бы для отдыха около высокого пня, который она прикрыла концом своего плаща и на который облокотилась правой рукой. Левый рукав свалился с плеча, обнажая грудь, и левая рука поддерживает богатые, мягкие складки сползающего со спины плаща. На маленьких ножках также надеты нарядные калиги, а древесный ствол украшен внизу крупнолистым цветком, который высоко поднял свой распустившийся венчик. Художник не придал ей никаких атрибутов, и для того чтобы как-нибудь определить её, лучше всего остановиться на названии просто НИМФА Летнего сада, так как нимфы вообще были олицетворением благоприятных для человека явлений и сил природы, как бы добрым гением холма, долины, сада. Это, несомненно, один из самых удачных по своему декоративному эффекту. образцов садовой скульптуры». Хвостова Г.А. За кулисами петровского парадиза, или История скульптуры Летнего сада в XVIII — начале XXI века. СПб. 2017. С. 93.

Большое внимание работе по идентификации статуи уделил сотрудник Эрмитажа, известный учёный, труды которого стали весомым вкладом в изучение истории петровской коллекции скульптуры, — С. О. Андросов. Подробно анализируя стилистические особенности произведения, он отмечает её несомненную близость к двум статуям Летнего сада — «Минерве» и «Церере». Мы выражаем абсолютное согласие с этим утверждением, поскольку натурные наблюдения в данном случае являются неопровержимым доказательством одной и той же руки мастера, имя которого так же убедительно называет С. О. Андросов. Это — Томас Квеллинус (1661 — 1709), фламандский скульптор. Там же. С. 94.

В 1941 году статуя захоронена в траншее Летнего сада, а в 1945 году реконсервирована и установлена на Школьной аллее. Там же. С. 96.

В послевоенные годы реставрационные работы проводились в 1948, 1949, 1959, 1977, 1989 и 2001 годах (подробнее см. ниже). Благодаря проведенным мероприятиям «Нимфа» благополучно «дождалась» следующей по времени, судьбоносной реставрации, после которой последовало копирование. Статуя, одной из последних, в конце августа 2009 года, навсегда покинула сад.

Читайте также:  Сад 438 приморского района

Несмотря на многолетние героические усилия хранителей и реставраторов, статуя, которая так занимала внимание исследователей и тревожила воображение посетителей, находясь в Летнем саду, последовательно и неуклонно погибала. Закономерное спасение наступило, но — с серьёзным опозданием, поверхность мрамора отнюдь не идеальна и это — необратимо. Сегодня статуя избавлена от превратностей, перенесённых ранее. Она хранится в Михайловском замке и, возможно, в недалёком будущем будет включена в музейную экспозицию коллекции подлинников скульптур Летнего сада. Там же. С. 99.

Тяжёлые годы не прошли даром, состояние сохранности было удручающим: поверхность мрамора сильно выветрилась, большое количество замастикованных прежде швов не скрывало имевшихся трещин, сколов, царапин, мелких выбоин. Повторные реставрации состояли из аналогичных операций.

Послевоенные реставрационные работы выглядели таким образом:

— в 1948 году — вновь вырублены в мраморе и установлены на места пять частей драпировки и правая стопа, первый и второй пальцы на левой ноге с частью плаща;

— в 1949 году — в целях укрепления поверхности и предохранения от дальнейших разрушений произведено флюатирование, вновь вырублены в мраморе и установлены на место часть кисти с пятью пальцами правой руки и средний палец на левой руке. Работы производились скульптором Н. В. Михайловым;

— в 1959 году — реставраторы В. С Битный, П, Ступов, В. Д. Козлов после удаления старых мастиковок промывали поверхность мрамора тёплым раствором порошка «Новость», детского мыла, взбитого в пену, при помощи резиновых губок и мягких щетинных кистей. Реставрация сопровождалась сплошными трудностями. Состояние мрамора характеризовалось как очень сложное, и не все реставрационные операции оказались действенными.

Реставрация 1977 года производилась сотрудником Специальных научно-производственных мастерских «Реставратор» А. И. Венедиктовым. На этот раз работы включали: очистку пеной детского мыла, зачистку поверхности от старых мастиковок, выполнение новых мастиковок из ПБМ (полибутилметакрилата) с ксилолом, мраморной пылью и тальком на 50 % (!) поверхности мрамора. Хвостова Г.А. За кулисами петровского парадиза, или История скульптуры Летнего сада в XVIII — начале XXI века. СПб. 2017. С. 96.

Реставрационные работы 2001 года, выполнявшиеся ЗАО «Пикалов и сын» (реставраторы Б. П. Топоркова и В. С. Мозговой), включали промывку поверхности и расчистку мрамора от биопоражений, воска, остатков ПБМА. Снова потребовалась мастиковка сколов, трещин, утрат поверхностного слоя камня, биоцидная обработка. Важной операцией стало восполнение утрат в области носа. Завершились работы традиционной восковкой мрамора. Благодаря вышеописанным мероприятиям «Нимфа» благополучно «дождалась» следующей по времени, судьбоносной реставрации, после которой последовало копирование.

Читайте также:  106 сад в эжве

Протокол заседания Реставрационной комиссии от 2 февраля 2010 года, на котором принималась оконченная реставрация, резюмировал: «Реставрация выполнена в полном объёме согласно утверждённой методике. Завершён этап восполнения утрат поверхности из реставрационной доделочной массы: кисть правой руки с драпировкой, средний палец левой руки, фрагмент головного убора, пряди волос с правой стороны. Для получения качественной копии деликатно проработаны утраченные поверхности носа, губ, складок драпировки». Скульптура была подготовлена к снятию формы, что, учитывая тяжелейшее состояние сохранности подлинника, было особенно рискованным предприятием, связанным с опасностью травмирования скульптуры. После выполнения формовки последовал завершающий этап реставрации, в процессе которого многострадальный мрамор укреплялся и готовился к перемене места — к интерьеру. Там же. С. 98-99.

Источник

Статуя нимфа летнего сада летний сад

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция онлайн

Нимфа Летнего сада

Нимфа Летнего сада

Копия с оригинала Т. Квеллинуса (?) начала XVIII в.. 2011

Прекрасная нимфа опирается на высокий пень, у корней которого изображены крупные листья и распустившийся цветок. Это атрибуты дриад. Дриады жили в лесах среди цветущих деревьев. Женщина с тонкими чертами грустного лица левой рукой подхватывает легкую, прекрасно выполненную в спокойной и мягкой манере драпировку, покрывающую ее фигуру многочисленными складками, которые как бы слегка колышутся от дуновения ветерка.

В античном мире верили, что дриады живут и умирают вместе с деревьями. Их образ часто встречается в поэзии, искусстве.

Исследователи считают эту статую одной из самых ценных приобретений для Летнего сада.

Дизайн и разработка – «Музей Плюс»

Контент – «Виртуальный Русский музей»

Старый портал проекта — http://virtualrm.spb.ru
(архив материалов с 2009 г. по 1.04.2016)

Портал создан при поддержке НП «Виртуальный Русский музей»
и БФ «Система»

Читайте также:  Сад ивана фомина рыбалка

Источник

Оцените статью