Статьи по городскому ландшафту

Структура городского ландшафта Текст научной статьи по специальности « Строительство и архитектура»

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Черныш Наталья Алексеевна

Текст научной работы на тему «Структура городского ландшафта»

СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА

Черныш Наталья Алексеевна

канд. архитектуры, доцент ЕНУ им. Л. Н. Гумилева,

г. Астана, Казахстан Е-mail: prakrity@mail. ru

Ускорение процессов урбанизации и, как следствие, бурный рост городов и городских агломераций позволяет говорить о глобальном влиянии человека на преобразование земной поверхности. Все меньше уголков земли остается в своем естественном природном состоянии, не затронутом человеческой деятельностью. На смену естественно-природному ландшафту приходит антропогенный и городской ландшафт.

А. П. Вергунов дает следующее определение городского ландшафта: «Среди разновидностей культурных ландшафтов особое значение имеет для градостроительного и ландшафтного проектирования городской ландшафт. Он характеризуется сложным взаимосвязанным сочетанием не только природных, но и искусственных компонентов. Это жилые, общественные и производственные здания, хозяйственные, инженерные, транспортные, энергетические сооружения, все элементы благоустройства на улицах и площадях, во дворах, садах и парках и т. д.» [4]

Изучение городского ландшафта, как сверхсложной системы, состоящей из многочисленных компонентов, можно вести в том случае, если сложную систему разбить на ряд более простых структур и выделить наиболее универсальные свойства, такие как:

• способность делиться на подсистемы;

• входить в системы высшего порядка (иерархичность);

• обладать большим содержанием, чем сумма содержания подсистем;

• наличие прямых и обратных связей;

• структурность, т. е. наличие определенной организации [1].

А введение таких системных понятий, как иерархические уровни, базовые категории, структурные элементы, эталонные нормы позволит вести изучение городского ландшафта комплексно и научно объективно [2].

В соответствии со свойствами системы обладать иерархичностью, в городском ландшафте можно выделить следующие уровни иерархии:

• макроуровень: городская агломерация, урбанизированный район,

• мезоуровень: селитебный ландшафт, индустриальный ландшафт,

• микроуровень: двор, спортивная площадка, пешеходная зона.

Искусственная и естественная часть ландшафта характеризуется наличием

прямых и обратных связей, таких, например, как связь между климатом и планировочной структурой города, между рельефом и объемнопространственной композицией.

Непрерывность развития — также неотъемлемое свойство городского ландшафта. И в связи с этим можно вести речь о деградации или гармонизации городского ландшафта, т. е. об ухудшении или улучшении его свойств.

Для решения главной задачи данного исследования, заключающейся в гармонизации городского ландшафта, наибольший интерес представляет мезоуровень в общей иерархии городских ландшафтов. Для этого среднего уровня предлагается, в рамках распространения методов системно-структурного анализа на изучение городского ландшафта выделить и проанализировать следующие положения:

• базовые категории городского ландшафта:

а) исторические; б) природные;

• структурные элементы городского ландшафта:

а) антропогенные; б) природные;

• эталонные нормы и функции городского ландшафта;

Под воздействием целесообразной хозяйственной деятельности человека, такой как сельскохозяйственное освоение земель, строительство дорог,

мелиорации и ирригации происходит формирование культурного ландшафта. Первичные элементы, закрепленные в естественном ландшафте человеком в результате его освоения и организации процессов жизнедеятельности, получили название базовых категорий культурного ландшафта. Под базовыми категориями культурного ландшафта А. В. Боков понимает следующее: «Путь, граница, улица, перекресток, угол, ворота — результат целенаправленной человеческой активности, самые действенные инструменты организации ландшафта, к тому же данные поначалу самой природой в образе рек, береговых линий, звериных троп, естественных пределов распространения представителей фауны и флоры, особых мест, ориентиров и т. д.» [3]

Первичные категории культурного ландшафта существуют как архетипы в сознании людей, они определяют как фундаментальные инстинкты, так и стратегию поведения. В результате различных комбинаций основных категорий культурного ландшафта складывается все его многообразие и формируется реальный каркас его дальнейшего развития.

Категории культурного ландшафта легли в основу дальнейшего развития среды обитания человека и формирования городского ландшафта.

Выявление и изучение базовых категорий городского ландшафта необходимо по нескольким причинам. Во-первых, человеческое поселение редко возникает на пустом месте, такое событие, чаще всего, характерно для ХХ века. В большинстве своем города, поселки, деревни насчитывают не одну сотню лет и имеют каждый свою природно-историческую основу. Любое поселение, так или иначе, связано с каким-либо характерным природным ландшафтом, будь то устье реки, берег моря, предгорье и с определенной исторической ситуацией такой как, например: необходимостью освоения плодородных земель, залежей полезных ископаемых, организацией центров торговли и ремесла в месте пересечения торговых путей. Все это вместе создает базу, на основе которой происходит дальнейшая эволюция человеческого поселения. Выявление этой природно-исторической основы необходимо для понимания градостроительной динамики, т. е. для определения перспективы

дальнейшего развития. Во-вторых, изучение природно-исторической основы города и базовых категорий необходимо для творческого освоения образцов градостроительного искусства предшествующих эпох, для которых характерно чувство гармоничной связи с природой, с космосом, а также максимально целесообразное освоение городских территорий.

В-третьих, выявление базовых категорий позволяет определить существование естественных границ поселений, древних путей и пересечения дорог, а также центров религиозного паломничества, ремесла и торговли. Эти узлы будущего развития городов, пройдя долгий исторический путь, в наши дни являются местами притяжения и закрепления определенных городских функций, таких например, как исторически сложившийся центр, традиционные места торговли — базары, излюбленные места городских праздничных гуляний и зон отдыха. Игнорирование существования таких мест в планировочной структуре города приводит к колоссальным материальным затратам в организации новых центров, зон отдыха и торговли, не пользующихся популярностью у людей и не оправдывающих вложенных в их строительство инвестиций.

Городской ландшафт — сложная многоаспектная система, включающая в себя как природные, так и искусственные компоненты. Детальное изучение городского ландшафта требует выделения из общего понятия структурных элементов как природного, так и антропогенного характера.

К структурным элементам городского ландшафта, носящим антропогенный характер, можно отнести следующие элементы:

Читайте также:  Чем утеплить теплицу снизу

• здания, инженерные сооружения;

• транспортные магистрали, улицы, проезды, тупики;

• перекрестки, транспортные развязки;

• городские площади, курданеры, площади перед отдельными зданиями;

• дворы, внутриквартальные пространства;

• бульвары, скверы, набережные;

• городской дизайн, реклама, малые архитектурные формы.

К природным структурным элементам городского ландшафта следует отнести следующие элементы:

• различные виды рельефа;

• территории с различными почвами;

• участки с естественным озеленением;

Из структурных элементов, как из букв алфавита, складывается все многообразие вариантов городской среды, а качество и комфортность городского ландшафта во многом зависит от качества составляющих его структурных элементов.

Выделенные структурные элементы, являясь частью общей системы, в тоже время сами, представляются сложной многоплановой, многофункциональной структурой, а не чем то элементарным. Как правильно замечает известный австрийский теоретик архитектуры XIX века Камилло Зитте: «. с

художественной точки зрения просто незастроенное место — еще не городская площадь. Строго говоря, в этом отношении требуется еще многое — украшение, значение, индивидуальность» [5]. Являясь одним из признанных авторитетов в области теории архитектуры, К. Зитте высказывает большое сожаление об утрате градостроительством художественной выразительности, в угоду технологичности, регулярности и простоты.

Как явление градостроительного искусства, каждый структурный элемент городского ландшафта требует своего детального изучения, анализа исторического развития, классификации и типологизации, выявления художественных и функциональных аспектов, прогнозирования перспектив развития.

Это относится к зданиям, улицам, площадям, дворам, т. е. ко всем выше перечисленным структурным элементам городского ландшафта.

В то же время структурные элементы городского ландшафта призваны выделить и акцентировать наиболее важные объекты городской среды, служить ориентирами, определять иерархию городских пространственных зон, отделяя главное от второстепенного.

Городской ландшафт как искусственная среда обитания, призван удовлетворять многочисленные, все более усложняющиеся потребности людей. Для оптимального решения этой задачи и в соответствии с требованиями предъявляемыми к городской среде, он должен выполнять следующие основные функции в соответствии с эталонными нормами:

• обеспечение в своей среде безопасности и ориентации.

Каждую из функций городского ландшафта можно охарактеризовать следующим образом.

Социально-градостроительная функция городского ландшафта заключается, прежде всего в необходимости удовлетворять потребности людей, исходя из осознания местного образа жизни, обычаев и традиций, возрастных, национальных и групповых предпочтений, для этого в основу принимаемых градостроительных решений, должны быть положены социологические исследования.

Транспортно-коммуникационная функция городского ландшафта состоит в обеспечении кратчайших, удобных, безопасных, экологически чистых связей как внутри однородного ландшафта, так и в общей структуре города.

Создание гармоничной, обладающей высокими художественноэстетическими качествами среды, одна из основных функций городского ландшафта. Проживать в красивой, эстетичной среде — наиболее древняя потребность человека, прослеживаемая на протяжении всей истории общества.

Человек как существо биосоциальное, обладает конкретными

психофизиологическими свойствами. Поэтому, городской ландшафт должен максимально соответствовать этим свойствам, а разработка градостроительных концепций и моделей вестись с учетом достижений новой науки — экологии человека.

От того, на каком уровне выполняется природно-экологическая функция городского ландшафта, зависит физическое и нравственное здоровье людей. Высокие экологические качества городского ландшафта — одно из непременных условий его существования.

Функция обеспечения безопасности жизни людей и возможности быстро и свободно ориентироваться в городском ландшафте, относится к тем функциям, которые были осознаны специалистами относительно недавно, что не делает эту проблему менее актуальной.

При условии выполнения городским ландшафтом своих основных функций, качество искусственно созданной среды обитания человека, в основном, будет обеспечено.

1. Арманд Д. Л. Наука о ландшафте. — М.: Мысль, 1975. — 288 с.: ил.

2. Бертоланфи Л. Общая теория систем. — Сб.: «Системные исследования». — М.: 1969 г.

3. Боков А. В. Категории культурного ландшафта. //Техническая эстетика, № 8, 1982.

4. Вергунов А. П. Архитектурно-ландшафтная организация крупного города. — Л.: Стройиздат, 1982. — 134 с.: ил.

5. Зитте К. Художественные основы градостроительства. — М.: Стройиздат, 1993. — 255 с.: ил.

Источник статьи: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-gorodskogo-landshafta

Ландшафтная архитектура как феномен городской культуры XXI века и фактор ее создания Текст научной статьи по специальности « Строительство и архитектура»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Быстрова Т.Ю.

В статье анализируется изменение социокультурных задач и возможностей ландшафтной архитектуры в условиях роста городов . Автор показывает синхронность смены статуса ландшафтной архитектуры и парадигмы городского развития в начале XXI века.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Быстрова Т.Ю.

LANDSCAPE ARCHITECTURE AS A PHENOMENON OF URBAN CULTURE OF THE TWENTY-FIRST CENTURY AND A FACTOR IN ITS CREATION

The article analyses the changing socio-cultural challenges and opportunities of landscape architecture in the conditions of urban growth. The author shows the simultaneous change of the landscape architecture status and paradigms of urban development in the early XXI century.

Текст научной работы на тему «Ландшафтная архитектура как феномен городской культуры XXI века и фактор ее создания»

г. Екатеринбург, Россия

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА КАК ФЕНОМЕН ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ XXI ВЕКА И ФАКТОР ЕЕ СОЗДАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ландшафтная архитектура, город, постиндустриальный город, открытый город, городская культура.

АННОТАЦИЯ. В статье анализируется изменение социокультурных задач и возможностей ландшафтной архитектуры в условиях роста городов. Автор показывает синхронность смены статуса ландшафтной архитектуры и парадигмы городского развития в начале XXI века.

T. Yu. Bystrova Yekaterinburg, Russia

LANDSCAPE ARCHITECTURE AS A PHENOMENON OF URBAN CULTURE OF THE TWENTY-FIRST CENTURY AND A FACTOR IN ITS CREATION

KEYWORDS: Landscape architecture, the city, the postindustrial city, open city, urban culture ABSTRACT: The article analyses the changing socio-cultural challenges and opportunities of landscape architecture in the conditions of urban growth. The author shows the simultaneous change of the landscape architecture status and paradigms of urban development in the early XXI century.

Города XXI век развиваются динамично и неоднозначно, тем не менее, анализируя, можно заметить наиболее значимую тенденцию. Сегодня происходит переход от индустриального состояния (предполагающего концентрацию населения вокруг производственных объектов, подчинение всех сторон жизнедеятельности человека производству, например, города-заводы Урала, индустриальные города США, Германии, Мексики и др., соцгорода 1920-30-х гг.) к постиндустриальной и даже неоиндустриальной ступени развития, которые меняют расстановку стратегических приоритетов. В частности, уже постиндустриальный город — это город не только торговли и бизнеса, но и коммуникаций, выставок, спорта, развлечений, внешнего и внутреннего туризма, новой экономики; в нем осмысляются экологические проблемы, тема качества жизни, соответствия параметров устройства города определенным стандартам [2; 5; 14]. Смена приоритетов

Читайте также:  Схема постоянно цветущих цветников

часто приводит к необходимости либо отказа от промышленных территорий внутри города, либо перепрофилирования производства, либо его вынесения за пределы городской территории. Новые городские пространства формируются с учетом новых ценностно-психологических ориентиров. Спонтанные действия по оптимизации городской среды (сады на крышах, огородные сообщества, вертикальное озеленение) превращаются не только в массовое занятие, но и в бизнесы. Как сама деятельность, так и ее результаты способствуют формированию образа открытого города.

Наследие индустриальной эпохи не может исчезнуть «в никуда». Нормализовать ситуацию (перепрофилирование моногородов, реабилитация промышленных территорий, реновация части городского пространства типа порта или складских зон) чаще всего приходится средствами ландшафтной архитектуры и дизайна, которые активно действуют, но не рассмат-

риваются теоретиками-гуманитариями в социокультурном, культуротворческом аспекте, сводясь в общественном и профессиональном сознании лишь к совокупности приемов и технологий. Сам город начинает порой интерпретироваться как информационный (М. Кастельс), медийный (С. Маккуайр), как бы развопло-щаясь не только для специалистов, но и для горожан. Это, в свою очередь, чревато недостаточностью внимания к повседневной жизни, коммуникациям, материальным структурам городского бытия.

Анализ изменения подходов к городам ведется в работах главным образом специалистов по архитектуре, маркетингу и брендингу территорий — К. Динни, Ч. Лэндри, В. Рыбчинского, Р. Флориды, Л. Холлиса, А. П. Панкрухина, Е. И. Ани-мицы, И. С. Важениной и др. Отдельно следует назвать Э. Говарда как автора идеи города-сада на рубеже ХХ-ХХ1 веков, а также К. Линча и Дж. Джекобс, первыми поставивших вопросы гармонизации городской среды и жизни в городах в середине ХХ века. Вопросы переоценки места и роли архитектуры в современной культуре решаются в работах Ч. Дженкса [12], оказавшего огромное влияние на осознание парадигмальных изменений в архитектурном мышлении XXI века.

Принципы проектирования экологически-ориентированных объектов в городах разработаны в трудах отечественных и зарубежных авторов: И. О. Боговой и Л. М. Фурсовой, А. П. Вергунова, В. А. Горохова, В. Ф. Гостева, Л. Б. Лун-ца, К. Моутина, И. А. Николаевской, В. А. Нефедова, С. С. Ожегова, О. С. Расторгуева, В. Н. Ткачева, В. С. Теодорон-ского, Д. О. Швидковского, П. Шерли. При всей основательности разработок авторы часто ограничиваются алгоритмизацией действий, оставляя в стороне эстетическое, семиотическое, коммуникативное, «бытийное» значение ландшафт-но-архитектурных проектов в городах.

От методик к концепциям, от концепций к методологии проектной деятельности — вот путь, проделанный ландшафтной архитектурой в последние 60-70 лет. Само понятие впервые применено Ф. Ол-мстедом в США в 1866 году в момент организации на территории этой страны общедоступных национальных ландшафтных парков. В отношении городов подобная деятельность в это время не предусматривалась.

На протяжении десятилетий ландшафтная архитектура, как в России, так и в других странах, определялась главным образом как локальная художественная деятельность. Это не давало полного представления об ее потенциале и снижало концептуальный уровень проектов. «Упрощенное понимание роли ландшафтной архитектуры в решении многосложных проблем современного города в отечественной практике привело к недооценке ее возможностей, а отсутствие широкой палитры современных воплощенных проектов не способствует развитию профессиональной критики», — отмечает Н. А. Унагаева [20]. Примерно с 2000-х годов ситуация в корне меняется. И дело не столько в изменении объемов проектов, сколько в формировании нового типа синтетического проектного мышления. «Ландшафтный архитектор — это архитектор, творческая установка которого направлена на ассимиляцию архитектуры и природы на морфологическом, эстетическом и нравственном уровнях», — подчеркивает одна из авторов [18].

Масштабы и прежде могли быть значительными. Известно, что для постройки Версаля под управлением Андрэ Ленотра в конце XVII века спрямлялась почва, сносились дома сельских жителей, прокладывались аллеи. Реализация идеи абсолютизма ландшафтными средствами была не нова, но впечатляла последовательностью и размахом действий. Ленотр свои сады сажал для королей, -А жизни королей торжественность пристала, И должно, чтобы все в ней роскошью блистало:

Чтоб в подданных восторг и верность укреплять,

Сияньем золота их надо ослеплять, -писал Жак Делиль в поэме «Сады» (1782). При этом исходное состояние ландшафта оценивалось как своеобразный «чистый лист», на котором возникал и осуществлялся замысел. Современный город никогда не даст специалисту подобного чистого пространства, тяготея к эклектичности и полифункциональности. Пропорции и перспективы, которых добился А. Ленотр, совершенны с эстетической точки зрения, но абсолютно не достижимы в новых условиях. Ландшафтная архитектура в своем современном состоянии может быть определена как деятельность в направлении пространственной организации среды обитания человека, включая градостроительные проекты, работу с обширными техногенными пространствами, оптимизацию состояния коммуникационных и транспортных зон и т.п. (Л. Н. Авдотьин, А. П. Вергунов, О. Н. Воронина, В. Л. Глазычев, Г. В. Миц, В. А. Нефедов и др.).

Собственного говоря, в любой современной социально-ответственной деятельности, связанной со сменой антропоцентрической парадигмы на биоцентрическую, есть «ландшафтный» элемент. Иначе говоря, речь идет не столько об использовании природных выразительных средств (как это бывает в ландшафтном дизайне), сколько о достижении определенной проектной цели — достижения синтеза, единства архитектуры (как продукта культуры и техники) и природы, в том числе в городском пространстве.

В этом отношении показательны некоторые проекты антимодернистски-настроенного австрийского архитектора Ф. Хундертвассера (1928-2000). Выражение нового экологического подхода у того, кто одновременно является художником, арт-истом и архитектором, наиболее заметно по знаменитому дому в Вене, а также жилому комплексу в Бад Содене

«В лугах» (In den Wiesen), земля Штирия, строительство которого велось с 1990 года (илл. 1). Здесь реализована модель «катящихся холмов». Ее формула, согласно Ф. Хундертвассеру, такова: на одну часть человека должно приходиться четыре части природы. Природе принадлежит все, что расположено горизонтально — крыши, пол, дороги. Вертикаль принадлежит человеку, который понимает, что в природе он всего лишь гость, и ведет себя соответственно. На крышах растут трава и даже деревья, по крышам можно передвигаться от дома к дому, формы создаются индивидуально, морфологически напоминая природные. Расположение окон — как это обычно бывает у Ф. Хундертвассера — лишено регулярности. Фрагменты естественного рельефа не устраняются, становясь знаковыми элементами. Такой подход обеспечивает повышение качества жизни, возвращая человеку целостность естественного существования.

Илл. 1 Жилой комплекс «В лугах». Бад Соден, Австрия. 1990-1993. Арх. Ф. Хундертвассер. URL: http://housing.totalarch.com/files/hundertwasser/11/01.ipg

Примечательно, что радикальные идеи австрийского архитектора, как например «жильцы-деревья», оценивались современниками как художественный эпатаж, тогда как сегодня выглядят провозвестниками расширения масштабов ландшафтного мышления. «В монотонном, бесплодном городе много необжитого

пространства. Так почему, раз существует нехватка кислорода, в квартире вместо человека не может жить дерево? Всё, что вам нужно, это окно квартиры и немного места позади него. Это очень важно и может совершить революцию в городе, гораздо более масштабную, чем крыши, покрытые лесом», — пишет Ф. Хундерт-вассер [3].

Читайте также:  Огород высокие цветущие растение название

В современных городах особенно сложна и ответственна работа с бывшими промышленными зонами. По мере переноса промышленных предприятий и элементов транспортной инфраструктуры за границы постиндустриальных городов встает вопрос о путях изменения состояния нарушенных или реновируемых территорий [1]. Промышленная территория не тождественна природному ландшафту, над ее формированием уже работали специалисты. Поэтому она содержит определенный ресурс (инженерные и транспортные коммуникации, здания и другие объекты, способные быть встроенными в новое, создаваемое пространство). Этот ресурс делает возможным изменение эс-тетико-функциональных и семантических характеристик.

Будучи заброшенной, промышленная территория становится фактором риска, снижает качество городской среды, негативно влияет на уровень жизни. Ж. Бодрийяр в статье «Город и ненависть» (1997) напрямую связывает нарастание социальной напряженности в городах с наличием в них отчужденных территорий: «Материальные, количественные отбросы, образующиеся вследствие концентрации промышленности и населения в больших городах — это всего лишь симптом качественных, человеческих, структурных отбросов, образующихся в результате предпринимаемой в глобальном масштабе попытки идеального программирования, искусственного моделирования мира. и распространения по всему миру этих искусственных построений» [8]. Ж. Бодрийар критикует модернистское стремление к «образцо-© Быстрова Т.Ю., 2016 6

вым городам, образцовым искусственным ансамблям», превращающим остальные составляющие города в «отбросы»: «Строя автостраду, супермаркет, супергород, вы автоматически превращаете все, что их окружает, в пустыню. Создавая автономные сети сверхскоростного, программируемого передвижения, вы тут же превращаете обычное, традиционное пространство взаимообщения в пустынную зону» [8]. Пространства и люди «становятся безработными», а вся культура в атмосфере «ненависти к себе» превращается в производство «отходов». Промышленные, транспортные и даже торговые территории играют первостепенную роль в этих процессах. Схожие идеи высказывает сегодня Р. Колхаас [14].

Поэтому в последние десятилетия архитекторы разрабатывают проекты новых городских зон (парков, скверов, площадок) с учетом свойств промышленных или депрессивных территорий. Хорошие примеры использования имеющегося инженерного и культурного потенциала, работы с промышленно-индустриальным наследием дают проекты Ч. Дженкса, архитектурного бюро «Latz und Partner» (ФРГ), проект Westergasfabriek в Амстердаме, а также парк Fundidora (Монтеррей, Мексика), парк Madrid Rio (Мадрид, Испания), The Low Line — подземный парк в бывшем трамвайном терминале (Манхэт-тен, Нью-Йорк, США). Наиболее последовательным и долгосрочным, безусловно, является парк Эмшер в ФРГ (с 1988), первые десять лет создававшийся под руководством К. Ганзера [7].

Безусловно, одним из главных свойств формируемых зон являются сами природно-климатические характеристики объектов. Другим фактором, определяющим свойства территории средствами ландшафтной архитектуры как эстетического вида деятельности, являются ожидания горожан и других потенциальных потребителей — их экономические и социокультурные потребности, стереотипы вос-

скачка в развитии ландшафтной архитектуры, совершающегося в последние 10-15 лет. Из проектно-художественной деятельности с использованием в композиции природных выразительных средств ландшафтная архитектура превращается сегодня в проектный и методологический подход в архитектуре и градостроительстве, посредством которого осуществляется парадигмальное, мультисистемное осмысление проблем городов и территорий с позиций синтеза природного, урбанистического («вторая природа») и человеческого начал на основе принципов гео-и антропоэквивалентности. В работу естественным образом входит учет социокультурных параметров городской территории во всей ее индивидуальности — либо наделение индивидуальными идентификационными признаками, которых прежде не было (парк Diagonal Mar, Барселона, Испания; парк Rail Garden, Шотландия, парк High Line, Нью-Йорк, США, др.). Этот аспект не может не интересовать культурологов, осмысляющих проблемы современных городов и их жителей. ЛИТЕРАТУРА

Basque U. Revitalisierung innerstadtischer Brachen am Fluss. Dresden: Diplomica Verlag, 2009.

Forrester Jay W. Urban Dynamics. Pegasus Communications, Inc. Waltham. 1999. Friedensreich Hundertwasser. Персональный сайт. URL: http://www.hundertwasser.com Дата обращения 10.08.2012

Howard E. Garden Cities of To-morrow. L.: Swan Sonnenschein & Co., 1902 (фрагменты). URL: http://www.library.cornell.edu/Reps/DOCS/howard.htm

Rehberg M., Hoffmann A. Methoden räumlicher Planung und partizipative Technologievorausschau — Chancen einer interdisziplinären Anknüpfung? // Raumentwicklung 3.0 -Gemeinsam die Zukunft der räumlichen Planung gestalten URL: http://shop.arl-net.de/media/direct/pdf/ab/ab_008/ab_008_19.pdf

Yang C. Addressing Infrastructure Problems With Landscape Architecture// Epoch Times. April 18.2014 URL: http://www.theepochtimes.com/n3/627159-addressing-infrastructure-problems-with-landscape-architecture (дата обращения 23.07.2014).

Быстрова Т. Ю. Парк Эмшер: принципы и приемы реабилитации промышленных территорий // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. № 2. С. 9-15. Бодрийар Ж. Город и ненависть. URL :

http://www.ruthenia.ru/logos/number/1997_09/06.htm (дата обращения 28.08.2015). Вентури Р., Браун Д. С., Айзенур С. Уроки Лас-Вегаса. М.: Strelka Press, 2015. 212 с. 10. Вергунов А. П., Денисов М. Ф., Ожегов С. С. Ландшафтное проектирование. М.: Высшая школа, 1991. 235 с.

приятия окружающей среды, система ценностей.

Ландшафтные архитекторы выделяют понятие геоэквивалентность — соответствие создаваемого человеком культурного ландшафта существовавшему на его месте естественному [18]. На наш взгляд, в масштабных проектах, осуществляемых на десятках гектаров (как, к примеру, в современной Москве, Екатеринбурге и др. городах), стремления к геоэквивалентности не достаточно. Здесь следует учитывать имеющиеся коммуникации, подъездные пути, эстетически-выразительные и исторически-значимые объекты и многое другое. Кроме того, в свете усиления гуманитарной составляющей современных урбанистических проектов можно дополнить принцип геоэквивалентности, связанный с достижением соответствия

первоначальным природным показателям территории, — принципом антропоэквивалентности.

В результате проведенного анализа определен характер качественного

11. Джекобс Дж. Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство, 2011. 460 с.

12. Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре (пер. с англ. А. Ложкин, С. Ситар). URL: http://raenergo.ru/novaya_paradigma_v_arhitekture (дата обращения 3.12.2015).

13. Есаулов Г. В. Устойчивая архитектура — от принципов к стратегии развития // Вестник ТГАСУ. 2014. № 6. С. 9-23.

14. Колхас Р. Мусорное пространство. М.: Artguide Editions, 2013. 84 с.

15. Лихачев Д. С. Поэзия садов. СПб.: Наука, 1991. 371 с.

16. Нефедов В. А. Городской ландшафтный дизайн. СПб.: Любавич, 2012. 293 с.

17. Николаевская И. А. Благоустройство городов. М.: Высшая школа, 1990. 160 с.

18. Павлова В. А. Исторические и современные концепции ландшафтной архитектуры URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-155176.html (дата обращения 12.11.2013).

19. Рыбчинский В. Городской конструктор. Идеи и города. М.: Strelka press, 2014. 220 с.

20. Унагаева Н. А. Проблемы типологии и композиции в ландшафтной архитектуре второй половины XX- начала XXI вв. (зарубежный опыт). Автореф. канд. дисс. М.: НИИТАГ, 2011. URL: http://www.niitag.ru/info/doc/7349 (дата обращения 5.11.2013).

21. Холлис Л. Города вам на пользу Гений мегаполиса. М.: Strelka Press, 2015. 432 с.

Источник статьи: http://cyberleninka.ru/article/n/landshaftnaya-arhitektura-kak-fenomen-gorodskoy-kultury-xxi-veka-i-faktor-ee-sozdaniya

Оцените статью