Сплав_леса_в_ссср

Сплав леса в ссср

Тридцать лет назад было принято главное решение о поэтапном прекращении молевого сплава древесины — постановление Совмина РСФСР от 25 сентября 1987 года № 384 «О прекращении молевого сплава леса на реках и других водоёмах РСФСР».

Молевой сплав — транспортировка древесины по рекам, обычно некрупным и несудоходным, без увязки её в плоты, россыпью по течению, со сбором плывущих брёвен в нижней точке сплава с помощью специальных приспособлений — запаней. При молевом сплаве значительная часть древесины терялась — или застревала на отмелях и берегах, или тонула, с чем был связан особенно большой ущерб, причиняемый им окружающей среде.

В частности, в самом выше-указанном постановлении Совмина говорилось: «В результате воздействия молевого лесосплава и допускаемых при этом грубых нарушений водного законодательства резко снижается или полностью прекращается жизнедеятельность рек. Особенно большой ущерб наносится рыбному хозяйству и питьевому водоснабжению. Даже после очистки воды качество её не соответствует ГОСТу».

Запрет молевого сплава вводился постепенно. В 1976—1985 годах принимались отдельные решения по прекращению молевого сплава по конкретным рекам и по очистке этих рек от затонувшей и утерянной по берегам древесины (решения как минимум частично не были выполнены; вышеупомянутое постановление Совмина требовало обеспечить «приведение в порядок и сдачу приемочным комиссиям 52 рек, на которых молевой сплав леса прекращён в годы десятой и одиннадцатой пятилеток»).

Распоряжением Совета Министров СССР от 28 июня 1985 г. № 1382-р предусматривалось прекращение молевого сплава на 53 рыбохозяйственных водоёмах. Это распоряжение не было в полной мере выполнено; вышеупомянутое постановление Совмина требовало «принятия мер по безусловному выполнению задания по прекращению молевого сплава леса» на этих водоёмах.

Вышеупомянутое постановление Совмина СССР от 25 сентября 1987 года № 384 предусматривало два основных этапа в прекращении молевого сплава: в 1987—1990 годах он должен был быть прекращён на 63 реках и озёрах согласно утверждённому перечню, и до конца 1995 года — ещё на 160 реках и озёрах, тоже согласно утверждённому перечню. Оставалось ещё большое количество средних и особенно малых рек, не вошедших в эти перечни, но большинство важнейших рек, использовавшихся для молевого сплава, вошло.

Читайте также:  Пессарий_грибовидный_доктор_арабин

Кроме того, постановление требовало «строго взыскивать с руководителей предприятий и организаций, нарушающих Водный кодекс РСФСР», а Комитету народного контроля РСФСР было предписано «организовать проверку выполнения требований водного законодательства лесозаготовительными и лесосплавляющими организациями при проведении молевого сплава леса на реках и других водоёмах РСФСР».

Окончательно и повсеместно молевой сплав древесины был запрещён в 1995 году с введением Водного кодекса РФ. В статье 142 этого Водного кодекса прямо говорилось: «Лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой тяги запрещается. Молевой лесосплав на водных объектах запрещается». В действующем сейчас Водном кодексе РФ 2006 года есть аналогичная формулировка (в статье 48): «Сплав древесины без судовой тяги на водных объектах, используемых для судоходства, и молевой сплав древесины на водных объектах запрещаются».

По моему мнению, это одно из самых нелепых решений правительства, продавленных зарубежными экологами. Вспомним, что молевой сплав был самым дешёвым транспортом леса — вот что тревожило зарубежных «друзей природы». Забота о наших рыбных запасах — откровенное лицемерие.

Приведу один пример из собственного опыта. Когда по реке Верхняя Тойма шёл молевой сплав, рыбы было очень много. В настоящее время, когда молевого сплава нет, вот уже несколько десятков лет как исчезла рыба. Пескаря поймать невозможно. Аналогичная ситуация и на других прежде сплавных реках — рыбы после прекращения сплава стало гораздо меньше. Как, впрочем, не видно на реках и зарубежных экологов, заботящихся о «рыбках». Можно сравнить нагрузку на природу от молевого сплава и транспорта леса лесовозами: вред от лесовозов в десятки раз больше.

Так что не стоит ликовать по поводу запрета молевого сплава.

Дата публикации: 2 октября 2017
Опубликовано в «Лесной Регион» №15(214)
Теги: Юбилеи, Сплав леса, Экология

Читайте также:  Гриб_линчжи_применение_капсулы

Источник

Молевой сплав леса: принес ли он больше вреда или пользы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Лесосплав – это один из наиважнейших способов транспортировки срубленного леса, при котором используется естественная способность дерева удерживаться в воде на плаву. Существует множество способов организации лесосплава. В советские времена практиковался, в том числе и ныне запрещенный молевой сплав деревьев. Самое время поговорить о нем и разобраться, действительно ли данный метод причинял ущерб экологии?

Сплав молем. |Фото: onegaonline.ru.

В большинстве случаев молевой сплав срубленного леса осуществляется в период весеннего паводка. Главная особенность данного метода в том, чтобы осуществлять транспортировку срубленного леса в несвязанном состоянии. Применяется молевой сплав на первичной речной сети только в тех случаях, когда никакой другой способ транспортировки деревьев применить нельзя. Для направления леса по реке на ней устанавливаются специальные направляющие конструкции – боны. В пункте назначения для остановки леса устанавливаются конструкции-западни.

Сплав плотами. |Фото: forum.ykt.ru.

Помимо молевого сплава широко практикуется еще два способа. Первый – это кошевой сплав леса. Суть данного метода заключается в том, что все транспортируемые бревна заключены в специальные плавучие конструкции, которые не позволяют им «расползаться» по всей реке, тонуть и выбрасываться на берег раньше срока. Второй способ – это плотовой сплав. Название метода говорит само за себя: при таком подходе сплавщики вяжут из деревьев огромные плоты.

Кошевой сплав леса. |Фото: pastvu.com.

О том, что молевой сплав не только малоэффективен, но еще и потенциально вреден для природы, стали говорить еще в Советском Союзе. Лесозаготовщиков данная методика не устраивала в первую очередь тем, что не подавляющая, но все-таки достаточно солидная часть бревен тонула или выбрасывалась на берег, т.е. фактически терялась при транспортировке из-за утраты плавучести дерева. Советских ученых волновало то, что выпавшие на дно бревна будут засорять днища рек, которые в последствии придется чистить.

Читайте также:  Консументы_второго_порядка_хвойного_леса

Сплав леса на Мсте 1940-е. |Фото: pastvu.com.

Тревогу экологи стали бить только в начале 1980-х. На тот момент стало совершенно очевидно, что дальше пользоваться молевым сплавом нельзя. Засорение рек вредило не только экологии, но и подрывало хозяйственную деятельность, так как делало невозможным прохождение судов и барж. Так, например, на реке Пинеге из-за засорения фарватера в результате молевого сплава сегодня могут плавать по большей части только паромы с одного берега на другой. В итоге от молевого сплава стали постепенно отказываться. Полностью запретили данный способ транспортировки уже после крушения Советского Союза. Соответствующий закон был принят в Российской Федерации 18 октября 1995 года в рамках учреждения нового Водного кодекса.

Без дерева никак. ¦Фото: e-river.ru.

Что любопытно, до тех самых пор, пока по рекам осуществляется сплав деревьев, в водоемах увеличивается количество рыбы. По всей видимости речные обитатели активно кормятся с проплывающих и тонущих в воде время от времени бревен. Местные жители деревень, находящихся у рек, где раньше занимались сплавом леса, то и дело отмечают сокращение количества рыбы после прекращения транспортировок.

Видео с нашего канала расскажет про деревянный мост в Дагестане, построенный без единого гвоздя, стоит более 200 лет:

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, где построили самую большую бревенчатую избу высотой в 7 этажей , и что с ней теперь.

Источник

Оцените статью