Специализированные сад по зрению

Открытое образование: школы и детские сады для детей с нарушением зрения

Выбор образовательного учреждения для незрячего или слабовидящего ребенка — задача ответственная и требующая осознанного подхода. Наряду с обучением в специализированных заведениях, у учеников с нарушением зрения есть возможность пойти по пути инклюзивного образования — учиться вместе с детьми, которые видят по-разному, в обычных детских садах и общеобразовательных школах. О том, какие варианты обучения доступны слепым и слабовидящим детям в России, читайте в нашей статье.

Тифлокомментарий: девочка лет шести сидит на коленях перед круглым столом и макает кисточку в краску левой рукой. У нее длинные темные волосы, полосатое черно-белое платье, белая кофта и белые носки. На глазах очки. Девочка широко улыбается. На заднем плане спиной к ней сидят перед мольбертами два мальчика в разноцветных футболках и рисуют. Комната светлая и наполнена игрушками.

Дошкольное образование

Для дошкольников с нарушением зрения существуют специализированные детские сады, а также сады компенсирующего и комбинированного видов.

В детсадах компенсирующего вида обучаются дети, которые по различным причинам испытывают затруднения в освоении общеобразовательных программ. Здесь есть группы для детей с нарушением слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, речевыми расстройствами, психологическими заболеваниями: повышенной возбудимостью, раздражительностью, нервозностью, – а также дети с нарушением зрения. В таких садах созданы наиболее комфортные условия для обучения детей с особыми потребностями: там работают логопеды, психологи, массажисты, врачи-терапевты, тренеры по лечебной физкультуре и другие специалисты.

Детсады комбинированного вида – это возможность для ребят с нарушением зрения учиться рядом с детьми без инвалидности, при этом получая достаточно внимания со стороны преподавателей. В таких детских садах наряду с общеобразовательными группами созданы группы с особой специализацией, например, компенсирующие для детей с нарушением зрения.

В специализированных детских садах ребят обучают по специальной коррекционной программе. Кроме того, с детьми занимаются тифлопсихологи, логопеды и тифлопедагоги. Также предусмотрены занятия для детей с ослабленным зрением на аппаратах.

Тифлокомментарий: на фотографии, залитой солнечным светом, спиной к нам идет девочка, держа за руку женщину в полосатой футболке и джинсах. У девочки русые волосы, убранные в высокий хвост и заплетенные в косичку. На ней бирюзовая футболка и синий рюкзак. На глазах очки. Она озорно улыбается, повернувшись к женщине.

Школы

Что касается школ, то дети с нарушением зрения также имеют возможность обучаться в специальных заведениях: школах-интернатах и коррекционных школах III-IV вида — и инклюзивных: вальдорфских и школах интегрированного обучения.

«В разных городах России существуют школы-интернаты и коррекционные школы для слепых и слабовидящих детей: в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Нижнем Новгороде, Владимире и других. Как правило, слабовидящие и тотально незрячие обучаются в разных учебных заведениях: отдельно интернаты для слабовидящих и отдельно интернаты для незрячих. Это более продуктивно, так как методы обучения разные», — отмечает специалист по социальной работе школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых Виктория Полукарова.

Читайте также:  142 сад открытое шоссе

К примеру, в коррекционных школах III-IV вида в организации образовательного процесса применяются специальные формы и методы работы, оригинальные учебники и пособия, тифлотехники: образовательную программу здесь изменяют в соответствии с потребностями учеников, а в классах учится меньше ребят, чем в общеобразовательных школах. Большим плюсом является то, что в таких образовательных учреждениях внимательно относятся к созданию соответствующих санитарно-гигиенических условий для обучения слепых и слабовидящих детей. Кроме того, педагоги всесторонне подготавливают учеников к жизни в обществе. В специализированных школах, а также школах-интернатах обучение длится 12 лет, так как в младшей школе ребята проводят пять классов из-за изучения «брайля».

Также для слабовидящих и слепых детей есть вариант получения образования на дому: в этом случае ребята могут заниматься по индивидуальной программе, соблюдая комфортный для них ритм обучения.

«В нашем учебном заведении учатся дети с разными причинами слепоты. К нам в школу приходили поздно ослепшие дети, в том числе в старшие классы. В этом случае им требовались дополнительные занятия по изучению Брайля, а также помощь в обучении ориентировке в пространстве. Но в большинстве случаев дети смогли адаптироваться и продолжить свое обучение, — говорит Виктория Полукарова. — Также в школу, где обучают на Брайле, рекомендуют идти детям слабовидящим, но с плохим прогнозом по зрению, так как при таком обучении нет нагрузки на глаза. Если ребенок слабовидящий, но с хорошим остатком зрения, то обучение в школе-интернате для слабовидящих будет более продуктивным».

Тифлокомментарий: светловолосый мальчик лет четырех в очках, белой футболке, бордовых джинсах и с синим портфелем за плечами поднимает большой палец правой руки наверх и улыбается.

По словам кандидата психологических наук, доцента кафедры теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф.Лесгафта и сотрудника благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Ксении Николаевой, сейчас практически в каждом городе открывают районные досуговые и социально-реабилитационные центры для детей с особенностями развития, в том числе и с нарушениями зрения. «В них родители и дети могут получить консультацию специалистов и записаться на развивающие занятия. Не стоит забывать и об инклюзивных образовательных учреждениях, которые охватывают все большее количество регионов», – добавляет она.

Инклюзивное образование — это тот случай, когда дети, независимо от наличия или отсутствия особенностей развития, учатся вместе. Таким образом ребенок социализируется и получает навыки самостоятельной жизни в обществе.

Помимо общеобразовательных учреждений с инклюзивными классами есть и вальдорфские школы. Они отличаются тем, что здесь делается упор на развитие не академических знаний, а творческих способностей ребенка. Ученикам в таких школах не ставят оценки, благодаря чему, по мнению преподавателей, у детей отсутствует дух соперничества, а в классах нет разделения на лидеров и отстающих – все дети чувствуют себя единым коллективом.

Читайте также:  Адреса садов кореновского района

Тифлокомментарий: молодая женщина в белой блузке и очках и девочка в розовой футболке сидят за столом. Женщина водит руками ребенка по книге, напечатанной азбукой Брайля. У девочки закрыты глаза.

По мнению Виктории Полукаровой, несмотря на развитие инклюзивного образования в России, для учащихся с нарушением зрения оно не вполне подходит. «Методы обучения незрячего ребенка (словесный метод, использование тактильно-осязательных ощущений, метод «рука в руке» и т.п.) предполагают постоянное взаимодействие педагога с учеником, а также затрату большего времени на объяснение нового материала. В инклюзивных классах соблюдение этих условий затруднено, в том числе в связи с большей наполняемостью классов. Как минимум необходим тьютор для каждого ребенка с проблемами со зрением, что не всегда представляется возможным. Разный темп работы, обусловленный в первую очередь использованием шрифта Брайля, усложняет качественное выполнение полного плана урока. Мы считаем, что в случае с незрячими детьми инклюзия хороша во второй половине дня: внеурочные занятия, дополнительное образование, конкурсы, фестивали, — когда дети с ограниченными возможностями здоровья могут свободно взаимодействовать со здоровыми детьми, социализироваться и адаптироваться в обществе без ущерба для своей образовательной деятельности», – объясняет она.

Ксения Николаева также придерживается мнения, что инклюзивные классы подходят далеко не каждому ребенку. «Мало открыть инклюзивный класс или группу — важно, чтобы в нем работал специалист, обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками в области специальной педагогики и психологии. Общество должно быть готово принять эту систему не только на бумаге, но и в реальной жизни, с ее конкретными примерами. Ко всему в жизни нужно подходить без перегибов, держась золотой середины и здравого рассуждения. Я придерживаюсь мнения, что не каждой семье, где растет ребенок с особенностями развития, нужно стремиться к обучению в инклюзивном классе», – отмечает Ксения.

Однозначный ответ на вопрос о том, какое образовательное учреждение лучше подходит для ребенка с нарушением зрения, дать нельзя. «Каждый ребенок уникален. Какое учреждение больше подходит конкретному ребенку, может посоветовать специальная медико-психолого-педагогическая комиссия, но окончательное решение остается за родителями ребенка», – говорит Ксения Николаева.

По ее словам, при выборе детского сада или школы в первую очередь стоит обращать внимание на наличие высококвалифицированной, дружной и мотивированной команды специалистов. «Коллаборативная работа штата, сотрудников и родителей, построенная на взаимоуважении и совместном решении задач может принести высочайшие результаты», – считает Ксения.

Источник

Детские сады для детей с нарушением зрения (Москва,ЦАО, ЮАО, ЮЗАО)

Вопрос: Живем мы на границе 3-х округов: ЮАО, ЮЗАО и ЦАО. У меня приемный ребенок, Танечке 4,3 года. Проблема с ортопедией (ходили год в ортопедический сад, он ничем не отличается от других, ни количеством детей, ни процедурами). Думали в этом году перевести в логопедический сад, много звуков нет, но тут выявилось, что зрение садится (в течении года 3 раза проверили). В какой сад нам планировать? Я думаю, офтальмологический, т.к ортопедию хоть как-то решили. Где находятся ближайшие сады? Елена

Добрый день, Елена. Рекомендацию касательно детского сада должен давать врач. Логопед есть в любом детском саду. Поэтому, если вам все-таки рекомендуют детский сад для детей с нарушением зрения, вы можете быть уверены в том, что там также займутся проблемами дочки со звуками. Мы подготовили список, в котором есть детские сады для детей с нарушением зрения в ЦАО, ЮАО, ЮЗАО.

Читайте также:  Ботанический сад кабардино балкария

ДЕТСКИЕ САДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ЦАО:

Детский сад № 224 (компенсирующего вида, для детей с нарушением зрения)
127051, Москва, м. Цветной бульвар, Каретный Б. пер., 22, стр.5
Телефон: 299-9480 — Заведующий

Детский сад № 2107 (для детей с нарушением зрения)
119270, Москва, м. Спортивная, Комсомольский просп., 47А
Телефон: 242-1620

Детский сад № 1729 (для детей с нарушением зрения)
105066, Москва, м. Курская, Басманная Стар. ул., 24, стр.7
Телефон: 265-1540 — Заведующий

Детский сад № 420 (для детей с нарушением зрения)
123056, Москва, м. Маяковская, Зоологическая ул., 17
Телефон: 254-6021

Начальная школа-детский сад № 1648 (для детей с нарушением зрения, с круглосуточными группами)
109029, Москва, м. Крестьянская Застава, Калитниковская Б. ул., 32
Телефон: 670-1138

ДЕТСКИЕ САДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ЮАО

Детский сад № 972 (компенсирующего вида, для детей с нарушением зреня, с ясельными группами)
117546, Москва, м. Улица Академика Янгеля, Харьковский проезд, 11А
Телефон: 383-4583

Детский сад № 2356 (компенсирующего вида, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ослабленным зрением)
115612, Москва, м. Красногвардейская, Братеевская ул., 10, к.2
Телефон: 342-9898

Детский сад № 1305 (комбинированного вида, для детей с нарушением зрения)
115191, Москва, м. Тульская, Рощинская 2-я ул., 13А
Телефон: 954-5363 — Заведующий

Детский сад № 1177 (комбинированного вида, для детей с нарушением зрения, с ясельными группами)
115533, Москва, м. Коломенская, Нагатинская наб., 16, к.2
Телефон: 116-0411

Детский сад № 1621 (компенсирующего вида, для детей с нарушением зрения)
115569, Москва, м. Орехово, Захарова Маршала ул., 15
Телефон: 393-9356

Детский сад № 1158 (компенсирующего вида, для детей с нарушением зрения)
117587, Москва, м. Южная, Кировоградская ул., 8Б
Телефон: 312-7145

ДЕТСКИЕ САДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ЮЗАО

Детский сад № 2156 (для детей с нарушением зрения, круглосуточный, с ясельными группами)
117628, Москва, м. Старокачаловская, Куликовская ул., 1В
Телефон: 712-0846

Детский сад № 2376 (для детей с нарушением зрения, с ясельными группами)
Телефон: 714-1009

Детский сад № 1231 (компенсирующего вида, для детей с нарушением зрени)
119333, Москва, м. Воробьевы Горы, Фотиевой ул., 12
Телефон: 137-0676

Начальная школа-детский сад № 1676 (для детей с нарушением зрения)
117209, Москва, м. Каховская, Перекопская ул., 12, к.1
Телефон: 122-7074

Источник

Оцените статью