#МоскваЛюблю. «Нездешний сад. Рудольф Нуреев»
Спектакли Романа Виктюка в Театр Романа Виктюка всегда отличаются глубиной и множеством отсылок. Так и биографическая постановка «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», рассказывает нам не просто о сложной судьбе одного из величайших танцоров ХХ века, но и показывает тяжелый путь истинного творца искусства в этом мире.
Сразу отвечу на вопрос, нужно ли специально устраивать себе ликбез перед просмотром? Потому что по своему опыту знаю, что на спектакли Виктюка совсем «обнуленными» ходить мало смысла. Здесь, в принципе, достаточно будет ознакомиться с основными этапами биографии Нуреева, так что статьи в Википедии будет достаточно. Также, я всегда рекомендую именно в этом театре партер, потому что балкон режет половину впечатлений.
Итак, скромные и лаконичные декорации: фото молодого и пожилого Рудольфа на заднике и балетный станок в форме замкнутого круга – так просто, и в то же время емко. Прекрасный мир балета, из которого невозможно вырваться. Или это бесконечный круг жизни? Иногда действие отражается в лабиринте зеркал, множащиеся отражения и яркий свет подчеркивают одновременно реальность и нереальность происходящего. В начале монолог от Нуреева о том, что главное – «жениться» на себе, быть в согласии с собой прежде всего. И это – одна из основных мыслей спектакля.
В главной роли – прекрасный Дмитрий Бозин, фантастическая пластика и игра которого как нельзя лучше подходят для роли Рудольфа, в котором, по словам его педагога Александра Ивановича (Дмитрий Жойдик) была та самая «одержимость», которой так не хватает многим. Родившийся в поезде, Рудольф на протяжении всей жизни нигде не чувствовал себя на своем месте. Переехав в 17 лет из Уфы в Ленинград, он был принят в балетное училище, где новичок подвергался постоянным насмешкам мальчиков, которые учились там уже много лет. Протанцевав всего 3 года в СССР, во время гастролей Кировского театра в Париже, он отказался вернуться, став первым «невозвращенцем» среди советских артистов. Конечно же, перспектива выступать в Лондоне была гораздо более заманчивой, чем снятие с гастролей ради экстренного спектакля в Кремлевском дворце перед Хрущевым.
Огромное внимание уделено знаменитому дуэту Нуреева с Марго Фонтейн (Анна Нахапетова). Я очень люблю наблюдать за Анной, потому что она окончила МГАХ и в ней видна именно классическая балетная подготовка. Легкая и изящная до самой старости, Марго тем не менее, уже хотела завершать балетную карьеру в свои 42 года, когда встретила в Лондоне 23-летнего Рудольфа. После небывалого успеха в «Жизели», пара танцевала вместе еще 15 лет! Но их отношения не были простыми: эгоистичный и принципиальный Рудольф третировал Марго, обосновывая это «жесткостью» ради ее блага, а не жестокостью. Очень сильная сцена, где одетый в черное Рудольф нападает на Марго под музыку из «Лебединого озера», и выглядит в этот момент вовсе не как прекрасный принц, а как злой колдун Ротбарт.
Еще один драматичный эпизод, показанный в спектакле – возвращение в СССР на 72 часа, ради прощания с умирающей матерью. На большее время не дали визу, и никто в родном городе не пожелал общаться с Рудольфом. Было ли это ограничение «сверху» или собственное желание бывших «товарищей»? Кто знает…
Очень усиливают все впечатления показываемые на экране сзади архивные кадры из выступлений Рудольфа и Марго, а также документальные вставки из фильмов о них. И еще больше отмечается, насколько сильно созданные артистами образы похожи на оригиналы.
Думаю, многим известно, что Нуреев прожил недолгую жизнь и скончался всего в 54 года от осложнений СПИДа. Незадолго перед смертью он уже не мог ходить, но все равно продолжал выступать в театре – уже как дирижер. На публике он появлялся уже в инвалидном кресле. Все свои сбережения он завещал в два фонда: по поиску новых талантливых танцоров и в новые разработки против СПИДа. А цветной расшитый татарский халат, в котором Рудольф в последних сценах спектакля, и станет символическим покрывалом на его реальном надгробии..
А закончить хочется цитатой из финала:
«Я вошел в нездешний сад
И нашел — сорвал цветок
Прошептал мне тот цветок:
«Будешь вечно одинок».
Так что вопросы о том, был ли все-таки счастлив «женатый на себе» Рудольф? И должен ли творец быть счастливым, гармоничным человеком? – для меня остались без ответа. Но, кажется, что скорее нет… Мне давно не было настолько грустно от спектакля, но это – светлая грусть.
Источник
Спектакль нуреев нездешний сад
Рецензия на спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», театр Романа Виктюка. Прометей танцевального искусства
Этот спектакль о личности великого танцора. Режиссёр постановки, Роман Виктюк, был лично знаком с Нуреевым и даже пообещал танцору поставить о нем спектакль. От этого, наверное, в этой постановке очень уважительное отношение к главному герою. Нет критики, нет спекуляций и попыток ловить хайп. А если точнее, то в спектакле нет отсылок и перетирания темы гомосексуализма. Есть личность Рудольфа Нуреева, его талант и его непростая судьба.
Очень многослойный спектакль, он начинается с документальных записей и рассуждений самого Нуреева. Звучит запись голоса, с его характерным акцентом. Сразу складывается ощущение, что это не просто спектакль, зрителю словно дают понять, что речь пойдёт о трагедии из жизни человека, а не выдуманного персонажа. Во время театральной постановки актёры практически не танцуют, у театра нет желания играть в балет. Но при этом вся постановка сопровождается реальными архивными видеозаписями с выступлений Рудольфа Нуреева.
Примечателен тот факт, что премьера это спектакля состоялась ещё в 2004 году. При этом сложно забыть, какой ажиотаж и безумные очереди за билетами были на балет «Нуреев» Кирилла Серебренникова в Большой театр в 2017 году. Действительно, очень символично. В свете последних событий, когда известный и талантливый режиссёр Кирилл Серебренников находится под домашним арестом (его даже не отпускают на похороны матери), личность Рудольфа Нуреева ещё ярче отражает извечный конфликт между гением и государством. Только Нуреев уехал из России, а Серебренников не успел.
Ещё одна интересная деталь, в спектакле «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», конечно, не обошли стороной тему материнской любви. Сцены Нуреева и матери, которую он не видел много лет, после того, как покинул СССР, очень напоминают микеланджеловскую пьету. Единственную скульптуру, которую подписал Микеланджело. «Оплакивание Христа» – это произведение основополагающее и очень важное для всего мирового искусства. О жертве и боли матери. В спектакле звучит еще несколько диалогов между Нуреевым и его матерью. Мать гения и её муки. Женщина родила ребёнка, а он стал жертвой, и она это знает, но никак не может своему ребёнку помочь.
Помимо этого, в спектакле можно заметить ещё несколько отсылок к мировому искусству, например, к теме экзистенциализма и к фигуре Прометея. Жизненный путь главного героя не раз сопровождается семиотическими отсылками к сизифому труду. Сразу на ум приходит трактат философа-экзистенциалиста Альбера Камю. И, конечно же, высказываете великой американской танцовщицы Марты Грэм о том, что Нуреев – это Прометей танцевального искусства, который принёс людям огонь знания.
При всей многослойности театральной постановки и многочисленным философским подтекстам, это очень понятный спектакль. Важный для русского человека, поднимающий массу актуальных и по сей день вопросов. Здесь не только про закулисье балета и о жизни великого танцовщика. Здесь о судьбе человека, о его призвании, о понятии Родина, о любви, о дружбе и о силе искусства.
Рудольф Нуреев уехал из Советского союза, и долгое время его считали врагом народа. Когда он вернулся на Родину, в родной город, его не признали те, с кем он учился. Умер он во Франции в 1993 году. Прошло 25 лет, страны, где Нуреева считали врагом народа, тоже уже нет. Но история циклична и любит шутить. И вот Россия, 2018 год, известного во всем мире режиссёра обвиняют в хищениях, держат под домашним арестом, люди, далёкие от искусства, не признают его заслуг и спекулируют на его сексуальной ориентации. И это не о балете, и не о театре. Это о государственной машине и о роли личности в истории.
Спектакль заслуживает того, чтобы о нем писали и его смотрели. Можно не быть фанатом творчества Романа Виктюка, не быть в восторге от актёрской игры Дмитрия Бозина (он исполняет роль Нуреева). Можно не разбираться в балете или истории танцевального искусства. Просто в нашей стране сейчас происходит что-то очень интересное. И этот спектакль 2004 года почему-то именно сейчас, как никогда, кстати.
Автор – Азат Абдуллин
Режиссёр – Роман Виктюк
Исполняют
Рудольф Нуреев – Дмитрий Бозин
Мать, Марта Грэм – Людмила Погорелова
Марго – Анна Нахапетова
Сторож – Михаил Руденко
Неизвестный, Усама, Александр Иванович, Гладышев, Профессор, Марио – Александр Дзюба
Вивьен – Елена Чубарова
Мануэль – Виктория Савельева
Артисты балета:
Владимир Белостоцкий
Станислав Мотырев
Иван Никульча
Михаил Руденко
Место: Театр Романа Виктюка
Продолжительность: 1 час 50 минут
Источник
«Нездешний сад. Рудольф Нуреев», театр Романа Виктюка
Я так долго хотела увидеть этот спектакль, но мироздание меня не пускало. То с датами накладка, то с ценами в театре чудеса, то я в отъезде. Я успела прочитать книги о Рудольфе Елены Обойминой и Джули Каваны, посмотреть «Белый ворон» и кучу роликов с записями балетов и интервью. И вот настал тот день!
Что я могу сказать. В спектакле балета не много (и это даже хорошо), но много Нуреева. Балет весь — в видеозаписях. Видео — это практически единственное, что было цветным. Весь спектакль черно-белый, все на фоне огромного белого экрана, на котором мы смотрим записи — или происходящее на сцене. Декораций минимум-мимум. Фактически, только балетный станок, замкнутый в круг — и бесконечность, и клетка, и возможность подняться над сценой, и продвижение по жизни как по канату.
Фото со страницы театра в ВК
Фото со страницы театра в ВК
В главной роли естественно Дмитрий Бозин.
Фото со страницы театра в ВК
Кажется, менее похожего на Рудольфа артиста сложно представить. Перед началом спектакля, глядя на портрет Нуреева на экране, я успела поумать, что на Рудольфа уж скорее мог бы быть похож Жойдик. Или Неведров. Да кто угодно! Однако чудо случилось, в который раз. Дмитрию удалось настолько точно вжиться в эту роль: мимика, интонации, пластика. Мы видели Рудольфа, сопереживали ему, прожили с ним эти пару часов. И это были прекрасные пара часов, хоть и достаточно сложные.
Все было — и воспоминания о детстве, и бегство ради танца, и огромная любовь к матери — и бесконечная тоска по ней же, и гений, и сложный характер. Очень наполненный. пронзительный и красивый одновременно спектакль.
В роли Марго Фонтейн — настоящая балерина и актриса театра Виктюка Анна Нахапетова.
Фото со страницы театра в ВК
В роли матери Рудольфа — Людмила Погорелова. Невероятно трогательные отношения.
Фото со страницы театра в ВК
Одним словом, спектакль потрясающий! Не зря я так долго хотела на него попасть.
Снова браво театру Виктюка!
Ну и поклоны, конечно 🙂
Источник