Спектакль нуреев нездешний сад

#МоскваЛюблю. «Нездешний сад. Рудольф Нуреев»

Спектакли Романа Виктюка в Театр Романа Виктюка всегда отличаются глубиной и множеством отсылок. Так и биографическая постановка «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», рассказывает нам не просто о сложной судьбе одного из величайших танцоров ХХ века, но и показывает тяжелый путь истинного творца искусства в этом мире.

Сразу отвечу на вопрос, нужно ли специально устраивать себе ликбез перед просмотром? Потому что по своему опыту знаю, что на спектакли Виктюка совсем «обнуленными» ходить мало смысла. Здесь, в принципе, достаточно будет ознакомиться с основными этапами биографии Нуреева, так что статьи в Википедии будет достаточно. Также, я всегда рекомендую именно в этом театре партер, потому что балкон режет половину впечатлений.

Итак, скромные и лаконичные декорации: фото молодого и пожилого Рудольфа на заднике и балетный станок в форме замкнутого круга – так просто, и в то же время емко. Прекрасный мир балета, из которого невозможно вырваться. Или это бесконечный круг жизни? Иногда действие отражается в лабиринте зеркал, множащиеся отражения и яркий свет подчеркивают одновременно реальность и нереальность происходящего. В начале монолог от Нуреева о том, что главное – «жениться» на себе, быть в согласии с собой прежде всего. И это – одна из основных мыслей спектакля.

В главной роли – прекрасный Дмитрий Бозин, фантастическая пластика и игра которого как нельзя лучше подходят для роли Рудольфа, в котором, по словам его педагога Александра Ивановича (Дмитрий Жойдик) была та самая «одержимость», которой так не хватает многим. Родившийся в поезде, Рудольф на протяжении всей жизни нигде не чувствовал себя на своем месте. Переехав в 17 лет из Уфы в Ленинград, он был принят в балетное училище, где новичок подвергался постоянным насмешкам мальчиков, которые учились там уже много лет. Протанцевав всего 3 года в СССР, во время гастролей Кировского театра в Париже, он отказался вернуться, став первым «невозвращенцем» среди советских артистов. Конечно же, перспектива выступать в Лондоне была гораздо более заманчивой, чем снятие с гастролей ради экстренного спектакля в Кремлевском дворце перед Хрущевым.

Огромное внимание уделено знаменитому дуэту Нуреева с Марго Фонтейн (Анна Нахапетова). Я очень люблю наблюдать за Анной, потому что она окончила МГАХ и в ней видна именно классическая балетная подготовка. Легкая и изящная до самой старости, Марго тем не менее, уже хотела завершать балетную карьеру в свои 42 года, когда встретила в Лондоне 23-летнего Рудольфа. После небывалого успеха в «Жизели», пара танцевала вместе еще 15 лет! Но их отношения не были простыми: эгоистичный и принципиальный Рудольф третировал Марго, обосновывая это «жесткостью» ради ее блага, а не жестокостью. Очень сильная сцена, где одетый в черное Рудольф нападает на Марго под музыку из «Лебединого озера», и выглядит в этот момент вовсе не как прекрасный принц, а как злой колдун Ротбарт.

Читайте также:  Коллективные сады в краснотурьинске

Еще один драматичный эпизод, показанный в спектакле – возвращение в СССР на 72 часа, ради прощания с умирающей матерью. На большее время не дали визу, и никто в родном городе не пожелал общаться с Рудольфом. Было ли это ограничение «сверху» или собственное желание бывших «товарищей»? Кто знает…

Очень усиливают все впечатления показываемые на экране сзади архивные кадры из выступлений Рудольфа и Марго, а также документальные вставки из фильмов о них. И еще больше отмечается, насколько сильно созданные артистами образы похожи на оригиналы.
Думаю, многим известно, что Нуреев прожил недолгую жизнь и скончался всего в 54 года от осложнений СПИДа. Незадолго перед смертью он уже не мог ходить, но все равно продолжал выступать в театре – уже как дирижер. На публике он появлялся уже в инвалидном кресле. Все свои сбережения он завещал в два фонда: по поиску новых талантливых танцоров и в новые разработки против СПИДа. А цветной расшитый татарский халат, в котором Рудольф в последних сценах спектакля, и станет символическим покрывалом на его реальном надгробии..

А закончить хочется цитатой из финала:
«Я вошел в нездешний сад
И нашел — сорвал цветок
Прошептал мне тот цветок:
«Будешь вечно одинок».

Так что вопросы о том, был ли все-таки счастлив «женатый на себе» Рудольф? И должен ли творец быть счастливым, гармоничным человеком? – для меня остались без ответа. Но, кажется, что скорее нет… Мне давно не было настолько грустно от спектакля, но это – светлая грусть.

Источник

Спектакль нуреев нездешний сад

Рецензия на спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», театр Романа Виктюка. Прометей танцевального искусства

Рецензия на спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», театр Романа Виктюка. Прометей танцевального искусства

Этот спектакль о личности великого танцора. Режиссёр постановки, Роман Виктюк, был лично знаком с Нуреевым и даже пообещал танцору поставить о нем спектакль. От этого, наверное, в этой постановке очень уважительное отношение к главному герою. Нет критики, нет спекуляций и попыток ловить хайп. А если точнее, то в спектакле нет отсылок и перетирания темы гомосексуализма. Есть личность Рудольфа Нуреева, его талант и его непростая судьба.

Очень многослойный спектакль, он начинается с документальных записей и рассуждений самого Нуреева. Звучит запись голоса, с его характерным акцентом. Сразу складывается ощущение, что это не просто спектакль, зрителю словно дают понять, что речь пойдёт о трагедии из жизни человека, а не выдуманного персонажа. Во время театральной постановки актёры практически не танцуют, у театра нет желания играть в балет. Но при этом вся постановка сопровождается реальными архивными видеозаписями с выступлений Рудольфа Нуреева.

Читайте также:  Менажерийный пруд летний сад

Примечателен тот факт, что премьера это спектакля состоялась ещё в 2004 году. При этом сложно забыть, какой ажиотаж и безумные очереди за билетами были на балет «Нуреев» Кирилла Серебренникова в Большой театр в 2017 году. Действительно, очень символично. В свете последних событий, когда известный и талантливый режиссёр Кирилл Серебренников находится под домашним арестом (его даже не отпускают на похороны матери), личность Рудольфа Нуреева ещё ярче отражает извечный конфликт между гением и государством. Только Нуреев уехал из России, а Серебренников не успел.

Ещё одна интересная деталь, в спектакле «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», конечно, не обошли стороной тему материнской любви. Сцены Нуреева и матери, которую он не видел много лет, после того, как покинул СССР, очень напоминают микеланджеловскую пьету. Единственную скульптуру, которую подписал Микеланджело. «Оплакивание Христа» – это произведение основополагающее и очень важное для всего мирового искусства. О жертве и боли матери. В спектакле звучит еще несколько диалогов между Нуреевым и его матерью. Мать гения и её муки. Женщина родила ребёнка, а он стал жертвой, и она это знает, но никак не может своему ребёнку помочь.

Помимо этого, в спектакле можно заметить ещё несколько отсылок к мировому искусству, например, к теме экзистенциализма и к фигуре Прометея. Жизненный путь главного героя не раз сопровождается семиотическими отсылками к сизифому труду. Сразу на ум приходит трактат философа-экзистенциалиста Альбера Камю. И, конечно же, высказываете великой американской танцовщицы Марты Грэм о том, что Нуреев – это Прометей танцевального искусства, который принёс людям огонь знания.

При всей многослойности театральной постановки и многочисленным философским подтекстам, это очень понятный спектакль. Важный для русского человека, поднимающий массу актуальных и по сей день вопросов. Здесь не только про закулисье балета и о жизни великого танцовщика. Здесь о судьбе человека, о его призвании, о понятии Родина, о любви, о дружбе и о силе искусства.

Рудольф Нуреев уехал из Советского союза, и долгое время его считали врагом народа. Когда он вернулся на Родину, в родной город, его не признали те, с кем он учился. Умер он во Франции в 1993 году. Прошло 25 лет, страны, где Нуреева считали врагом народа, тоже уже нет. Но история циклична и любит шутить. И вот Россия, 2018 год, известного во всем мире режиссёра обвиняют в хищениях, держат под домашним арестом, люди, далёкие от искусства, не признают его заслуг и спекулируют на его сексуальной ориентации. И это не о балете, и не о театре. Это о государственной машине и о роли личности в истории.

Спектакль заслуживает того, чтобы о нем писали и его смотрели. Можно не быть фанатом творчества Романа Виктюка, не быть в восторге от актёрской игры Дмитрия Бозина (он исполняет роль Нуреева). Можно не разбираться в балете или истории танцевального искусства. Просто в нашей стране сейчас происходит что-то очень интересное. И этот спектакль 2004 года почему-то именно сейчас, как никогда, кстати.

Читайте также:  Сады и парки дубая

Автор – Азат Абдуллин
Режиссёр – Роман Виктюк

Исполняют
Рудольф Нуреев – Дмитрий Бозин
Мать, Марта Грэм – Людмила Погорелова
Марго – Анна Нахапетова
Сторож – Михаил Руденко
Неизвестный, Усама, Александр Иванович, Гладышев, Профессор, Марио – Александр Дзюба
Вивьен – Елена Чубарова
Мануэль – Виктория Савельева

Артисты балета:
Владимир Белостоцкий
Станислав Мотырев
Иван Никульча
Михаил Руденко

Место: Театр Романа Виктюка
Продолжительность: 1 час 50 минут

Источник

«Нездешний сад. Рудольф Нуреев», театр Романа Виктюка

Я так долго хотела увидеть этот спектакль, но мироздание меня не пускало. То с датами накладка, то с ценами в театре чудеса, то я в отъезде. Я успела прочитать книги о Рудольфе Елены Обойминой и Джули Каваны, посмотреть «Белый ворон» и кучу роликов с записями балетов и интервью. И вот настал тот день!

IMG_20191125_183835

Что я могу сказать. В спектакле балета не много (и это даже хорошо), но много Нуреева. Балет весь — в видеозаписях. Видео — это практически единственное, что было цветным. Весь спектакль черно-белый, все на фоне огромного белого экрана, на котором мы смотрим записи — или происходящее на сцене. Декораций минимум-мимум. Фактически, только балетный станок, замкнутый в круг — и бесконечность, и клетка, и возможность подняться над сценой, и продвижение по жизни как по канату.

Фото со страницы театра в ВК

Фото со страницы театра в ВК

В главной роли естественно Дмитрий Бозин.

Фото со страницы театра в ВК

Кажется, менее похожего на Рудольфа артиста сложно представить. Перед началом спектакля, глядя на портрет Нуреева на экране, я успела поумать, что на Рудольфа уж скорее мог бы быть похож Жойдик. Или Неведров. Да кто угодно! Однако чудо случилось, в который раз. Дмитрию удалось настолько точно вжиться в эту роль: мимика, интонации, пластика. Мы видели Рудольфа, сопереживали ему, прожили с ним эти пару часов. И это были прекрасные пара часов, хоть и достаточно сложные.
Все было — и воспоминания о детстве, и бегство ради танца, и огромная любовь к матери — и бесконечная тоска по ней же, и гений, и сложный характер. Очень наполненный. пронзительный и красивый одновременно спектакль.

В роли Марго Фонтейн — настоящая балерина и актриса театра Виктюка Анна Нахапетова.

Фото со страницы театра в ВК

В роли матери Рудольфа — Людмила Погорелова. Невероятно трогательные отношения.

Фото со страницы театра в ВК

Одним словом, спектакль потрясающий! Не зря я так долго хотела на него попасть.

Снова браво театру Виктюка!

IMG_20191125_211639

Ну и поклоны, конечно 🙂

Источник

Оцените статью