Соцу в японском саду

Соцу в японском саду

«Чтоб жизнь моя счастливою была, Я зачерпнул воды из родника, Что в Таруми бежит, шумя со скал. И воду эту жадно пить я стал». Из антологии японской поэзии «Манъёсю».

Источник всего живого на земле — вода. Благодаря синтоистской и дзенской эстетике, вода одухотворена и воспета японцами в различных видах искусства (как и горы, и камни, и растения).

Вода в японском саду обязательна — настоящая или в виде символов. И, зачастую, вода в садах Японии в большей степени важна не как субстанция, а именно как символ. Представление японцев о рае, сложившееся ещё в седой древности, — это прекрасный сад с водными пространствами, покрытыми священными лотосами. Конечно, сейчас другое время, другая степень верований. Но отношение к воде в Японии по-прежнему остаётся благоговейным.

Япония — островное государство, окружённое водой со всех сторон. Неудивительно, что вода здесь является обязательным элементом любого сада. Вода может присутствовать в нём в форме водоёмов, водопадов; а если позволяет площадь сада, то и в виде небольших речек или ручьёв. Однако если площадь сада невелика, то элемент воды может быть представлен в виде тсукубаи (цукубаи), соцу (сеси одоси), а также в форме каменных или гравийных композиций, символизирующих воду.

Создание «звонких водопадов», когда вода свободно падает с возвышения, издавая характерный звук, — особо любимый вид присутствия воды в японском саду.

Летом в Японии стоит жаркая погода. Видом и звуком падающей воды, живительной энергией брызг подобные звонкие водопады несут отдых, вдохновение и желанную прохладу, позитивно воздействуя на весь организм.

Мастер, планируя водопады и водотоки, должен обязательно соотносить их размеры с площадью сада. Здесь главное «не перестараться», потому что неестественно большой или бурный поток воды в маленьком саду вызовет тревогу вместо успокоения и нарушит законы Инь-Ян, а, значит, — и общую гармонию сада.

Место для водопада должно выбираться особенно тщательно — подальше от дома, но так, чтобы звук падающей воды был слышен и в доме. Это создаст ощущение единения с природой, умиротворение и просто хорошее настроение.

Камни для создания «горы», с которой водопад берёт начало, подбираются очень тщательно. Главный критерий подбора камней для водопада — красота естественности «саби» Рука человека прикоснулась к камням только для того, чтобы привезти и установить их в саду.

Читайте также:  Салон красоты быханов сад

Сейчас камни уже покрылись естественной патиной от влаги и тени, частично обросли мхом — создаётся впечатление, что они были здесь всегда. А когда приведётся в соответствие фон (забор) и появятся рядом соответствующие растения, то эта картина сада будет особо привлекать и радовать своей природной естественностью и таким приятным человеческому слуху «пением» воды.

Одна из самых распространённых форм присутствия воды в саду — пруд. В древнем трактате об устройстве садов «Сакутейки» читаем: «Вода всегда принимает форму своего вместилища вне зависимости от того, красиво оно или нет. Очень важно правильно выбрать форму пруда». Именно поэтому форма «вместилища» для воды должна стать предметом особо тщательного предварительного обсуждения, потому что форма водоёма, красота его береговой линии вместе с каменными композициями будут определять и красоту вашего сада в целом.

В саду японского стиля береговая линия пруда не может быть правильной геометрической формы.

Оформление водоёма камнями — очень важный этап формирования сада. Рекомендации из древнего японского трактата по устройству садов: «Чтобы берег пруда был похож на дикое побережье, начни с расположения нескольких больших, грубых камней у кромки воды. Затем положи камни поменьше в воду у самого берега — так, чтобы казалось, что они вырастают со дна. Ещё несколько камней нужно разместить подальше от берега, как одинокие острова». Удивительно, но сказано это было в ХI веке! Руководство, написанное около девяти веков назад, по-прежнему современно, полезно Это лишний раз подтверждает, что садовое искусство Японии уникально и доступно, потому что истинное искусство не знает границ.

Поверхность задает горизонтальные линии в композиции сада. Исходя из этого, продумываются вертикальные и диагональные линии композиции — так, чтобы не была нарушена гармония ИНЬ -ЯН , основной принцип построения сада. Камни в японском саду — это символ Ян — мужской, светлой, сильной, положительной энергии. Вода же — символ женской, тёмной, мягкой, мистической, мудрой, отрицательной энергии Инь. Их вечное и неразрывное единство и такое же вечное противоборство в состоянии равновесия энергий — основа всеобщей гармонии.

При создании композиции сада часто используется очень эффектный, любимый приёме в японских садах — об отражении в воде. Кустарник или дерево с красивым габитусом, фонарь или камень, помещённые на границе двух сред — воды и суши — будут отражаться в водной глади, увеличивая пространство сада и создавая картину — отражение.

Читайте также:  Ворота металлические распашные для сада

И здесь главное — не переусердствовать, соблюсти равновесие Инь-Ян. Огромное дерево даст соответствующее отражение во весь пруд. Посадив же на берегу пруда красивый кустарник или небольшое деревце с необычной кроной, поставив фонарь, интересный природный камень, пагоду, соорудив «горбатый» мостик — можно получить картину-отражение, которая будет радовать всех своей необычностью и красотой.

Если по замыслу автора водоём должен выглядеть глубоким, то он «впустикает» в него отражение голубого неба, то есть, планирует место для водоёма так, чтобы в нём постоянно отражалось небо.

Если же художник хочет, чтобы в саду было светлее, то «впускает» в пруд солнце. То есть, выбирает такое место для водоёма, чтобы полуденное солнце всегда могло отражаться от поверхности воды, привнося дополнительное освещение и светлое настроение в ваш сад.

В водоёме сада японского стиляжелательно создание острова или островков. Это придаст вашему «озеру» естественную природность. Но остров или островки нужно правильно соотнести по высоте между собой и самым высоким берегом пруда. Вершины берега, островов, фонаря и больших камней не должны оказаться на одном уровне, что сделает общую композицию однообразной и скучной. К острову можно провести мостик из камней — сплошной или пошаговый. Если же к острову подхода не будет, то, по японским понятиям, он будет символизировать остров бессмертных и будет особо чистым (священным) местом в саду.

Остров может иметь форму журавля или черепахи. Эти образы символичны и любимы в садовом искусстве Японии. Благодаря вашей творческой фантазии, они могут выглядеть очень привлекательно и станут отдельными картинами сада.

Не всегда есть возможность создать в саду водоём или водопад. Но сад в японском стиле тем и интересен, что есть варианты создания элемента воды в саду даже на очень маленькой территории.

Одним из вариантов создания элемента воды в саду может быть тсукубаи (цукубаи). Тсукубаи — это каменный сосуд своеобразной формы, который стал обязательным элементом чайного сада, «перекочевав» потом в другие садовые стили.

В идеале камень для тсукубаи нужно найти природный. Чем старее и необычнее камень, тем больше он будет соответствовать критериям красоты с японской точки зрения.

Тсукубаи устанавливается в саду с фонарём Орибе. Каменный сосуд может быть самостоятельным элементом композиции, но в паре — только с Орибе. Тсукубаи вписывается в интересную композицию из камней, гальки, растений, фонаря. Ранее мастер строил её согласно канонам чайной церемонии. Сейчас она присутствует в японском саду зачастую именно как водный элемент.

Читайте также:  Клумбы цветы дом сад

Решив создать такую композицию в своем саду, нужно всё же придерживаться основных правил:

— воду для омовения рук из чаши набирают с помощью бамбукового ковша, который должен быть здесь же;

— вокруг тсукубаи обязательно должна быть галька или камни, на которые выливается использованная вода.

Тсукубаи, наполненный прозрачной водой, создаст в саду эффект её присутствия. А звук падающей в сосуд струи воды создаст ещё и звуковой эффект присутствия воды, так любимый всеми.

Ещё одним вариантом водного элемента в саду может быть соцу (сеси одоси).

Соцу — интересное приспособление, которое японские крестьяне использовали на полях для отпугивания диких животных.

Устройство соцу основано на медленном наполнении бамбуковой трубки водой. Когда трубка наполняется до краёв, то под тяжестью воды она падает, ударяясь о камень. Получается довольно громкий звук, который и отпугивает животных.

У нас соцу представляет собой просто декоративный элемент присутствия воды в саду. Соцу требует небольшого пространства для размещения. Выглядит интересно, если сочетать соцу с камнями и растениями — то есть, создать композицию и вписать её в пространство сада. Ведь наряду с явной оригинальностью конструкции соцу, он может служить и по прямому назначению (например, отпугивать из сада нежелательных птиц).

Водный элемент можно создать в саду и без присутствия воды, т.е. заменить её символом.

Техника «Каресансуи» — сухого пейзажа — поможет символически создать воду в саду. Но при условии, что в композиции заменяется символом только один элемент . Например, воду можно заменить гравийной крошкой, песком или каменным сколом. Все остальные элементы (берега, прибрежные растения, отмели, камни) должны быть абсолютно реальными. И тогда мы получим очень правдивую картину присутствия воды в саду, что подтверждает фото из книги Кетчела «Японский сад». Может быть создан и «Сад Воды». Но тогда вода станет здесь «главным героем» сада и должна быть представлена в нескольких ипостасях (водопад, пруд, ключи, заводи, ручьи), в любых взаимосвязанных композиционных решениях.

Источник

Оцените статью