- Задания части 2 ЕГЭ по теме «Пищевая цепь»
- C 5 № 11208. Составьте пищевую цепь и определите консумента 2-го порядка, используя всех названных представителей: ястреб, цветки яблони, большая синица, жук яблонный цветоед
- Задания ЕГЭ по биологии. Часть С (с ответами) — 14
- Задания ЕГЭ по биологии. Часть С (с ответами) — 25
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Пищевая цепь»
1. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: большая синица, жук яблонный цветоед, ястреб, цветки яблони. Определите консумента второго порядка в составленной цепи.
Цветки яблони -> жук яблонный цветоед -> большая синица -> ястреб. Консумент второго порядка — большая синица.
2. Кровососущие насекомые – обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков.
Консументом 2 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 1 порядка (травоядного, например, коровы).
Консументом 3 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 2 порядка (лисицы).
Консументом 4 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 3 порядка (волка).
3. В водоеме обитают разнообразные организмы: окунь, щука, одноклеточные зеленые водоросли (хлорелла), дафнии, головастики. Составьте цепь питания из названных организмов. Укажите консумента третьего порядка. Выберите пары организмов, которые вступают в отношения «хищник-жертва».
Хлорелла -> дафнии -> головастики -> окунь -> щука. Консумент третьего порядка — окунь. В отношения «хищник-жертва» вступают дафнии и головастики, головастики и окуни, окуни и щуки.
4. Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно все растения, всех животных по отдельности (насекомых, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми и самыми легкими?
Самыми тяжелыми будут растения, поскольку они находятся в начале пищевой цепи. Самыми легкими будут млекопитающие и птицы, т.к. они не только находятся в конце пищевой цепи, но и дополнительно теряют массу, тратя энергию на нагревание тела.
5. Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков?
Пока зерноядные птицы питаются зерном, они являются консументами первого порядка. Своих птенцов зерноядные птицы выкармливают насекомыми – в этот момент они являются консументами второго порядка.
6. Почему, согласно правилу экологической пирамиды, в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?
1) энергия расходуется на жизнедеятельность организмов
2) энергия рассеивается в виде тепла
3) часть энергии не передается с предыдущего звена на следующее (пища не переваривается на 100%)
7. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента II порядка в составленной цепи и объясните свой выбор.
1) листья репы –> крестоцветные блошки –> лягушка –> уж –> хорь;
2) консумент второго порядка – лягушка, так как она питается консументами первого порядка.
8. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: дождевой червь, лисица, листовой опад, орел, еж. Какой из организмов исполняет роль консумента третьего порядка?
1. Листовой опад -> дождевой червь -> еж -> лисица -> орел.
2. Консумент третьего порядка — лисица.
9. Как изменяется количество энергии в пищевых цепях при переходе с одного трофического уровня на другой? Ответ поясните.
1) при переходе с одного трофического уровня на другой 90% энергии теряется, 10% энергии сохраняется;
2) энергия теряется, так как рассеивается в виде тепла;
3) энергия теряется, так как часть пищи организмами не усваивается.
10. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крупная хищная птица, растение, бабочка, змея, лягушка. Сколько энергии переходит на уровень консументов III порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 10 000 кДж?
1) пищевая цепь: растение – бабочка – лягушка – змея – крупная хищная птица;
2) на уровень консумента III порядка переходит 10 кДж энергии
11. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. (2) Энергия солнечной радиации трансформируется в энергию химических связей в процессе фотосинтеза. (3) К фототрофам относят зеленые растения и хемосинтезирующие бактерии. (4) Пастбищные пищевые цепи начинаются с растений, в них они играют роль консументов. (5) По пищевым цепям питания от звена к звену передаются вещества и энергия. (6) Вещества и энергия передаются по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой. (7) Возврат веществ в окружающую среду в виде неорганических соединений осуществляется редуцентами.
3 – хемосинтезирующих бактерий не относят к фототрофам, они используют энергию окислительно-восстановительных реакций неорганических веществ;
4 – растения в пищевых цепях играют роль продуцентов;
6 – энергия, в отличие от веществ, не может передаваться по замкнутому кругу.
12. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пищевые цепи». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Перенос веществ и энергии в биогеоценозе от их источника через ряд организмов называется пищевая цепь. (2) Пастбищная пищевая цепь биогеоценоза включает в себя продуцентов и консументов. (3) Первым звеном пищевой цепи являются продуценты. (4) Консументами I порядка являются растительноядные животные. (5) Консументы II порядка формируют второй трофический уровень. (6) Редуценты живут в организмах и разлагают органические вещества до неорганических веществ. (7) Пищевая цепь другого типа – детритная – начинается от мелких почвенных животных и заканчивается крупными животными.
1) 5 – консументы II порядка формируют третий трофический
уровень;
2) 6 – редуценты живут в отмерших органических остатках и
разлагают органические вещества до неорганических веществ;
3) 7 – детритная цепь начинается с мёртвых растительных или
животных остатков (органических остатков)
13. Что является главным источником энергии для организмов, обитающих на дне глубоководных экосистем в условиях недостаточности света и кислорода? Назовите организмы, приспособленные к жизни в данных условиях. Какую функциональную группу экосистемы они составляют?
1) главным источником энергии является детрит – отмершие растения и погибшие животные;
2) детритофаги: раки, черви-трубочники, бактерии-сапротрофы;
3) в глубоководных экосистемах они выполняют роль консументов и редуцентов
14. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного.
1) часть пищи не переваривается и выводится из организмов в виде кала;
2) часть поглощенной энергии расходуется на поддержание жизнедеятельности (движение, обмен веществ и т.д.);
3) часть энергии превращается в тепловую и рассеивается в пространстве
Источник статьи: http://www.bio-faq.ru/prtwo/prtwo008.html
C 5 № 11208. Составьте пищевую цепь и определите консумента 2-го порядка, используя всех названных представителей: ястреб, цветки яблони, большая синица, жук яблонный цветоед
1) Цветки яблони — жук яблонный цветоед — большая синица — ястреб.
2) Консумент 2-го порядка — большая синица.
C 5 № 11209. В чем проявляется взаимосвязь продуцентов и редуцентов, входящих в состав любой экосистемы?
1) Продуценты создают органические вещества из неорганических,
2) редуценты используют органические остатки и минерализуют их.
3) Продуценты используют минеральные вещества.
C 5 № 11210. Почему в нижних слоях атмосферы в настоящее время сокращается концентрация кислорода?
1) Это происходит потому, что сокращается площадь растительного покрова Земли из-за вырубки лесов,
2) происходит гибель фитопланктона Мирового океана вследствие его загрязнения,
3) увеличивается потребление кислорода при сгорании топлива (автотранспорта, промышленности и др. ).
C 5 № 11220. Чем определяется устойчивость естественных экосистем?
1) Количеством видов,
2) количеством звеньев в пищевых цепях и их сложным переплетением,
3) саморегуляцией и самовозобновлением.
C 5 № 11222. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Объясните последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши.
1) Первыми поселяются микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы;
2) на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой;
3) по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы.
C 5 № 11223. Почему видовой состав кукурузного поля значительно беднее, чем леса?
1) В агроэкосистеме (кукурузное поле) небольшое биоразнообразие.
2) Несбалансированный круговорот веществ.
3) Непродолжительные сроки существования .
C 5 № 11225. Почему в агроэкосистеме короткие цепи питания?
1) В агроэкосистеме небольшое биоразнообразие.
2) Незсбалансированный круговорот веществ.
3) Непродолжительные сроки существования.
C 5 № 11226. Каковы причины смены биогеоценозов?
1) Изменение организмами среды обитания,
2) деятельность человека.
3) Природные катаклизмы.
А20. Непрерывный поток химических элементов из неживой природы в живую природу и обратно, осуществляемый в результате жизнедеятельности организмов, называют
1) цепями питания 3) биогенной миграцией атомов
2) пищевыми связями 4) правилом экологической пирамиды
Источник статьи: http://studopedia.ru/4_177950_C—-chto-sluzhit-osnovoy-formirovaniya-raznoobraznih-setey-pitaniya-v-ekosistemah.html
Задания ЕГЭ по биологии. Часть С (с ответами) — 14
ОТВЕТ: Сеть питания образуется из многообразия взаимосвязанных цепей питания,
значит, в основе ее разнообразия лежит разнообразие видов, наличие среди них
продуцентов, консументов, редуцентов и разнообразие их пищи (широкая пищевая
специализация).
58. Каковы свойства биогеоценоза?
ОТВЕТ: Биогеоценоз – открытая, саморегулирующаяся система, обладающая
устойчивостью, способная к обмену веществ и энергии. Биогеоценоз – часть биосферы.
Она состоит из абиотической и биотической составляющей, характеризуется,
продуктивностью, биомассой, плотностью популяций, его составляющих, разнообразием
видов. Живыми компонентами биогеоценоза являются продуценты, консументы и
редуценты, благодаря которым в нем происходит непрерывный круговорот веществ и
превращения энергии.
59. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?
ОТВЕТ: В биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая
деятельность организмов; происходит непрерывный процесс круговорота веществ,
регулируемый деятельностью организмов; биосфера преобразует энергию Солнца в
энергию органических веществ.
60. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?
ОТВЕТ: В наземно-воздушной среде больше кислорода, в ней могут произойти
колебания температур в широких пределах, в ней меньшая плотность и больше
освещенность
61. Почему в наземной пищевой цепи от звена к звену, как правило, уменьшается
биомасса?
ОТВЕТ: Пищевая цепь включает в себя продуцентов, консументов и редуцентов. В
каждом звене большая часть органического вещества (примерно 90%) расщепляется до
неорганических веществ, и они выделяются в окружающую среду. Выделенная при этом
энергия тратится на жизнедеятельность, превращается в тепловую энергию и
рассеивается в окружающую среду. Таким образом, от звена к звену уменьшается
биомасса. Эта закономерность называется правилом 10% или правилом экологической
пирамиды.
62. Почему необходимо поддерживать биоразнообразие для сохранения биосферы?
ОТВЕТ: Биоразнообразие – это основа разнообразных цепей и сетей питания в
экосистемах биосферы. А разнообразие цепей и сетей питания – это основа
сбалансированного круговорота веществ, сохранения целостности биосферы.
Сбалансированный круговорот веществ является основой устойчивости,
саморегуляции и сохранения биосферы.
63. В.И.Вернадский писал: «На земной поверхности нет химической силы более
постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным
последствиям, чем живые организмы, взятые в целом». Объясните, какие изменения
произошли в литосфере благодаря жизнедеятельности живых организмов?
ОТВЕТ: Образование почвы, разрушение горных пород (например, лишайниками,
которые выделяют органические кислоты), формирование ряда полезных ископаемых
(например, каменного и бурого угля, железосодержащих руд, торфа, известняка и др.).
64. Составьте пищевую цепь и определите консумента 2-го порядка, используя всех
названных представителей: ястреб, цветки яблони, большая синица, жук яблонный
цветоед.
ОТВЕТ: Цветки яблони —-жук яблонный цветоед —большая синица — ястреб.
Консумент 2-го порядка — большая синица.
65. В чем проявляется взаимосвязь продуцентов и редуцентов, входящих в состав
любой экосистемы?
Источник статьи: http://zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_10/998_zadania_ege_biologia_chast_c/014.htm
Задания ЕГЭ по биологии. Часть С (с ответами) — 25
40. На площади 10 кв. метров из 700-900 молодых елочек через 20 лет остается 2-3
ели. Каковы причины снижения численности и биологическое значение подобного
явления?
ОТВЕТ: Причины гибели: конкуренция внутривидовая и межвидовая, поедание
животными, повреждение паразитами, неблагоприятные климатические условия.
Биологическое значение: «избыток» потомства страхует вид от вымирания, в конце
остаются наиболее приспособленные к данным условиям особи.
41. Ученые считают, что перевыпас скота, частые пожары в степных и
полупустынных районах Земли служат основной причиной опустынивания этих
территорий. Объясните, почему?
ОТВЕТ: Частые пожары уничтожают растительный покров, а органические и
минеральные вещества почвы переходят в газообразное состояние и уносятся с ветром, а
это обедняет почву. При перевыпасе скота растения не успевают возобновляться и
оголяется почва. Эти территории расширяются, усиливается водная и ветровая эрозия.
Открытые территории быстрее нагреваются, усиливается испарение, что истощает
подземные воды и увеличивает засоление почвы. На открытых территориях изменяется
направление воздушных масс, уменьшаются осадки, ускоряется процесс опустынивания.
42. Какова роль опушения стеблей, листьев, плодов и семян растений?
ОТВЕТ: Волоски на листьях и стеблях защищают от высыхания, отражая свет,
уменьшают радиацию, уменьшают испарение, создавая полузамкнутый слой воздуха.
Жесткие волоски и жгучие волоски могут защищать от поедания (крапива). Опушенные
плоды и семена легко прикрепляются к шерсти животных или уносятся ветром
(одуванчик, тополь и др.)
43. С какой целью при прогрессивной посадке деревьев на бедных почвах, грунт
заражают специальными видами грибов?
ОТВЕТ: Эти грибы своими грибницами оплетают корни деревьев — возникает микориза,
благодаря которой дерево получает воду и соли с огромной поверхности почвы. Дереву не
надо тратить много времени, вещества и энергии для создания мощной корневой системы.
При пересадке этого дерева на новое место, оно легче приживается.
44. Перечислите ресурсы, за которые могут конкурировать близкие виды, как
куница и соболь, обитающие на одной территории.
ОТВЕТ: Пища (грызуны, мелкие птицы и др.), место для гнезда (дупла, старые гнезда
белок, ворон), охотничья территория, убежища, вода во время засухи.
45. Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что
между ними существует наиболее сильная конкуренция. Объясните, почему в этих
случаях не происходит полного вытеснения одним видом другого. Противоречит ли
это правилу конкурентного исключения?
ОТВЕТ: Вытеснения не происходит по следующим причинам:- близкие виды занимают
разные экологические ниши в одном и том же сообществе (разная пища, способ
добывания корма, активность в разное время суток, -избыток ресурса; -ограничивается
численность более сильного конкурента третьим видом; -условия среды создают
равновесие из-за того, что становятся благоприятными то для одного, то для другого.
Поэтому отсутствие полного вытеснения не противоречит правилу конкурентного
исключения.
46. Хорошо известно, что при составлении букетов нельзя в одну вазу помещать
розы и гвоздики, нарциссы и незабудки, розу и резеде (цветы вянут, теряют аромат).
Ландыши в букетах губят многие растения. Объясните почему? Каково значение
этого явления в жизни растений?
ОТВЕТ: Растения выделяют фитонциды – летучие вещества, угнетающие или
губительно воздействующие на другие организмы. Это позволяет им выигрывать в
конкуренции.
Источник статьи: http://zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_10/998_zadania_ege_biologia_chast_c/025.htm