- Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Овощи» с использованием мнемотаблиц план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Рассказ-описание с помощью мнемотехники «Овощи»
- Ход занятия.
- Публикация «Рассказ-описание с помощью мнемотехники „Овощи“» размещена в разделах
- Прикреплённые файлы:
- Мнемотаблицы к занятию по развитию связной речи «ОВОЩИ» в подготовительной группе
- МНЕМОТАБЛИЦА К РАССКАЗУ «ОГОРОД»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Овощи» с использованием мнемотаблиц
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель: расширение и активизация словаря по теме «овощи», закрепление понятий: «листовые», «плодовые», «корнеплоды», «луковичные».
1.Упражнять детей в составлении описательного рассказа по теме «Овощи», опираясь на план-схему и образец воспитателя.
2.Совершенствовать навыки образования качественных прилагательных от существительных.
3.Закрепить умение выделять и исправлять ошибки в предложениях с предлогами (в, на, под).
4.Закреплять умения в составлении загадок с использованием мнемотаблиц.
5. Развивать мелкую, общую моторику.
У детей формируются понятия «листовые», «плодовые», «корнеплоды», «луковичные», расширяется словарь по теме «овощи»;
совершенствуются навыки образования качественных прилагательных от существительных;
закрепляются умения выделять и исправлять ошибки в предложениях с предлогами (в, на, под);
самостоятельное составлении загадок по мнемотаблице, составление описательного рассказа; развивается мелкая и общая моторика.
Материал и оборудование: столы и стулья по количеству детей, круг со стрелкой, листья с цифрами (1-7), мяч, предметные картинки по теме «Овощи»,1 картинка «Огород», 7 конвертов, мнемотаблицы по теме, разноцветные шнурки (по 2 на каждого ребёнка), чёрный ящик, муляжи овощей, 2 обруча, 2 корзины, медали «Знатоки» по количеству детей, фотоаппарат.
В: Ребята, в детский сад пришли письма для знатоков от Незнайки и его друзей из Цветочного города. Как вы думаете, кто такие знатоки?
Дети: Те люди, которые много знают.
В: Предлагаю вам превратиться в знатоков и поиграть в игру «Что? Где? Когда?». Согласны?
В: Ну что ж, уважаемые знатоки, присаживайтесь за игровой стол. Посмотрите, здесь есть игровой круг со стрелкой и листочки с цифрами. Будем стрелочку крутить и слова произносить: Один, два, три – стрелочка замри! На какую цифру попадёт стрелка, под таким номером возьмём конверт с письмом. Начинаем игру!
В: «Уважаемые знатоки, высылаю фотографии урожая с моего огорода.
Придумайте загадки по каждой фотографии по плану-схеме: какой по форме, по цвету, по вкусу. Загадайте эти загадки друг, другу. Желаю удачи!»
Дети: Этот овощ круглой формы, красного цвета, на вкус сладковато-кислый. Что это за овощ? (помидор) и т.д.
2. Письмо от Винтика и Шпунтика.
В: «Уважаемые знатоки! Мы приготовили для вас загадочный чёрный ящик. Угадайте, исследуя предметы руками, какие овощи мы собрали»
(дети по очереди подходят к чёрному ящику и отгадывают овощи на ощупь).
В: Ребята, мы с вами уже знаем, что овощные культуры делят на «листовые», «плодовые», «корнеплоды», «луковичные». Посмотрите на эти овощи и скажите, какие относятся к листовым?
Воспитатель: Какие к плодовым? Дети: Помидор, огурец.
Воспитатель: Какие к корнеплодам? Дети: Свёкла, морковь.
Воспитатель: Какие к луковичным? Дети: Лук, чеснок.
3. Письмо от доктора Пилюлькина.
В: «Уважаемые знатоки! Чтобы быть здоровыми необходимо каждый день есть овощи. Вспомните, какие полезные продукты можно получить из овощей?»
Воспитатель: Сок из моркови — … Дети: Морковный сок
Воспитатель: Икра из кабачков -… Дети: Кабачковая икра
Воспитатель: Сок из томатов — … Дети: Томатный сок
Воспитатель: Салат из огурцов -… Дети: Огуречный салат
Воспитатель: Пюре из картофеля -… Дети: Картофельное пюре
Воспитатель: Салат из овощей -… Дети: Овощной салат
Воспитатель: Каша или суп из гороха -… Дети: Гороховая каша, гороховый суп
Воспитатель: Салат из лука-… Дети: Луковый салат
Воспитатель: Суп из капусты -.. Дети: Капустный суп
Воспитатель: Суп из картофеля -… Дети: Картофельный суп
В: «Уважаемые знатоки! Помогите мне собрать овощи. Рассмотрите картинку «Огород» и расскажите, как нужно убирать урожай»
Воспитатель: Что выкапывают? Дети: Картофель
Воспитатель: Что выдёргивают? Дети: Морковь, свёклу, репу, редис
Воспитатель: Что срезают? Дети: Капусту
Воспитатель: Что снимают? Дети: Горох
П/и «Собери урожай» (2 команды: перенести овощи из обруча-грядки в корзину, рассказать – я снимал помидоры, я выдёргивал морковь…)
В: «Уважаемые знатоки! Послушайте мой рассказ о сборе урожая и если нужно исправьте ошибки»
Наступила весна. Все жители Цветочного города пришли под огород собирать урожай. Гунька выкапывал картошка, Пилюлькин складывал на мешок. Знайка выдёргивал морковка, а я складывал её под корзину. Ворчун долго вытягивал жёлтая репка, а Тюбик складывал её под сетку. Винтик и Шпунтик погрузили весь урожай под грузовик и увезли домой.
(Дети исправляют ошибки во время чтения текста).
В: «Уважаемые знатоки! Расскажите о своих любимых овощах по плану-схеме: Я люблю… Он (она) …цвета, …формы, …вкуса. Из него можно приготовить… А я больше всего люблю есть (пить)…»
(рассказы детей с опорой на схему рассказа).
7. Письмо от художника Тюбика.
В: «Уважаемые знатоки! Нарисуйте с помощью разноцветных шнурков овощи». Чтобы наши овощи получились красивыми, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Огород».
В огороде много гряд: Сжимают и разжимают пальцы.
Тут и репа, и салат, По очереди разжимают пальцы.
Наш зелёный огород. Сжимают и разжимают пальцы.
Овощей здесь много, вот! Вытягивают руки вперёд.
Дети из шнурков выкладывают овощи.
В: Вам понравилось быть знатоками?
Воспитатель: Что нового вы узнали? (ответы)
Воспитатель: Какое задание вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Я вам хочу вручить медали знатоков. За ваши знания и умения. А ещё жители солнечного города попросили вас сфотографировать и послать эту фотографию жителям солнечного города. (Фотографируются).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы».
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы».
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблицы)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости к нам пришла зима»(с использованием мнемотаблицы).
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день» с использованием мнемотаблиц.
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Конспект занятия по развитию — речи в подготовительной группе с детьми ОВЗ с использованием мнемотаблиц Тема: «Осенняя сказка»
Пояснительная записка к занятию по речевому развитию:Занятие для детей в подготовительной группе с ОВЗ, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду основной образовател.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц»
Образовательные задачи:Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.Учить передавать содержание расс.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Весна» с использованием мнемотаблицы в форме квеста
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада по лексической теме «Весна» с использованием мнемотаблицы в форме квеста.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц".
Источник
Рассказ-описание с помощью мнемотехники «Овощи»
Образовательные задачи. Совершенствовать навык составления рассказа-описания с опорой на наглядный материал.
Развивающие задачи. Развивать диалогическую и связную речь, память, мышление, зрительное внимание.
Воспитательные задачи. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
Ход занятия.
Воспитатель. Нравится ли вам время года, которое сейчас идет? А вы знаете, что осенью делают в огородах и на полях? (слайд 3).
Воспитатель показывает корзину в овощами.
Публикация «Рассказ-описание с помощью мнемотехники „Овощи“» размещена в разделах
Воспитатель. Я тоже собрала урожай. Как можно все назвать одним словом? (Овощи). О каждом овоще можно многое рассказать! Что можно рассказать про овощ? (Ответы детей). В этом может помочь наглядный план, который нарисовал художник (слайд 4).
Воспитатель делает пояснения по наглядному плану:
Воспитатель. Назовите овощи, похожие на круг, овал, треугольник (Ответы детей) (слайд 6). Какой вкус может быть у овощей? (сладкий, горький, кислый, пресный, острый, сочный, хрустящий и т. п.). Где могут расти овощи? (на земле, в земле, на кустике). Какие они могут быть на ощупь? (гладкие, шершавые, пупырчатые).
Педагог предлагает 2-3 детям составить рассказ-описание об овощах по наглядному плану (слайд 5).
Игра с мячом «Поварята».
Педагог бросает мяч ребенку и говорит название блюда (салат из моркови). Ребенок отвечает на вопрос «Какой? Какая? Какое? Какие?» (салат из моркови — морковный) (слайды 7-12).
Дети возвращаются на свои места.
Воспитатель. Ребята, что делать, если вы захотите составить рассказ-описание о других овощах, а наглядного плана у вас не будет?
Педагог подводит детей к тому, что можно каждому нарисовать свою схему.
Воспитатель. А вы сможете так же нарисовать, как художник? Нам помогут условные обозначения (символы, которые мы с вами сейчас придумаем (слайды 13-20). У нас получилась дорожка из символов (слайд 22). Она называется «мнемодорожка». Скажите, вам понятны обозначения? (Ответы детей). Можно ли, глядя на эту дорожку, рассказать об овоще? (Ответы детей).
Воспитатель вызывает 2-3 детей для рассказа-описания овощей по своей мнемодорожке.
Воспитатель. Что мы с вами сегодня делали? (Ответы детей). Как вы думаете, символы в мнемодорожке легко запомнить? (Ответы детей). Они всегда будут у вас в памяти, и вы сможете без труда описывать овощи.
Прикреплённые файлы:
Источник
Мнемотаблицы к занятию по развитию связной речи «ОВОЩИ» в подготовительной группе
Бабушка попросила Машу сходить в огород за укропом. Укроп нужен для засолки огурцов. Рано утром дедушка собрал их полную корзину. Ах, какой огород у бабушки! Краснеют на кустах сочные помидоры. Кабачки подставляют солнышку тугие золотистые бока. Оранжевая морковка несмело выглядывает из земли, прикрываясь зелеными фонтанчиками ботвы. Лук и чеснок тянутся вверх зелеными стрелками. Прячутся под резными листьями маленькие огурчики. Огородное пугало надежно охраняет урожай от непрошенных гостей.
СТИХОТВОРЕНИЕ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ
Что растет на нашей грядке?
Что растет на нашей грядке Огурцы, горошек сладкий. Помидоры и укроп
Есть редиска и салат, Наша грядка — просто клад.
Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно, Запомнил обязательно.
Что растет на нашей грядке?
МНЕМОТАБЛИЦА К РАССКАЗУ «ОГОРОД»
МНЕМОТАБЛИЦА К СТИХОТВОРЕНИЮ МНЕМОТАБЛИЦА К ОПИСАТЕЛЬНОМУ РАССКАЗУ ПО ТЕМЕ «ОВОЩИ»
Образец рассказа: Огурец – овощ зелёного цвета, продолговатой формы. Огурцы бывают мелкими и крупными. Маленькие огурчики называют корнишонами. У огурцов тонкая пупырчатая кожура, а внутри белая плотная мякоть с мелкими, нежными семенами. Выращивают огурцы в теплицах и на грядках в огороде. Тепличные огурцы, конечно, созревают раньше грунтовых, но те, что выросли на грядке – вкуснее и полезнее. Свежий огурец – хрустящий, сочный, сладковатый. А как приятно и пахнут огурчики, только что сорванные с куста. Из огурцов готовят разные салаты. Огурцы солят и маринуют, чтобы сохранить до весны. И из солёных огурчиков можно сварить вкусный суп – рассольник.
МНЕМОТАБЛИЦЫ К СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК ПО ТЕМЕ «ОВОЩИ
Источник