Соловьиный сад блок символика

Напишите все образы в произведении «Соловьиный сад» Блока

При анализе «Соловьиного сада» необходимо учесть, что это символистское произведение, и образы поэмы — и самого героя, простого труженика, и его друга и помощника осла — насыщены образностью и символикой. И для их объяснения и понимания нужно хотя бы кратко сказать о сюжете.
Он довольно прост: главный герой — бедный рабочий, у которого есть только старенький домик да верный осел. Каждый день он ходит по одной и той же дороге на свою тяжелую работу. Герой проходит мимо прекрасного сада, который так и зовет его. Но рабочий каждый раз не решается отворить калитку.
Находясь в своей хижине, он раздумывает над своей жизнью и понимает, что он ничего не потеряет, если решится зайти в этот сад. Рабочий все больше и больше влюбляется в красоту того места. Эти главы показывают, что герой устал от житейской суеты, скучной и однообразной действительности. Также можно сделать вывод о том, что герой эгоистичен. У него даже не было мысли о том, чтобы взять с собой своего верного товарища — старого осла.
В третьей главе героя одолевают сомнения: а какой выбор лучше сделать? Его пугает неизвестность: что ждет его там, за оградой соловьиного сада? И в следующей главе он уже оказывается в мире красоты, спокойствия и любви. Сад оказался гораздо прекраснее, чем в его самых смелых мечтах. Опьяненный новыми впечатлениями и осознанием того, что его мечты сбылись, герой забывает и о своих обязанностях, и о своем верном товарище.
В пятой и шестой главах описывается жизнь работника в соловьином саду. Он потерял счет времени, его ничего не волнует. Лишь изредка — шум волн, который не могла заглушить песня соловья. И море напоминало ему о той реальной жизни, которую он оставил. Но любовь и ласки героини позволили ему забыть все тревоги и сомнения. Однажды герою послышался крик его осла, и он решил покинуть сад. В седьмой главе рассказывается о том, как, вернувшись, он не смог найти ни своего дома, ни своего друга. И уже кто-то другой выполняет его работу, а ему помогает другой осел. Не сумевший оценить того, что было в его реальной жизни, проводя свое время в постоянной праздности, герой потерял смысл жизни. Нужно уметь ценить все то, что есть в реальной жизни, а не пытаться жить лишь одними мечтами.
См. подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/362276/a-blok-solovinyiy-sad-analiz-poemyi-kompozitsiya-i-obraz-glavnogo-geroya

Читайте также:  Покровные растения для сада

К.Бальмонт Высший разум (122946) Есть много способов определения значений слов, самый верный из них — это найти слово в Толковом словаре и посмотреть его значение. Можно воспользоваться Википедией! И кстати, слово «стилистика» пишется с одной буквой «Л», если вы этого, увы, до сих пор не знали.

Там в центре поэмы, если, конечно, отбросить в сторону все эти благоуханные плечи и неозаренные туманы и розовые башни в дымных ризах, там в центре поэмы лирический персонаж, уволенный с работы за пьянку, блядки и прогулы.

Источник

Поэма А. Блока «Соловьиный сад»

Градация в литературе – это художественный прием, заключающийся в наращивании смысла отдельных слов или словосочетаний. Благодаря градации автор создает более яркий образ, акцентирует внимание на определенных моментах.

История создания, жанр, направление, сюжет произведения

Поэма А. Блока «Соловьиный сад» написана в период бурного романа поэта с оперной певицей Л.А. Андреевой-Дельмас. 12 января 1914 года А. Блок сделал запись о первой встрече с Дельмас. Впервые поэма была опубликована в «Русском слове» 25 декабря 1915 года. «Соловьиный сад» — последняя поэма, написанная А. Блоком накануне революции 1917 года.

«Соловьиный сад» — романтическая поэма. По объему она больше напоминает длинное стихотворение, чем поэму. Сам поэт в дневнике во время работы над произведением назвал «Соловьиный сад» «поэмкой». Поэма считается одним из наиболее совершенных произведений А. Блока. В поэме нашли отражение размышления поэта о своем месте в жизни.

В зрелой поэзии А. Блока наблюдается освобождение от отвлеченных мистико-романтических символов. Произведения поэта обретают конкретность, жизненность. В этот период происходит переход от символизма к реализму. В анализируемом произведении отражены первые пробы смены направления. Но в описаниях реальной жизни пока остается много символичных образов.

Читайте также:  Сад огород томаты рассада

В поэме изображена нелегкая жизнь простого рабочего, вынужденного ежедневно выполнять однообразную тяжелую работу. Недалеко от дороги раскинулся сад, манящий тенью и прохладой. В этом саду «кто-то тихо смеется». И возможно, в этом саду «жизнь другая – моя, не моя…». Герой поэмы решается войти в этот сад, забыв о своей работе и «товарище бедном своем». Но жизнь, в которой нет привычных тревог и волнений, перестает его радовать. Соловьиная песнь не способна «заглушить рокотание моря», и герой произведения спешит в свою реальную, земную жизнь, туда, где остался его «дом и осел».

Основным композиционным приемом в произведении является антитеза. Она распространяется не только на организацию художественного пространства произведения, но и на звуковые образы.

Тема, проблематика, основная идея произведения

Главная тема поэмы «Соловьиный сад» — размышления о смысле жизни. Судьба – это дорога длиною в жизнь. Поэт символично делит жизнь на две дороги. Одна дорога – рутинная работа, дающая пропитание. Вторая дорог – праздное безделье в саду, где царит безмятежность и любовь. Лирического героя, как и автора, терзают сомнения, какую дорогу выбрать?

В поэме противопоставляются две темы: будничная прозаическая жизнь и жизнь без цели и дела. С самого начла произведения возникает первая тема, которая продолжается в течение трех глав, перекликаясь со второй темой.

Поэт показывает, как однообразна и бедна жизнь одинокого человека и как она преображается, когда появляется любовь. В третьей главе чары соловьиного сада распространяются уже за его пределы. Пустой, каменистый путь лирическому герою начинает казаться таинственным, ведь он приводит к ограде, которая так манит его. Розы из сада опускаются все ниже.

В четвертой главе лирический герой открывает двери, казавшиеся ему неприступными. В саду его ожидает райское блаженство. В подчеркнуто романтических тонах рисуется образ счастья. Герой забывает о своей работе и об осле, оставленном за оградой соловьиного сада.

«Заглушить рокотание моря/ Соловьиная песнь не вольна» — в этих словах подчеркивается суть понимания Блоком счастья. Поэт считает, что никакое наслаждение, даже любовь, не способно заменить ощущение выполненного долг и понимание того, что он на своем месте, на правильном пути. В данном контексте соловьиная песнь – это символ мечты о любви, о личном счастье, о праздных утехах. Море — это символ жизни в широком смысле, олицетворение устоявшегося миропорядка.

Читайте также:  Есть только природа де сад

В седьмой главе лирического героя ждет расплата за то, что он нарушил долг. Дом героя, расположенный на берегу, уничтожен морским приливом. Рабочее место занято другим человеком. Герою поэмы пришлось за кратковременное счастье заплатить всем, что у него было. В начале третьей главе автор ставить вопрос: «Наказанье ли ждет иль награда, Если я уклонюсь от пути?».

Основная мысль произведения заключается в том, что человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, нужно иметь цель и дело.

В критике наряду с общефилософской трактовкой произведения есть мнение о том, что в поэме содержится полемика Александра Блока с представителями «чистого искусства». Поэтому поэму можно рассматривать и как отказ от изображения проблем исторической реальности, сужение задач искусства, уход в некое идеальное пространство.

Лирический герой поэмы

Сам лирический герой произведения называет себя «бедняком обездоленным». Жизнь лирического героя – тяжелая работа. Все, что у него есть – это хижина, осел и кирка. В «Соловьином саду» он обретает возможность прожить другую жизнь. В саду он теряет связь с реальным миром. Через символические образы А. Блок пытается донести идею торжества реального над иллюзорным. Лирический герой понимает, что лишь настоящая жизнь может быть полноценной.

Средства выразительности

Стихотворение написано трехстопным анапестом. Поэт использует перекрестную рифмовку (АбАб), чередует женскую и мужскую рифмы. По точности звучания рифма считается богатой.

Женская рифма – ударение падает на предпоследний слог; мужская рифма – ударение падает на последний слог.

Богатая рифма – совпадение ударного гласного и опорного согласного звуков.

А. Блок использует следующие стилистические фигуры и тропы:

  • Скрытая антитеза – противопоставление сада морю;
  • Метонимия: белое платье мелькает;
  • Олицетворение: день догорает, шепчут ручьи;
  • Сравнение: шипы, точно руки;
  • Градация: брошенный лом, тяжкий, ржавый; и знакомый, пустой, каменистый, но сегодня — таинственный путь; путь;
  • Эпитеты: лишних роз, осел усталый, напев беспокойный, осел утомленный, бедняк обездоленный, сладкой песнью, мгле благовонной и знойной и т.д.;
  • Ассонанс: звуки И, О передают крики осла.

Ассонанс – это повторение гласных.

Источник

Оцените статью