Содержание в садах лицея

Лев Рубинштейн. В садах Лицея

Перед нами — долгожданное переиздание широко известной в советские времена книги о лицейской юности Александра Сергеевича Пушкина и его близких друзей. Юность поэта показана глазами юного Жанно — Ивана Ивановича Пущина, которому Пушкин посвятил проникновенные слова: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» Книга, написанная советским историком и переводчиком Львом Владимировичем Рубинштейном (не путать с современным поэтом Львом Семёновичем Рубинштейном!), впервые увидела свет в 1969 году. С первых же строк она увлекает читателя в девятнадцатый век, где кареты покачиваются на высоких рессорах, как корабли на волнах, а передние ездовые покрикивают встречным извозчикам, чтобы пропустили…

Лев Рубинштейн «В садах лицея»

Лев Рубинштейн «В садах лицея»

Петербург, Царское Село, загадочная «Лицея». Юный Пущин понятия не имеет, что это за место такое, он и его кузен Пьер робеют перед незнакомой новой обстановкой. К тому же, эта Лицея находится чуть ли не в самом императорском дворце! Дядя-адмирал, обещавший замолвить словечко за племянников (ведь берут-то в «Лицею» не всякого!), настаивает на том, что учить их здесь будут «государственной службе» на русском языке, а не на французском. Это просто неслыханно!

Лев Рубинштейн «В садах лицея»

К счастью, «Лицея» оказывается не такой уж и страшной, и называть Царскосельскую школу следует иначе, правильно — Лицей. Жанно быстро заводит здесь новых друзей. Одного из них родной дядя аттестует «рассеянным, как старая дева». Зовут этого рассеянного мальчика — Александр Пушкин. Другой мальчик — костлявый, глуховатый, с длинным носом –– представляется как Вильгельм Кюхельбекер, имя третьего — Антон Дельвиг. Имена эти хорошо знакомы каждому мало-мальски начитанному школьнику, но, положа руку на сердце, много ли современные дети знают о Пущине, Дельвиге, Кюхле? Сегодня они чаще всего представляются им лишь скромными спутниками великого поэта, свидетелями ранней поры его юности: «В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал…» А ведь на самом деле каждый из них был по-своему яркой и цельной личностью. Об этом и рассказывает эта повесть о дружбе и юности, написанная о детях — и для детей.

Лев Рубинштейн «В садах лицея»

Шестнадцать глав книги Рубинштейна последовательно описывают растущую и крепнущую дружбу Пушкина и Пущина, их учёбу, друзей, повседневную жизнь, забавы и переживания. Начинается повесть на мостовых столичного Петербурга, а заканчивается в сибирском городке Ялуторовске, где играет на фортепиано Аннушка, дочь ссыльного Ивана Иванович Пущина. Между началом и концом книги — ссылка Пушкина в Михайловское, Сенатская площадь, ранняя и несправедливая гибель великого русского поэта. Но тот, кто однажды был лицеистом, им и останется, сохранив верность дружбе и принятым в юности идеалам.

Читайте также:  Эфирное масло розы никитский ботанический сад

Лев Рубинштейн «В садах лицея»

Иллюстрации, выполненные художницей Натальей Пыжиковой в современной манере, «приближают» давние события к нашему дню, а сноски, терпеливо объясняющие значение устаревших слов и понятий («свайка», «ездовый» и так далее), расширяют словарный запас юного читателя. Книга станет незаменимым дополнением для уроков истории и литературы и подготовит школьников к знакомству с произведениями Юрия Тынянова «Пушкин», «Кюхля» и др.

Лев Рубинштейн «В садах лицея»

Рубинштейн, Л. В. В садах лицея / Лев Рубинштейн ; художник Наталья Пыжикова. — Санкт-Петербург : Качели, 2021. — 160 с. : цв. ил.— (Вот так история).

Источник

Марианна Басина — В садах Лицея. На брегах Невы

Тут можно читать онлайн Марианна Басина — В садах Лицея. На брегах Невы — бесплатно полную версию книги (целиком). Жанр: Детская образовательная литература, издательство Детская литература, год 1988. Здесь Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте LibKing.Ru (ЛибКинг) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Марианна Басина - В садах Лицея. На брегах Невы

Марианна Басина — В садах Лицея. На брегах Невы краткое содержание

В садах Лицея. На брегах Невы — описание и краткое содержание, автор Марианна Басина, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки LibKing.Ru

Документальные повести о лицейских годах А. С. Пушкина, о жизни поэта в Петербурге до южной ссылки.

В садах Лицея. На брегах Невы — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Басина Марианна Яковлевна

Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет…

Фото

«Для помещения в оном Лицея»

Фото

Всю дорогу от Петербурга до Царского Села архитектор Василий Стасов был погружен в свои мысли. Изредка бросал он рассеянный взгляд на покрытую снегом однообразную болотистую равнину, по которой пролегали двадцать пять верст дороги, соединяющей столицу и Царское Село, и вновь думал о своем.

Ему — молодому зодчему, немало построившему в Москве, — дано было первое поручение от петербургского начальства. Надобно было составить проект внутренней переделки дворцового флигеля в Царском Селе. И вот по какому случаю. Во флигеле этом решено было разместить вновь открываемое учебное заведение — Лицей.

Стасову припомнились слухи, что ходили в петербургском обществе по поводу Лицея, или Ликея. Никто толком не знал, как следует произносить это слово — на французский или на греческий манер.

Читайте также:  Сад как обрезать яблони

Слухи были разные. Одни говорили, что император задумал воспитывать своих младших братьев, четырнадцатилетнего Николая и двенадцатилетнего Михаила, «общественно», вместе с отпрысками знатнейших фамилий. Посему повелел он разместить в Царском Селе у себя под боком «особенный Лицей» — для избранных. Другие (в большинстве это были дамы) полагали, что императору, «любящему нежный детский возраст» и не имеющему собственных детей, захотелось видеть вблизи себя «невинных и веселых отроков» и он повелел устроить для них в своем летнем дворце Лицей. Третьи без всяких сантиментов считали, что все это от вольнодумства. Все это злостные затеи семинариста Сперанского, который из дьячков пробрался в статс-секретари, втерся в доверие к государю и подбивает его на опасные и вредные реформы.

Но что бы ни толковали в столичном обществе, а в начале 1811 года был опубликован Указ Сената об основании Лицея. И вот ему, зодчему Стасову, предложено было незамедлительно отправиться в Царское Село, осмотреть предназначенное для Лицея здание и решить, как наилучшим образом приспособить его для нужд будущего учебного заведения.

Близ Пулковой деревни дорога пошла в гору. Лошадь, впряженная в крытые сани, бежала медленней. Проехали еще верст с пяток, и вдали, будто нарисованные на сером небе, показались черные силуэты огромных ветвистых деревьев, золоченые купола церкви Большого дворца. По расчищенной дороге сани въехали в прямую широкую улицу. Замелькали веселые домики с садами, казенные каменные строения. Миновали занесенный снегом парк и громаду нового Александровского дворца — творение зодчего Кваренги.

Зимою в Царском Селе бывало пустынно и тихо, не то что в летнюю пору, когда сюда из столицы переселялся царь со своим двором. Тогда тихий зеленый городок становился, ни дать ни взять, «Петербургом в миниатюре».

Новый флигель, который приехал осматривать Стасов, стоял возле дворца как отрезанный ломоть. Он был огромен, но узок. Его строгая громада со скупыми украшениями как бы подчеркивала затейливую роскошь Большого дворца. Строил флигель при Екатерине II архитектор Илья Неелов.

Екатерина терпеть не могла своего курносого бешеного сына Павла. Втайне мечтала она, обойдя его, посадить на престол старшего внука — Александра. И его, и младших детей Павла держала при себе. Для них и велела возвести этот «чертог», соединенный крытой галереей с ее собственным дворцом.

Теперь флигель пустовал. Шаг за шагом обошел Василий Стасов все четыре этажа его. В первом и в четвертом потолки невысокие, окна небольшие. Во втором потолки гораздо выше, а в третьем совсем высокие. Обширные комнаты, парадные залы… Стены обтянуты голубым, малиновым, зеленым штофом. Мебель (она также передавалась Лицею «на первое обзаведение») по большей части старинная. Многое рассохлось, выцвело, обветшало…

Читайте также:  Во саду ли огороде рассада

Фото

Вид на Большой Царскосельский дворец и парк. Литография А. Мартынова. Около 1820 года. Фрагмент.

Гулко отдавались шаги в пустынных дворцовых покоях, где ныне надлежало разместить полсотни «веселых отроков». Здесь должны они жить, учиться, отдыхать. Классы для занятий, библиотека, гимнастический зал, столовая. Одних только спален пятьдесят — у каждого воспитанника своя.

Переделки предстояли значительные, а времени оставалось мало. К осени, когда начнутся занятия, все должно быть готово.

Вернувшись в Петербург, не мешкая, подал Стасов по начальству «Опись переделкам и поправкам Царско-Сельского бывшего дворца их императорских высочеств великих князей, для помещения в оном Лицея».

Вскоре министерство народного просвещения заключило с подрядчиком Иваном Пробкиным контракт на производство строительных работ. Нагнал в будущий Лицей подрядчик Пробкин умельцев-мужиков: каменщиков, штукатуров, маляров, печников, плотников — и работа закипела.

К началу октября 1811 года все в Лицее было готово для приема воспитанников. Здание внутри перестроено и заново отделано. Старая мебель приведена в порядок, изготовлена и приобретена кой-какая новая. Для воспитанников, профессоров, служителей сшита форменная одежда; закуплены книги и учебные пособия.

В первом этаже бывшего дворцового флигеля разместилось хозяйственное управление Лицея, квартиры инспектора и гувернеров; во втором этаже — гардеробная, столовая, буфетная, больница с аптекой, малый конференц-зал, канцелярия; в третьем этаже — большой зал, классы, физический кабинет, Газетная комната, в галерее — библиотека; в четвертом этаже — комнаты-спальни воспитанников.

Фото

Большой дворец и Лицей. Литография А. Тона. 1822 год.

Четвертый этаж по проекту Стасова подвергся самой основательной переделке. Втиснуть в один этаж полсотни спален оказалось нелегко. Для этого ранее существовавшие внутренние стены были разобраны, двери заделаны. На месте их возвели шесть поперечных капитальных стен с проходами-арками. Арки образовали сквозной коридор. И по обе стороны коридора появились пятьдесят две крохотные комнатки-спальни с оштукатуренными дощатыми стенами. Эти стены-перегородки делили окна пополам так, что в большинстве спален было по половине окна. Для «чистоты комнатного воздуха» перегородки не доходили до потолка. Для этой же цели потолок всего этажа был приподнят на один аршин. В каждую комнату вела из коридора небольшая дверь, окрашенная желтой масляной краской «под дуб». В верху каждой двери — «для сообщения воздуха и света» — находилось окошечко с железной сеткой. Полы были дощатые, а не паркетные. Над каждой дверью висела черная дощечка с номером комнаты и фамилией воспитанника.

Источник

Оцените статью