Праздник изобилия: детали картины «Лавка фруктов»
XVI–XVIII века — золотое время в истории европейского натюрморта. В те годы существовали две основные художественные школы, специализировавшиеся на изображении цветов, фруктов и предметов, — фламандская и голландская, — на которые ориентировались мастера из остальных стран. Несмотря на то, что Фландрия (Бельгия) и Голландия были соседними государствами, их живописцы вкладывали разный смысл в отображение «мертвой природы» (так называли натюрморт во Фландрии), или «тихой жизни» (так именовали его в Нидерландах).
Главная цель голландских мастеров — выразить идею «суеты сует», бренности всего сущего, близости смерти. Эти темы наиболее волновали протестантских богословов. Поэтому на натюрмортах голландских художников мы часто встречаем череп, погасшую свечу, остановившиеся часы. Все это обрамляется маками — символами вечного сна, нарциссами — символами быстротечности жизни, фиалками — символами недолговечности красоты, и т. п.
Во Фландрии все было наоборот. В отличие от протестантских Нидерландов Бельгия переживала католическое возрождение, и задачей, достойной художника, представлялось не отрицание, а утверждение, прославление Божественного творения. Как сказал немецкий мистик Парацельс: «В словах, растениях и камнях — везде Бог». Поэтому фламандский натюрморт — это праздник жизни, торжество совершенной природы. Виртуозом этого жанра считается Франс Снейдерс, коллега и товарищ Рубенса. В 1618–1621 годах он написал четыре полотна под общим названием «Лавки»: «Лавка рыбы», «Лавка дичи» (битой птицы), «Лавка овощей» и «Лавка фруктов», которые сейчас хранятся в Эрмитаже. По словам сотрудницы музея кандидата искусствоведения Ольги Прохоровой, это энциклопедия фламандского натюрморта с его основными аллегорическими темами — «Времена года», «Пять чувств» (вкус, слух, обоняние, осязание, зрение) и «Четыре стихии» (воздух, вода, огонь, земля). Наиболее богата символами «Лавка фруктов». «Вокруг света» расшифровывает их.
Лавочница и дама. По словам Ольги Прохоровой, их фигуры олицетворяют собой мирную жизнь (на других картинах цикла эту роль выполняют пашущий крестьянин и пристань).
(1) Рука с абрикосом. Символизирует осязание. Абрикос Символ самодостаточности (это самоопыляющееся дерево).
(2) Весы. «Как любой выкованный предмет, — говорит Ольга Прохорова, — они символизируют огонь (в то время как рыба символизирует воду, битая птица — воздух и корнеплоды — землю)».
(3) Смоква. Символ щедрости (она дает очень обильные плоды).
(4) Лающая собака. «Символ слуха (ухо воспринимает лай), — говорит Ольга Прохорова. — На других картинах Снейдерса мы встречаем еще символы вкуса (мясо, рыба) и обоняния (собака, нюхающая дичь)».
(5) Обезьяна. Символизирует вкус.
(6) Шишки пинии (итальянской сосны). Символ надежды на счастье в вечности (пиния — вечнозеленое дерево).
(7) Спаржа. Символ миролюбия (в Средние века она применялась как успокоительное средство).
(8) Белка. Символ упорного труда, потребовавшегося, чтобы вырастить это изобилие.
(9) Артишок. Символ земной любви (считалось, что он помогает забеременеть).
Фрукты. Символ лета (травы были символами весны, дичь — осени, а рыба — зимы; они изображены на остальных трех картинах из цикла Снейдерса).
(10) Лимон. Символ верности и любви (он плодоносит в течение всего года).
(11) Гранат. Символ Вселенской церкви (она объединяет столь же много людей, сколь много зерен в плодах граната).
(12) Апельсин. Символ чистоты и невинности (его белые цветы часто украшают Богородицу).
(13) Ежевика. Символ чистоты Девы Марии. «Считается, — говорит Ольга Прохорова, — что Неопалимая Купина, явившаяся Моисею и выступающая как прообраз материнства и девства Богородицы, была ежевикой. Поэтому про Богородицу говорили: «Она породила пламя Божественной любви, не сгорев от вожделения».
(14) Малина. Символ доброты (святой Мартин кормил малиной нищих).
(15) Яблоко. Символ спасения и искупления (в этом качестве оно часто изображалось в Средние века в руках младенца Иисуса).
(16) Виноград. Символ Христа («Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь», Ин. 15:1).
(17) Вишня. Символ крови Иисуса.
(18) Слива. Считалась символом верности, но принимала дополнительные значения в зависимости от цвета. Темная фиолетовая слива указывает на страдания и смерть Христа, желтая — на чистоту Иисуса, красная представляет собой символ его милосердия, белая говорит о его смирении.
(19) Черешня. Символ райской благодати.
(20) Тыква. Символ воскресения и спасения (согласно Библии, тыква выросла по воле Бога, чтобы дать тень пророку Ионе).
(21) Груша. Символ сладости добродетели.
(22) Персик. Символ Троицы (он состоит из трех частей: плод, косточка и ядро косточки).
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2013
Источник
Франс Снейдерс. Картины с названиями и описанием
«Портрет Франса Снейдерса и его жены» 1-я треть 17 века
Автор: Энтони ван Дейк
Размер: 82 х 110 см см.
Материал: холст, масло
Где находится: Gemaldegalerie Alte Meister художественная галерея размещается в замке Вильгельмсхого в Касселе в Германии
Биография, картины
Франс Снейдерс (Frans Snyders; 11 ноября 1579, Антверпен — 19 августа 1657, Антверпен) — фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко.
Считается, что Снайдерс сам по себе был искусным художником, о чем свидетельствует просьба Яна Брейгеля Старшего сделать копию портрета Тициана из коллекции Борромео во время его пребывания в Милане. Несмотря на это, он по-прежнему часто сотрудничал с такими художниками -фигурами , как Рубенс , Энтони ван Дейк , его шурин Корнелис де Вос , Теодор ван Тюльден и Ян Бекхорст , которые рисовали фигуры в композициях, к которым он добавил элементы натюрморта. Он также сотрудничал со специалистами по ландшафту, такими как Ян Вильденс , который создавал ландшафтные декорации для его сцен охоты.
Сотрудничество с Рубенсом было особенно частым. Выразительность Снейдерса и его умение передавать различные текстуры меха и кожи вызвали восхищение Рубенса. Рубенс часто использовал его для рисования животных, фруктов и натюрмортов на собственных картинах. Снайдерс установил особенно тесные отношения сотрудничества с Рубенсом между 1610 и 1640 годами. Их совместные усилия хорошо задокументированы. В ранний период их сотрудничества Рубенс написал масляный набросок всей композиции и четко обозначил, где Снайдерс должен был бы внести свой вклад. Это зафиксировано в картине «Признание Филопоэма» .
Возможно, в этот ранний период Рубенс не был уверен в композиционных способностях Снайдерса и хотел указать ему путь. ПозжеПрометей связал процесс был обратным, и Снайдерс сделал набросок, оставляя место для фигуры Рубенса. Признание Филопоэма считается первым барочным натюрморт с фигурами.
Известное сотрудничество Рубенса и Снайдерса — Медуза ( Художественно-исторический музей , Вена ). Эта небольшая работа, написанная примерно в 1613–1617 / 1618 годах, показала, что манера Снейдерса не только хорошо подходит для больших работ Рубенса, но также может быть адаптирована к его работам меньшего масштаба. Рубенс полагался на Снайдера в создании визуального богатства, которое шло рука об руку с его стилем барокко, подчеркивающим изобилие и щедрость. Живопись двух художников была настолько близка, что современникам было трудно различить их вклад в совместные работы
Источник
Описание картины Франса Снейдерса «Овощная лавка»
На картине «Овощная лавка» показан обычный бытовой сюжет. Изображены три человека – две женщины и один мальчик. Молодая девушка пришла в овощную лавку, чтобы купить продукты. Она одета в красную пышную кофту, темную юбку и белый передник, на голове – бежевая дамская шляпка с широкими полями. Продавщица товаров одета в простую одежду – серая кофта, зеленая юбка.
Одна из главных ролей отведена ребенку. Темное пятно, которое резко контрастирует с окружающей роскошью даров природы. Это не просто мальчик, это
маленький, но уже сформировавшийся разбойник, который украдкой ворует у молодой девушки кошелек с деньгами. Плодородность матери-земли и бедность ее детей – людей. Художник вносит фигуру воришки, противопоставляя его всему этому богатству, противопоставляя всему миру.
Человеческие фигуры располагаются под белым навесом. Слева от них изображена лошадь, которая пытается съесть кусочек капусты. Нашему взору открывается лишь малая часть тела лошади. Такой прием используется художником, чтобы показать необъятность полотна – фигуры буквально не могут вместиться в пространство картины. На заднем плане виднеется городская стена.
Передний план картины полностью посвящен овощам. Для художника это не просто продукты, это дары природы, которые символизируют щедрость и плодородность фламандских земель. Мы видим, что каждый овощ прорисован с необычайной точностью, с множеством подробностей. Цвета яркие, насыщенные. Большая часть овощей размещается в корзинах. Слева мы видим большую плетеную корзину, в которую положили различные сорта капусты. Внизу размещаются луковицы, чеснок, несколько крупных кабачков и кореньев. Рядом стоят два таза, но они явно не используются в хозяйственных целях: они чистые, с ажурной росписью.
Возле продавщицы также есть пять небольших корзин. В самом низу – корзина со стручками зеленого горошка. Немного выше – грибочки, несколько кустов салата, морковь; виднеется и маленькое лукошко с крыжовником.
Источник
Франс Снейдерс «Овощная лавка» картина 1618-1621 гг.
Название: «Овощная лавка» .
Дата написания: 1618-1621 гг
Автор: Франс Снейдерс
Размер: Высота: 208 см (81,8 дюйма); Ширина: 341 см (11,1 фута)
Техника: Холст, масло.
Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Скачать файл: 1000х608 px.
Кратко описание картины
На картине «Овощная лавка» показан обычный бытовой сюжет. Изображены три человека – две женщины и один мальчик. Молодая девушка пришла в овощную лавку, чтобы купить продукты. Она одета в красную пышную кофту, темную юбку и белый передник, на голове — бежевая дамская шляпка с широкими полями. Продавщица товаров одета в простую одежду – серая кофта, зеленая юбка.
Одна из главных ролей отведена ребенку. Темное пятно, которое резко контрастирует с окружающей роскошью даров природы. Это не просто мальчик, это маленький, но уже сформировавшийся разбойник, который украдкой ворует у молодой девушки кошелек с деньгами. Плодородность матери-земли и бедность ее детей – людей. Художник вносит фигуру воришки, противопоставляя его всему этому богатству, противопоставляя всему миру.
Человеческие фигуры располагаются под белым навесом. Слева от них изображена лошадь, которая пытается съесть кусочек капусты. Нашему взору открывается лишь малая часть тела лошади. Такой прием используется художником, чтобы показать необъятность полотна – фигуры буквально не могут вместиться в пространство картины. На заднем плане виднеется городская стена.
Передний план картины полностью посвящен овощам. Для художника это не просто продукты, это дары природы, которые символизируют щедрость и плодородность фламандских земель. Мы видим, что каждый овощ прорисован с необычайной точностью, с множеством подробностей. Цвета яркие, насыщенные. Большая часть овощей размещается в корзинах. Слева мы видим большую плетеную корзину, в которую положили различные сорта капусты. Внизу размещаются луковицы, чеснок, несколько крупных кабачков и кореньев. Рядом стоят два таза, но они явно не используются в хозяйственных целях: они чистые, с ажурной росписью.
Возле продавщицы также есть пять небольших корзин. В самом низу – корзина со стручками зеленого горошка. Немного выше – грибочки, несколько кустов салата, морковь; виднеется и маленькое лукошко с крыжовником.
Заказать живописную копию или портрет любого размера можно у профессионального портретиста и копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также бесплатно скачивайте Франса Снейдерса «Овощная лавка» на странице сайта!
Источник